Кадровый потенциал государственной молодежной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кадровый потенциал государственной молодежной политики



 

Как известно, в России долгое время со стороны государства не уделялось должного внимания молодежи и работе с данной категорией населения. В выступлениях Президента РФ Д. Медведева не раз было отмечено, что за последние годы накопился целый пласт различных проблем, носящих системный характер и разделяющих молодёжь, общество и власть.

В связи с этим определилась необходимость принципиального изменения отношения к проблемам молодых людей, выстраивания общественно-государственной системы молодёжной работы. Как повседневные задачи для органов исполнительной власти и местного самоуправления страны уже выделились: необходимость придания федеральным проектам и программам системного, долгосрочного и стабильного характера; создание современной инфраструктуры молодёжной политики, системы координации и взаимодействия организаций, а также кадрового обеспечения государственной молодежной политики.[106]

Необходимо отметить, что за последние несколько лет наметились позитивные тенденции в развитии молодежной политики в Российской Федерации.

Во-первых, определены ее нормативно-правовые основы, хотя и не принят основной федеральный закон о молодежной политике в РФ.

Во-вторых, созданы условия по институциональному обеспечению молодежной политики.

В-третьих, началось формирование кадрового корпуса молодежной политики. Складывающаяся система подготовки специалистов по работе с молодежью характеризуется вариативностью и многоуровневостью.

В-четвертых, в реализации молодежной политики одним из основных механизмов стал программно-целевой подход.

Активизировалась работа региональных и муниципальных органов исполнительной власти по упорядочению системы гражданского и патриотического воспитания молодежи. Возникли качественно новые подходы к решению проблем молодежи. Произошел переход от сугубо социальной направленности молодежной политики к политике создания условий для самореализации молодежи, привитию ей навыков самостоятельного решения своих проблем. Молодежная политика стала тесно увязываться с социально-экономическим развитием страны в целом.

За прошедшее время в России были заложены организационные основы государственной молодёжной политики, отработаны отдельные механизмы ее реализации. Вместе с тем, оценивая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по созданию целостной системы реализации государственной молодёжной политики, отмечая определенную работу, необходимо признать, что в целом меры, принимаемые в области реализации молодёжной политики, остаются разрозненными,а выделяемые ресурсы недостаточными для решения масштабных задач. Но в целом долгое время государственной молодежной политике не уделялось должного значения. Институты, в ведомстве которых находилась государственная молодежная политика, претерпевали частые реорганизации, а сама сфера финансировалась по остаточному принципу.

Вопросы молодёжной политики, связанные с нравственным и патриотическим воспитанием молодёжи, осуществлением мероприятий, направленных на духовное развитие личности, и формированием интернациональных и гуманистических взглядов, реализовались государственными органами практически формально и бессистемно.

В сфере молодежной политики присутствует дистанция между попытками актуализировать потенциал молодежи и направить его в то или иное русло и фактическим отсутствием долговременной стратегии, учитывающей не только интересы государства, отдельных групп и корпораций, но в первую очередь потребности самой молодежи[107].

Нестабильность отрасли крайне негативно отражается на состоянии кадрового потенциала молодежной политики, одной из основных функций которого является формирование гражданской и патриотической компоненты личности.

Отсутствие единых подходов к работе с детьми и молодежью как на региональном, так и на федеральном уровне отрицательно сказывается на одной из ключевых проблем эффективности государственной молодежной политики — ее кадровом обеспечении. Учреждения разной ведомственной принадлежности — образования, культуры, социальной защиты и др., ведущие работу с детьми и молодежью, дублируя друг друга, зачастую выполняют одни и те же функции. По-разному в регионах определяются и роль и функции специалистов, в них работающих, критерии оценки их деятельности, процедуры аттестации, перечень услуг, предоставляемых ими, и т.п. Это затрудняет или делает почти невозможным прогнозирование кадровых потребностей в этой сфере.

