Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммуникационные потоки и их направленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как показано на рис. 3, нисходящие коммуникации совпадают с уровнями иерархии от вершины организационной пирамиды до ее основания. Одна из главных функций таких коммуникаций — это добиться влияния посредством информации. Сотрудники на нижнем уровне должны знать, что происходит выше; им следует регулярно напоминать о ключевых направлениях политики и стратегии, задачах и техническом развитии. Особого внимания заслуживают обратная связь и информация о результатах выполнения работы. Распространение такой информации позволяет свести к минимуму слухи и неточности относительно намерений вышестоящих уровней, помогает создать чувство безопасности и сопричастности у получателей, которые ощущают всю полноту информированности. К сожалению, отсутствие адекватных нисходящих коммуникаций нередко является причиной провала системы управления. Поток сообщений с нижних уровней на верхние называется восходящими коммуникациями. Как показано на рис. 3, они служат для нескольких целей. Восходящие коммуникации информируют вышестоящие уровни о том, что делают рабочие на нижних уровнях, с какими проблемами они сталкиваются, какие предложения по усовершенствованию работы выдвигают и какие чувства они испытывают по отношению к организации и своей работе. Примером таких коммуникаций могут быть опросы работников, проводимые Sun Microsystems, о которых мы упоминали в самом начале этой главы. Однако необходимо знать, что эффекты статуса могут оказывать негативное воздействие на эффективность восходящих коммуникаций. Тема важности латеральных коммуникаций в новых условиях работы постоянно возникает на страницах печати. Сегодняшние организации, чутко относящиеся к запросам клиентов, нуждаются в своевременной и точной обратной связи и информации о своей продукции. Чтобы удовлетворять потребностям клиентов, организации должны предоставлять правильную информацию рабочим (и делать это незамедлительно). Более того, в рамках организации люди должны хотеть и иметь возможность осуществлять коммуникации, выходящие за функциональные обязанности, а также выслушивать требования друг друга, выступая в качестве «внутренних клиентов». Новая схема организационной структуры делает акцент на латеральных коммуникациях в виде комитетов, состоящих из представителей различных отделов, специальных групп или матричной организации. Все больше внимания привлекает организационная экология — наука о том, каким образом планировка здания может оказать воздействие на коммуникации и продуктивность, способствуя латеральным коммуникациям.
Рис..3. Направления информационных потоков в организациях пределы границ подразделения или Коммуникационные сети На рис..4 изображены три интерактивные модели и коммуникационные сети, которые обычно отмечаются в организациях22. Обладание соответствующими интерактивной моделью и коммуникационной сетью может существенным образом изменить способ функционирования группы и помочь ей достигнуть лучших результатов. Децентрализованные коммуникационные сети непосредственно связывают всех членов группы друг с другом. В некоторых случаях организация работы включает в себя создание интерактивных групп, члены которых работают над выполнением заданий бок о бок и которые характеризуются координацией деятельности. Такая модель взаимодействия ведет к возникновению децентрализованной коммуникационной сети, в которой
Рис..4. Интерактивные модели и коммуникационные сети, существующие в группах все члены группы осуществляют непосредственные коммуникации друг с другом и свободно обмениваются информацией. Иногда такую структуру называют общеканальной или коммуникационной сетью типа «звезда»23. Лучше всего она работает в случае сложных и нестандартных заданий. Такая структура, как правило, ведет к высокому уровню удовлетворенности членов группы. Вторая схема организации работы — это совместно действующие группы, члены которых работают над выполнением задания независимо, хотя и связаны друг с другом посредством центральной координации. Задание, подлежащее выполнению, делится между участниками группы, которые затем индивидуально работают над ним. Осуществляется координация деятельности каждого человека, а результаты объединяются в центральном контрольном пункте. Информация стекается к центральной фигуре, а затем распределяется между членами группы. Это создает централизованную коммуникационную сеть, центральная фигура которой выступает в качестве «оси колеса». Иногда такую структуру называют информационной сетью, построенной по типу колеса или цепи. Лучше всего она работает в тех случаях, когда задание легко подлежит стандартизации или разделению на части. В таких группах удовлетворенность, как правило, характерна для человека, занимающего место «оси колеса». В