Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Необходимость изменений. Жизненный цикл организацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Экономическая деятельность организаций напрямую связана с изменения- ми, которые происходят в обществе, научной среде и экономике. Необходимым условием выживания и поддержания высокой конкурентоспособности органи- заций в современном мире, являются своевременные изменения внутренних параметров компаний. Новые открытия и изобретения в наукоемких отраслях, переориентация на информационные технологии в управлении, быстро вытес- няют стандартные способы работы. Организации, тратящие основную часть своего времени и ресурсов на поддержание имиджа, вряд ли будут процветать в нынешней изменчивой обстановке. Успешная организация постоянно нахо- дится в динамике. Все организации направлены на развитие, а значит, на дви- жение только в положительном направлении, в направлении роста. С развитием организации происходит и эволюция необходимых изменений. Организацион- ные изменения – э то преобразование организации между двумя моментами времени. Р. Дафт предложил одно из наиболее удачных определений: «Органи- зационные изменения определяются как освоение компанией новых идей или моделей поведения». 79 Изменения – это всегда риск, но не изменяться – зна- чить не быть успешным. Первопричина перемен – действие сил, внешних по отношению к организации. Сначала они едва заметны и не ощущаются ком- панией, воспринимаются как внешнее окружение. Постепенно перемены в технологиях, методах и способах работы проникают в организации конкурен- тов и партнеров. Появляются новые стандарты качества, времени и работы. Не принимая во внимания изменения и откладывая рассмотрение перемен и дальнейшего развития, организация ставит под угрозу эффективность своей работы. Перемены, которые были не так давно внешними, становятся внутрен- ними. Необходимость перемен становится неизбежной в такой ситуации. Важнейшей компетенцией менеджера в современной организации является эффективное управление изменениями разного уровня, которые необходимо осуществлять в ответ на непрерывные и стремительные изменения внешнего окружения и ключевых факторов успеха, а также внутренних условий для раз- вития ключевых компетенций и важнейших ресурсов. Эффективно управлять организационными изменениями – значит, обес- печивать организационное развитие, то есть движение организации в заданном направлении в течение определенного времени на основе критического анализа текущей ситуации и умелого сочетания передовых достижений и прошлого опыта. На внутрифирменном уровне организационные изменения можно класси- фицировать по различным основаниям, выделяя: 79 Дафт Р.Л. Менеджмент: Пер./Дафт Р.Л. – СПб.:Питер, 2000. - плановые и внеплановые (спонтанные, случайные); - существенные и несущественные (второстепенные); - количественные и качественные; - формальные и неформальные; - регулярные и эпизодические; - глобальные и фрагментарные (частичные). Концепция организационного развития через осуществление организаци- онных изменений тесно связана с понятием жизненного цикла организации, по- скольку каждый новый этап требует новых способов руководства, изменений организационной структуры, новых подходов к управлению персоналом разви- вающейся организации. Характер и глубина проводимых в организации изме- нений должны учитывать стадию жизненного цикла организации, поскольку каждой стадии присущи свои специфические процессы. Существуют различные модели организационного поведения и развития. Общим в них является то, что для организаций, как и для продуктов/услуг су- ществуют свои жизненные циклы. Как и в случае продуктов, жизненные циклы для различных типов организаций могут быть разными. Определенный интерес представляют собой модели, обобщающие основные этапы жизненных циклов. В помощь менеджерам и консультантам существует модель Ларри Грейнера этапов и кризисов роста организации. Л. Грейнер описывает этапы жизненного пути организации, разделяя их на эволюционные и революционные: · термин эволюция используется для описания продолжительных перио- дов роста, в рамках которых не происходит больших изменений в орга- низационных практиках. · термин революция употребляется для описания периодов системных пе- реворотов в организационной жизни. 80 Основная предпосылка: будущее организации определено ее организаци- онной историей в большей степени, чем внешними силами. Жизнь организа- ции состоит в продвижении организации через стадии, где каждый период соз- дает собственную эволюционную историю. Революция – бурный период разви- тия организации, требующий серьезного пересмотра методов управления. Путь организации из одной стадии к следующей лежит через преодоление соответст- вующего кризиса данного переходного периода. В модели учитывается пять ключевых параметров: - возраст организации – ход времени способствует институционализации стиля менеджмента; - размер организации – организации имеют тенденцию заметно изменять- ся, по мере увеличения числа заняты и роста продаж;
80 Greiner L.E. Evolution and Revolution as Organizations Grow // Harvard Business Review. 1972. July-August. - этапы эволюции - по мере увеличения возраста и размера организации возникает феномен продолжительного роста (эволюционный период); - этапы революции - между относительно спокойными периодами эво- люции имеют место периоды существенной турбулентности; - темпы роста отрасли – связь темпов роста с рыночной средой.
