Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Характеристика этапов жизненного цикла организации по И. Адизесу
Этап
| Краткая характеристика
| Особенности
| Опасности
| Выхаживание
| Основатель закладывает
| - преданность
| - нереальность биз-
| (зарождение)
| «теоретический» фунда-
| идее;
| нес-идеи;
|
| мент будущей организа-
| - готовность к ра-
| - неоправданный
|
| ции, он пытается «про-
| зумному риску;
| риск;
|
| дать» идею о ее будущем
|
| - неполный кон-
|
| успехе. Он собирает мне-
|
| троль;
|
| ния и суждения других
|
| - ориентация ис-
|
| по этому поводу. Орга-
|
| ключительно на воз-
|
| низация рождается толь-
|
| врат инвестиций и
|
| ко тогда, когда идея по-
|
| прибыль.
|
| лучила положительную
|
|
|
| оценку, когда у основа-
|
|
|
| теля возникла привер-
|
|
|
| женность этой идее,
|
|
|
| сформулированы опреде-
|
|
|
| ленные внутренние обя-
|
|
|
| зательства в отношении
|
|
|
| ее реализации и имеется
|
|
|
| готовность взять на себя
|
|
|
| риск основания нового
|
|
|
| дела.
|
|
|
| Группа инициаторов на-
|
|
|
| чинает бизнес. Происхо-
|
|
|
| дит определение ниши,
|
|
|
| поиск партнеров, зарож-
|
|
|
| дение идей, надежд и т.д.
|
|
| Младенчество
| Надежды оправдывают- ся. Происходит расшире- ние деятельности. Все решения – принимаются впервые. Имеет место повышенная самоотдача. Происходит обучение на собственных ошибках.
Компания в младенчест- ве обладает нечеткой структурой, небольшим бюджетом, процедуры ведения бизнеса практи- чески отсутствуют. Ор- ганизация очень персо- нифицирована, суборди- нация слаба, отсутствует система приема на рабо-
| - организация ори- ентирована на при- быль;
- отсутствие четкой системы правил;
- уязвимость (от- дельная проблема может перерасти в кризис);
- управление осу- ществляется от кри- зиса к кризису;
- делегирование осуществляется ред- ко;
- постоянная про- верка основателя на преданность идее со
| - риск ослабляет преданность делу;
- преждевременное делегирование;
- критически отри- цательный баланс;
- преждевременные правила и процеду- ры;
- потеря контроля основателем;
- заносчивость ос- нователя;
- недопустимость ошибок со стороны руководителя.
|
| ту и оценки исполнения заданий.
| стороны членов ор- ганизации;
- семейная атмосфе- ра.
|
| Давай-давай
| Это стадия большой экс- тенсивности (оборот кли- ентов, площадей, обору- дования, продуктов).
Идея начинает «рабо- тать», т.е. преодолевается нехватка денежных средств и уровень про- даж постоянно растет, создается впечатление, что компания не только выжила, но даже процве- тает. Видение будущего компании изменяется от очень узкого взгляда на бизнес до панорамы поч- ти бесконечных возмож- ностей. На данном этапе развития компании еще не существует стро- гих должностных обя- занностей, закрепленных за каждым сотрудником. Очень часто они пере- крываются, либо могут совмещаться в одном ли- це: компания организо- вана вокруг людей, а не задач. Для компании ха- рактерно реактивное по- ведение, она только реа- гирует на возможности, предоставляемые внеш- ней средой, но пока не может их предвидеть.
| - ориентация на увеличение продаж;
- возможности раз- вития бизнеса явля- ются высшим при- оритетом;
- компания кон- центрируется вокруг людей;
- появление необ- ходимости упорядо- чивания деятельно- сти;
- децентрализация путем делегирова- ния;
- контроль основа- теля становится опо- средованным.
| - власть в руках основателя;
- тенденция к се- мейственности.
