Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 10.Деловая этика и социальная ответственность организации↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Деловая этика В настоящее время проблемы деловой этики и социальной ответственности бизнеса находятся в эпицентре внимания ученых-исследователей и предприни- мателей, теоретиков и практиков бизнеса. Обязательное изучение этой темы предусмотрено в экономических вузах и ведущих школах бизнеса. При заклю- чении сделок, выборе партнеров по бизнесу, применении санкций регулятив- ных органов немаловажную роль играет этическая репутация организации. Деловая этика – это совокупность этических принципов и норм, которы- ми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных поряд- ков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мо- раль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета – ритуализированные внешние нормы поведения.85 Понятие деловой этики первоначально складывалось еще в средние века в торговле. В купеческой среде возникло понятие «этичного ведения дел», отра- жающее репутацию торговца и моральную сторону его деятельности. Кроме того, параллельно складывался институт меценатства, как форма социальной ответственности собственников-предпринимателей. При этом, лишь в конце XIX – начале XX веков получило распространение широкое движение за этич- ность и социальную ответственность бизнеса. Под влиянием воззрений круп- нейших бизнесменов того времени сформировалась так называемая «доктрина капиталистической благотворительности», согласно которой корпорации были обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказыва- лось в выигрыше. Так, например, занимавшийся производством стали Эндрю Карнеги вложил 350 млн. долл. в социальные программы и построил более 2000 публичных библиотек. Джон Д. Рокфеллер пожертвовал 550 млн. долл. и осно- вал фонд Рокфеллера. «Доктрина капиталистической благатворительности» нашла свое отражение в работе Э.Карнеги «Евангелие процветания», опублико- ванной в 1900 г. В развитых западных странах восприятие обществом деловой этики за XX столетие прошло через три этапа: 86 управление, направленное на максимизацию доходов (до второй четверти XX века): этичность второстепенна по отношению к прибыльности (период «дикого» капитализма); 85 Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. 86 Дятлов, А.Н. Общий менеджмент: концепции и комментарии/ А. Н. Дятлов, М.В. Плотников, И.А. Мутовин – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. · попечительское управление (начиная с 1930-х годов): организация забо- тится о своих сотрудниках и их семьях постольку, поскольку это в конечном итоге ведет к более высокой производительности и доходности; · социальное управление (начиная с 1960х-70х годов): организация несет ответственность перед обществом в целом и, в частности, перед стейкхолдера- ми (группами заинтересованных лиц). В нашей стране можно выделить пять этапов становления этических воз- зрений в XX веке: 87 · традиционный капиталистический (до 1917г.): меценатство и попечи- тельство считались «хорошим тоном» в традиционных предпринимательских кругах, однако большинство было ориентировано на максимизацию прибыли; · прямое государственное регулирование (1920-е годы): извлекаемые в виде налогов (в принудительном порядке) средства направлялись на финансирова- ние социальных программ; · плановая социалистическая ответственность (1930-е-1980-е годы): за каждым предприятием закреплялись социальные объекты и программы, а также предписывался план на будущее – невыполнение плана каралось государством; · «дикий российский капитализм» (1990-е): приоритет отдан получению краткосрочной экономической выгоды любыми средствами, программы соци- альной ответственности часто принимали характер «прикрытия» незаконных операций; · локальное попечительство (с 2000 года): крупные предприятия считают своим долгом заботу о местных сообществах, финансируя локальные социаль- ные программы. Выделяют четыре уровня в системе регулирования деловой этики в органи- зации: 88 · этические принципы (императивы), доминирующие во внешней для орга- низации среде, смена которых зависит от динамики культурных архетипов в обществе; · нормативные акты, регламентирующие поведение сотрудников органи- зации (например, корпоративный этический кодекс); · коллективы сотрудников компании, чья деятельность определяется мо- ральным климатом организации (здесь многое определяется морально- психологическими стереотипами и авторитетом морального лидера); · индивидуальные мотивы сотрудников компании, побуждающие их к мо- ральной деятельности, подчиненной их нравственным идеалам и чувству долга. В последние годы в странах Запада большое внимание уделяется не только проблемам социальной ответственности и этичности организаций в целом, но и 87 Дятлов, А.Н. Общий менеджмент: концепции и комментарии/ А. Н. Дятлов, М.В. Плотников, И.А. Мутовин – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