конце концов, именно он больше всех участвует во всех аспектах групповой переработки информации. Централизованная коммуникационная сеть связывает членов группы посредством центральной контрольной точки. Противоборствующие группы характеризуются существованием подгрупп, испытывающих разногласия по поводу некоторых аспектов производственной деятельности. Причиной разногласий между подгруппами могут быть конкретные вопросы, например кратковременные споры о лучших способах достижения цели; иногда разногласия принимают затяжной характер, например в спорах по поводу управления производством. В любом случае возникающий в результате интерактивный паттерн подразумевает ограниченную коммуникационную сеть, в которой полярно противоположные подгруппы конкурируют друг с другом, а иногда вступают и в антагонистические отношения. Как и следовало ожидать, коммуникации между группами нередко ограничиваются и искажаются. В такой ситуации в межгрупповой динамике возникают проблемы деструктивной конкуренции. Ограниченные коммуникационные сети связывают подгруппы, испытывающие разногласия друг с другом по какому-нибудь вопросу. Коммуникации и высокоэффективное рабочее место Одним из величайших изменений, происшедших за последние годы в организациях и повседневной жизни, следует считать повсеместное внедрение новых коммуникационных технологий. Из мира телефонов, почты, ксерокопий и личных встреч мы шагнули в эпоху голосовых сообщений, электронной почты, факсов, конференций, проводимых с помощью компьютеров, использования Интернета и локальных сетей. Способность эффективно принимать участие во всех формах электронной офисной деятельности и коммуникаций жизненно необходима для служебной карьеры. Постоянное увеличение важности электронной торговли трансформирует саму природу бизнеса в современном обществе24. Учитывая скорость и размах происходящих динамических изменений, любой из нас должен быть в курсе всех новейших информационных технологий и вопросов организационных коммуникаций.
Изменение технологий На протяжении всего курса мы обсуждаем влияние новых технологий на организацию работы, схему организационной структуры и появление сетевых организаций, командную работу и наличие программного обеспечения для проведения электронных конференций и принятия решений с помощью электронных средств связи и на многое другое. Прогресс в информационной технологии позволяет организациям: 1) быстрее, чем раньше, распространять информацию; 2) иметь доступ к большему, чем раньше, объему информации; 3) располагать более широким и непосредственным доступом к этой информации; 4) поощрять участие в обмене информацией и ее использовании; 5) интегрировать системы и функции, а также беспрецедентным способом использовать информацию для связи с окружающим миром. Необходимо осознавать и негативные стороны электронных коммуникаций. Во-первых, эти технологии по большей части являются безличными; люди взаимодействуют с машинами, а не друг с другом. Электроника также устраняет невербальную составляющую коммуникаций, которая может внести важный дополнительный контекст в ситуацию. Некоторые люди, например, говорят, что, отсылая электронное сообщение, гораздо легче быть резким, чрезмерно критичным и бесчувственным, чем при личном контакте. В этом смысле использование компьютерных средств связи может сделать людей менее сдержанными и более нетерпимыми в своих высказываниях. Еще одна опасность новых коммуникационных технологий — это информационная перегрузка. В некоторых случаях в коммуникационные сети и системы электронной почты поступает слишком много информации, перегружая эти системы — как организационные, так и индивидуальные. У индивидуальных пользователей могут возникнуть сложности с сортировкой полезной и пустой информации; это может вызывать раздражение. Даже у гиганта информационной технологии Intel есть проблемы с электронной почтой. Работники фирмы вынуждены обрабатывать более 3 млн электронных писем в день; некоторым из них приходится иметь дело с 300 такими сообщениями ежедневно. Один из сотрудников говорит: «Мы настолько перегружены посылкой электронных сообщений друг другу, что у нас просто нет времени решать проблемы, связанные с окружающим миром». В качестве способа, позволяющего сотрудникам извлечь преимущества из электронной почты и избежать сложностей, создаваемых ею, корпорация Intel предлагает курс обучения по работе с этой системой связи. В «Эффективном менеджере 13.4» приведено несколько предлагаемых советов25. ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР.4 КАК НАЛАДИТЬ РАБОТУ С ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТОЙ • Читайте все сообщения только один раз. • Сразу же отвечайте на сообщение, затем переместите его в соответствующий раздел • Регулярно очищайте почту от устаревших сообщений. • Посылайте сообщения групповым получателям и используйте команду «ответить всем» • Избавляйтесь от прейскурантов, не содержащих информации для вашей работы. • Посылайте короткие сообщения, избегайте длинных текстов. • Помещайте большие файлы на web-сайты, а не посылайте их в виде приложения. Как бы то ни было, нельзя отрицать следующий факт: информационные технологии неумолимо продолжают менять природу работы, и в особенности офисной. На смену некогда традиционному образу офиса приходят новые формы, например использование электронных сетей. В будущем рабочие смогут воспользоваться новыми технологиями, которые позволят им проводить больше времени вне стен традиционного офиса и уделять больше внимания работе с клиентами в удобное для себя время. Сложный социальный контекст Существует множество вопросов, касающихся коммуникаций в сложном социальном контексте современных организаций. Не утихает интерес к изучению женского и мужского стилей коммуникаций. В своей книге «Разговоры с 9 до 5» Д. Таннен (D. Таппеп) утверждает, что мужчины и женщины обучаются и социализируются различными путями, в результате часто испытывают трудности коммуникаций друг с другом26. Она считает, что женщины в коммуникациях ориентированы на выстраивание отношений, тогда как мужчины пытаются утвердить свой статус27. Поскольку люди стремятся к тому, чтобы их окружали индивиды, коммуникационный стиль которых подходит их собственному, то отсюда следует вывод: в процессе коммуникации будут доминировать или женщины, или мужчины — в зависимости от того, кто окажется в большинстве в той или иной ситуации28. В связи с этой проблемой все больше и больше людей задают один и тот же вопрос: «Обладают ли женщины лучшими по сравнению с мужчинами коммуникационными навыками?» Исследование, проведенное консультационной фирмой Lawrence A. Pfaff and Associates, позволяет сделать заключение о том, что это данное предположение может оказаться истиной29. Проведенный опрос показал, что по способности к коммуникациям, умению пойти навстречу, дать оценку и делегировать полномочия окружающим руководство оценивает женщин-менеджеров выше, чем их коллег-мужчин; подчиненные также оценили эти способности у женщин-менеджеров выше, чем у мужчин. Данные результаты можно объяснить тем, что ранняя социализация и обучение лучше развивает у женщин коммуникационные и, таким образом, делает их более чуткими к межличностным отношениям. Напротив, мужчины могут социализироваться таким образом, что это неизбежно порождает коммуникационные проблемы — агрессию, дух соперничества и индивидуализм30. Учитывая такую возможность, очень важно избежать гендерных стереотипов и сосредоточить свое внимание на исключительно важном вопросе — каким образом можно максимально повысить эффективность коммуникаций в организациях31. Сегодня многие противоречия в организационных коммуникациях связаны с вопросом невмешательства в частную жизнь. Одним из примеров является контроль со стороны работодателей над электронными сообщениями, которые сотрудники посылают с рабочего места. Исследование, проведенное Американской ассоциацией менеджмента, выявило, что электронный контроль над производительностью работника за год усиливается на 45%. Вас может удивить, что чаще всего боссы следят за номерами телефонов, по которым звонят сотрудники, и за тем, как долго они разговаривают по телефону (39%); электронными сообщениями (27%), компьютерными файлами (21%); содержанием телефонных разговоров Прогрессивные организации вырабатывают внутреннюю политику в отношении соблюдения тайны коммуникаций своих сотрудников; этот вопрос привлекает все больше внимания со стороны законодателей. Сегодня законы штата Иллинойс разрешают боссам прослушивать телефонные разговоры своих сотрудников. Но этот закон ничего не говорит о том, в каких случаях его следует применять. Подслушивание распространено в сфере некоторых услуг, например резервирования авиабилетов; опасения профсоюзов нередко выражаются фразой: «Большой брат наблюдает за тобой*!» Вопрос соблюдения тайны остается противоречивым, поскольку непрерывное развитие коммуникационных технологий все больше облегчает работодателям ведение электронного мониторинга за тем, как их работники выполняют работу и осуществляют коммуникации. Наше общество борется за политическую корректность коммуникаций на рабочем месте. Рабочий словарь меняется, и люди все больше думают о том, чтобы их слова не обижали другого человека или группу людей. Сегодня мы слышим о «цветных», «людях, имеющих физические недостатки», и «людях старшего возраста». Не так давно эти группы людей называли иначе; и в будущем их названия вновь могут измениться. Организации уделяют пристальное внимание данным проблемам и предлагают тренинги для своих сотрудников, помогая им устранить из процесса коммуникаций малейшие оттенки нетерпимости или нечуткости. Резюме
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.90 (0.009 с.) |