Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление как информационный и функциональный процесс↑ Стр 1 из 25Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Управление – это циклический процесс, такой же, как и любая работа. Ко- гда говорят, что организация функционирует, имеют в виду, что выполняются какие-то определенные действия, необходимые и достаточные для поддержания ее жизнедеятельности. Управление как процесс можно рассматривать с двух точек зрения: как информационный процесс и как функциональный процесс. Управление как информационный процесс. Рассматривая управление как информационный процесс, надо отметить, что это не что иное, как обмен ин- формацией между управляемой и управляющей системами. Схема (рис. 2) дает представление о цикле управления и дает понятие управления как процесса. Циклом управления называют кругооборот инфор- мации между объектом управления и управляющей системой или между управ- ляющей системой и внешней средой. Управленческий цикл совершается либо только по внутреннему контуру, ли- бо по внутреннему и внешнему контурам. В первом случае он вызван информа- цией, пришедшей из объекта управления, и при этом процесс управления может идти только по внутреннему контуру, во втором - он порождается информаци- ей из внешней среды, а управленческий процесс идет (должен идти) не только по внутреннему, но и по внешнему контурам. Причем эти контуры должны быть замкнутыми. Это является необходимым условием эффективного функ-
> >
Предприятие (организация)
Рис. 2. Блок-схема информационного управленческого цикла разомкнутым (руководитель не всегда передает информацию во внешнюю вре- ду, хотя и замыкает внутренний контур в связи с полученной из внешней среды информацией), поскольку не отвечает за состояние дел во внешней среде и по- этому считает информационный обмен не обязательным. Этим самым внешняя среда ставится в состояние неопределенности. Ориентируясь на рис. 2, сформулируем понятия: предмет труда, средства труда и результаты труда руководителя применительно к любому процессу управления. Предметом труда управляющей системы (руководителей) явля- ется либо информация о состоянии объекта управления, либо информация из внешней среды об ее потребностях (требованиях) к конкретному объекту управления. Средствами труда руководителей являются мыслительная спо- собность головного мозга и технические средства сбора, переработки и переда- чи информации. Результатом труда руководителей является управленческое решение, выработанное на основе: либо информации из объекта управления, либо информации из внешней среды. Образно говоря, информация – это заготовка, мозг и технические средства – инструмент и оборудование, решение – готовая деталь. Учитывая информационный характер предмета труда руководителя, что свидетельствует о преобладании умственного труда менеджеров, который явля- ется более утомительным для любого человека, следует обратить внимание на характер информации поступающей к менеджерам. По этому критерию ее можно классифицировать как: · положительную, т.е. информацию о положительных результатах де- ятельности в объекте управления руководителя; · нейтральную, т.е. не относящуюся к области деятельности руково- дителя; · отрицательную, т.е. информацию о возникших проблемах в объекте управления. Под проблемой следует понимать отличие между же- лаемым и действительным состоянием объекта управления (участок, отдел, бюро, цех и т.п.). В настоящий момент ученые говорят о геометрическом возрастании потока информации, обрушивающейся на людей, но любой человек имеет ограничение на объем обрабатываемой им информации и превышение этого объема приво- дит к возникновению информационной перегрузки у руководителей, в состоя- нии которой невозможно адекватно обрабатывать и реагировать на поступаю- щую информацию. В управлении это влияет на качество результата труда руко- водителя – управленческое решение, реализуемое в процессе достижений целей организации. Учитывая масштаб последствий неправильных решений на успех деятельности организаций, следует свести к минимуму положительную, ис- ключить нейтральную (не относящуюся к делу) и сконцентрироваться на отри- цательной информации, поскольку именно проблемы являются препятствие при реализации цели. Управление как функциональный процесс. С функциональной точки зрения управление есть не что иное, как исполнение следующих его основных функ- ций: 1. Планирование. 2. Организация. 3. Контроль. 4. Оперативное регулирование. 5. Мотивация. Функции управления – это самостоятельные, специализированные и обо- собленные участки управленческой деятельности. Эти функции называются ос- новными, потому что они должны исполняться при исполнении всех специфи- ческих функций. Под специфическими функциями понимаются те из них, для исполнения которых создаются функциональные службы на промышленных предприятиях и в других организациях, которые связаны со спецификой их деятельности. Выделение специфических функций управления необходимо для организации управления, формирования штатов и организационной структуры. Они отражают специфику деятельности конкретной социально-экономической системы. Все основные функции управления взаимосвязаны между собой и образу- ют управленческий цикл, представленный на рис. 3. Функция мотивации долж- на выполняться руководителем всегда независимо от того какую основную функцию управления он исполняет в текущий момент. Поэтому на рисунке она пронизывает все остальные функции.
