Государственные организации науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные организации науки



 
 

 

 


1. РАН – 301

2. Государственные образовательные учреждения – 436

3. Государственные научные учреждения, научно-исследовательские учреждения – 224

4. Государственные унитарные предприятия – 161

5. Государственные учебно-научные центры – 28

6. Государственные учебно-научные учреждения– 14

 

Изменились юридические формы организаций образования и науки, на рынок вышли те, кто не работает напрямую на государство. Это обусловило и иные трансформации. Так, график 3 показывает: в поисках научных и образовательных заказов самые активные – вузы, они значительно «обходят» в предложении исследовательских услуг организации Российской академии наук, а это значит, что все разговоры о необходимости создавать исследовательские университеты уже не имеют под собой оснований, потому что и так российские вузы хотят и могут заниматься наукой, они готовы вести исследования и ведут их – больше, чем организации РАН.

2. Поворот к рынку с неизбежностью вызывает трансформации и характера труда. В вузах появилось немало новых рабочих мест, обусловленных фронтальным вхождением в образовательный процесс информационных технологий. Это затронуло и управление системой, и даже формы собственно преподавания. Несмотря на пассивное сопротивление профессорского сообщества, уже фактически произошла замена традиционных лекций такими формами передачи знаний студентам, как лекции-презентации, видеоконференции, телекурсы. Дистанционное обучение из эксперимента становится формой работы вузов. И теперь преподаватель должен не только владеть знаниями и уметь их донести до студента, но и визуализировать их, облечь в форму компьютерной презентации, научиться работать перед камерой, обращаться со скайпом и твиттером.

Рядом с профессором появились новые действующие лица учебного процесса: методист-специалист по подготовке и техническому сопровождению передачи знаний на расстояние, тьюторы, проект-менеджеры.

Профессура, которая ранее к 50-ти годам уже почивавшая на лаврах и прокатывавшая изо дня в день одни и те же лекции, теперь вынуждена сама каждодневно учиться, чтобы остаться на работе, чтобы говорить со своей аудиторией на одном языке – языке информационного века.

3. Новые профессии возникают повсеместно. Стремительно обновляющаяся техника и технологии требуют специалистов по самым разным новым направлениям. Даже в самой сфере информации это обновление происходит в режиме «нон-стоп». Если раньше, например, в журналистике было вполне понятное и ограниченное количество профессий, то теперь она дополняется ранее неведомыми бренд-менеджерами, медиа-директорами, менеджерами по продажам и развитию бизнеса, копирайтерами, медиапланерами и т.д. и т.п.

Но кадры для всех этих новых профессий не пополняются исключительно за счет молодежи, приходящей на рынок труда. Эти кадры – из числа тех, кто обновил свои знания, расширил компетенции, сменил профессию.

Раньше профессии оставались на протяжении столетий семейным достоянием. Мастерство передавалось из поколения в поколение, от отца – сыну. Сегодня родители не могут обеспечить своих детей профессиональными знаниями, как это было раньше. Профессия не имеет протяженности во времени. Смена профессии становится нормой, и это создает трудности и для системы подготовки кадров, и для кадровой безопасности.

Кадровая безопасность в нынешних условиях – это подготовка таких специалистов, которые каждую минуту будут думать о конечности собственного наработанного опыта и недостаточности, устареваемости ныне приобретенных знаний. Требование постоянно учиться – это наиболее эффективная защита от рисков.

4. Там, где нет постоянных, устоявшихся профессий – нет и не может быть четкого государственного регулирования труда. Там не удается и профсоюзам защищать права работников. Вследствие этого в России практически забыта система нормирования труда, все сложнее обеспечить охрану труда. Например, до сих пор нет четких норм для работы за компьютером – сами компьютеры столь стремительно меняются, становятся комфортнее и безопаснее, обладают расширенным каталогом функций, что описание и утверждение норм труда просто не поспевают за этими изменениями и остаются невостребованными обществом. Ведомство по труду с его ранее пристальным вниманием к нормированию и охране труда сегодня практически выбыло из экономики, освободив место другим государственным регуляторам рынка.

5. Эти изменения в сфере труда, необходимость приобретения все новых и новых компетенций, смена профессий обусловливают еще одну тенденцию – депрофессионализацию нашего общества. Литературный герой Конан Дойля детектив-любитель Шерлок Холмс воплощал в себе абсолютное по тем временам исключение из правил: этот самоучка искал преступников лучше полиции. Теперь же массовое появление любителей, неспециалистов везде и всюду – знак современной экономики. Быстрая смена профессий, структурная безработица имели и социальные корни. После падения советского строя без дела оказались миллионы бывших военных, работники спецслужб. Они стали заниматься бизнесом, развивали информационные технологии, пошли в политику. Эта депофессионализация в значительной степени явилась следствием широких реформ, через которые проходит наше общество.

Но и в других странах сегодня наблюдается нечто подобное. Дж.Пенн в своей книге «Микротенденции» подробно рассмотрел такое новое явление, как стремление современного человека быть самому себе врачом: доступность самой разной литературы (научной и популярной) по проблемам медицины облегчает эту задачу, а вместе с этим делает профессию врача менее значимой и авторитетной[3]. Рекомендации людей в белых халатах ставятся пациентами под сомнение, потому что они сами уже научились разбираться в методах лечения.

