Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология стрессовых состояний и проблемы суицидологи

Поиск

ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ И ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДОЛОГИ

Февраля 2013

ВВЕДЕНИЕ

Биологи интересуются проблемой стресса, медики, физиологи, психологи, социологи, философия. Это обусловлено тем что сама проблема стресса представляет сбой оч серьёзный феномен.

Есть дистресс и эустресс.

Лазарус определяет стресс как реакцию чел на особенности взаимодействия между лич-тью и окруж миром. Позже это опред было уточнено и психол стресс стал интерпретироваться не только как реакция, но и как процесс в кот требования среды рассматриваются лич-тью исходя из её ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации. Это опред подчёркивает индивидуальные различия ответной реакции на стресс (вол — не замечать, преодолевать ситуации, кролик - избегание, лев — агрессия, активность).

Помимо термина психол стресс часто используется понятие эмоциональный стресс.

В чём различия между эмоц-м и психол стрессом:

1) эмоц стресс присущ не только чел но и животным, психологический стресс характерен только чел с его развитой психикой;

2) эмоц стресс сопровождается выраженными эмоц-ми реакциями, а в развитии психологического стресса пребладает когнитивная составляющая — анализ ситуации, её оценка и прогноз дальнейших действий;

3 термин эмоц стресс чаще используется физиологами, а псилогический стресс чаще используется психологами.

Оба эти вида стресса имеют общую схему развития, которые включают схожий нейро-гуморальные механизмы адаптивных реакций и в своём развитии проходят через 3 классические стадии: стадия тревоги, стадия адаптации, стадия истощения.

Экстремальная психология — отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деят-ти чел в изменённых, непривычных условиях существования. Осн.задачи экстремальной психологии: 1) совершенствование психологического отбора и псих подготовки для работы в необычных условиях существования; 2) разработка мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов.

Предмет изучения экстремальной психологии — психика, подвергающаяся воздействию экстремальных факторов; механизмы воздействия экстремальных факторов на чел; закономерности реагирования и переживания, возможные последствия и способы их коррекции.

Последствия для психики тех людей, кот попали в экстремальную ситуацию — посттравматические стрессовые реакции, могут проявляться спустя какое-то время.

Предметом изучения психологии стрессовых состояний тоже является психика, но стрессовое состояние может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, кот ещё не произошли, но наступление кот субъект боится. Др особенность психол стресса — оценка чел степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью её нейтрализации. Поэтому при психологическом стрессе отсутствует реальная угроза жизни или здоровью.

Исторический обзор представлений о стрессе.

Феномен стресса был впервые открыт Г Селье. Он считал что стресс относится к числу фундаментальных проявлений жизни. Он позволяет приспособиться к разл факторам среды за счёт универсального комплекса нейро-гуморальных реакций.

Сам термин стресс стал символом медицины 20 века, а затем вышел за пределы этой науки и стресс стали изучать биологи, психологи, философы. Этому способствовало реальное увеличение количества стрессов у людей.

Максимальное развитие в нашей стране в годы перестройки.

Начиная со времён Лазаруса стали более интересоваться психологическими аспектами и появился термин психологический стресс.

Лазарус и Ланьер: психологический стресс — это реакция чел на особенности взаимодействия между личн-тью и окруж миром.

Физиологи подчёркивали что в ходе стресса происходит ухудшение не только психического, но и физического здоровья.

Большой вклад в изучение механизмов стреса внесли наши отечественные физиологи Павлов, Арбели, Симонов.

Арбели открыл феномен трофического действия симпатических нервов — обнаружил что НС напрямую может влиять на обмен вещ-в в тканях, минуя эндокринные механизмы.

Павлов создал теорию экспериментального нервоза — при опред внеш воздействиях, требующих максимального напряжения ВНД, происходит срыв слабого звена Н процессов и извращение функционирования сильного звена. В опытах павлова у ивотных нарушалось взаимодействие процессов возбуждения-торможения — экспериментальный невроз — стресс.

Симонов обращал внимание на то, что отрицательные эмоции возникают в ситуации неопределённости, в рез дефицита инф, кот необходима для организации деят-ти.

Позже, в др работах было показано что развитию стресса способствуют след факторы:

· Иммобилизация;

· Дефицит времени;

· Нарушение биологических ритмов;

· Изменение условий жизни и упроченного динамического стереотипа.