Рис. 3. Схема функционального управленческого цикла Кратко охарактеризуем задачу каждой основной функции управления. Задача планирования предполагает принятие конкретного варианта реше- ния, постановку цели и разработку плана ее реализации. Задача организации заключается в разработке организационной структуры управления для выбранного варианта, наполнение ее кадрами с соответствую- щими функциями и ответственностью. Задача контроля заключается в проверке результатов в течение всего про- цесса достижения цели (целей) в заранее установленные сроки. Задача оперативного регулирования заключается в сведении к минимиза- ции различий между плановым и фактическим состоянием объекта управления. Она не осуществляется, если на стадии контроля не выявлено отклонений. Задача мотивации заключается в стимулировании действий работников к деятельности по достижению целей предприятия. Специфические (специальные) функции управления можно разделить на функции управления ресурсами, функции управления процессами и функции управления результатами. Функции управления ресурсами: · управление запасами; · управление финансами; · управление персоналом. Функции управления процессами. В любой организации протекает множе- ство процессов, начиная от самого общего процесса управления и до более кон- кретных: процессы реализации общих функций управления, процессы комму- никаций, принятия решений, производственный процесс. Важнейшими частями производственного процесса являются снабжение, производство и сбыт про- дукции. В соответствии с этим выделяют конкретные функции управления процессами: · управление материально-техническим снабжением; · основным производством; · вспомогательным производством; · обслуживающим производством; · совершенствование управления; · управление сбытом; · маркетингом и т.д. Функции управления результатами. К результатам (выходам системы) от- носят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации, затраты, качество продукции и т.д. Соответственно выделяют конкретные функции: · управление качеством; · производительностью; · управление затратами.
Принципы управления Принципы управления – основные правила, вытекающие из объективных экономических законов, которыми должны руководствоваться субъекты управ- ления в процессе управления конкретными объектами и людьми. Принципы управления эволюционируют вместе с изменением концепции управления в те- чение времени. Они совершенствуются, конкретизируются и развиваются. Впервые термин «принципы управления» ввел инженер-технолог Фреде- рик Тейлор, который в 1911 году опубликовал работу под названием «Принци- пы научного менеджмента». На основе изучения способов выполнения работ и трудовых операций он сформулировал четыре принципа управления индивиду- альным трудом рабочих: § научный подход к выполнению каждого элемента работы; § научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего; § кооперация с рабочими; § разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабо- чими. Другой известный специалист в области менеджмента Анри Файоль в 1916 году в книге «Общее и промышленное управление» сформулировал 14 принци- пов управления, которые актуальны и в настоящее время (табл. 1). Сформировавшаяся на Западе современная система взглядов на управле- ние опирается на следующие принципы управления: - лояльность к работающим; - ответственность как условие успешного менеджмента; - коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и вертикали; - такая атмосфера в организации, которая способствует развитию способ- ностей работающих; - долевое участие каждого работающего в результатах фирмы; - своевременная реакция на изменения в окружающей среде; - использование таких методов работы с людьми, которые обеспечивают удовлетворенность работой; Таблица 1
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.239 (0.008 с.) |