Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия стрессовых ситуаций

Поиск
Негативные последствия стресса Позитивные последствия стресса
· учащенный пульс, · одышка, · головная боль, · кожные заболевания, · чрезмерное потоотделение, · расстройство пищеварения, · частые простуды, · повышение кровяного давления, · повышенная чувствительность к шуму или запаху, · мышечные судороги, · потеря интереса к противоположному полу, · нарушения сна. · отсутствие собранности, · забывчивость, · неэффективные решения, · проявление беспокойства, нетерпения или страха, · депрессия, · несовместимость с другими членами коллектива, · нарушение сроков выполнения заданий, · нерегулярные посещения и табельный учет, · низкая самооценка, · неэффективное решение проблем, · чрезмерная самокритика, · жалобы клиентов, · неэффективное долгосрочное планиро- вание, · потеря заказов, · путаница, · серьезные ошибки, · регулярные опоздания на работу, · постоянная раздражительность, · отношения, не направленные на сотруд- ничество, · хорошая концентрация, · корпоративное поведение, · высокий уровень выполнения заданий, · эффективное решение проблем, · соблюдение сроков выполнения заданий, · гармоничные взаимоотношения, · хорошая посещаемость и та- бельный учет, · приятные манеры, · интерес к другим людям и забота о них, · растущие достижения, · серьезный интерес к бизнесу и работе, · хорошее долгосрочное планиро- вание, · четкое мышление, · высокий уровень мотивации, · энергичность, · способность к конструктивной критике и к ее восприятию, · ощущение собственной ценно- сти и компетентности.

· низкое качество работы, · эмоциональные взрывы, · частая критика, слухи и злословие, · непредсказуемость, · усталость, · сильные перепады настроения, · несчастные случаи, · повышенное потребление алкоголя, ко- феина, никотина, лекарств, · трудности со сном, · слабый интерес к работе, · физические заболевания.

Управление индивидуальными стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.

Первый – на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности.

В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релакса- ции (после работы, 2-3 раза в неделю) под руководством психолога.

Проводятся также тренинги для развития коммуникативной культуры со- трудников, обучения навыкам сброса напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряжения в коллективах, укрепления связей между сотрудни- ками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстано- вить силы. Подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано на предприятиях стран Западной Европы и в США.

Второй уровень управления стрессом – для отдельной личности. Предна- значен для того, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, исполь- зуя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку почувствовать себя лучше, рас- слабиться.

• Учитесь правильно распоряжаться своим временем.

• Умейте переключать свою деятельность.

• Заставьте стресс работать на вас.

• Посмотрите на ситуацию со стороны.

• Помните, что все проходит, пройдет и это.

Рассмотрим подробные приемы индивидуальной борьбы со стрессом.

1. Учитесь правильно распоряжаться своим временем. Умение правильно организовать свое время – важное средство снятия или предупреждения стрес- са. Вот несколько простых правил:


• при составлении списка необходимых дел перечисляйте в нем, кроме не- обходимых, такие, какие хотелось бы вам сделать именно сегодня. Регулярно отмечая, что удалось сделать, получаете приятное чувство удовлетворения;

• все дела разносите по категориям: главные и те, что можно сделать позже; важно уметь ставить цели и расставлять приоритеты. Эта рекомендация при всей ее простоте достаточно сложна для осуществления: она включает умение говорить «нет», ограничивать себя, планировать свою деятельность на каждый день с учетом цели, поставленной на длительный период;

• избегайте лишних обещаний; это приводит к дополнительной нагрузке на нервную систему, когда вы не можете выполнить обещанного;

• четко уточните для себя разницу между активностью и продуктивностью: активность – проявление внешней большой энергии, не всегда идущей на поль- зу дела; иногда это суетливость, много движений, а мало результатов; продук- тивность - выполнение намеченного, постепенное приближение к поставленной цели;

• проанализируйте причины потери времени: длительные разговоры по те- лефону, ожидание в очереди, выполнение незапланированных дел.

Существует множество технических средств для ежедневного планирова- ния дел и проведения анализа потерь времени: ежедневники, органайзеры, офисные программы персональных компьютеров и пр.

2. Умейте переключать свою деятельность.

Чтобы уйти от напряжения, необходимо найти адекватное по интенсивно- сти замещение выполняемой работе, другой вид деятельности. Это может быть другая работа или физические упражнения, спорт.

3. Заставьте стресс работать на вас.

Если неприятностей нельзя избежать, то целесообразно попытаться из- влечь из них, по возможности, пользу:

• постарайтесь принять негативное событие как позитивное (потерю работы как возможность найти лучшую);

• отнеситесь к стрессу как источнику энергии.

4. Посмотрите на ситуацию со стороны.

В спокойном состоянии вы не могли бы столько сделать, в возбужденном состоянии успели несравненно больше:

• воспринимайте проблему как вызов;

• не думайте о прошлых событиях как о поражении;

• вы не можете отвечать за поступки других людей, а можете только кон- тролировать свою реакцию на них. Главное – победа над эмоциями.

5. Помните, что все проходит, пройдет и это.

• Постарайтесь видеть будущее в положительном свете. Хотя бы ненадолго вспоминайте, как вы ощущали себя, когда все было хорошо.

• Учитесь приемам физического расслабления, откажитесь от напряженных поз, вызывающих стрессовое состояние.


• При необходимости решать большую и сложную задачу, от одной мысли о которой опускаются руки, разбейте ее на небольшие составные части и начните их постепенно решать.

