Самых известных утверждений насих-мансух 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самых известных утверждений насих-мансух



 

1. Хамр: Слово “хамр” в арабском языке означает “вино или любое иное вещество, вызывающее опьянение”. B 219-м аяте Суры «Корова» Бог сообщает, что вреда от «хамра» гораздо более, чем пользы. В 90-м аяте Суры «Трапеза» «хамр» упоминается как мерзость, деяние сатаны. В 43-м аяте Суры «Женщины» упоминается о запрете совершать молитву до тех пор, пока человек, находящийся в состоянии опьянения, не протрезвеет до такой степени, что он будет понимать, что он говорит. Утверждается также, что 90-й аят Суры «Трапеза» упраздняет два других приведенных аята. Но утверждение это в высшей степени абсурдно. В 213-м аяте Суры «Корова» раскрывается определенная особенность, связанная с сутью «хамра». Например, в Европе широко распространено мнение, что вино полезно для сердца, возможно, это действительно так, но аят сразу предупреждает о том, что вреда от «хамра» много больше, чем пользы. Аят, подразумевая, что «хамр» есть мерзость и зло, все же упоминает о наличие в нем и некоей пользы, однако категорично подчеркивает, что польза эта весьма мала, а вред от «хамра» перечеркивает многократно все его пользы. В современном мире довольно часто можно столкнуться с такими случаями, когда человек, находясь в состоянии опьянения, все же совершает намаз. Он не отказывается от намаза из-за своего нетрезвого состояния и все равно совершает его, но не будет совершать его в тот момент, когда они сильно пьяны. И этот аят устанавливает меру опьянения: “пока не будете понимать, что вы говорите”. Таким образом, эти три аята никак друг другу не противоречат, и потому утверждать о положении насих-менсух, когда один, более поздний аят упраздняет предыдущие, совершенно абсурдно. Все аяты Корана имеют функциональный и информационный смысл, и в жизни непременно происходят ситуации, ответ на которые и несут те или иные аяты.

2. Война и мир: В Коране основополагающим принципом взаимоотношений людей всех вероисповеданий является мир. Коран провозглашает единственно дозволенной оборонительную войну в случае нападения, внешней агрессии, изгнания мусульман с их земель, домов, для защиты жизни и земель своей общины. В этих условиях мусульманин обязан вступить в войну и вести ее до тех пор, пока не минует угроза жизни его общины и не будут освобождены их земли. Если рассматривать Коран как единое послание, то это положение очень гармонично вписывается в общую идею коранического послания. Поэтому наличие в Коране аятов, предписывающих ведение оборонительной войны до тех пор, пока агрессор не сложит оружия и не предложит заключить мир, никак не означает, что аяты о мире являются упраздненными и утратившими силу. Мусульманин, следуя повелению Корана, стремится всеми силами сохранять мир и спокойствие и прибегать к оружию только тогда, когда внешняя сила сама напала на земли Ислама и не оставляет другого пути решения проблемы, кроме оборонительной воны. В этих аятах нет никакого противоречия. Единственно дозволенная Кораном война может быть только ответом на неадекватные действия противной стороны.

3. Соотношение мусульман и безбожников В 65-м аяте Суры «Военные трофеи» Бог сообщает, что 20 стойких в вере мусульман способны одолеть двести безбожников. В следующем 66-м аяте Бог, зная слабость мусульман, облегчает их ношу и говорит, что отныне сто терпеливо-стойких в вере мусульманина способны одолеть двести человек, а тысяча стойких в вере мусульман смогут одолеть две тысячи безбожников. Между этими аятами нет противоречия и нет ситуации, в которой можно было бы говорить о принципе несих-менсух. В картине, что Бог описывает в двух аятах, идущих последовательно, Бог дает мусульманам урок, говоря, что чем меньше слабости и сомнений будет у мусульман, тем более успешными и стойкими они будут против безбожия и неверия. Совершенно очевидно, что эти аяты не требуют никакой замены и не содержат никакого противоречия. Эти аяты не возлагают на мусульман людей какую-либо обязанность или повинность, и потому бессмысленно искать в них противоречие и применять принцип несиха, упразднения одного аята другим.

4. Завещание: В Коране содержатся четкие повеления Бога о необходимости составления завещания и о том, как следует распределить наследство. Тогда как сторонники принципа насих-мансуха утверждают, что аяты, повествующие о том, как должно быть распределено наследство упраздняют более ранние аяты, повествующие о необходимости составления завещания. Кроме того, хадис «Не требуется завещания для наследников» используют для того, чтобы им упразднить действие ясного коранического аята о необходимости составления завещания. Однако анализируя аяты Корана, разъясняющие кому и какие части наследства предписывается оставлять, мы читаем в конце аятов несколько раз это наставление: “Все это после того, как будет исполнено завещание и выплачены долги». Следовательно, Коран предусматривает, что после смерти человека первым следует провести процедуру распределения имущества согласно завещанию умершего, затем выплатить долги, если таковые у него остались, и только потом, если после этого останется некоторое имущество, оно должно быть распределено между родственниками так и в тех соотношениях, что предписываются Кораном. В Коране это положение отражено предельно ясно, и если кто и не понимает этого ясного аята, то непонимание их связано с нежеланием понимать и слышать слово Корана.

5. Изменение киблы: До тех пор, пока Пророку не был ниспослан аят, устанавливающий направление киблы во время молитв, он совершал молитвы, обращаясь в сторону Иерусалима, города, к которому обращались в молитвах Люди Писания, кои были ближе к нему, нежели идолопоклонники Мекки. После того как был ниспослан 11-й аят Суры Корова Пророк сделал киблой, то есть стороной, к которой мусульмане обращались в молитвах, Запретную Мечеть в Мекке. Но ведь в Коране нет аята, который бы повелевал Пророку обращаться сначала к Иерусалиму, чтобы последующий аята о Мекке мог вступить с ним в противоречие и можно было бы говорить о принципе несих-менсух. Есть только один аят, указывающий только одно направление молитв Пророку. И это 114-й аят Суры Корова. До ниспослания этого аята направление молитв не было повелением Бога, а лишь личностным предпочтением Пророка и первых мусульман.

Как видно из этих наиболее известных примеров, в отношении которых имамы мазхабов считают должным применять принцип насих-мансуха, они далеки от того, чтобы демонстрировать хоть какое-то противоречие и потому не может быть и речи о некоем конфликте понятий и упразднении одного аята другим другим. Пожалуй, самое большое искажение в вероучении Ислама, связанное с принципом несиха, относится к вопросу раджма, побивания камнями. Вместо того чтобы попытаться разобраться с вопросом раджма в аятах Корана, традиционалисты предпочли обвинить Коран в недостаточности, причем недостаточность эту обосновать совершенно трагикомическим объяснением о козле, приплести некое повествование об обезьяне, совершившей прелюбодеяние и побиваемой камнями и прочей ахинее, которую мы рассмотрим в следующей главе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.179 (0.004 с.)