Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кандидат социологических наук
Взаимодействие властей на Северном Кавказе Как фактор обеспечения социальной и экономической Безопасности
Северо-Кавказский федеральный округ представляет собой одно из наиболее сложных и проблемных административно-территориальных образований в России. Об этом говорят официальная статистика, результаты независимых наблюдений и анализа, а также материалы различных социологических исследований, в том числе и по проблемам взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления как между собой, так и с другими заинтересованными в решении проблемных вопросов субъектами. В социологическом исследовании, проведенном в 2008 году[88], источником эмпирической информации послужили мнения экспертов – представителей федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, входящих в состав тогда еще Южного федерального округа (из состава которого в начале 2010 г. был выделен Северо-Кавказский федеральный округ), работников местных органов власти, предпринимателей, ученых, деятелей культуры, которые обладают необходимыми знаниями о реальном состоянии проблем. Особый интерес для оценки положения в Северо-Кавказском регионе представляет экспертная оценка остроты социальных проблем. На вопрос «Насколько остро сегодня стоят в субъектах Южного федерального округа социальные проблемы?» подавляющее большинство экспертов дали ответ «очень остро» (61,8%) и «умеренно остро» (32,4%), что свидетельствует о повышенной проблемности данного региона в целом, так как это мнение поддерживают практически все категории экспертов, участвовавших в исследовании. Только 2,9% экспертов высказались о небольшой остроте социальных проблем, столько же затруднились дать определенный ответ, что тоже подчеркивает остроту социальных проблем в данном регионе. В исследовании ставилась цель определить структуру проблемы эффективного взаимодействия властей всех уровней в Южном федеральном округе. Для этого экспертам было предложено определить, какой в большей степени по своему содержанию является эта проблема. В результате мнения распределились следующим образом: 1. политической стабильности отношений федерального центра и регионов ― 50%;
2. экономической урегулированности интересов центра и регионов ― 41,2%; 3. социально-политической ― противостояния интересов центральных, региональных и местных элит ― 35,3%; 4. социальной определенности в решении проблем населения в регионах ― 35,3%; 5. социально-культурной толерантности в сфере межнациональных отношений ― 20,6%; 6. организационно-управленческой достаточности функционирования вертикали власти в стране ― 8,8%; 7. административно-правовой ― в плане разделения властных полномочий между центром, регионами и местным самоуправлением ― 8,8%. Такое распределение мнений показывает, что главными составляющими проблемы взаимодействия властей в регионе являются блоки вопросов социально-политического и социально-экономического содержания, которые носят достаточно общий для современного государственного устройства России характер, хотя, конечно, имеют свои особенности проявления в регионе. Экспертам было предложено ответить на вопрос относительно того, какие задачи решаются при взаимодействии органов власти федерального, регионального и местного уровня в регионе, а какие должны решаться в первую очередь. Мнения экспертов по социально-экономическому блоку задач распределились следующим образом*:
Как видно из представленного распределения мнений участников исследования, сегодня реально решаются в основном задачи взаимодействия властей организационного, координационного и контрольного характера, позволяющие поддерживать работоспособность системы взаимодействий и обеспечивать устойчивость государственно-управленческой вертикали, в том числе и по вопросам социально-экономического развития субъектов ЮФО, его поддержки на федеральном уровне. Это необходимо и с точки зрения того, какие задачи взаимодействия должны решаться в первую очередь. Однако среди таких задач эксперты в большей степени выделили те, которые относятся к созданию условий самостоятельного решения в регионах своих экономических и социальных проблем ― проведение единой российской кадровой политики, развитие малого и среднего бизнеса и, что особо важно, формирование институтов гражданского общества, процесс которого в ЮФО, учитывая его особую национально-культурную специфику, имеет много трудно решаемых проблем.