Так как долгое время не существовало профильных вузов и специальностей по обучению работе в сфере молодежной политики, подбор кадров в органы по молодежной политике осуществлялся без особого внимания к профильному образованию и квалификации специалиста. Во многих региональных органах по делам молодежи до сих пор работают специалисты, которые имеют «комсомольскую закалку». Может, в большей своей массе они имеют большой опыт и довольно профессиональны, но в современных демократических условиях необходимы другие подходы для работы с данной группой населения.

В связи с принятием Стратегии государственной молодежной политики РФ до 2016г. можно констатировать факт, что рассматриваемый сегмент социальной сферы находится на очередном историческом витке развития. Кадровое обеспечение является одним из важнейших факторов эффективности реализации Стратегии. Вместе с тем, необходимо разработать Концепцию развития системы кадрового обеспечения государственной молодежной политики, основные направления совершенствования системы кадрового обеспечения, конкретные шаги, которые существенно увеличат вклад специалистов в области формирования гражданского поведения молодых людей и их гражданственности в целом.

Формирование кадрового потенциала органов по молодежной политике на федеральном уровне происходит крайне хаотичным образом. Можно выделить несколько наиболее значимых противоречий кадровых процессов в сфере молодежной политики:

Во-первых, противоречие между формальным требованием к развитию кадрового потенциала и отсутствием реальных механизмов решения данной задачи. Несмотря на то, что особое значение кадровой проблемы формально признавалось и признается практически всеми руководителями органов законодательной и исполнительной власти, единодушие в оценках зачастую не реализуется в виде конкретных управленческих практик.

В идеальном представлении молодые в большинстве своем специалисты по работе с молодежью рассматриваются как наиболее квалифицированный резерв государственной и муниципальной службы в целом. Но в действительности отсутствует система их профессионально-должностного развития с учетом перспективы работы в специализированных структурах. Многие молодежные работники в силу объективных и субъективных обстоятельств фактически не имеют перспектив профессиональной карьеры в органах муниципального и — в еще большей степени — государственного управления.

Данное обстоятельство довольно ясно осознается самими специалистами. При этом по исследованиям 2004г. 54,88% работников органов молодежной политики связывали свою карьеру с государственной и муниципальной службой.

В-третьих, противоречие между стремлением государственных и муниципальных руководителей сформировать эффективные кадры органов молодежной политики, способные регулировать ситуацию в молодежной среде, органически связанные с нею, и низким авторитетом в этой среде молодежных работников. Показательно в данной связи, что в ходе проведенного в январе — марте 2004 г. по заказу Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации исследования «Формирование кадрового обеспечения государственной молодежной политики» работники органов молодежной политики крайне низко оценили авторитетность своих коллег среди молодежи. Средневзвешенный коэффициент распределения оценок данного качества составил 0,281 при максимально возможном (для сравнения: средневзвешенный коэффициент оценки умения работать с документами оказался 0,480).

Инновационность в организации кадрового обеспечения молодежной политики не всегда находит должное применение в деятельности органов по делам молодежи различных уровней, так как слабо развиты практика мониторинга и анализа кадрового потенциала специалистов, работающих с молодежью, а также прогнозирование потребности их подготовки, повышения квалификации.

Безусловно, за последние годы произошли заметные позитивные изменения кадрового потенциала государственной молодежной политики на федеральном и региональном уровне. Более чем в 25 регионах действуют молодежные правительства и молодежные палаты при региональных парламентах, работая в котором, перспективные молодые люди получают опыт управленческой деятельности и включаются в процесс разработки и реализации социально-экономических проектов и программ. Но нельзя не отметить, что сложность кадровой ситуации в сфере государственной молодежной политики препятствует ее радикальному улучшению в короткие сроки.

В настоящее время, с одной стороны, отсутствуют четкие определения профессиональных функций данных работников, а с другой, выявление общих, профессиональных или квалификационных требований, способствующих их системной и целенаправленной подготовке и переподготовке.

Важным компонентом развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов является наличие преподавателей, осуществляющих обучение работников сферы молодежной политики. Работа с молодежью очень специфична. Можно и нужно говорить сегодня и воспринимать эту работу как новую профессиональную сферу деятельности, имеющую свои учреждения, кадровый состав и необходимые ресурсы.

С.И. Крамченков

Соискатель РАГС



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.006 с.)