• Не разрешайте себе утонуть в жалости окружающих, но не отказывайтесь от помощи близких.

• Помните, что вы не одиноки. То, что вы испытываете сейчас, другие пере- несли и выжили. Так будет и у вас.

Эффективные руководители должны уметь предотвращать вредные по- следствия стрессовых ситуаций у подчиненных с пользой для организации и без ущерба для их здоровья и психики. Лучшим вариантом будет тот, когда ме- неджер полностью сможет устранить стрессовые ситуации. Приведем примеры некоторых стрессовых ситуаций, способствующих возникновению стрессов у подчиненных и методы использования их во благо организации.

1. Недостаточная ответственность за результаты деятельности и ма- лые права. В данной ситуации подчиненные ограничены в возможности реали- зации собственных идей и в свободе действий. Возникает ощущение незначи- тельности своего положения в организации. «Чем меньше требований предъяв- ляет организация, тем легче и приятней жить». Данное мнение более справед- ливо применительно к лентяям. Применительно к сотрудникам, стремящимся к личному саморазвитию и карьерному росту это правило не работает. Отсюда следует, что добиться максимальной отдачи от добросовестных работников ру- ководитель может, предоставив им определенную свободу действий в пределах должностных обязанностей и постоянно (иногда жестко) контролируя резуль- таты их деятельности. Постоянный контроль позволит сотруднику осознать значимость своей трудовой деятельности для успеха организации.

2. Недостаточно точное и конкретное описание задач, поставленных пе- ред работником. Неопределенность своих действий и целей, на которых следу- ет сосредоточиться, провоцирует состояние подавленности и дезориентирован- ности, что приводит к снижению интенсивности труда сотрудника. Средство предотвращения стресса по этой причине – четко сформулированные задачи и ясные цели.

3. Неясные критерии оценки деятельности работника и неопределенные перспективы карьеры. Опять же главная причина – неопределенность, только область этой неопределенности - это совокупность представлений руководите- ля о работнике (т.е. его оценке) и, как следствие, возможностей продвижения по служебной лестнице. Для предотвращения стресса, в организации необхо- димо разработать систему комплексной оценки сотрудника, исходя из индиви- дуальных целевых установок, и организовать эффективную обратную связь с руководством. При этом следует учитывать, что именно незнание мнения руко- водителя часто вызывает негативное стрессовое состояние, а вовсе не посту- пившая информация о плохой оценке работы. Последнее, при условии целеуст- ремленности сотрудника, приведет к поиску путей устранения ошибок со сто- роны подчиненного и, как следствие, вызовет улучшение его деятельности (т.е. эустресс).


4. Задачи, поручаемые сотруднику, не соответствует уровню квалифика- ции сотрудника. Работник испытывает напряжение, связанное с сомнениями качественного исполнения работы. В данных ситуациях руководитель должен точно знать возможности своих сотрудников, но одновременно заботиться и об их профессионально-квалификационном росте. Работа на грани возможностей подчиненного, будет способствовать направленному приобретению знаний, за- имствованию опыта у коллег, вследствие чего повысится вероятность служеб- ного продвижения, роста авторитета в коллективе и преобладания творческих заданий.

5. Чрезмерная загруженность работой. Как правило, причиной дистресса здесь становиться недовосстановление физической работоспособности, посто- янная усталость, проблемы в личной жизни, как следствие нехватки времени на семью. Однако данная ситуация может быть причиной и эустресса, поскольку при большем напряжении, для выполнения задач, выходящих за рамки обычной деятельности, работник испытывает большее удовлетворение и чувствует себя более ценным для организации. Главное в данных ситуациях - «чувство меры» при определении степени загруженности подчиненного.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: главный ис- точник позитивного стресса для сотрудника – правильно поставленная перед ним задача. Наибольшая производительность достигается в случае, если со- трудник чувствует поддержку со стороны руководства. Именно это и должно быть главным в стресс-менеджменте.

Следует отметить, что стрессу в организации также подвержены менедже- ры всех уровней и звеньев управления. Ненормированный рабочий день, высо- кий уровень ответственности, рваный режим работы, возрастающий информа- ционный прессинг приводят к профессиональному «выгоранию» руководите- лей. Данному симптому наиболее подвержены высококлассные специалисты, трудоголики, целеустремленные и ответственные работники. Руководитель, находящийся в состоянии стресса, как правило, вносит элементы нервозности и нестабильности, что явно не способствует чувству уверенности и спокойствия у персонала.

Любой руководитель для предотвращения дистресса в профессиональной и личной жизни, должен уметь правильно организовывать свою деятельность и повышать свою стрессоустойчивость. Для этого необходимо:

· Периодически проводить анализ своих способностей и возможностей в об- ласти профессиональной деятельности и определять «критические области», требующие дополнительной и своевременной подготовки;

· Иметь четко поставленные цели в различных областях деятельности;

· Правильно определять приоритеты деятельности, с учетом стратегически поставленных задач;

· Заниматься планированием своей деятельности, с обязательным выделени- ем нерабочих дней и времени на физические нагрузки (гиподинамия и повы- шенное нервное напряжение приводит к преждевременным сердечно-


сосудистым заболеваниям (34% руководителей страдают данным заболевани- ем); · Периодически посещать семинары и психологические консультации спе- циалистов в области стресс-менеджмента; · Вырабатывать умение говорить «нет», т.е. умение отказывать; · Повышать эффективность личного тайм-менеджмента; · Совершенствовать систему самомотивации трудовой деятельности.  

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.69.109 (0.01 с.)