Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы личностных коммуникационных сетейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
· «Штурвал» – сеть сильно централизована, в центре находится лидер, к которому сходятся все коммуникационные потоки. Члены группы между собой не контактируют. Такая сеть может быть эффективна при совместно- индивидуальном типе деятельности, когда каждый участник получает четкое задание и предоставляет информацию о его выполнении только лидеру, не по- лучая никакой дополнительной информации от остальных членов группы. Об- ратная связь слаба или отсутствует, что порождает большое количество ошибок вследствие невозможности взаимных коррекций ошибок между членами груп- пы. Если сложность заданий или количество участников возрастает, то лидер перестает справляться с одновременно растущим объемом информации, вслед- ствие чего у него происходит информационная перегрузка, что приводит к снижению качества управленческих решений. Сеть «штурвал» эффективна при жесткой централизации власти лидера, использующего авторитарный стиль ру- ководства. · «Цепь» – слабо централизованная сеть, которая используется преимуще- ственно при совместно-последовательном типе деятельности, в условиях мно- гоэтапных технологий. Здесь лидер фиксирует лишь конечный результат и дает указание на выполнение следующего технологического цикла. Так как звеньев цепи может быть достаточно много, то передаваемая информация может значи- тельно искажаться, особенно, в процессе обратной связи, когда она осуществ- ляется последовательно через все звенья цепи к лидеру, обрастая дополнитель- ными коррективами каждого из членов цепи. Так как лидер фактически не мо- жет осуществлять эффективный контроль на всех участках, то такая конфигу- рация применима только в случае, когда члены группы сами заинтересованы в выполнении порученных заданий и контролируют действия смежных звеньев. Например, сети типа «цепь» используются в японской системе организации производства «точно вовремя». Здесь каждый исполнитель получает строго определенное количество деталей мелкими партиями; так, если сборщик дол- жен собрать двадцать узлов, то он получает строго двадцать болтов. Если в этой партии попадется один некачественный болт, то сборщик не сможет собрать один узел. Поскольку санкции осуществляются по конечному резуль- тату, то за некачественный болт ответственность должен нести сборщик. Поэтому он стремится сам контролировать деятельность рабочего, изго- тавливающего болты. Рис. 30. Конфигурации коммуникационных сетей в малых группах: а – «круг»; б – «штурвал»; в – «цепь»; г - «игрек»; д – «тент»; е – «палатка»; ж – «дом»; з – «паутина» · «Игрек», или «цепь со сторожем» – в этой сети есть разветвление, на ко- тором располагается позиция сторожа, который перерабатывает и интерпрети- рует информацию для лидера. Это облегчает задачу последнего, так как позво- ляет ему получать обобщенную информацию сразу из двух половинокцепи без информационной перегрузки. Такая сеть характерна, для линейных иерархиче- ских структур, когда к руководителю поступает обобщенная информация о дея- тельности нескольких подразделений от заместителя, помощника или диспет- чера. В такой сети высока вероятность искажения информации и аккумуляция значительных ресурсов информационной власти у «сторожей», которые могут обобщать, адаптировать и передавать информацию в выгодном для них свете, что снижает возможности полноценного управления у лидера. · «Тент» – такая сеть обычно применяется в дивизиональных структурах управления, в крупных корпорациях с продуктовой или региональной специа- лизацией, когда информация проходит по отдельным ветвям структуры с раз- делением по регионам или по продуктам. · «Палатка» – в такой сети, наряду с вертикальными каналами коммуни- кации, используются и горизонтальные, связывающие верхние звенья иерархи- ческой структуры. На средних и низших уровнях управления горизонтальные связи не предусмотрены, так как мидл- и лоу-менеджеры в такой структуре не принимают участия в управлении процессами в организации. В то же время топ-менеджеры активно коммуницируют и образовывают коалиции. · «Дом» – является модификацией сети «Палатка», в которой возникают дополнительные уровни горизонтальных коммуникаций между руководителя- ми средних и низших уровней управления. Вертикальная информация может быть как нисходящей, так и восходящей, но, при этом, обратная связь затруд- нена в силу различий в целях руководителей различных структурных подразде- лений одного уровня иерархии. Они также могут конфликтовать по причине распределения и перераспределения ресурсов между данными подразделения- ми, и поэтому могут сознательно искажать в