Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификации управленческих ролейСодержание книги
Поиск на нашем сайте Ролевые модели управления описывают сущность труда менеджера и представляют деятельность менеджеров в виде ряда социальных ролей и их контекстов. Роль руководителя – это модель поведения, которую руководитель реализуется в зависимости от управленческой ситуации. Наиболее известными моделями являются модель Генри Минцберга 48, (стр. 15) и модель Т.Ю. Базарова49. Г. Минцберг выделяет десять функционально-ситуативных ролей, в кото- рых выступают различные менеджеры. Межличностные роли: 1. Глава организации. Все менеджеры должны выполнять определенные обязанности церемониального или символического характера. Эта роль связана с выполнением рутинных обязанностей правового или социального характера,
47 Adizes I. Corporate Lifecycles: how and why corporations grow and die and what to do about it. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1988. 48 Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001. 49 Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М.: ИПК ГС, 1996. представительством и т.п. Например, декан факультета в университете в торже- ственной обстановке вручает выпускникам дипломы, руководитель фирмы уча- ствует в церемониях передачи благотворительных вкладов музеям или больни- цам и т.п. Именно с этой фигурой обычно связывают организацию в целом, все ее успехи и неудачи. 2. Лидер. Это руководитель, ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, т.е. за то, чтобы работники действовали в интересах организа- ции, для достижения ее целей. Лидер отвечает за набор и подготовку работни- ков, их реальную деятельность, контролирует выполнение работниками своих функций. Фактически эта роль охватывает все управленческие действия с уча- стием подчиненных. 3. Связующее звено. Выполнение этой роли предполагает, что менеджер обеспечивает формирование и поддержание системы межличностных отноше- ний за пределами организации. Эти отношения должны обеспечивать организа- цию внешними возможностями, источниками внешней информации, возможно- стями взаимодействия. Его задача – поддержание благоприятных внешних ус- ловий для организации. К непосредственным функциям руководителя здесь от- носится ведение соответствующей переписки, участие в совещаниях на сторо- не, другая работа с внешними организациями и людьми. Информационные роли: 4. Приемник информации. Разыскивает и собирает разнообразную инфор- мацию об изменениях, которые происходят за пределами организации, возмож- ностях и проблемах, которые могут из-за этого возникнуть. Формальные и не- формальные контакты, которые проявляются в результате функционирования связующего звена, могут оказать значительную помощь в этой деятельности. К непосредственным обязанностям относятся обработка почты, осуществление контактов, связанных с получением информации, регулярный просмотр перио- дических изданий, ознакомительные поездки и т.п. 5. Распространитель информации. Осуществляет селективное распростра- нение информации, полученной из внешних источников или от сотрудников организации. К непосредственным обязанностям относятся рассылка почты и специально подготовленных сообщений и обзоров по подразделениям с целью передачи полезной информации либо личные контакты с той же целью (обзоры, беседы, встречи). 6. Представитель. Основная задача представителя – выражение за преде- лами организации ее официальной точки зрения по существенным вопросам. Он публикует информацию относительно планов организации, ее политики, действий, результатов работы, выступает от имени организации как эксперт, выступает на брифингах и пресс-конференциях для средств массовой информа- ции и т.д. Роли, связанные с принятием решений: 7. Предприниматель. Менеджер в этой роли должен способствовать улуч- шению деятельности организации. Он изыскивает возможности внутри самой организации и во внешней среде, разрабатывает и запускает проекты по ис- пользованию этих возможностей, а также контролирует исполнение этих про- ектов. Характер вносимых им инноваций зависит от позиции внутри организа- ции. Стратегический успех фирмы в значительной степени зависит от эффек- тивности исполнения именно этой роли ведущими менеджерами фирмы. 8. Ликвидатор нарушений. Отвечает за корректирующие действия в ситуа- циях, когда организация оказывается перед лицом важных и неожиданных от- клонений от прогнозируемого хода событий. Поскольку отклонения происхо- дят неожиданно, решения по преодолению связанных с ними проблем должны приниматься быстро. Следовательно, эта роль имеет определенный приоритет перед другими ролями. Сиюминутные цели должны обеспечить организации стабильность. Выполнение этой роли связано с осуществлением функции опе- ративного управления. 