Рис. 40. Модель жизненного цикла Л. Грейнера Стадия 1. Рост через креативность: - акцент делается на создание нового продукта или нового рынка; - основатели компании обычно ориентированы на технологию либо на предпринимательство и пренебрегают управленческой деятельностью; - энергия полностью поглощается созданием нового продукта или рынка; - коммуникации между работниками частые и неформальные; - долгие часы работы вознаграждаются скромными окладами и обещани- ем выгод от участия в собственности; - контроль над деятельностью основывается на непосредственной обрат- ной связи с рынком; - руководство действует в зависимости от реакции клиентов. Кризис лидерства завершает стадию креативности. Возросшим числом на- емных работников невозможно управлять исключительно с помощью нефор- мальных коммуникаций. Новые сотрудники не мотивируются приверженно- стью идее уникального продукта. Необходимо применять новые процедуры для осуществления контроля. Необходимо найти и назначить сильного руково- дителя, успешно управляющего бизнесом, приемлемого для отцов-основателей и способного сплотить организацию в новых условиях. Стадия 2. Рост через директивное руководство: - вводится функциональная организационная структура, в целях отделе- ния производственной деятельности от маркетинговой, и выполняемые работы становятся более специализированными; - создаются системы учета запасов и закупок; - вводится поощрительное вознаграждение, бюджеты и стандарты каче- ства работы; - коммуникации становятся более формальными и обезличенными по мере того как выстраивается иерархия званий и должностей; - новый управляющий и его ключевые менеджеры принимают на себя большую часть ответственности за осуществление руководства, в то время как руководители более низких уровней рассматриваются как непосредственные специалисты – исполнители без права принятия самостоятельных решений. Кризис автономии з авершает стадию директивного руководства. Дирек- тивные методы становятся неприемлемыми для осуществления контроля над более крупной, более дифференцированной и сложной организацией. Работни- ки на более низких уровнях ощущают себя стесненными громоздкой и центра- лизованной иерархией. Работники на местах должны обладать более точными знаниями о рынках и производственных технологиях, чем руководители на вершине иерархии. Компания принимает решение последовательно расширять делегирование полномочий. Стадия 3. Рост через делегирование: - гораздо большей ответственностью наделяются руководители крупных подразделений в составе компании; - для усиления мотивации используются центры прибыли и бонусы; - высшие руководители в штаб-квартире ограничивают свою деятель- ность управлением по отклонениям на основе периодических отчетов с мест; - руководство компании часто концентрируется на приобретении новых предприятий, которые могут быть встроены в общую структуру с другими де- централизованными подразделениями; - коммуникации сверху вниз нечасты, обычно осуществляются по пере- писке, телефону или в форме коротких визитов на места; - за счет делегирования и гибкости управления повышается мотивация на местах, усиливается проникновение на новые рынки и разрабатываются но- вые продукты. Кризис контроля з авершает стадию делегирования. Высшие руководители теряют контроль над высоко дифференцированной деятельностью на местах. Автономные руководители на местах предпочитают управлять своими пред- приятиями без координации планов, денег, технологии и рабочей силы с ос- тальной частью организации. Высший менеджмент пытается восстановить кон- троль над компанией в целом. Попытка возвращения к централизованному управлению, как правило, терпит неудачу из-за огромного разнообразия на ме- стах. Новое решение проблемы целостного управления можно найти только в использовании специальных методов координации. Стадия 4. Рост через координацию: - децентрализованные подразделения сливаются в продуктовые и или территориальные группы; - вводятся и интенсивно совершенствуются формальные процедуры пла- нирования; - возрастает и усиливается роль штабного персонала