своих интересах передаваемую информацию. · «Паутина» – коммуникационные связи носят беспорядочный хаотичный характер. Информационные потоки не дозируются и не контролируются лиде- ром. Информация не является ни точной, ни своевременной. Такая сеть больше подходит для дружеского общения, чем для использования ее в деловой орга- низации. Данная конфигурация характерна для недавно созданных молодых ор- ганизаций, однако, с ростом и развитием фирмы, формализация коммуникаци- онных каналов становится необходимой. Можно выделить следующие виды коммуникаций в организации: · Вертикальные и горизонтальные. Вертикальные коммуникации – связы- вают иерархические уровни организации. При этом коммуникационные потоки могут быть нисходящими, где информация передается с высших уровней руко- водства на более низкие и восходящими, которые представляют собой каналы обратной связи процесса управления. Многие сообщения проходят через не- сколько иерархических слоев. При прохождении через каждый слой происходят две вещи: содержание сообщения становится более специфическим и оно мо- жет быть искажено. Горизонтальные коммуникации – осуществляются в преде- лах одного иерархического уровня организации. · Внутриорганизационные коммуникации и коммуникации организации с внешней средой. Последние ориентированы на различные целевые аудитории (потребителей, поставщиков, конкурентов, органы власти и т.д.) и решают про- блемы создания имиджа, обеспечения обеспечение связи с потребителями. · Формальные и неформальные. Формальные коммуникации строго регла- ментируются организационными нормами, правилами, основными ценностями и направлены на достижение организационных целей. Неформальные возника- ют для удовлетворения социальных потребностей членов организации. Иссле- дования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформально- го сообщения, чаще оказывается точной, а не искаженной. Поскольку по кана- лам слухов информация передается намного быстрее, чем по каналам формаль- ного сообщения, руководители пользуются ими для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами». Типичная информация, передаваемая по каналам распространения слу- хов: предстоящие сокращения кадров; новые меры по наказаниям за опоздания; изменения в структуре организации; предстоящие перемещения и повышения; кто кому назначает свидания после работы. · Вербальные и невербальные. Вербальная коммуникация – это информа- ция, передаваемая при помощи слов. К вербальным средствам коммуникации относятся: письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слу- шание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации. Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуни- кативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуника- ции относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструк- тивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатиче- ская (обмен ритуальными этикетными формулами); метаязыковая (функция объяснения). Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет тип высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообще- ние, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, компли- мент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ. Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникаци- ей, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Проблема диалога является ос- новной для изучения процесса коммуникации. Выделяют следующие виды диа- лога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником); полемический (спор, дискуссия); фатиче- ский (поддержание контакта). Невербальная коммуникация – передача информации посредством невер- бальных средств общения (жестов, мимики, телодвижений, интонаций и т.д.). Визуальный облик задается временем и господствующими в этот период тен- денциями. Чтобы человека не воспринимали отрицательно, он обязательно должен выдавать определенную информацию невербальным способом. По не- вербальному поведению партнера по коммуникации мы можем определить его установку на общение. Различают следующие установки: доминирование – ра- венство - подчинение; заинтересованность – незаинтересованность; официаль- ность – доверительность; закрытость – открытость. Наиболее ярко эти установ- ки проявляются в стиле приветствия: установка на превосходство – человек с такой установкой подает руку для приветствия ладонью вниз; установка на подчинение – ладонь вверх; установка на равенство – ладонь перпендикулярно полу. Если Вам протянули руку ладонью вниз, пожимая ее, шагните вперед – ладони выровняются. Английская исследовательница Элери Сэмпсон предлагает таблицу (табл.11) положительных и отрицательных сигналов, встречающихся при не- вербальной коммуникации.40 Таблица 11 Виды невербальных сигналов