Определённый вклад в изучение механизмов стресса внёс Вейн (изучает сон)

Судаков: на основе эмоционального стресса формируется психосоматические заболевания — неврозу, гипертония, язвенные поражение, иммунодефициты, эндокринные и опухолевые образования.

В последнее время показано что эмоц-ые проблемы являются наиб важной причиной потерей трудоспособности по сравнению с физическими проблемами.

Особенности психологического стресса.

Ганс Селье в своих классических работах описал биологический стресс.

Психологический стресс обладает рядом особенностей:

· Этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, кот ещё не произошли но субъект боится их наступления;

· Большое значение имеет оценка человеком своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью её нейтрализации.

Если стрессор наносит явное повреждение организму, то это будет биологический стресс, если нет явного повреждения организма — это будет психологический стресс.

 

Профиль личности

Шкала Первичная оценка Стандартная оценка
                 
Невротичность         *          
Депрессивность       *            
Раздражительность       *            
Реактив.агрессивность   - - - - - - - - -
Застенчивость           *        
Эмоц.лабильность         *          

 

Невротичность = 4. Средний показатель.

Депрессивность = 3. Низкий показатель.

Раздражительность = 3. Низкий показатель.

Реактивная агрессивность = 0. Низкий показатель.

Застенчивость = 5. Средний показатель.

Эмоциональная лабильность = 4. Средний показатель.

У испытуемого имеются низкие показатели по шкалам депрессивности, раздражительности и реактивной агрессивности. Испытуемый находится в хорошем состоянии, хорошем настроении, имеет ровный эмоциональный фон. Испытывает чувство оптимизма и уверенности в себе своём будущем. Готов к сотрудничеству и контактам. Испытуемый хорошо владеет собой даже в неблагоприятных ситуациях. Это человек, которого трудно опечалить, устойчив к фрустрации и где-то флегматичен. Такой человек сдержанный, не склонен к агрессивному поведению. Проявляет взаимопонимание с окружающими. Снисходителен к окружающими.

Результаты по шкалам невротичности, застенчивость и эмоциональная лабильность имеют средние показатели. У испытуемого иногда проявляются незначительные вегетативные и психосоматические нарушения, которые не вызывают серьёзных опасений. Для испытуемого в некоторой степени характерны непринуждённость и самоуверенность в общении. Независимость от мнения людей. У человека уверенные поступки, уверенное поведение. Этот человек легко знакомиться. Предприимчив и склонен к риску. У такого человека не только высокая стабильность эмоц.состояния, но и хорошее умение владеть собой. Человек, который отвечает за свои поступки.

 

Февраль 2013

ДИФФЕРЕНЦИРОВКА СТРЕССА

При достаточной интенсивности и длительности такие эмоц.проявления как страх, тревожность, фрустрация, психологический дискомфорт и напряжённость могут рассматриваться как психологическое отражение стресса. Они сопровождаются всеми проявлениями стрессорной реакции, начиная от дезорганизации поведения и завершая до адаптационного синдрома.

Чаще всего возникает вопрос о дифференцировке стресса от утомления. Два эти состояния имеют разную психологическую природу. Стресс связан с изменениями гуморальными и вегетативными. А утомление определяется корой больших полушарий.

Однако между утомлением и стрессом есть переходные точки: 1) утомление развивается при начале истощения активации, поэтому запускается парасимпатическая активность, которая способствует восстановлению потраченных ресурсов. И только крайне редко сильное утомление может запускать симпатические реакции, выражающиеся в перевозбуждении и нарушении сна. Если отдых оказывается недостаточным, утомление ожжет накапливаться и будет развиваться переутомление или хроническое утомление. И этот синдром расценивается некоторыми авторами как особое состояние организма находящееся между нормой и патологией. В неблагоприятных случаях или условиях оно может перейти в болезнь.

Перегрузка близка к стрессу. Это состояние, когда человек берёт больше, чем он может выполнить. Энергия растрачивается, а времени на восстановление и отдых не хватает. Перегрузка и стресс очень тесно взаимосвязаны. Перегрузка может привезти к усилению стресса, а может стать и причиной стресса. И перегрузка обычно вызывается обязанностями. Высокая нагрузка с меньшей вероятностью приведёт к стрессу.

Эмоциональная напряжённость близка к стрессу. Это состояние, характеризуемое временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов => падением работоспособности. Эмоц.напряжённость как и стресс проходит через три стадии: 1) эмоциональное возбуждение; 2) эмоциональное напряжение; 3) эмоциональная напряжённость. Отличие заключается в том, что стресс проходит на гормональном биохимическом уровне, а эмоц.напряжённость на нервно-психическом уровне.

