Проблемы реализации административных запретов как средств противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы реализации административных запретов как средств противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации



 

Законодательство самых различных стран, как правило, закрепляет положение о том, что государственным служащим не разрешается совмещать службу в государственном аппарате с занятием каких-либо должностей в коммерческих организациях. Кроме того, не допускаются и различные формы сотрудничества с коммерческими организациями, которые могут извлечь различного рода выгоды из официального положения чиновника.

В Германии государственный служащий не вправе заниматься любой предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Государственным служащим Японии запрещено совместительство в других государственных органах в качестве должностных лиц, а также совместительство в качестве консультантов и членов советов фирм и других организаций, имеющих целью извлечение прибыли. Служащие при этом могут быть акционерами подобных предприятий.

Похожие запреты закреплены и в российском законодательстве о государственной гражданской службе Российской Федерации. Впервые перечень ограничений и запретов в системе гражданской службы был установлен в Положении о федеральной государственной службе, утвержденном указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. Ограничения, установленные упомянутым Положением, с определенными изменениями нашли свое отражение в ст. 11 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации». Со вступлением в силу ФЗ №79 от 27.07.04 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» правовое регулирование ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой, получило новый импульс.

Запреты в системе государственной службы - это закрепленные нормами административного права предписания, не позволяющие чиновнику совершать установленные законом действия. Запреты при­сущи режиму государственной службы. Назначение запретов в системе государственной службы состоит в том, чтобы обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов, установить препятствия возможным злоупотреблениям государственных служащих, создать условия для независимости служебной деятельности и вместе с тем гарантировать осуществление государ­ственными служащими гражданских прав.

Государственный граждан­ский служащий не вправе получать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей, вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные возна­граждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ.

Часть 1 ст. 575 ГК РФ «Запрещение дарения» определила, что государственные служащие и служащие муниципальных образований имеют право на принятие обычных подарков в связи с их должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда.

Имеет место противоречие между положениями ГК РФ (ст. 575) и УК РФ. Анализ юридической литературы показывает, что существует точка зрения, что пять минимальных размеров оплаты труда — это та граница, которая разделяет подарок и взятку. Б.В. Волженкин говорит о необходимости разграничения взятки и «обычного подар­ка». По его мнению, если материальная ценность полученного в знак внимания предмета явно малозначительна (букет цветов, коробка конфет и т.п.) и со стороны вручившего его это - сугубо знак признательности, благодарности, то следует говорить лишь о должностном проступке, не достигшем той степени опасности, ко­торая требуется для преступления.

А.Ф. Ноздрачев отмечает, что, несмотря на запрет государственным служащим получать вознаграждения от физических и юридических лиц, государственные служащие не лишаются возможности принимать знаки внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежливости и гостеприимства и такого же рода сувениры при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.

Ст. 575 ГК РФ не оговаривает условий правомерности получе­ния государственным служащим подарков, за исключением суммы подарка. Поэтому в законодательстве о государственной службе необходимо дополнительно оговорить ряд обстоятельств, касающихся порядка получения подарков. Вручение подарка должно происходить официально, подарок должен быть обоснован, руководитель служащего, получившего подарок, поставлен в известность о факте вручения подарка. Данные положения в определенной степени могли бы снять ряд проблемных вопросов, связанных с рассматриваемым запретом.

В целях скорейшей реализации Конвенции Совета Европы «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» было бы вполне оправдано исключить из ст. 575 ГК РФ предписания, до­пускающие дарение государственным служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных обязанностей.

Количество запретов, обусловленных государственной службой, имеет тенденцию к увеличению. В Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» появился запрет, суть которого сводится к тому, что гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе: замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности; разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему из­вестными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Однако следует сказать, что эти предписания закона ничем не охраняются. Поэтому в целях создания административно-правового механизма, не позволяющего государственному гражданскому служащему осуществлять трудовую деятельность в коммерческих организациях до истечения установленного законом срока, целесообразно предусмотреть меры гражданско-правовой ответственности. Меры ответственности могут состоять в пожизненном лишении льгот, которые предоставлены гражданину в связи со статусом государственного служащего, кроме того, вполне возможно предусмотреть исключение из общего трудового стажа стаж государственной службы. Названные санкции должны применяться судом.

Согласно Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» слу­жащий вправе с предварительным уведомлением представителя на­нимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не по­влечет за собой конфликта интересов (ч. 2 ст. 14). Как отмечает А.А. Гришковец, для обеспечения упомянутого права необходимо нормативно определить форму уведомления. Это уведомление должно содержать сведения о деятельности, которую собирается осуществлять служащий (консультации, преподавательская деятельность), форму и порядок оплаты, срок, в течение которого служащий собирается осуществлять соответствующую деятельность. По нашему мнению, требует уточнения ч. 2 ст. 14, связанной с правом гражданского служащего после предварительного уведомления представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта интересов. Принцип уведомления не предполагает по своей сути получения какого-либо согласия со стороны представителя нанимателя, кроме того, в законе не указано, в какой форме это уведомление должно быть реализовано. Существующее предписание может послужить дополнительным основанием для конфликта между гражданским служащим и представителем нанимателя и др.

Содержащиеся в законе императивные запреты на занятие пред­принимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, как показывает практика, достаточно часто не работают в силу объектив­ных и субъективных моментов. В законодательстве о государственной службе было бы вполне оправдано предусмотреть определенную возможность для незначительной, менее оплачиваемой категории государственных служащих совмещение в той или иной форме своей основной работы с участием в некоторых коммерческих организациях, не имеющих прямого или косвенного отношения к их служебной деятельности. Данная практика имеет место в некоторых государствах, в частности США и Канаде[1]. Для большинства государственных служащих запрет на такое участие должен быть сохранен. Несомненно, круг должностей, входящих в ту или иную группу, нуждается в детальной проработке, причем такое совместительство не должно порождать конфликт интересов на государственной службе и должно быть поставлено в жесткий правовой режим.

Следует сказать, что запреты в государственной службе сводятся к тому, что они выражают отрицательную правовую мотивацию, предполагают снижение негативной активности, направлены на защиту общественных отношений, т.е. выполняют охранительную функцию, сообщают об уменьшении объема возможностей. Запреты имеют важное значение в админи­стративно-правовом механизме противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы. Между тем снизить уровень коррупции исключительно с помощью рассматриваемых административно-правовых средств нельзя. Запреты, обусловленные режимом государственной службы, в определенной степени могут лишь ограничить коррупционную составляющую в деятельности чиновника. В литературе отмечается, что кроме сдерживания негативной активности государственных служащих необходимо побуждать их к активной позитивной деятельности, направленной на удовлетворение интересов личности, общества и государства.

Е. А. Пшеничных,

Аспирант РАГС

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.38.100 (0.006 с.)