Невербальная коммуникация включает пять составляющих: жесты, мими- ка, положение тела, проксемика, тактильная коммуникация.41 1. Жесты – это способ знакового использования рук. Можно, например, махать рукой из другого конца зала, привлекая внимание; показывать рост и другие размеры рукой от пола или двумя руками – размер пойманной рыбы. Можно указывать пальцем на предмет, хотя это и не считается приличным в обычном контексте. Но если это делается в контексте профессионального дис- курса, то это вполне приемлемо и даже необходимо: футбольные арбитры ука- зывают на центр поля или в сторону ворот. Использование жестов для человека становится необходимым, когда другие средства недоступны или маловырази- тельны: тренеры во время гонок сообщают промежуточные результаты лыжни- ку или конькобежцу, слов было бы просто не слышно. Особый случай – языки глухонемых. С одной стороны, использование визуального канала неизбежно, с другой – это не дополнительный, а основной язык для слабослышащих, поэто- му его нельзя включить в данную классификацию. Жестовый язык глухонемых замещает обычный язык. Он состоит из единиц двух уровней членения, мини- мальной языковой единицей считается херема, психологический аналог фоне- мы. Он не совпадает с национальным! Так амслен (American Sign Language) близок к языку глухих Франции, но не является родственным языку глухих Ан- глии. Невербальным средствам для глухонемых соответствуют немануальные 40 Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: Рефл-Бук, 2001. 41 Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации: Краткий курс. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2007. (взгляд, выражение лица, движение головы и тела), мимика иногда выполняет смыслоразличительную роль. 2. Мимика: способ использования выражения лица. Положение деталей лица выполняет знаковые функции: поднятые брови в удивлении, гневе, страхе или приветствии. Чтением лица – физиогномикой – занимался еще Аристотель. Считается, что можно распознать характер человека по лицу. В древнем мире проводили аналогии с животными: густая грива, широкий нос и большой рот (лев) = смелость и настойчивость; лицо лисы = лисья натура, голова овцы = безобидный и смиренный характер, бычья наружность = неоправданное упор- ство. Китайцы условно делят лицо на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю. Верхняя зона (лоб) показывает жизненный путь человека от 15 до 30 лет и в глубокой старости, средняя (от бровей до кончика носа) – от 35 до 50 лет, ниж- няя (от верхней губы до подбородка) – от 51 года до 77 лет. Идеальный лоб (учитываются его форма и цвет кожи) свидетельствует о прекрасном состоянии тела и духа. Гармоничная средняя зона – о сбалансированности психики. Пра- вильные формы нижней зоны – об уравновешенности характера. Как видим, в мимике два слоя: естественный и культурный. При этом че- ловек склонен интерпретировать с помощью культурных кодов даже сугубо природные особенности лица. 3. Положение тела. Считается, что расслабленное положение свидетельст- вует о доверии к собеседнику. Есть различия в культурах: например, американ- цы предпочитают стоять боком друг к другу во время обычного разговора, у нас же это считается неуважительным. 4. Проксемика – способ использования пространства. Расстояние между собеседниками зависит от возраста, от национальных особенностей, от пола коммуникантов, и от степени знакомства между ними. Также существуют раз- личные зоны невербальной коммуникации: 1. Интимная зона (15-45 см) – до- пускаются только самые близкие люди. В каждой культуре свой размер интим- ной зоны. 2. Личная зона (45-120 см) – общение деловых партнеров. 3. Соци- альная зона (120-350 см) – общение в малой группе (10-15 чел.). Пресс- конференции, круглый стол, семинар и т.д.. 4. Публичная зона (от 350 см) – общение с большой группой людей, массовой аудиторией. В разных нацио- нальных культурах эти зоны различны. Соблюдение зон и границ взаимодейст- вия является элементом делового этикета. 5. Тактильная коммуникация – прикосновения, похлопывания и т.п. Ис- пользование тактильных элементов коммуникации говорит о взаимных отно- шениях, статусе, степени дружбы между коммуникантами. Этот способ в большей степени наблюдается у приматов, в человеческом обществе – у жен- щин и детей: хождение под руку и в обнимку, рука на плече, похлопывание по плечу, по щеке, тычок в бок. Здесь также имеются серьезные межкультурные различия. Например, китайцы и британцы считаются наименее «трогательны- ми» народами, поэтому неумело использованный тактильный коммуникатив- ный акт в отношении представителя этих народов может быть даже воспринят как оскорбление.
