Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы совместной деятельности в организации

Поиск

Под типом совместной деятельности или формой организации совме- стной деятельности понимают способ взаимодействия между участниками группового решения задач или проблем. Согласно классификации Л.И. Уман- ского,3 4 выделяют три типа совместной деятельности: совместно-

 

 


2 Заржевский С.Г. Теория организаций. Электронный учебник. Нижегородский филиал ГУ-ВШЭ, 2009.

3 Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М.: ИПК ГС, 1996.

4 Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд. Перераб. и доп.

– М.: ЮНИТИ, 2002.


взаимодействующую, совместно-последовательную и совместно- индивидуальную.

1)
Совместно-взаимодействующий тип деятельност и характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи. При этом интен- сивность труда исполнителей примерно одинакова, особенности их деятельно- сти определяются руководителем и, как правило, однообразны. Эффективность группы в равной степени зависит от вклада каждого из ее участников. Иллюст- рацией (рис.6) такого варианта организации совместной деятельности может послужить совместное перемещение тяжестей.

 

Рис. 6. Совместно-взаимодействующий тип деятельности

2) Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается тем, что вза- имодействие между участниками труда минимизируется. Каждый из исполни- телей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индиви- дуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в оп- ределенное место. Личное взаимодействие может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (например, через телефон, компьютерные сети и т.д.). Объединяет исполнителей лишь предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим образом. Примеры этого типа дея- тельности — индивидуальная переноска тяжестей или независимый анализ раз- личных аспектов одного и того же явления разными специалистами (рис.7).

 


Рис. 7. Совместно-индивидуальный тип деятельности

3) Совместно-последовательный тип деятельности отличается от совме- стно-взаимодействующего временным распределением, а также порядком уча- стия каждого в работе. Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем — второй, третий и т. д. Особенность дея- тельности каждого участника задается спецификой целей совместною преобра- зования исходного сырья в конечный продукт. Типичный пример совместно- последовательного типа взаимодействия — конвейер, когда продукт деятельно- сти одного из участников процесса переходя к другому, становится для послед- него предметом труда (рис.8).


 

Рис. 8. Совместно-последовательный тип деятельности

4) В последнее время специалистами выделяется особый тип совместной деятельности – совместно-творческий. Подобный тип организации коллектив- ной деятельности зародился в сферах науки и искусства, где участники научно- го или творческого проекта создавали нечто совершенно новое, уникальное, что нельзя было создать по имеющимся правилам и технологиям. В этих коллекти- вах создается особый тип деятельности — сотворчество, когда каждый участ- ник процесса является равноправным создателем нового. Члены такого коллек- тива получают возможность работать в совершенно разных профессиональных позициях и выполнять различные роли в зависимости от стоящей перед груп- пой задачи. Поэтому данные группы обычно обладают высокой гибкостью, из- менчивостью и состава, и внутренней структуры, в зависимости от поставлен- ных задач и условий их выполнения. Так работают творческие коллективы, в которых каждому дается возможность собственного самовыражения и достига- ется цель группы в целом — создание нового, культурно ценного произведения или продукта.

Существует следующая взаимосвязь типов совместной деятельности и особенностей персонала:

1) Для людей в ситуации совместно-взаимодействующей деятельности ха- рактерны: ориентация на коллективные цели, приверженность авторитету ли- дера, ориентация на групповую нравственность (нормы и ценности), а также традиционные способы поведения. Для участника такой организации характер- на высокая приверженность к группе, и самым тяжким наказанием будет изгна- ние из группы себе подобных.


2) Для участников процесса совместно-индивидуальной деятельности ха- рактерны высокая инициативность, активность, ориентация на результат и ин- дивидуальные достижения. Такие специалисты во главу угла ставят свои собст- венные цели и ценности, склонны самостоятельно разрабатывать способы дос- тижения цели и способны эффективно действовать в ситуации внутриорганиза- ционной конкурентности.

3) Для сотрудников организации с совместно-последовательным типом де- ятельности характерны высокая технологическая дисциплинированность, сле- дование нормам и правилам, сформулированным в инструкциях, положениях и других нормативных документах.

4) Участникам совместно-творческой деятельности свойственна ориента- ция на профессиональное развитие. Она в корне отличается от ориентации уча- стников совместно-индивидуальной деятельности, которые стремятся достичь профессионализма в рамках решения одной проблемы. Участники совместно- творческой деятельности стремятся реализоваться и в смежных областях дея- тельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 3290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.61 (0.008 с.)