| Юность
| Компания получает свое второе рождение – она перерождается духовно. Отличительной чертой поведения организации на этом этапе являются конфликты и противоре- чия: «мы и они» (старые и новые сотрудники), противоречивость целей организации, несоответ- ствие системы вознагра- ждения и стимулирова- ния потребностям ком- пании. Бизнес перераста- ет индивидуальные спо- собности и возможности основателя. Он ощущает необходимость делегиро- вания, но не знает, как его реализовать. Появле- ние профессионального менеджера приводит к изменению системы ру- ководства компанией,
| - необходимость делегирования;
- изменение стиля руководства от предпринимательст- ва к профессиональ- ному менеджменту;
- смещение целей от объемов к при- были;
- конфликты меж- ду людьми админи- стративного и пред- принимательского склада;
- делегирование полномочий по принципу «спра- вишься!»;
- вырабатывается политика, но ей сле- дуют не всегда;
- временная потеря перспективы.
| - предприниматели уходят, администра- торы берут верх;
- основателя вы- тесняют из органи- зации;
- происходит преж- девременное старе- ние.
|
| задача которого состоит в решении текущих во- просов и подготовке ее к столкновению с новыми проблемами. Происходит смещение целей – от экс- тенсивного развития к повышению качества де- ятельности.
|
|
| Расцвет
| Организация созрела (свое место под солнцем, признание, доверие, ры- нок). Спокойная уверен- ность. Две основные за- дачи: как все упростить и как повысить качество.
Расцвет организации – это не точка, после кото- рой сразу же следует па- дение, это процесс роста. Он является показателем жизнеспособности орга- низации, способности достигать эффективных результатов в кратко- срочной и в долгосроч- ной перспективе.
| - наличие служеб- ных обязанностей и организационной структуры;
- творческий подход к делу;
- ориентация на ре- зультаты;
- хорошее планиро- вание и реализация планов;
- предсказуемость организации;
- организация может позволить себе как рост объемов, так и прибыльность;
- организация поро- ждает новые компа- нии.
|
| Стабилизация
| Является первой стадией старения в жизненном цикле организации.
Прочное положение на рынке. Осмыслены и ук- реплены конкурентные преимущества. Энтузи- азма меньше, зато боль- ше профессионализма. Ценятся опыт и стаж.
Конфликты в основном на межличностной осно- ве (долгие, но малоза- метные). Всем хочется устойчивости и спокой- ствия. Является первой стадией старения в жиз- ненном цикле организа- ции. Прочное положение на рынке. Осмыслены и укреплены конкурентные преимущества. Энтузи- азма меньше, зато боль- ше профессионализма.
Ценятся опыт и стаж. Конфликты в основном на межличностной осно- ве (долгие, но малоза- метные). Всем хочется устойчивости и спокой- ствия.
| - первая стадия ста- рения;
- сильные позиции компания на рынке;
- наступает зре- лость;
- слабые ожидания в отношении завоева- ния новых рынков и технологий;
- повышенная при- вязанность к про- шлому компании.
| - уже не поощряют- ся организационные изменения;
- начало потери гиб- кости,
- потеря духа твор- чества;
- уменьшении гиб- кости;
| Ранний аристо-
кратизм
| Начинается старение. Много внимания уходит на имидж. Хочется пре- стижа, комфорта. Сове-
| - средства расходу- ются на системы контроля, дополни- тельные выплаты и
| - развивается пас- сивность;
-снижение мотива- ции к поиску новый
|
| щания скорее ритуальны.
| обустройство;
- формируются тра-
| идей и реализации инновационных про-
|
| диции в формах об- щения и одежды;
| ектов;
|
| - происходит приоб-
|
|
| ретение других
|
|
| компаний, захват
|
|
| новых рынков;
|
|
| - имеются значи-
|
|
| тельные оборотные
|
|
| средства, что при-
|
|
| влекает внимание
|
|
| других компаний
|
|
| для поглощения.