ры: На личностном уровне существуют следующие коммуникационные барье- 1. Различия в восприятии сообщения, что происходит в силу: · неправильного кодирования сообщения руководителями без учета куль- туры и установок членов организации (сообщение написано или передано на непонятном языке, содержит много слов, принадлежащих другой субкультуре, или специальных терминов, выбрана область деятельности или знания, малоиз- вестная членам организации, и т.д.); · конфликта между сферами компетенции отправителя и получателя ин- формации; · различных социальных установок членов организаций, различных структур ценностей и типов мышления; · фонетических препятствий, создаваемых особенностями речи говоря- щего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко. 2. Семантические барьеры, возникающие из-за плохо сформулированных сообщений или из-за различий в речевом поведении представителей разных культур. Семантика изучает способ использования слов и значения, передавае- мые словами. Поскольку слова (символы) могут иметь разные значения для разных людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет ин- терпретировано и понято таким же образом получателем информации. Напри- мер, японцы часто произносят слово «хай», что переводится как «да», но оз- начает «я вас понимаю», а не «да, я согласен с вами». Поэтому, семантические барьеры, обусловленные культурными различиями, могут серьезно затруднять деловые переговоры. Также подбирая разные слова, мы можем вызвать разное отношение к сообщению. Например: контора – офис. 3. Невербальные межличностные преграды (жесты, интонации, внутрен- ний смысл и другие формы невербальной символической коммуникации). 4. Неудовлетворительная обратная связь (например, из-за неумения слу- шать). По манере слушания можно выделить три типа слушателей: а) вниматель- ных; б) пассивных; в) агрессивных. · Внимательный слушатель правильно оценивает ситуацию, создает атмо- сферу беседы и, тем самым, располагает собеседника к высказыванию; · Пассивный слушатель своим внешним и внутренним безучастием к бесе- де вызывает у собеседника апатию и побуждает его к уклонению от основных идей беседы; · Агрессивный слушатель своим поведением не только закрывает себе дос- туп к пониманию собеседника, но и возбуждает у него негативные реакции, на- талкивающие последнего на ответные агрессивные действия. Во всем этом важнейшую роль играют голос, речь, поза, жесты. Достаточно, скажем, ведущему беседу принять «позу обороны», как у собеседника начина- ют напрягаться мышцы, и он незамедлительно почувствует внутреннее желание быть как бы «наготове». И, наоборот, стоит только расслабиться, как та же ре- акция появится и у «ведомого». 5. Информационные перегрузки. У каждого человека есть ограничения в том количестве информации, которую он может декодировать и понять за опреде- ленный промежуток времени. Если вы сомневаетесь в этом, то можно вспом- нить студента, не спавшего ночь перед экзаменом, чтобы выучить всё, что он до этого не читал. Сообщения теряются, потому что мозг просто не в состоянии обработать такое количество информации. Существует ряд способов, которые можно использовать для улучшения межличностных коммуникаций: 1. Проясняйте свои идеи перед началом их передачи. 2. Учитесь эффективно слушать. Профессор Кит Дэвис приводит 10 правил эффективного слушания: 1) Перестаньте говорить. Невозможно слушать, разговаривая. 2) Помогите говорящему раскрепоститься. 3) Покажите говорящему, что вы готовы слушать. Необходимо выглядеть и действовать заинтересованно. 4) Устраните раздражающие моменты. Не рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги. 5) Сопереживайте говорящему. Постарайтесь поставить себя на его место. 6) Будите терпеливым. Не экономьте время. Не прерывайте говорящего. Не порывайтесь выйти, не делайте шагов в направлении двери. 7) Сдерживайте свой характер Рассерженный человек придает словам не- верный смысл. 8) Не допускайте споров или критики. Это заставляет говорящего занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться. 9) Задавайте вопросы. Это подбадривает говорящего и показывает ему, что вы слушаете. 