для усиления кон- троля и совершенствования работы линейных менеджеров (например, центра- лизованная обработка данных); - инвестиционные расходы тщательно соизмеряются и распределяются по всей организации; - каждая продуктовая группа рассматривается как центр инвестиций, где доходность от них является важным критерием при размещении денежных средств; - развиваются общеорганизационные программы участия в прибылях; - усиливается координирующая роль руководства компании. Кризис волокиты з авершает стадию координации. Недостаток доверия ме- жду верхними и нижними уровнями управления, между линейным и функцио- нальным персоналом. Организация стала слишком большой и сложной для то- го, чтобы управлять ею с помощью формальных программ и рациональных систем. Необходимо находить новые формы интегрированной деятельности ор- ганизации. Стадия 5. Рост через сотрудничество: - более гибкий поведенческий подход к управлению; - акцент делается на быстрое решение проблем с помощью командных действий; - представители различных функциональных областей объединяются в проектные группы; - возникают новые роли штабного персонала: объединение в междисцип- линарные команды и рабочие группы для консультирования подразделений, а не руководства ими; - создание команд на основе матричных структур; - через упрощение формальных систем осуществляется переход к созда- нию многоцелевых систем - часто проводятся конференции ключевых менеджеров для фокусирова- ния их внимания на основных проблемах компании; - используются тренинговые и командные методы обучения сотрудни- ков; - работающие в режиме реального времени информационные системы интегрируются в процесс повседневного принятия решений; - стимулирование персонала больше основывается на командных показа- телях работы, а не на индивидуальных; - эксперименты по внедрению инноваций поощряются по всей органи- зации. Возможен ли кризис? Будет ли кризис, и какой он будет, пока неизвестно. Л. Грейнер считает, что он будет концентрироваться вокруг «психологической пресыщенности», эмоционального и физического истощения из-за напряжен- ности и интенсивности командной работы и жесткого пресса необходимости инновационных решений. В модели Ицхака Адизеса 81 процесс организационного развития пред- ставляется как естественный, поэтапный и запрограммированный, предусмат- ривающий неизбежное прохождение организацией в ходе развития ряда обяза- тельных фаз (стадий). Невозможно перепрыгнуть через фазы (стадии) развития. Выделяется девять закономерно последовательных этапов развития (рис. 30).
Рис.41. Жизненный цикл организации по И. Адизесу r 23je2pC8RY/9ArLjP5KOWgb5LoOw0+y8taPGMI8x+Pp2wsDf78G+f+GrXwAAAP//AwBQSwMEFAAG AAgAAAAhAKV6CyrcAAAACQEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj8FOwzAQRO9I/IO1SNyonQaV EuJUQOkRKlrE2U2WOCJeR7GbBL6erTjAcWafZmfy1eRaMWAfGk8akpkCgVT6qqFaw9t+c7UEEaKh yrSeUMMXBlgV52e5ySo/0isOu1gLDqGQGQ02xi6TMpQWnQkz3yHx7cP3zkSWfS2r3owc7lo5V2oh nWmIP1jT4aPF8nN3dBq+F6Ndy6eXm619lw/L7fN+mONa68uL6f4ORMQp/sFwqs/VoeBOB3+kKoiW dZKmjGpI1S0IBq5Vwsbh15BFLv8vKH4AAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEA ABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h /9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAu4D+ 3BMCAAApBAAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEA pXoLKtwAAAAJAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAABtBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA 8wAAAHYFAAAAAA== " strokeweight=".6pt"> 81 Adizes I. Corporate Lifecycles: how and why corporations grow and die and what to do about it. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1988. 82 Филонович С.Р., Кушелевич Е.И. Теория жизненных циклов организации И. Адизеса и российская действи- тельность // «Социс»,1996, № 10. Описание особенностей жизненных циклов представлено в таблице 27. В рамках модели жизненных циклов организации принято выделять « бо- лезни роста » – специфические системные кризисы, связанные с развитием ор- ганизации. Среди наиболее часто упоминаемых:
Таблица 27
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.229 (0.01 с.) |