Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10.Деловая этика и социальная ответственность организации

Поиск

Деловая этика

В настоящее время проблемы деловой этики и социальной ответственности бизнеса находятся в эпицентре внимания ученых-исследователей и предприни- мателей, теоретиков и практиков бизнеса. Обязательное изучение этой темы предусмотрено в экономических вузах и ведущих школах бизнеса. При заклю- чении сделок, выборе партнеров по бизнесу, применении санкций регулятив- ных органов немаловажную роль играет этическая репутация организации.

Деловая этика – это совокупность этических принципов и норм, которы- ми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных поряд- ков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мо- раль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета – ритуализированные внешние нормы поведения.85

Понятие деловой этики первоначально складывалось еще в средние века в торговле. В купеческой среде возникло понятие «этичного ведения дел», отра- жающее репутацию торговца и моральную сторону его деятельности. Кроме того, параллельно складывался институт меценатства, как форма социальной ответственности собственников-предпринимателей. При этом, лишь в конце XIX – начале XX веков получило распространение широкое движение за этич- ность и социальную ответственность бизнеса. Под влиянием воззрений круп- нейших бизнесменов того времени сформировалась так называемая «доктрина капиталистической благотворительности», согласно которой корпорации были обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказыва- лось в выигрыше. Так, например, занимавшийся производством стали Эндрю Карнеги вложил 350 млн. долл. в социальные программы и построил более 2000 публичных библиотек. Джон Д. Рокфеллер пожертвовал 550 млн. долл. и осно- вал фонд Рокфеллера. «Доктрина капиталистической благатворительности» нашла свое отражение в работе Э.Карнеги «Евангелие процветания», опублико- ванной в 1900 г.

В развитых западных странах восприятие обществом деловой этики за XX

столетие прошло через три этапа: 86

управление, направленное на максимизацию доходов (до второй четверти

XX века): этичность второстепенна по отношению к прибыльности (период

«дикого» капитализма);


85 Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002.

86 Дятлов, А.Н. Общий менеджмент: концепции и комментарии/ А. Н. Дятлов, М.В. Плотников, И.А. Мутовин –

М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.


· попечительское управление (начиная с 1930-х годов): организация забо- тится о своих сотрудниках и их семьях постольку, поскольку это в конечном итоге ведет к более высокой производительности и доходности;

· социальное управление (начиная с 1960х-70х годов): организация несет ответственность перед обществом в целом и, в частности, перед стейкхолдера- ми (группами заинтересованных лиц).

В нашей стране можно выделить пять этапов становления этических воз- зрений в XX веке: 87

· традиционный капиталистический (до 1917г.): меценатство и попечи- тельство считались «хорошим тоном» в традиционных предпринимательских кругах, однако большинство было ориентировано на максимизацию прибыли;

· прямое государственное регулирование (1920-е годы): извлекаемые в виде налогов (в принудительном порядке) средства направлялись на финансирова- ние социальных программ;

· плановая социалистическая ответственность (1930-е-1980-е годы): за каждым предприятием закреплялись социальные объекты и программы, а также предписывался план на будущее – невыполнение плана каралось государством;

· «дикий российский капитализм» (1990-е): приоритет отдан получению краткосрочной экономической выгоды любыми средствами, программы соци- альной ответственности часто принимали характер «прикрытия» незаконных операций;

· локальное попечительство (с 2000 года): крупные предприятия считают своим долгом заботу о местных сообществах, финансируя локальные социаль- ные программы.

Выделяют четыре уровня в системе регулирования деловой этики в органи- зации: 88

· этические принципы (императивы), доминирующие во внешней для орга- низации среде, смена которых зависит от динамики культурных архетипов в обществе;

· нормативные акты, регламентирующие поведение сотрудников органи- зации (например, корпоративный этический кодекс);

· коллективы сотрудников компании, чья деятельность определяется мо- ральным климатом организации (здесь многое определяется морально- психологическими стереотипами и авторитетом морального лидера);

· индивидуальные мотивы сотрудников компании, побуждающие их к мо- ральной деятельности, подчиненной их нравственным идеалам и чувству долга. В последние годы в странах Запада большое внимание уделяется не только проблемам социальной ответственности и этичности организаций в целом, но и


87 Дятлов, А.Н. Общий менеджмент: концепции и комментарии/ А. Н. Дятлов, М.В. Плотников, И.А. Мутовин –

М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

 

88 Дятлов, А.Н. Общий менеджмент: концепции и комментарии/ А. Н. Дятлов, М.В. Плотников, И.А. Мутовин -

М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.


проблемам повышения социально ответственного поведения персонала этих организаций.

Наиболее распространенными способами повышения этичности поведения персонала являются:

· Разработка этических нормативов – задокументированных положений, отражающих корпоративную культуру и описывающих систему общих ценно- стей и правил этики организации. Примером таких документов может послу- жить «этический кодекс компании», «заповеди основателя», миссия и девизы компании.