10) Перестаньте говорить! Это наставление идет и первым, и последним, ибо все остальные зависят от него. Вы не сможете эффективно слушать, если будете разговаривать.42 3. Будьте восприимчивы к потенциальным семантическим проблемам. Из- бегайте двусмысленностей, употребляйте точные формулировки. 4. Следите за языком собственных жестов и интонациями, чтобы не посы- лать противоречивых сигналов. 5. Излучайте эмпатию и открытость. Эмпатия — это внимание к чувствам других людей, готовность поставить себя на их место. 6. Добивайтесь установления обратной связи. Существует ряд способов ус- тановления обратной связи. Например: задавать вопросы, оценивать язык поз, жестов и интонаций человека, указывающих на замешательство или непонима- ние.43 S WWOHjmVI7tljiiD29o+io5fBvksj7DQ7b22oRrAVWjKCr88n9Pyv64j6+ciXPwAAAP//AwBQSwME FAAGAAgAAAAhAEhlTj7cAAAACQEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj0FPwzAMhe9I/IfISNxY 2g2VUZpOwNgRJjbEOWtMU9E4VZO1hV+PJw5w83t+ev5crCbXigH70HhSkM4SEEiVNw3VCt72m6sl iBA1Gd16QgVfGGBVnp8VOjd+pFccdrEWXEIh1wpsjF0uZagsOh1mvkPi3YfvnY4s+1qaXo9c7lo5 T5JMOt0QX7C6w0eL1efu6BR8Z6Ndy6eXm619lw/L7fN+mONaqcuL6f4ORMQp/oXhhM/oUDLTwR/J BNGyThcLjvKQ3YLgwHWSsnH4NWRZyP8flD8AAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA 4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEA OP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEA /nvGrhYCAAAsBAAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAA ACEASGVOPtwAAAAJAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAABwBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAE AAQA8wAAAHkFAAAAAA== " strokeweight=".6pt"> 42 Keith Davis. Human Behaviorat Work, 5th ed. – New York: Mc-Graw-Hill, 1977.
43 Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Дело, 2000. На организационном уровне причины неудовлетворительных коммуника- ций кроются в следующем: 1. Искажение сообщений. Когда информация движется внутри организа- ции вверх и вниз, смысл сообщений может искажаться по ряду причин. Сооб- щения могут искажаться непреднамеренно в силу затруднений в межличност- ных контактах, о чем говорилось выше. Сознательное искажение информации может иметь место, когда какой-либо управляющий не согласен с сообщением. В этом случае он модифицирует сообщение так, чтобы изменение смысла про- исходило в его интересах. Проблемы обмена информацией вследствие искаже- ния сообщений могут возникать также вследствие фильтрации. В организации существует потребность фильтровать сообщения, с тем, чтобы с одного уровня организации на другой направлялись только те сообщения, которые его касают- ся. Сообщения, отправляемые наверх, также могут искажаться в силу несовпа- дения статусов уровней организации. 2. Информационные перегрузки. Данное явление возникает из-за невоз- можности адекватно воспринимать большие объемы информации вследствие особенностей умственной деятельности. После переработки определенного объема информации (для каждого человека индивидуально) наступает умст- венная усталость, что характеризуется замедленным и затрудненным воспри- ятием и обработкой информации. Такое часто могут ощущать на себе студенты во время лекций или при подготовке к экзамену. 3. Неудовлетворительная структура организации. В организации с много- численными уровнями управления растет вероятность информационных иска- жений, поскольку каждый последующий уровень управления может корректи- ровать и отфильтровывать сообщения. Существуют следующие способы совершенствования информационного обмена в организации: 1. Регулирование информационных потоков. Например, если информацион- ное сообщение является важным, используют 2 канала коммуникации: пись- менное уведомление + телефонный звонок. 2. Создание системы обратной связи. Например, путем проведения перио- дических опросов работников. 3. Разработка системы сбора предложений. Например, ведение специальной папки. 4. Создание корпоративного сайта или периодического издания, содержа- щего информацию для всех работников.