|
| Ранняя бюро-
кратизация
| Предприниматели явно уступают администрато- рам. Организация наби-
| - акцент в управле- нии делается на ис- точнике (личности)
| - не выявляются истинные причины негативных ситуа-
|
| рает инертность, теряет тонус. В работе - следо-
| проблем;
| ций;
- процветают меж-
|
| вание отработанным пра-
|
| личностные кон-
|
| вилам. Снижается чувст-
|
| фликты, выяснение
|
| вительность к рынку.
|
| отношений и внут- ренняя борьба;
|
|
|
| - низкий мораль-
|
|
|
| ный дух;
|
|
|
| - общение с внеш-
|
|
|
| ними клиентами
|
|
|
| рассматривается как
|
|
|
| неизбеж-ное зло.
| Бюрократиза-
ция
| Главная ценность - безо- пасность, неизменность. Несогласованность дей-
| - в организации множество систем, однако, они функ-
|
|
| ствий и целей (по верти-
| ционально не сори-
|
| кали и горизонтали). Не-
| ентированы;
|
| согласованность целей
| - теряется чувство
|
| фирмы и сотрудников.
| контроля;
|
| Высокая конфликтность
| - теряются контак-
|
| на межличностной осно-
| ты с окружающей
|
| ве и взаимная отчужден-
| средой, организация
|
| ность. Бюрократизм в
| концентрируется на
|
| полной мере. Организа- ция разобщена с окруже-
| себе самой;
|
| нием и обращена только
|
|
| на себя, связываясь с
|
|
| внешним миром только
|
|
| через узкие каналы (одна
|
|
| телефонная линия, рабо-
|
|
| та только несколько ча-
|
|
| сов в неделю).
|
| Смерть
| Исчезновение или смена хозяина
|
|
| · кризис старта (между «выхаживанием» и «младенчеством») – фактиче- ская неспособность лидеров-основателей воплотить идею в реальные действия;
· рыночная уязвимость (между «младенчеством» и «давай-давай») – от- вержение внешней средой (рынком) бизнес-идеи;
· ловушка семейственности (как правило, на этапе «давай-давай») – сис- тематическое стремление основателя делегировать полномочия не специали- стам, а людям, которым он более всего доверяет – членам семьи и друзьям, в
результате чего организацией управляют непрофессионалы, а межличностные отношения доминируют над целями бизнеса;
· кризис автономности (между «давай-давай» и «юностью») – явная не- достаточность полномочий подразделений и их руководителей, чрезмерная централизация;
· несостоявшийся предприниматель (в начале этапа «юность») – пробле- ма потери смысла деятельности для основателя: первичные цели уже достигну- ты: что дальше?
· кризис корпоративных отношений – преждевременное старение (обыч- но на этапе «юность») – неспособность организации принять новые парадигмы управления и взаимодействия с внешней средой, отсутствие актуальных ини- циатив, проектов и бизнес-идей, несоответствие деятельности организации за- просам рынка;
· кризис управляемости (между «юностью» и «расцветом») – неуправляе- мость организации как результат децентрализации.
· кризис доверия (между «расцветом» и «стабильностью») – явное несоот- ветствие заявленной политики компании и организационной пропаганды ре- альному положению дел. Катастрофически низкая мотивация сотрудников. Резко возросшее сопротивление переменам;
· кризис коммуникаций (на этапе «ранней бюрократизации») – собственно, это скорее «старческая болезнь» – чрезмерная обособленность подразделений и доходящая до абсурда глубина специализации. Организация утрачивает спо- собность адекватно реагировать на многие сигналы внешней среды.
На практике теория И. Адизеса дает весьма ощутимые результаты. Во- первых, она позволяет прогнозировать развитие событий и возникновение кри- тических ситуаций, а, значит, и подготовиться к ним надлежащим образом. Во- вторых, эта модель довольно детально описывает то, что происходит внутри организации, тем самым выявляя закономерные, естественные явления и от- клонения, патологии. Следовательно, она помогает менеджеру сосредоточиться на решении реальных проблем, а не тратить впустую усилия на «временные трудности», нарушая естественных ход вещей, или же возлагая на организацию непосильные задачи, несоответствующие её возрасту и уровню развития.
|