Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы эффективного управления А. Файоля

Поиск
Принцип: Содержание принципа:
1. Разделение труда. Специализация работ для эффективного использо- вания рабочей силы (за счет сокращения числа це- лей, на которые направляются усилия работающих).
2. Власть (полномо- чия и ответствен- ность). Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести от- ветственность за выполнение работы.
3. Дисциплина. Рабочие должны подчиняться условиям соглашения с руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины.
4. Единоначалие. Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальни- ком.
5. Единство действий. Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по едино- му плану.
6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов.
7. Вознаграждение персонала. Получение работниками справедливого вознаграж- дения за свой труд.
8. Централизация. Естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
9. Скалярная цепь. Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальни- ков»).
10. Порядок. Рабочее место для каждого работника и каждый ра- ботник на своем месте.
11. Справедливость. Установленные правила и соглашения должны дей- ствовать справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
12. Стабильность ра- Установка работающих на лояльность по отноше-

бочего места для пер- сонала. нию к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность.
13. Инициатива. Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномо- чий и выполняемых работ.
14. Корпоративный дух. Гармония интересов персонала и организации обес- печивает единство усилий («в единении – сила»).

- участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласо- ванности работы;

- умение слушать тех, с кем менеджер сталкивается в работе;

- этика бизнеса;

- честность и доверие к людям;

- опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сер- вис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;

- качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

Количество принципов управления предлагаемых различными авторами в области практического управления многообразно, все они взаимосвязаны меж- ду собой, но отличаются областью применения. Исходя из этого, принципы управления делятся на общие и частные.

Общие принципы управления (табл. 2) применимы ко всем видам управ- ленческой деятельности и реализуются во всех динамичных системах.

 

Таблица 2

Общие принципы управления

Название принципа Краткое содержание
Эффективности Достижение поставленной цели с минималь- ными затратами ресурсов и в кратчайшие сроки
Научной обоснованности Все управленческие действия должны осу- ществляться на базе применения научных методов и подходов
Системности Упорядочение всех частей системы, приве- дение их в согласованное взаимодействие
Конкуренции Использования соревновательного начала для поиска и применения наиболее эффек- тивных методов развития.
Разделения труда Деление работы на простейшие операции, строгая регламентация обязанностей, по- средством разработки стандартов, формаль- ных правил и процедур, определение ответ- ственности каждого лица в системе управле- ния.

Стимулирования Сочетание материальных и моральных сти- мулов при воздействии на трудовые мотивы человека.
Оптимального сочетания цен- трализации и децентрализации Сочетание административного и самоуправ- ленческого (инициативного) подхода в управлении.

Частные принципы управления применимы и справедливы в ограничен- ной области управленческой деятельности, например, при исполнении функций управления, построении организационных структур управления и т.п. Эти принципы управления будут рассмотрены позднее при изучении соответст вующих тем.

 

Методы управления

Метод – (от греч. methodos путь исследования или познания, теория учение) – способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освое- ния действительности. В менеджменте методы управления должны способство- вать обеспечению высокой эффективности деятельности организации.

В различных видах управленческой деятельности выбор метода деятельно- сти зависит специфики этой деятельности и конкретных условий. Например, сбор необходимой информации можно осуществлять посредством анкетирова- ния, интервьюирования, наблюдения; прогнозирование можно осуществлять методом «Дельфи», экстраполяции, экономической модели и т.п.

Практическое управление в организации осуществляется с помощью сис- темы методов, представляющей собой комплекс правил, процедур и способов воздействия на управляемый объект с целью достижения поставленных целей. Методы управления характеризуются своей направленностью (на опре- деленное производственное подразделение компании, отдел, конкретного сотрудника), целевой установкой (какая конкретная цель должна быть дос- тигнута) и формой воздействия на персонал (прямое или косвенное: приказ

или создание стимулирующих условий и т.п.).

В зависимости от формы воздействия на персонал методы управления делятся на три группы (рис. 5):

• организационно-административные;

• экономические;

• социально-психологические.

Организационно-административные методы управления характерны прямым, непосредственным воздействием на объект управления, носящим ди- рективный, т.е. обязательный характер. В их основе – власть, принуждение, дисциплина, ответственность. Данная группа методов считается самой жесткой группой, поскольку не дает возможности выбора сотрудникам своего поведения в организации. Организационно-административные методы управления, состоят из двух подгрупп:

• к организационным методам относятся нормирование, регламентирова- ние, оргпроектирование;

• к административным методам относятся приказы, распоряжения, поста- новления, инструктаж, команды.

Подгруппа организационных методов применяется в типовых («штатных») ситуациях, а подгруппа административных, наоборот, преимущественно в кон- кретных случаях.

Цель организационных методов управления – сформулировать правила, обязательные для выполнения и определяющие порядок и содержание органи- зационной деятельности (устав компании, внутрифирменные стандарты, ин- струкции, положения, правила планирования и учета, нормы расхода ресур- сов и т.п.). Следует отметить, что в этих документах не указываются конкрет- ные личности и конкретные даты исполнения заданий, т.е. данная группа ме- тодов является обезличенной.

Целью административных методов управления является обеспечение вы- полнения персоналом организационных правил и норм в ситуациях несоблю- дения требований, установленных в документах организационной подгруппы или при возникновении нештатных ситуаций. Соответствующее воздействие

на работников осуществляется посредством уже упоминавшихся приказов, рас- поряжений и т.п., отдаваемых как в устной, так и в письменной форме. Доку- менты этой подгруппы являются уже персонифицированными, т.е. в них ука- зываются конкретные работники, конкретные даты и действия, которые они должны реализоваться.

Методы этой группы регламентируются правовыми актами хозяйствен- ного и трудового законодательства.

Экономические методы управления направлены на обеспечение рацио- нального использования экономических законов в хозяйственной деятельно- сти с учетом экономических последствий управленческой и производственной деятельности. В данной группе используется система приемов и способов воз- действия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и резуль- татов, т.е. эти методы основаны на использовании материальных стимулов, увя- занных с результатами труда. Сюда относятся базовая заработная плата, пре- мии, бонусы, кредиты и т.п. Естественно, что экономические методы управ- ления занимают доминирующее положение в системе управленческих методов, так как самым непосредственным образом связаны с объективными материаль- ными потребностями и интересами людей.

Социально-психологические методы управления. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими ме- тодами управления.


 

 

Рис.5 Методы менеджмента


Социально-психологические методы управления представляют собой комплекс способов воздействия на личностные отношения, связи и социальные процессы в трудовых коллективах, через социальные потребности и психологические особенности людей. Здесь используются, главным образом, моральные стимулы к труду, с помощью которых административное задание преобразуется в осознанный долг, внутреннюю потребность работника. В группу социально-психологических методов управления входят:

• социальное планирование (совершенствование социальной структуры пер- сонала, его демографического и профессионально-квалификационного соста- ва, повышение общеобразовательного и культурно-технического уровня, улучшение условий работы и т.д.);

• мотивация работников;

• формирование благоприятного морального климата в коллективе и т.п. Результаты социологических исследований говорят о том, что эффектив-

ность деятельности хозяйственного руководителя определяется не столько его профессиональными знаниями, сколько умением работать с людьми. Именно поэтому во главе коллектива должны быть люди достаточно гибкие, умеющие пользоваться разнообразными управленческими приемами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.140 (0.01 с.)