88 Дятлов, А.Н. Общий менеджмент: концепции и комментарии/ А. Н. Дятлов, М.В. Плотников, И.А. Мутовин - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. проблемам повышения социально ответственного поведения персонала этих организаций. Наиболее распространенными способами повышения этичности поведения персонала являются: · Разработка этических нормативов – задокументированных положений, отражающих корпоративную культуру и описывающих систему общих ценно- стей и правил этики организации. Примером таких документов может послу- жить «этический кодекс компании», «заповеди основателя», миссия и девизы компании. · Создание комитетов по этике. В состав таких комитетов могут входить руководители и собственники компании, представители общественных органи- заций, которые формируют основные этические положения для компании, со- поставляют желаемое состояние с действительным и выносят авторитетные официальные нравственные суждения по спорным этическим вопросам. · Проведение социальных ревизий. Программы социальной ответственности организаций обычно документируются и декларируются перед широкой обще- ственностью. Для формирования отчетов приглашаются представители внеш- них независимых организации и СМИ. · Обучение сотрудников этичному поведению. Для повышения общей культуры и этичности поведения сотрудников, организации могут направлять их на специализированные курсы и программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. · Личный пример руководителя. Лидер и команда топов, как центральные носители культуры, личным примером показывают те организационные ценно- сти и те моральные нормы и ценности, которых нужно придерживаться. Лич- ный пример высоконравственного поведения руководителей побуждает со- трудников следовать новым этическим нормам. Особым разделом этики бизнеса является деловой этикет. Этикет пред- ставляет собой установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Он включает в себя детально разработанную систему правил учти- вости, описывает формы знакомства, приветствия и прощания, выражения бла- годарности и сочувствия, правила ведения переговоров, основы культурного поведения за столом, формы поздравлений, уместность преподнесения тех или иных подарков и т.д. Правила делового этикета являются общепринятыми в международном де- ловом общении, хотя и имеют некоторые национальные и корпоративные осо- бенности. В организации этикет во многом определяется культурой взаимоот- ношений, традициями и стилем руководства. Примером правил делового этике- та могут быть шесть заповедей Джен Ягер: 89 · Делайте все вовремя! Опоздания не только мешают работе, но и являют- ся первым признаком того, что на человека нельзя положиться. Прийти вовремя 89 Ягер Д. Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. – М., 1994. - иногда значит прийти не слишком рано, не раньше своего начальства. Главное в вашем дневном расписании – прийти вовремя утром. Если вдруг случится так, что вам необходимо задержаться, и вы знаете об этом заранее, позвоните в офис, и пусть секретарь или кто-нибудь из начальства обязательно будет в кур- се дела. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего вре- мени, советуют добавлять лишних 25% на тот срок, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения данной работы. Вспомните закон Мерфи: все дела занимают больше времени, чем вам кажется, а все помехи, какие могут воз- никнуть, обязательно возникают. Так что выделяйте время с запасом на те трудности, что поддаются прогнозированию. · Не болтайте лишнего! Смысл этого принципа в том, что вы обязаны хра- нить секреты корпорации, учреждения или конкретной сделки так же бережно, как и тайны личного характера. Никогда никому не пересказывайте того, что вам приходится услышать от сослуживца, руководителя или подчиненного об их личной жизни. · Будьте любезны, доброжелательны и приветливы! Ваши клиенты, заказ- чики, покупатели, сослуживцы или подчиненные могут сколько угодно приди- раться к вам, это неважно: все равно вы обязаны вести себя с ними вежливо, приветливо и доброжелательно. Кому нравится работать с людьми брюзгливы- ми, подозрительными и капризными? Достичь вершины вам позволит только дружелюбное отношение к окружающим. Если все вокруг твердят, что вы уме- ете понравиться, значит, вы на верном пути. Один из важных элементов воспи- танности и доброжелательности – искусство сказать то, что нужно. Вам надо придерживаться того же принципа в своих поступках, а они отражаются в ва- ших речах. · Думайте о других, а не только о себе! Внимание к окружающим должно проявляться не только в отношении клиентов или покупателей, оно распро- страняется и на сослуживцев, начальство и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчинен- ных. Не начинайте сразу огрызаться, когда кто-то ставит под сомнение качест- во вашей работы; покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным. · Одевайтесь как положено! Самый главный принцип, о котором ни в ко- ем случае не следует забывать, – прежде всего, вы должны стремиться вписать- ся в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения – в контингент ра- ботников вашего уровня. Некоторые специалисты советуют одеваться на рабо- ту так, как вам хочется, а не «как положено», но этому совету лучше не следо- вать. На каких бы ролях ни находились вы в фирме сейчас, вам надо «вписать- ся», но при этом вы должны выглядеть самым лучшим образом, т.е. одеваться со вкусом, подбирать цветовую гамму к лицу, тщательно подбирать аксессуары от туфель до галстуков. · Говорите и пишите правильно! Что значит правильно пользоваться уст- ным и письменным словом? Это значит, что все произносимое, а равно напи- санное вами: будь то внутренние записки или любые письма, отправляемые за пределы фирмы, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собст- венные должны быть переданы без ошибок. Следите за тем, чтобы никогда употреблять бранных слов: может случиться, что разговор, на ваш взгляд, со- вершенно приватный, на горе вам невольно услышит человек, от мнения кото- рого зависит вся ваша карьера. Если по каким-либо причинам вы повторяете скверные слова, употребленные третьим лицом, – в качестве цитаты или при разборе какой-то ситуации, – не произносите самого бранного слова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.143 (0.014 с.) |