Характеристика этапов жизненного цикла организации по И. Адизесу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика этапов жизненного цикла организации по И. Адизесу



Этап Краткая характеристика Особенности Опасности
Выхаживание Основатель закладывает - преданность - нереальность биз-
(зарождение) «теоретический» фунда- идее; нес-идеи;
  мент будущей организа- - готовность к ра- - неоправданный
  ции, он пытается «про- зумному риску; риск;
  дать» идею о ее будущем   - неполный кон-
  успехе. Он собирает мне-   троль;
  ния и суждения других   - ориентация ис-
  по этому поводу. Орга-   ключительно на воз-
  низация рождается толь-   врат инвестиций и
  ко тогда, когда идея по-   прибыль.
  лучила положительную    
  оценку, когда у основа-    
  теля возникла привер-    
  женность этой идее,    
  сформулированы опреде-    
  ленные внутренние обя-    
  зательства в отношении    
  ее реализации и имеется    
  готовность взять на себя    
  риск основания нового    
  дела.    
  Группа инициаторов на-    
  чинает бизнес. Происхо-    
  дит определение ниши,    
  поиск партнеров, зарож-    
  дение идей, надежд и т.д.    
Младенчество Надежды оправдывают- ся. Происходит расшире- ние деятельности. Все решения – принимаются впервые. Имеет место повышенная самоотдача. Происходит обучение на собственных ошибках. Компания в младенчест- ве обладает нечеткой структурой, небольшим бюджетом, процедуры ведения бизнеса практи- чески отсутствуют. Ор- ганизация очень персо- нифицирована, суборди- нация слаба, отсутствует система приема на рабо- - организация ори- ентирована на при- быль; - отсутствие четкой системы правил; - уязвимость (от- дельная проблема может перерасти в кризис); - управление осу- ществляется от кри- зиса к кризису; - делегирование осуществляется ред- ко; - постоянная про- верка основателя на преданность идее со - риск ослабляет преданность делу; - преждевременное делегирование; - критически отри- цательный баланс; - преждевременные правила и процеду- ры; - потеря контроля основателем; - заносчивость ос- нователя; - недопустимость ошибок со стороны руководителя.

  ту и оценки исполнения заданий. стороны членов ор- ганизации; - семейная атмосфе- ра.  
Давай-давай Это стадия большой экс- тенсивности (оборот кли- ентов, площадей, обору- дования, продуктов). Идея начинает «рабо- тать», т.е. преодолевается нехватка денежных средств и уровень про- даж постоянно растет, создается впечатление, что компания не только выжила, но даже процве- тает. Видение будущего компании изменяется от очень узкого взгляда на бизнес до панорамы поч- ти бесконечных возмож- ностей. На данном этапе развития компании еще не существует стро- гих должностных обя- занностей, закрепленных за каждым сотрудником. Очень часто они пере- крываются, либо могут совмещаться в одном ли- це: компания организо- вана вокруг людей, а не задач. Для компании ха- рактерно реактивное по- ведение, она только реа- гирует на возможности, предоставляемые внеш- ней средой, но пока не может их предвидеть. - ориентация на увеличение продаж; - возможности раз- вития бизнеса явля- ются высшим при- оритетом; - компания кон- центрируется вокруг людей; - появление необ- ходимости упорядо- чивания деятельно- сти; - децентрализация путем делегирова- ния; - контроль основа- теля становится опо- средованным. - власть в руках основателя; - тенденция к се- мейственности.
Юность Компания получает свое второе рождение – она перерождается духовно. Отличительной чертой поведения организации на этом этапе являются конфликты и противоре- чия: «мы и они» (старые и новые сотрудники), противоречивость целей организации, несоответ- ствие системы вознагра- ждения и стимулирова- ния потребностям ком- пании. Бизнес перераста- ет индивидуальные спо- собности и возможности основателя. Он ощущает необходимость делегиро- вания, но не знает, как его реализовать. Появле- ние профессионального менеджера приводит к изменению системы ру- ководства компанией, - необходимость делегирования; - изменение стиля руководства от предпринимательст- ва к профессиональ- ному менеджменту; - смещение целей от объемов к при- были; - конфликты меж- ду людьми админи- стративного и пред- принимательского склада; - делегирование полномочий по принципу «спра- вишься!»; - вырабатывается политика, но ей сле- дуют не всегда; - временная потеря перспективы. - предприниматели уходят, администра- торы берут верх; - основателя вы- тесняют из органи- зации; - происходит преж- девременное старе- ние.

