Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы стресса на рабочем месте

Поиск
Критерий классификации Виды факторов
Физические условия · освещенность; · размер помещения; · расположение рабочего места; · свежесть и качество воздуха; · оборудование рабочего места; · доступность необходимых ресурсов.
Поездки · поездки на работу и с работы; · регулярные поездки, связанные с работой; · наличие необходимых ресурсов (транспорт, учет затраченного времени).
Характеристики работы · характер выполняемой работы; · перегрузка или неполная нагрузка; · характерные требования со стороны работы; · область принятия решений.
Роли · четкие или расплывчатые границы ролей; · совместимые или конфликтующие ожидания, связанные с различными ролями; · ясность служебных инструкций; · ясность или неопределенность областей от- ветственности.
Руководство · стиль руководства; · насколько доступен руководитель; · уровень стресса руководителя.
Вознаграждения · оплата труда; · оценка труда; · нематериальное вознаграждение.
Взаимоотношения · с коллегами; · с начальником; · с подчиненными; · с другими работниками организации; · с людьми, от которых зависит карьера.


68 Хохлова Т.П. Стресс-менеджмент и его роль в преодолении профессиональных деформаций персонала в ус- ловиях посткризисного развития. «Менеджмент в России и за Рубежом», №2, 2011с.


Интересы в отношении работы · уровень вовлеченности в трудовую деятель- ность; · удовлетворенность выполненной работой; · разнообразие и темп выполнения работы.
Преданность целям орга- низации · вера в «бизнес-идею»; · наличие конфликтов с системой ценностей или применяемыми методами управления.
Корпоративная культура · ожидаемое поведение; · интенсивность коммуникаций в организации; · внутрифирменная политика и властные от- ношения; · стиль менеджмента.
Карьерное продвижение · развитие карьеры; · скорость продвижения по службе; · избыточные опасения из-за возможностей от- правки на пенсию или командирования в другой город; · устойчивые амбиции; · степень влиятельности; · возможность потерять работу.
Индивидуальные характе- ристики · тип личности; · способность адаптироваться к изменениям; · владение навыками, необходимыми для вы- полнения работы; · стратегия поведения в проблемных ситуаци- ях; · способность работать в коллективе; · способность занимать определенное место в организационной иерархии; · желание учиться и изменяться; · сопротивляемость стрессу.
Равновесие между про- фессиональной и личной жизнью · противоречивые требования; · специфика одной стороны жизни мешает дру- гой; · временные ограничения.
Изменения: · на рабочем месте: неясность в отношении но- вых технологий, расширения бизнеса, диверси- фикации, изменения расположения организа- ции, снижение доходов; · дома: совпадение ряда событий личной жиз- ни.

 

Факторов стресса великое множество (табл. 22) Они присутствуют в лич- ной и служебной деятельности. Однако даже при беглом просмотре этого пе-


речня можно легко убедиться, что некоторые из перечисленных факторов могут не только вредить человеку, но и способствовать активизации его деятельности. Скажем, карьерные ожидания, если они сильно завышены, могут вызывать стресс, но, с другой стороны, могут и заставить человека мобилизоваться и включить дополнительные психологические «мощности». Все зависит от того, как развиваются соответствующие процессы.

По мере исследований стресса выяснилось, что определенный уровень стресса может даже повысить эффективность деятельности человека. В целом воздействие стресса на человека можно описать кривой, показанной на рис. 36.

Кривая стресса показывает, что в области 1-2, где человек испытывает не- достаточное напряжение, качество и эффективность выполнения работы могут быть низкими, так же как и в области 3-4, где требования к работнику слишком велики. Между этими областями существует зона 2-3, где человек, испытывая здоровый стресс, демонстрирует максимальную эффективность и производи- тельность. Таким образом, общая стратегия поведения менеджера должна со- стоять в том, чтобы умело поддерживать такой уровень требований, чтобы ис- пытываемый стресс был здоровым.

 

 


 

Рис. 36. Кривая стресса

Положительные и отрицательные последствия стрессов представлены в таблице 23.

В США менеджеры считают причинами стрессов недостаток власти, не- компетентность отдельных руководителей, конфликт доверия в рамках органи- заций. Японские менеджеры на первое место среди причин стрессов выдвигают напряжение, связанное с организационными изменениями, необходимостью ос- воения новых технологий. Немецкие менеджеры жалуются на давление со сто- роны растущего темпа работы, объясняют стресс недостаточной подготовлен- ностью персонала.

Все эти причины, а также потери работодателей, вызванные стрессами ра- ботников, заставляют организации разрабатывать программы управления


стрессами, отрабатывать и внедрять способы адаптации личности к стрессовой нагрузке.

Таблица23



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.251 (0.008 с.)