Эта же картина и во многих других профессиональных средах. Произошла десакрализация профессий. Доступность различных знаний, источников сведений позволяет человеку самому обучаться, приобретать все новые и новые компетенции. Раньше не только врач, но и инженер или учитель были непререкаемыми авторитетами в обществе. Теперь можно взять в руки руководство «Ремонт своими руками», чтобы починить домашние коммуникации, или полистать Б.Спока, чтобы ощутить себя настоящим педагогом. Профессии «расширяются», принимают в свои ряды тех, кто никогда не учился по специальности в вузе, кто методом проб и ошибок осваивал новое дело.

Свою лепту в этот процесс вносят масс-медиа. Телевидение убеждает нас в том, что сегодня совершенно не требуется долго и мучительно совершенствоваться в каком бы то ни было деле, которому другие раньше отдавали жизнь. Так, техникой вальса или движением на коньках можно овладеть за пару недель, чтобы потом побеждать в ледовых или танцевальных шоу. И если раньше журналист менял профессию, чтобы показать, как эта профессия сложна и какие хранит тайны, то теперь телевидение показывает: никаких тайн нет, всему можно научиться, и для этой учебы совершенно не обязательно отдавать годы упорного труда.

6. Разрушение ранее существовавшего мира профессий с особыми требованиями к ним и условиями приобретения и «отправления» порождает и другие опасные социальные явления. В условиях этой стремительной динамики рынка труда парадоксальным образом проявляет себя прямо противоположная тенденция - застой на рынке труда. Люди не могут найти себе работу открыто, работа становится объектом купли-продажи. Конечно, такие отношения возникли не сегодня. В советское время утвердившийся «блат», когда хорошее рабочее место можно было получить исключительно по знакомству, сегодня остается в неприкосновенности. Рыночные отношения привнесли свои особенности в процесс трудоустройства. За хорошее рабочее место могут даже потребовать плату, эти уродливые явления есть и на государственной службе. Впрочем, «блат» тоже является своего рода платой за рабочее место – нематериальной.

К этим, сугубо отечественным факторам изменений рынка труда прибавляется сегодня и «назначение в профессию». Это явление связано с аккумуляцией отдельными сегментами экономики больших денежных потоков, когда работа там становится не только престижной, но и крайне выгодной для обладающих возможностями выбирать себе занятость. Большое количество детей государственных чиновников работает в нефтяном секторе, в газовой промышленности, в банках, на телевидении, они там не потому, что учились этому бизнесу, а потому, что смогли получить назначение. Для любого специалиста по российским масс-медиа очевидно, почему та или иная ведущая вдруг становится востребованной на всех федеральных каналах разом – таланты тут не при чем, включаются иные рычаги принятия кадровых решений.

7. Еще одной серьезной проблемой для кадрового развития России становится, как ни парадоксально это звучит, ее законодательство. Усложненное, запутанное, оно порождает в последние годы ненужную, лишнюю занятость. Посмотрите, как разрослась в последнее время сфера бухгалтерского учета. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ определил в качестве главной фигуры современной экономической жизни бухгалтера. Поскольку ежеминутно Государственная Дума меняет правила игры для экономики, постоянно вносятся изменения в трудовое, пенсионное, налоговое, таможенное законодательство, в законодательство о социальном и обязательном медицинском страховании, то класс бухгалтеров множится, точно так же, как постоянно и значительно увеличивается численность служащих, работающих в «зеркальных» ведомствах – в налоговой службе, в пенсионном фонде и т.д. Чтобы был понятен масштаб этих изменений, достаточно посмотреть на количество обновлений популярных компьютерных бухгалтерских программ: если в 2008 году программа «Налогоплательщик» имела 32 версии (столько изменений в законы было тогда внесено в течение 12 месяцев), то только за первые шесть месяцев в 2010 году программа имела уже 27 версий. Множество бизнесов взросло благодаря нашему законодательству. Они объективно заинтересованы в непрекращающемся изменении правовых актов, чтобы поставлять компьютерные программы для учета этих изменений, разъяснять очередные юридические новшества, вести бухгалтерию.

Бухгалтеры сегодня – один из наиболее существенных искусственно созданных «классов», это настоящий административный барьер для экономики, препятствующий внедрению любых инноваций. России в таком количестве не нужно ни бухгалтеров, ни юристов. Зарубежные административные реформы конца 1990-х – начала 2000-х годов были направлены как раз на то, чтобы «вычистить» из реальной экономики тех, кто сдерживает ее развитие, кто мешает и обременяет бизнес. Например, в Германии в рамках кампании по дебюрократизации было тотально сокращено количество правовых актов с целью упростить законодательство, облегчить работу реальной экономики.

Но у нас пока об этом даже нет и речи. Напротив, благодаря нашим законам появляются новые сферы труда – совершенно ненужного, лишнего. Так, Жилищный кодекс от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ создал новый слой управленцев – председателей правления товарищества собственников жилья (статья 149). Само товарищество, кстати, - это юридическое лицо, а значит, и ему требуется бухгалтер. Ну а председатель, в наш двор пришедший со стороны человек, немедленно потребовал себе оклад не менее чем 40 тыс.рублей в месяц, которые лягут дополнительным бременем на квартплату жильцов, и так уже заметно увеличившуюся из-за выросших коммунальных тарифов. Он нам не нужен, этот председатель с этой зарплатой, но таково требование Закона, и мы искусственно создаем новый класс достаточно обеспеченных людей.

Мы живем в век стремительных перемен, в век возникновения ранее не существовавших угроз. Угрозы в кадровой сфере сегодня – это лишняя занятость, это назначение на должности, размывание профессиональных границ и в целом снижение требований к исполнению дела. Обеспечение кадровой безопасности – устранение этих угроз.


И.Р. КИКИЧЕВ,

аспирант РАГС

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.012 с.)