9. Распределитель ресурсов. Ответственный за распределение всевозмож- ных ресурсов организации. Поскольку любая организация функционирует в ус- ловиях ограниченности ресурсов, а любое существенное решение предполагает их использование, то для их эффективного использования необходимо созна- тельно управлять этим процессом. К таким ресурсам относятся: деньги, люди, время, оборудование, материалы и т.п. 10. Ведущий переговоры. Эта роль связана с необходимостью менеджеров торговаться с представителями других подразделений и организаций или от- дельными людьми для того, чтобы отстаивать интересы собственной организа- ции или подразделения. Переговоры могут затрагивать вопросы выполнения работы, целей, ресурсов, условий продаж или покупок или чего угодно иного, что влияет на организацию, от имени которой они ведутся. Т.Ю. Базаров, на основе четырех основных категорий системного менедж- мента (процессы деятельности, организационные структуры, ресурсы, способы деятельности), различает четыре роли: 1.Управленец – ориентирован на профессиональное развитие, сотрудниче- ство и всестороннее обсуждение проблем; ищет творческие решения; действует как катализатор группового взаимодействия; соотносит свои цели со стратеги- ческими целями организации; часто меняет роли; стремится к самореализации. Он отчетливо представляет образ будущего организации. Формулируя цели ор- ганизации, задает вектор развития. Функцию организации Управленец реализу- ет на уровне функционального распределения сотрудников для достижения по- ставленных целей. Управленец склонен рассматривать персонал как уникаль- ных специалистов, которым можно доверять. По его мнению, совместная раз- работка или согласование основных целей развития ведут к эффективной дея- тельности. Делегирует полномочия на уровне постановки цели без определения механизмов ее достижения. Контроль для Управленца - это предвидение, так называемый опережающий контроль. Он стремится спрогнозировать альтерна- тивные сценарии развития событий и ситуации. Поддержание управленческих процессов осуществляется функцией регулирования. Ориентируясь на партнер- ское взаимодействие с сотрудниками, Управленец позволяет им принимать участие в формировании будущего организации и формулировании ключевых целей и решений. При выработке управленческих решений он открыт для об- суждения, стремится всесторонне анализировать ситуацию и рассматривать альтернативные варианты решений. 2.Организатор – для него важна ролевая определённость, отношения кол- легиальности, потребность быть включённым в группу; он рационально рас- пределяет работу; идентифицирует себя с организацией. Результат планирова- ния Организатора - программа как комплекс мероприятий, взаимосвязанных между собой и приуроченных к конкретному сроку. Организатор воспринимает управленческую деятельность как функционирование системы с известными взаимосвязями разных элементов. Ключевые термины его лексикона - «струк- тура» и «технология». Построение структуры, описание взаимосвязей и техно- логических процессов, формулировка должностных инструкций (как функцио- нального распределения), определение состава исполнителей является основ- ным содержанием его управленческой деятельности. Осуществление контроля направлено, прежде всего, на поддержание функционирования системы. Орга- низатор контролирует степень достижения промежуточных результатов, соот- ветствие полученного результата технологии. Он ориентируется на оценку от- клонений, приводящих к сбоям в работе системы. Координацию деятельности Организатор осуществляет через выстраивание системы коммуникации и ин- формационных потоков, которые соответствуют основной технологии. Реше- ния принимает самостоятельно, исходя из представления об оптимальной и де- еспособной организационной структуре. 3.Администратор – определяет правила группового взаимодействия, стре- мится алгоритмизировать деятельность, для него важна определённость постав- ленных задач, стабильность, он ориентируется на формальные структуры и власть. Результат планирования для «администратора» – план-график с описа- нием ответственных лиц, сроков исполнения и имеющихся ресурсов. Управ- ленческая деятельность жестко алгоритмизирована и подчиняется выполнению действий в определенной последовательности. Больше всего времени «админи- стратор» занимается распределением ресурсов: временных, людских, финансо- вых и других. Функция организации осуществляется через постановку задач приказом на уровне схем исполнения, отдельно оговаривается доступ к ресур- сам. Основной объект контроля – ресурсы, правильность их использования, распределения и расходования. Оценивается степень отклонения от норматива, алгоритма, плана- графика. Задачи подчиненным вменяются на уровне приказа. Решение Администратор принимает единолично и безоговорочно, для чего ис- пользует свою власть и формальный статус. До сведения сотрудников решения доводит в виде распоряжений и приказов. 