В ответ на воздействие среды в сознании возникает определённое эмоциональное возбуждение. Как сигнальный процесс оно может вызвано как подсознательным анализом информации, либо неудовлетворённой потребностью или оценкой неблагоприятного состояния в организме. Когда человек начинает активную сознательную деятельность на основе волевых актов, начинает развиваться эмоциональное напряжение как сигнальный процесс и регуляция функциональных резервов. Происходит мобилизация функциональных резервов. Эмоциональное возбуждение направлено на то, чтобы достичь успеха в выполняемой деятельности.

Однако при чрезмерной посиле или астенических покрасках и направленности эмоций может развиваться негативное состояние эмоц.напряжённости: высокая тревога, страх, самовозбуждение, всплеск стенических эмоций.

 

Февраля 2013

Февраля 2013

Приблизительно 60 тысяч россиян уходят из жизни по причине самоубийства. Проблема детской смертности занимает одно из первых мест.

С 1888 по 1893 год резко возросло число самоубийств в России (9,4 коэффициент). В 1901-1905гг произошёл спад.

Городское население имело более высокое значение по суицидальным решениям, чем в сельских поселениях.

Факторы суицида по рангу:

1. Социально-динамические;

2. Общественно-политические;

3. Болезненные состояния;

4. Травматические причины;

5. Семейные отношения;

6. Служебные отношения;

7. Школьные проблемы для учащихся.

Во время войн и революций количество самоубийств снижается.

Со вторым пришествием капитализма в постсоветской России обнаружилась связь между экономической конъюктурой и динамикой самоубийств. Пошёл рост суицида. В 1992-1994гг в момент колоссальной инфляции произошёл резкий взлёт суицида.

После 2000 года в России идёт снижение суицидальных решений.

Все страны мирового сообщества по уровню суицида можно разделить на 3 большие группы. 1) государства с высоким уровнем самоубийств (20 человек на 100 тыс.населения) - Россия, Северная Америка, Венгрия, Австрия, Финляндия, Дания, Швейцария. 2) средний уровень (от 10 до 20 человек) - Норврегия, Швеция, Польша, Бельгия, Франция, Япония, Англия. 3) низкий уровень (менее 10 человек) – Голандия, Италия.

 

В наше время на первом месте по суицидальным решениям – это пожилые люди возраста 80 лет. Вторая группа – мужчины трудоспособного возраста (30-50 лет). Дальше идут подростки. Чаще действия подростков направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных отношений. Четвёртая группа риска – те, кто содержатся в тюрьмах. Группами риска являются сельские жители. В Китае в селе суицид в 3 раза выше, чем в городе. Ещё одна группа – это люди разных профессии (врачи, психиатры, ветеринары). Дальше – военные. И последние – сексуальные меньшинства.

Марта 2013

Марта 2013

Факторы суицидального риска

Социально-демографические факторы. 1) Возраст (24-25, 40-60 лет и старость пики суицида). 2) Место жительства. Уровень суицида в городе и сельской местности примерно одинаковый. 3) Семейные положение. Состоящие в браке реже совершают суицид, чем вдовы и холостые. Дети-интернатники. Социально-психологический тип в семье.

Социально-экономические факторы.

 

Личностные стили суицидента.

1. Импульсивный тип – человек внезапно принимает решение.

2. Компульсивный тип – установка во всём достигать совершенства и успеха.

3. Рискующий тип.

4. Регрессивный тип.

5. Зависимый тип.

6. Отрицающий тип.

7. Гневный тип – затрудняется выразить гнев в отношении значимых лиц, и это заставляет быть неудовлетворённым собой.

8. Обвиняющий тип.

9. Убегающий тип.

10. Творческий тип.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ И ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДОЛОГИ

Февраля 2013

ВВЕДЕНИЕ

Биологи интересуются проблемой стресса, медики, физиологи, психологи, социологи, философия. Это обусловлено тем что сама проблема стресса представляет сбой оч серьёзный феномен.

Есть дистресс и эустресс.

Лазарус определяет стресс как реакцию чел на особенности взаимодействия между лич-тью и окруж миром. Позже это опред было уточнено и психол стресс стал интерпретироваться не только как реакция, но и как процесс в кот требования среды рассматриваются лич-тью исходя из её ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации. Это опред подчёркивает индивидуальные различия ответной реакции на стресс (вол — не замечать, преодолевать ситуации, кролик - избегание, лев — агрессия, активность).