  задача которого состоит в решении текущих во- просов и подготовке ее к столкновению с новыми проблемами. Происходит смещение целей – от экс- тенсивного развития к повышению качества де- ятельности.    
Расцвет Организация созрела (свое место под солнцем, признание, доверие, ры- нок). Спокойная уверен- ность. Две основные за- дачи: как все упростить и как повысить качество. Расцвет организации – это не точка, после кото- рой сразу же следует па- дение, это процесс роста. Он является показателем жизнеспособности орга- низации, способности достигать эффективных результатов в кратко- срочной и в долгосроч- ной перспективе. - наличие служеб- ных обязанностей и организационной структуры; - творческий подход к делу; - ориентация на ре- зультаты; - хорошее планиро- вание и реализация планов; - предсказуемость организации; - организация может позволить себе как рост объемов, так и прибыльность; - организация поро- ждает новые компа- нии.  
Стабилизация Является первой стадией старения в жизненном цикле организации. Прочное положение на рынке. Осмыслены и ук- реплены конкурентные преимущества. Энтузи- азма меньше, зато боль- ше профессионализма. Ценятся опыт и стаж. Конфликты в основном на межличностной осно- ве (долгие, но малоза- метные). Всем хочется устойчивости и спокой- ствия. Является первой стадией старения в жиз- ненном цикле организа- ции. Прочное положение на рынке. Осмыслены и укреплены конкурентные преимущества. Энтузи- азма меньше, зато боль- ше профессионализма. Ценятся опыт и стаж. Конфликты в основном на межличностной осно- ве (долгие, но малоза- метные). Всем хочется устойчивости и спокой- ствия. - первая стадия ста- рения; - сильные позиции компания на рынке; - наступает зре- лость; - слабые ожидания в отношении завоева- ния новых рынков и технологий; - повышенная при- вязанность к про- шлому компании. - уже не поощряют- ся организационные изменения; - начало потери гиб- кости, - потеря духа твор- чества; - уменьшении гиб- кости;
Ранний аристо- кратизм Начинается старение. Много внимания уходит на имидж. Хочется пре- стижа, комфорта. Сове- - средства расходу- ются на системы контроля, дополни- тельные выплаты и - развивается пас- сивность; -снижение мотива- ции к поиску новый

  щания скорее ритуальны. обустройство; - формируются тра- идей и реализации инновационных про-
  диции в формах об- щения и одежды; ектов;
  - происходит приоб-  
  ретение других  
  компаний, захват  
  новых рынков;  
  - имеются значи-  
  тельные оборотные  
  средства, что при-  
  влекает внимание  
  других компаний  
  для поглощения.  
Ранняя бюро- кратизация Предприниматели явно уступают администрато- рам. Организация наби- - акцент в управле- нии делается на ис- точнике (личности) - не выявляются истинные причины негативных ситуа-
  рает инертность, теряет тонус. В работе - следо- проблем; ций; - процветают меж-
  вание отработанным пра-   личностные кон-
  вилам. Снижается чувст-   фликты, выяснение
  вительность к рынку.   отношений и внут- ренняя борьба;
      - низкий мораль-
      ный дух;
      - общение с внеш-
      ними клиентами
      рассматривается как
      неизбеж-ное зло.
Бюрократиза- ция Главная ценность - безо- пасность, неизменность. Несогласованность дей- - в организации множество систем, однако, они функ-  
  ствий и целей (по верти- ционально не сори-
  кали и горизонтали). Не- ентированы;
  согласованность целей - теряется чувство
  фирмы и сотрудников. контроля;
  Высокая конфликтность - теряются контак-
  на межличностной осно- ты с окружающей
  ве и взаимная отчужден- средой, организация
  ность. Бюрократизм в концентрируется на
  полной мере. Организа- ция разобщена с окруже- себе самой;
  нием и обращена только  
  на себя, связываясь с  
  внешним миром только  
  через узкие каналы (одна  
  телефонная линия, рабо-  
  та только несколько ча-  
  сов в неделю).  
Смерть Исчезновение или смена хозяина    

· кризис старта (между «выхаживанием» и «младенчеством») – фактиче- ская неспособность лидеров-основателей воплотить идею в реальные действия;

· рыночная уязвимость (между «младенчеством» и «давай-давай») – от- вержение внешней средой (рынком) бизнес-идеи;

· ловушка семейственности (как правило, на этапе «давай-давай») – сис- тематическое стремление основателя делегировать полномочия не специали- стам, а людям, которым он более всего доверяет – членам семьи и друзьям, в


результате чего организацией управляют непрофессионалы, а межличностные отношения доминируют над целями бизнеса;

· кризис автономности (между «давай-давай» и «юностью») – явная не- достаточность полномочий подразделений и их руководителей, чрезмерная централизация;

· несостоявшийся предприниматель (в начале этапа «юность») – пробле- ма потери смысла деятельности для основателя: первичные цели уже достигну- ты: что дальше?

· кризис корпоративных отношений – преждевременное старение (обыч- но на этапе «юность») – неспособность организации принять новые парадигмы управления и взаимодействия с внешней средой, отсутствие актуальных ини- циатив, проектов и бизнес-идей, несоответствие деятельности организации за- просам рынка;

· кризис управляемости (между «юностью» и «расцветом») – неуправляе- мость организации как результат децентрализации.

· кризис доверия (между «расцветом» и «стабильностью») – явное несоот- ветствие заявленной политики компании и организационной пропаганды ре- альному положению дел. Катастрофически низкая мотивация сотрудников. Резко возросшее сопротивление переменам;

· кризис коммуникаций (на этапе «ранней бюрократизации») – собственно, это скорее «старческая болезнь» – чрезмерная обособленность подразделений и доходящая до абсурда глубина специализации. Организация утрачивает спо- собность адекватно реагировать на многие сигналы внешней среды.

На практике теория И. Адизеса дает весьма ощутимые результаты. Во- первых, она позволяет прогнозировать развитие событий и возникновение кри- тических ситуаций, а, значит, и подготовиться к ним надлежащим образом. Во- вторых, эта модель довольно детально описывает то, что происходит внутри организации, тем самым выявляя закономерные, естественные явления и от- клонения, патологии. Следовательно, она помогает менеджеру сосредоточиться на решении реальных проблем, а не тратить впустую усилия на «временные трудности», нарушая естественных ход вещей, или же возлагая на организацию непосильные задачи, несоответствующие её возрасту и уровню развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.008 с.)