4.Руководитель – для него важен психологический климат в группе и эмо- циональные отношения; он ценит инициативу личности и возможность про- явить себя; обладает лидерскими качествами, люди ему верят и готовы идти за ним; испытывает потребность в уважении и признании. Поведение этого управ- ляющего ориентировано на взаимодействие с коллегами и поддержание поло- жительной социально-психологической атмосферы. В связи с этим, снижение неопределенности он достигает путем установления правил и норм группового или организационного взаимодействия. Он ориентирован на согласование та- ких правил, которые отвечают интересам общего дела. Функция организации реализуется через позиционно-ролевое распределение. Сотрудникам объясня- ется его позиция и основные обязанности, соблюдение которых приведет к эф- фективному функционированию. Основным объектом контроля руководителя является персонал, его лояльность, степень социальной напряженности или удовлетворенности. Он проводит регулярный мониторинг текущей ситуации, оценивает потребности сотрудников. Воздействие на сотрудников для коорди- нации совместной деятельности происходит за счет собственного авторитета, который «руководитель» стремится завоевать и поддержать. Принимаемые управленческие решения учитывают интересы и пожелания коллег, но основ- ным критерием выступают нормы и правила совместной деятельности. Кроме этого, отечественные ученые, Е.Н. Емельянов и С.Е. Поварницына рассматривают роль менеджера в контексте модели этапов развития ролей биз- несмена, выделяя с позиции анализа психологии субъекта управления следую- щую цепочку: предприниматель – менеджер – инвестор – лидер. 50 Ведущая деятельность и главная забота Предпринимателя – это становле- ние и выживание дела, зарабатывание текущих средств, освоение существую- щих для него возможностей получения прибыли и перераспределение ресурсов. Его основная задача – это управление растущим и крепнущим предприятием, что, в свою очередь, требует от него отвлечения от текущего, повседневного самостоятельного участия в проведении бизнес-операций. На первом плане - заказы и заказчики, эффективность сделки, схемы сделок, способы максимиза- ции прибыли от операций, опробование возможностей и др. Для позиции менеджера ведущей деятельностью становится организация структуры, которая приносит ему прибыль. Он обязан обеспечить эффективный выбор позиции и взаимодействие подразделений для достижения успеха, найти все ресурсы мощности, повысить управляемость и динамичность и, главное, обеспечить надежность выстроенной системы, чтобы она могла выжить в усло- виях конкуренции. Таким образом, работа Менеджера требует переключения на новые категории мышления – управление, организационные схемы и структу- ры, взаимодействие подразделений, делопроизводство, организация контроля и исполнения. В случае успешного решения этой задачи Бизнесмен вынужден осваивать следующую роль – и нвестора, ключевая задача которого: заставить эффектив- но работать получаемые в его бизнесе деньги. Это также организационная зада- ча, но ее решение требует привлечения нового набора категорий – перспектив- ность рыночных ниш и направлений, инвестиции, бизнес-планы, перспективная оценка эффективности рисков и т. п. Только развитые навыки регулярного ме-
50 Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология Бизнеса. – М.: АРМАДА, 1998. - 511 с. неджмента позволяют эффективно справиться с этими задачами, но одних этих навыков уже недостаточно. Ведущая деятельность следующего уровня развития Бизнесмена, роли ли- дера – это инновации. Статус Лидера и особенности его положения на рынке вынуждают его находить ходы, ниши и способы действий, не использовавшие- ся ранее в этой сфере. Деятельность Лидера протекает в условиях наибольшего риска, но и ожидаемая отдача также может быть максимальной. Постоянное балансирование на грани больших выигрышей и больших потерь предъявляет свои высокие требования к уровню внутренней устойчивости и зрелости лично- сти Бизнесмена на этой стадии.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 2140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.127 (0.009 с.) |