Задачи, определяющие цели и стратегию взаимодействия властей в Южном федеральном округе, базируются на наиболее актуальных вопросах, в которых сегодня прежде всего необходимо сотрудничество. В экономический блок вопросов взаимодействия федеральных и региональных властей в Южном федеральном округе можно включить согласование межрегиональных экономических интересов (38,2%), выравнивание уровня социально-экономического развития между субъектами ЮФО (38,2%), разработку межрегиональных целевых программ социального и экономического развития (32,4%). Несомненно, что создание экономической основы стабильности в ЮФО возможно только при кооперации интересов федерального Центра и субъектов РФ, входящих в состав округа. Для этого необходимо сотрудничество по выработке общих принципов формирования правовой базы субъектов ЮФО (20,6%) и проведение согласованной политики в области подготовки национальных кадров (20,6%). Вопросы взаимодействия властей в Южном федеральном округе охватывают множество проблем, остроту ряда которых (всего 31 проблема) было предложено отметить участникам исследования. В результате мнения экспертов по наиболее важным проблемам, остроту которых выделили от 50 и более процентов участников исследования, распределились в следующем порядке: Как следует из характера распределения мнений экспертов, самые острые проблемы в Южном федеральном округе находятся на пересечении государственной политики (коррупция сегодня может считаться производной от недостатка политической воли за последние 20 лет) и экономики, и можно предположить, что нерешенность именно этих проблем создает существенные препятствия для решения всех остальных. Для изменения ситуации необходимо выработать меры, которые в случае успешной реализации в процессе взаимодействия властей будут способствовать ускорению социального развития в субъектах Российской Федерации в Северо-Кавказском регионе. Среди таких мер, по мнению более половины участников исследования, необходимо, в первую очередь, снижение уровня безработицы (67,6%), проведение разумной кадровой политики с учетом местных условий (61,8%) и неукоснительное следование законам (52,9%). В качестве важной социально-экономической меры эксперты видят также общее повышение благосостояния населения (41,2%). В процессах стабилизации социальной и политической ситуации и социально-экономического развития страны и регионов большое значение сегодня приобрели приоритетные национальные проекты. Участниками (субъектами) реализации ПНП должны быть органы государственной власти и управления, местное самоуправление, предпринимательские круги, политические и общественные партии и объединения, различные профессиональные организации и население (в прямой, личной либо опосредованной, ассоциативной форме). От их активности (политической, экономической, социальной) во многом зависит успешность достижения целей ПНП. Однако сегодня как органами, ответственными за реализацию ПНП, так и в общественном мнении не все потенциальные участники реализации ПНП рассматриваются в качестве активных субъектов этого процесса.
Среди потенциальных экономически и социально активных субъектов реализации ПНП эксперты выделили крупный бизнес (негосударственный и смешанный частно-государственный сектор) – 47,1% и частных предпринимателей среднего и малого бизнеса – 23,5%. Также в эту категорию можно отнести и население, которое является субъектным носителем и политической, и экономической, и социальной активности – 32,4% (что достаточно примечательно на фоне позиций других субъектов реализации ПНП, даже органов власти всех уровней). Но настораживает, что в качестве активных субъектов реализации ПНП в Южном федеральном округе эксперты практически не видят общественные и политические организации (11,8%) и профсоюзы (5,9%), хотя они по своему определению ведут свою деятельность, в том числе и по защите экономических и социальных прав граждан в едином национальном пространстве страны, в своем регионе, где, собственно, и протекают процессы достижения целей приоритетных национальных проектов. В заключение необходимо отметить, что процессы социального и экономического развития российских регионов всегда сопровождаются взаимодействием различных субъектов, вовлеченных в эту сферу. Эффективность взаимодействия этих субъектов (органов власти и управления всех уровней, хозяйственников, предпринимателей, политических, общественных, религиозных организаций, населения) непосредственно определяет уровень социального развития регионов, в том числе и на Северном Кавказе.
Г.К. Хамидова, Аспирант РАГС
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.006 с.) |