· Создание комитетов по этике. В состав таких комитетов могут входить руководители и собственники компании, представители общественных органи- заций, которые формируют основные этические положения для компании, со- поставляют желаемое состояние с действительным и выносят авторитетные официальные нравственные суждения по спорным этическим вопросам.

· Проведение социальных ревизий. Программы социальной ответственности организаций обычно документируются и декларируются перед широкой обще- ственностью. Для формирования отчетов приглашаются представители внеш- них независимых организации и СМИ.

· Обучение сотрудников этичному поведению. Для повышения общей культуры и этичности поведения сотрудников, организации могут направлять их на специализированные курсы и программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

· Личный пример руководителя. Лидер и команда топов, как центральные носители культуры, личным примером показывают те организационные ценно- сти и те моральные нормы и ценности, которых нужно придерживаться. Лич- ный пример высоконравственного поведения руководителей побуждает со- трудников следовать новым этическим нормам.

Особым разделом этики бизнеса является деловой этикет. Этикет пред- ставляет собой установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Он включает в себя детально разработанную систему правил учти- вости, описывает формы знакомства, приветствия и прощания, выражения бла- годарности и сочувствия, правила ведения переговоров, основы культурного поведения за столом, формы поздравлений, уместность преподнесения тех или иных подарков и т.д.

Правила делового этикета являются общепринятыми в международном де- ловом общении, хотя и имеют некоторые национальные и корпоративные осо- бенности. В организации этикет во многом определяется культурой взаимоот- ношений, традициями и стилем руководства. Примером правил делового этике- та могут быть шесть заповедей Джен Ягер: 89

· Делайте все вовремя! Опоздания не только мешают работе, но и являют- ся первым признаком того, что на человека нельзя положиться. Прийти вовремя


89 Ягер Д. Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. – М., 1994.


- иногда значит прийти не слишком рано, не раньше своего начальства. Главное в вашем дневном расписании – прийти вовремя утром. Если вдруг случится так, что вам необходимо задержаться, и вы знаете об этом заранее, позвоните в офис, и пусть секретарь или кто-нибудь из начальства обязательно будет в кур- се дела. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего вре- мени, советуют добавлять лишних 25% на тот срок, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения данной работы. Вспомните закон Мерфи: все дела занимают больше времени, чем вам кажется, а все помехи, какие могут воз- никнуть, обязательно возникают. Так что выделяйте время с запасом на те трудности, что поддаются прогнозированию.

· Не болтайте лишнего! Смысл этого принципа в том, что вы обязаны хра- нить секреты корпорации, учреждения или конкретной сделки так же бережно, как и тайны личного характера. Никогда никому не пересказывайте того, что вам приходится услышать от сослуживца, руководителя или подчиненного об их личной жизни.

· Будьте любезны, доброжелательны и приветливы! Ваши клиенты, заказ- чики, покупатели, сослуживцы или подчиненные могут сколько угодно приди- раться к вам, это неважно: все равно вы обязаны вести себя с ними вежливо, приветливо и доброжелательно. Кому нравится работать с людьми брюзгливы- ми, подозрительными и капризными? Достичь вершины вам позволит только дружелюбное отношение к окружающим. Если все вокруг твердят, что вы уме- ете понравиться, значит, вы на верном пути. Один из важных элементов воспи- танности и доброжелательности – искусство сказать то, что нужно. Вам надо придерживаться того же принципа в своих поступках, а они отражаются в ва- ших речах.

· Думайте о других, а не только о себе! Внимание к окружающим должно проявляться не только в отношении клиентов или покупателей, оно распро- страняется и на сослуживцев, начальство и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчинен- ных. Не начинайте сразу огрызаться, когда кто-то ставит под сомнение качест- во вашей работы; покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

· Одевайтесь как положено! Самый главный принцип, о котором ни в ко- ем случае не следует забывать, – прежде всего, вы должны стремиться вписать- ся в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения – в контингент ра- ботников вашего уровня. Некоторые специалисты советуют одеваться на рабо- ту так, как вам хочется, а не «как положено», но этому совету лучше не следо- вать. На каких бы ролях ни находились вы в фирме сейчас, вам надо «вписать- ся», но при этом вы должны выглядеть самым лучшим образом, т.е. одеваться со вкусом, подбирать цветовую гамму к лицу, тщательно подбирать аксессуары от туфель до галстуков.

· Говорите и пишите правильно! Что значит правильно пользоваться уст- ным и письменным словом? Это значит, что все произносимое, а равно напи-


санное вами: будь то внутренние записки или любые письма, отправляемые за пределы фирмы, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собст- венные должны быть переданы без ошибок. Следите за тем, чтобы никогда употреблять бранных слов: может случиться, что разговор, на ваш взгляд, со- вершенно приватный, на горе вам невольно услышит человек, от мнения кото- рого зависит вся ваша карьера. Если по каким-либо причинам вы повторяете скверные слова, употребленные третьим лицом, – в качестве цитаты или при разборе какой-то ситуации, – не произносите самого бранного слова.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.143 (0.014 с.)