Процесс принятия решений Управленческое решение – это обдуманный вывод о необходимости осуществления каких-либо действий для достижения целей организации, либо, наоборот, отказа от этих действий. Принятие решений составляет сущность управленческой деятельности. Объектом решения всегда являются те или иные проблемы, т.е., теоретиче- ские вопросы, или практические ситуации, характеризующиеся невозможно- стью в данных условиях получить желаемый результат. Можно дать следующую классификацию управленческих решений:44 (стр. 75-77) 1. По степени влияния на будущее организации: - стратегические – определяют цели и пути развития (принимаются на выс- шем уровне управления организацией); - тактические – определяют конкретные способы достижения целей (прини- маются на низовых уровнях управления). 2. По масштабам: - глобальные – затрагивают организацию в целом; - локальные – касаются одной стороны ее деятельности. 3. В соответствии с временным горизонтом: - перспективные решения – последствия которых ощущаются длительное время (например, об инвестировании средств); - текущие – ориентированные на нужды сегодняшнего дня (например, о премировании рабочего за конкретное достижение). 4. В зависимости от продолжительности периода реализации: - долгосрочные решения – свыше 5 лет – имеют прогнозный характер; - среднесрочные решения – от 1 до 5 лет – отражаются в целевых програм- мах; - краткосрочные решения – до 1 года – отражаются в оперативных распоря- жениях. 5. По направленности воздействия решения могут быть внешние и внут- ренние. 6. По степени обязательности исполнения: - директивные решения – принимаются высшими органами управления по поводу наиболее важных проблем и предназначены для неукоснительного ис- полнения; - рекомендательные решения – готовятся совещательными органами (коми- тетами и комиссиями) и их исполнение желательно, но не обязательно, т.к., те, к кому эти решения относятся, формально не подчиняются тем, кто их прини- мает. 7. По количеству лиц, вовлеченных в процесс принятия решения: - единоличные – принимаются одним человеком, без совета с окружающи- ми; - консультативные решения - принимаются после совета с подчиненными или экспертами; - совместные – разрабатываются в результате взаимного согласия всех уча- стников на основе консенсуса;
44 Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. - парламентские – базируются на согласии большинства. 8. По широте охвата: - общие решения – касаются одинаковых для всех проблем (например, о времени начала и окончания рабочего дня); - специальные – относятся к узким вопросам. 9. С точки зрения предопределенности: - запрограммированные – имеют определенный механизм реализации; - незапрограммированные решения – принимаются в новых, неординарных обстоятельствах, когда требуемые шаги трудно заранее предугадать. 10. По сфере реализации (производство, сбыт, научные исследования, кад- ровая работа и т.д.) 11. По содержанию (технические, экономические и т.п.) 12. По методологии принятия: - интуитивное решение – имеет в своей основе предположение, что его вы- бор правилен; -адаптационное решение – предполагает осуществление тех шагов, которые в аналогичной ситуации в прошлом были успешными; - рациональное решение – основывается на строгом научном анализе. 13. По степени и уровню информационной обеспеченности: - детерминированные - принимаются в условиях определенности, при нали- чии полной информации о проблемной ситуации; - вероятностные - принимаются в условиях риска, т.е. при отсутствии полной и достоверной информации о проблеме; - неопределенные - принимаемые в условиях неопределенности, т.е. при от- сутствии необходимой информации по проблеме. Деятельность любого руководителя связана с непрерывной разработкой и принятием решений, поскольку только решение является конкретной формой проявления управленческого воздействия основных функций управления?? Не- смотря на разнообразие проблем, по которым принимаются решения, сам про- цесс разработки и принятия любого решения представляет собой однозначно определенный и последовательный ряд действий (анализ поступившей инфор- мации, разработка вариантов решения, их оценка и т. д.), осуществляемых в оп- ределенной последовательности. Поэтому появляется возможность разработки типовой процедуры (алгоритма) принятия решений, придерживаясь которой, руководитель организует работу по подготовке любого решения, не упуская необходимых действий. Такого рода типовая процедура представлена в таблице 12. Рассмотрим последовательно содержание работы по каждому этапу. 1. Формулировка задачи. Данный этап предусматривает полную и объек- тивную оценку возникшей проблемной ситуации, требующей принятия нового решения или корректировки ранее принятого. С этой целью надо выявить при- чины, вызвавшие ее. Их может быть несколько: - ранее принятое решение было неэффективным; - решение было правильным, но не было полностью реализовано (выявляет- ся, что конкретно было недоиспользовано); - изменились как внутренние, так и внешние условия (изменение спроса на продукцию, новые требования к качеству продукции), и, следовательно, необ- ходима смена целей. Таблица 12
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 2775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.119 (0.016 с.) |