Определение и общие характеристики организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение и общие характеристики организаций



Термин «организация» происходит от греческого слова «organon», кото- рое означает устройство, сочетание, объединение чего-либо или кого-либо в одно целое и приведение в стройную систему. «Большой энциклопедический словарь» дает такое определение организации: организация (франц. – organisation, от средневекового латинского organizo – сообщаю стройный вид, устраиваю). Таким образом, термин « организация » означает:

- строение чего-либо (упорядочивание);

- деятельность по налаживанию, устройству, упорядочиванию, оптимиза- ции работы других;

- совокупность людей, групп, объединенных для решения какой-либо зада-

чи.

Несмотря на множественность определений, даваемых специалистами в

области управления, любая организация рассматривается как общность людей, которые объединяют свои усилия и осознают необходимость координации их деятельности для достижения общего результата (цели).

Другое определение организации, достаточно схожее с вы- шеприведенным, дается в «Словаре иностранных слов», согласно которому ор- ганизации представляют собой «совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры; общественное объединение, государственное учреждение».

Также имеет общий главный смысл определение Д. Бодди и Р. Пэйтона. Они предлагают определять организацию как совокупность индивидов, кото- рые стремятся для достижения определенных целей оказать влияние на других создающих материальные ценности, увеличивающих благосостояние людей посредством разнообразных процессов, технологий, структур и культур. Мес- кон и др. дают следующее определение организации - это группа людей, де- ятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (или целей). Таким образом, можно дать следующее определение организации:

Организация – это социальная целостность, направленная на некоторую цель, построенная как специально структурированная и координированная си- стема, предназначенная для некоторой деятельности и связанная с окружаю- щей средой.

Все вышеприведенные определения справедливы для формальных органи- заций, т.е. тех которые специально создаются людьми для достижения желае- мых результатов. Термин «организация» в менеджменте обычно используется для обозначения формальной организации.


В деятельности организаций можно выделить две сферы, которые сущест- венно отличаются между собой по многим показателям и инструментам управления (табл.3).

Первая – это область формального управления или формальная организа- ция. Она управляется профессиональными менеджерами и осуществляет функции: выработки целей и задач, принятия и координации решений, стиму- лирования и вознаграждения, контроля и санкционирования и др. Это часть организации, которая планируется, программируется, контролируется.

Есть участки и уровни организации, которые не поддаются прямому управ- лению и координации деятельности, они требуют поведенческих способов управленческих воздействий, принятия решений, мотивации и контроля персо- нала. Таким образом, вторая область управления – это область неформального управления или неформальная организация. В любой формальной организа- ции существуют и неформальные. Эти организации никто специально не созда- ет, они возникают спонтанно, но в них люди также общаются и взаимодейст- вуют между собой на основе общих интересов. Неформальные организации мо- гут оказывать существенное влияние на деятельность формальной организации и любой менеджер должен уметь воздействовать на поведение таких групп с учетом интересов формальной организации. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения. В них существует опреде- ленное распределение ролей и определен статус каждого входящего в группу. В неформальной группе, как правило, выделяется явно или неявно выраженный лидер. Руководители должны понимать, что вне зависимости от их воли не- формальные группы существуют, с ними бесполезно бороться, с ними нужно считаться, искать способы эффективного взаимодействия, использовать их сильные стороны для достижения целей организации.

Однако, большой организационный эффект здесь можно ожидать только при целенаправленном управлении этой сферой со стороны высшего и сред- него менеджмента при условии создания определенного социокультурного фона (ценности, нормы, традиции, идеалы). Именно в этой области происхо- дят процессы нематериального мотивирования персонала, творческого поис- ка и инновации, горизонтальных коммуникаций и командообразования, ли- дерства и развития организации. 1

Рассматривая организацию как систему, следует классифицировать их по степени открытости по отношению к внешней среде.

Открытая организация – это целостный комплекс взаимосвязанных эле- ментов, который имеет особое единство с внешним окружением или это само- организующаяся система на всех этапах жизненного цикла.

В противоположность открытым, закрытые организации ориентированы в основном на внутренние процессы, и в условиях рынка функционировать не могут. Здесь следует отметить, что полностью закрытых систем не существуют. Все организации в большей или меньшей степени зависят от внешней среды,

 

5 TtZ9Qu9tSN6ix34B2eEfSUctg3zXQdhrdtnZQWMYyRh8ez5h5h/3YD8+8uUvAAAA//8DAFBLAwQU AAYACAAAACEA+dRgVtsAAAAJAQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbExPQU7DMBC8I/UP1lbiRp20 qC0hTgUUjlDRIs5uvMQR8TqK3STwehZxoKed2R3NzOab0TWixy7UnhSkswQEUulNTZWCt8PT1RpE iJqMbjyhgi8MsCkmF7nOjB/oFft9rASbUMi0Ahtjm0kZSotOh5lvkfj24TunI9OukqbTA5u7Rs6T ZCmdrokTrG7xwWL5uT85Bd/LwW7l48tqZ9/l/Xr3fOjnuFXqcjre3YKIOMZ/MfzW5+pQcKejP5EJ omGeLhYsZXDDkwXXScrg+LeQRS7PPyh+AAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEB AAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9 If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAL5Z f6sVAgAALAQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAh APnUYFbbAAAACQEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAbwQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAE APMAAAB3BQAAAAA= " strokeweight=".6pt">

1 Заржевский С.Г. Теория организаций. Электронный учебник. Нижегородский филиал ГУ-ВШЭ, 2009.


т.е. не смогут существовать изолированно от нее. На самом деле это так, по- скольку любая организация не сможет функционировать без ресурсов, полу- чаемых из внешней среды с одной стороны, а с другой внешняя среда в виде потребителей использует продукцию организации и если потребитель откажет- ся от нее смысл существования любой организации исчезает.

Таблица 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.005 с.)