Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и функции организационной культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В широком смысле культура является механизмом воспроизведения соци- ального опыта, помогающим людям жить и развиваться в определенной соци- альной или географической среде, сохраняя единство и целостность своего со- общества.69 Организационная культура, это: - интегральная характеристика организации (ее ценностей, норм, образцов поведения, стилей управления, способов оценки результатов, способов разре- шения конфликтов и пр.), данная в языке символов, традиций, привычных стандартов деятельности; - эволюционный (регулирование и воспроизводство) и стратегический ин- струмент развития организации; - комплекс ценностно-нормативных характеристик, продолжительное вре- мя определяющих деятельность организации; - память организации; - оболочка жизнедеятельности организации. Управляя организационной культурой можно эффективно управлять ор- ганизацией. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инер- ционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только пото- му, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям. Ор- ганизационная культура позволяет привести в гармонию индивидуальные цели и цели организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми сотрудниками. Организационная культура включает следующие компоненты: 1. Мировоззрение. Представления об окружающем мире, природе человека и общества, направляющие поведение членов организации и определяющие ха- рактер их отношений с другими сотрудниками, клиентами, конкурентами и т.д. 2. Организационные ценности. Предметы и явления организационной жиз- ни, существенные и значимые для духовной жизни работников. Организацион- ные ценности тесно связаны с организационной мифологией, выражающиеся в системе историй, мифов и даже анекдотов, в которых заключена некоторая дос- тойная уважения характеристика какого-либо сотрудника организации, выгод- но отличающая его от многих других. 3. Стили поведения, характеризующие работников конкретной организа- ции. Сюда также относятся специфические ритуалы и церемонии, язык, исполь- зуемый при общении, а также символы, которые обладают особым смыслом именно для членов данной организации. Важным элементом может стать ка- кой-либо персонаж, обладающий характеристиками, в высшей степени ценны- 69 Заржевский С.Г. Теория организаций. Электронный учебник. Нижегородский филиал ГУ-ВШЭ, 2009. ми для данной культуры и служащий ролевой моделью поведения для сотруд- ников. 4. Нормы. Совокупность формальных и неформальных требований, предъ- являемых организацией по отношению к своим сотрудникам. Они могут быть универсальными и частными, императивными и ориентировочными, и направ- лены на сохранение и развитие структуры и функций организаций. 5. Психологический климат. Психологический климат представляет собой преобладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу, опреде- ляющую отношения членов коллектива друг к другу и к труду. Как правило, крупные организации с разветвленной структурой имеют од- ну общую, доминирующую культуру и некоторое количество субкультур. Доминирующая культура выражает ключевые ценности, которые разде- ляются большинством членов организации. Субкультуры возникают на уровне отдельных филиалов или подразделе- ний организации. 1. В организации может существовать и такой тип субкультур, которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть - это контркультуры. Среди этих организационных контркультур могут быть выделены сле- дующие виды: 2. Прямая оппозиция ценностям доминирующей организационной культу- ры. 3. Оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры органи- зации. 4. Оппозиция к отдельным образцам отношений и взаимодействия, поддер- живаемым доминирующей культурой. Контркультуры в организации появляются обычно тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, как они чувствуют, не могут обес- печить им привычного или желаемого удовлетворения потребностей. В опреде- ленном смысле, организационные контркультуры являются выражением недо- вольства тем, как организационная власть распределяет организационные ре- сурсы. Если рассматривать уровни культуры по Эдгару Шайну, то он выделял три ее уровня (рис.37). 70 Таким образом, Эдгар Шайн предложил трехуровневую модель, состоя- щую из артефактов (самый верхний, поверхностный уровень), ценностей (сред- ний уровень) и базовых положений (самый нижний, глубинный уровень). Первый уровень – артефакты – включает зримые (видимые) внешние факты организационной культуры. Например: применяемая технология, архи- тектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение,
70 Schein, Edgar H. Organizational culture and leadership / Edgar H. Schein.-3rd ed. p. cm.-(The Jossey-Bass Business & management series), 2004.
Рис. 37. Модель корпоративной культуры по Э. Шайну язык, манера общения, мифы и истории, связанные с организацией, внешние ритуалы и церемонии, то есть, все то, что человек может воспринимать своими пятью чувствами. Характерной особенностью следующего уровня – уровня ценностей – яв- ляется то, что его легко наблюдать, но достаточно сложно интерпретировать. Провозглашенные ценности (официально признанные цели организации, ее философия, миссия, стратегии) представляют собой то, что должно быть уви- дено сторонним наблюдателем или вновь принятым членом организации, но при этом они не раскрывают истинной сущности организации. Следующий уровень – уровень базовых положений, которые выступают как совокупность скрытых и принимаемых предположений относительно от- ношения сотрудников организации к тем или иным явлениям и предметам (убеждения, особенности восприятия мысли и чувства). Базовые представления трудно полностью осознать даже самим членам организации. Организационная культура реализует две основные функции менеджмен- та: воспроизводство и регулирование. При помощи функции воспроизводства обеспечивается продолжение и повторение основных характеристик деятель- ности организации во времени и пространстве. При помощи функции регули- рования обеспечивается равновесие деятельности в организации и значи- тельный автоматизм в управлении. Среди других функций организационной культуры наиболее важными яв- ляются: охранная, замещающая, развивающая интегрирующая и адаптирующая. Охранная функция способствует сохранению организации и препятствует проникновению отрицательных и нежелательных ценностей элементов чуже- родных культур. Нейтрализует действие негативных внешних воздействий. Замещающая функция способствует переносу части функций руководите- ля, которые не являются важными и первоочередными на автоматическое ис- полнение, позволив ему таким образом освободить время на решение более важных задач. Развивающая функция способствует восприятию сотрудниками культуры организации во всем ее многообразии, мотивируя их на стандарты, выработан- ные данной культурой. Проявляется аналогия фирмы с большой семьей, в кото- рой человек максимально удовлетворяет свои потребности. Интегрирующая функция способствует осознанию целей и ценностей ор- ганизации и ощущению себя ее частью, созданию командного взаимодействия вокруг новых идей и решений. Адаптирующая функция способствует приспособлению сотрудников к ор- ганизации, приспособлению к экономической ситуации, регулированию парт- нерских отношений организации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.166 (0.009 с.) |