Помимо термина психол стресс часто используется понятие эмоциональный стресс.

В чём различия между эмоц-м и психол стрессом:

1) эмоц стресс присущ не только чел но и животным, психологический стресс характерен только чел с его развитой психикой;

2) эмоц стресс сопровождается выраженными эмоц-ми реакциями, а в развитии психологического стресса пребладает когнитивная составляющая — анализ ситуации, её оценка и прогноз дальнейших действий;

3 термин эмоц стресс чаще используется физиологами, а псилогический стресс чаще используется психологами.

Оба эти вида стресса имеют общую схему развития, которые включают схожий нейро-гуморальные механизмы адаптивных реакций и в своём развитии проходят через 3 классические стадии: стадия тревоги, стадия адаптации, стадия истощения.

Экстремальная психология — отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деят-ти чел в изменённых, непривычных условиях существования. Осн.задачи экстремальной психологии: 1) совершенствование психологического отбора и псих подготовки для работы в необычных условиях существования; 2) разработка мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов.

Предмет изучения экстремальной психологии — психика, подвергающаяся воздействию экстремальных факторов; механизмы воздействия экстремальных факторов на чел; закономерности реагирования и переживания, возможные последствия и способы их коррекции.

Последствия для психики тех людей, кот попали в экстремальную ситуацию — посттравматические стрессовые реакции, могут проявляться спустя какое-то время.

Предметом изучения психологии стрессовых состояний тоже является психика, но стрессовое состояние может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, кот ещё не произошли, но наступление кот субъект боится. Др особенность психол стресса — оценка чел степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью её нейтрализации. Поэтому при психологическом стрессе отсутствует реальная угроза жизни или здоровью.

Исторический обзор представлений о стрессе.

Феномен стресса был впервые открыт Г Селье. Он считал что стресс относится к числу фундаментальных проявлений жизни. Он позволяет приспособиться к разл факторам среды за счёт универсального комплекса нейро-гуморальных реакций.

Сам термин стресс стал символом медицины 20 века, а затем вышел за пределы этой науки и стресс стали изучать биологи, психологи, философы. Этому способствовало реальное увеличение количества стрессов у людей.

Максимальное развитие в нашей стране в годы перестройки.

Начиная со времён Лазаруса стали более интересоваться психологическими аспектами и появился термин психологический стресс.

Лазарус и Ланьер: психологический стресс — это реакция чел на особенности взаимодействия между личн-тью и окруж миром.

Физиологи подчёркивали что в ходе стресса происходит ухудшение не только психического, но и физического здоровья.

Большой вклад в изучение механизмов стреса внесли наши отечественные физиологи Павлов, Арбели, Симонов.

Арбели открыл феномен трофического действия симпатических нервов — обнаружил что НС напрямую может влиять на обмен вещ-в в тканях, минуя эндокринные механизмы.

Павлов создал теорию экспериментального нервоза — при опред внеш воздействиях, требующих максимального напряжения ВНД, происходит срыв слабого звена Н процессов и извращение функционирования сильного звена. В опытах павлова у ивотных нарушалось взаимодействие процессов возбуждения-торможения — экспериментальный невроз — стресс.

Симонов обращал внимание на то, что отрицательные эмоции возникают в ситуации неопределённости, в рез дефицита инф, кот необходима для организации деят-ти.

Позже, в др работах было показано что развитию стресса способствуют след факторы:

· Иммобилизация;

· Дефицит времени;

· Нарушение биологических ритмов;

· Изменение условий жизни и упроченного динамического стереотипа.

Определённый вклад в изучение механизмов стресса внёс Вейн (изучает сон)

Судаков: на основе эмоционального стресса формируется психосоматические заболевания — неврозу, гипертония, язвенные поражение, иммунодефициты, эндокринные и опухолевые образования.

В последнее время показано что эмоц-ые проблемы являются наиб важной причиной потерей трудоспособности по сравнению с физическими проблемами.

Особенности психологического стресса.

Ганс Селье в своих классических работах описал биологический стресс.

Психологический стресс обладает рядом особенностей:

· Этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, кот ещё не произошли но субъект боится их наступления;

· Большое значение имеет оценка человеком своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью её нейтрализации.

Если стрессор наносит явное повреждение организму, то это будет биологический стресс, если нет явного повреждения организма — это будет психологический стресс.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.24.228 (0.012 с.)