Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностные коммуникационные потребности

Поиск

Личностные потребности отличаются тем, что их но­ситель — индивид является природным существом, но сущность его не биологична, а социальна. В связи с этим абсолютные индивидуальные потребности (АИ) делят­ся на биогенные (витальные, органические), принадлежа­щие биологическому виду хомо сапиенс, и социогенные (общественные, социально-Культурные), свойственные членам общества. Биогенные АИ весьма многочисленны; перечислим важнейшие из них:

АИ1. Материальные физиологические: потребности в пище, тепле, движении, отдыхе, половая и т. п.; потреб­ность в нормальном физическом развитии в соответствии с генетической программой.

АИ2. Физиологические предпосылки духовной дея­тельности:

АИ2.1. Интеллектуальная потребность — потребность в упражнении умственных способностей.

АИ2.2. Эмоциональная потребность — потребность в поддержании положительного баланса эмоциональной сферы, т. е. преобладании положительных эмоций над от­рицательными.

АИ2.3. Потребность в свободе, вольном проявлении жизненных сил индивида.

АИ2.4. Волевая потребность — потребность преодо­левать препятствия и страх.

Таблица 8.1

Общее сопоставление потребностей

разного происхождения

 

Типологические признаки А. Абсолютные Потребности В. Вторичные потребности С. Спонтанные потребности
  Типы рассогласований   Рассогласование между наличными и необходимыми условиями стабильности (гомеостаза) субъекта-носителя Рассогласование наличных и требуемых инструментов целенаправленной деятельности; неполнота структуры деятельности Субъективно переживаемое рассогласование между наличным и желаемым состоянием дел
Осмысленность субъектом-носителем Необязательна Обязательна Необязательна
Эмоциональная окраска Всегда имеется   Нейтральная   Ярко выраженная  
Происхождение   Естественны. Диктуются внешней средой (генетической программой или программой социогенеза) Зависят от исторически обусловленной структуры деятельности   Возникают и изменяются непредсказуемым образом
Условия возникновения и удовлетворения   Действуют постоянно в коле­бательном режи­ме; дезактивируются при насыщении Возникают эпизодически и исчезают при до­полнении струк­туры деятельно­сти до нормального состояния Возникают спонтанно, не дезакти­вируются, а напро­тив, усиливаются в результате удовлетворения
Следствия не­удовлетворения   Нарушение цело­стности или даже гибель субъекта; компенсация одних потребно­стей за счет удовлетворения других недопус­тима   Неудовлетворение ведет к компенсации недос­тающих инстру­ментов другими, либо к изменению вида дея­тельности     Неудовлетворение переживается болезненно, но не представляет угро­зы для существова­ния субъекта; не­возможна замена одних предметов потребности другими
Количество Конечно, исчислимо Не менее числа видов деятельности Бесконечно  

 

Таблица 8.2

Типизация коммуникационных потребностей

 

Субъекты   Происхождение Индивидуальная личность (И) Целевая социальная группа (Г) Общество в целом (М)
А-потребности   АИ. Абсолютные, индивидуальные АГ. Абсолютные групповые AM. Абсолютные общественные
В-потребности   ВИ. Вторичные индивидуальные ВГ. Вторичные групповые ВМ. Вторичные общественные
С-потребности   СИ. Спонтанные индивидуальные СГ. Спонтанные групповые СМ. Спонтанные общественные

 

АИ2.5. Потребность в игре.

АИ2.6. Мнемическая потребность — потребность в памяти.

АИ2.7. Контактная потребность — потребность в обще­нии с другими людьми, «потребность в другом человеке»; сюда же относится «лингвистическая потребность» — по­требность говорить и понимать услышанную речь.

АИ3. Другие биогенные абсолютные личностные потребности.

Среди биогенных потребностей обнаруживаются та­кие, которые можно считать предпосылками социогенных коммуникационных потребностей: это прежде всего мнемическая потребность (АИ2.6) и контактная потребность (АИ2.7), а также потребность в игре (АИ2.5), интеллек­туальная (АИ2.1) и эмоциональная (АИ2.2) потребности, порождающие смыслы, образующие содержание социаль­ной коммуникации. Если бы человек не владел этими смыслами, коммуникация была бы невозможна, так как ему нечего было бы сказать.

Социогенные АИ -потребности — результат обще­ственного образа жизни хомо сапиенс и культурной транс­формации биогенных потребностей. Они столь же есте­ственны для хомо сапиенс, как и биогенные потребности. Их делят на материальные и духовные.

АИ4. Материальные социогенные потребности:

АИ4.1. Потребность в целесообразном преобразова­нии окружающей среды; потребность в творческом физи­ческом труде и изготовлении орудий.

АИ4.2. Потребность в организации социальной жиз­ни — социально-политическая потребность, включающая потребность в обеспечении личной безопасности и безо­пасности рода (семьи).

АИ4.3. Другие социогенные материальные потребно­сти личности.

АИ5. Духовные социогенные потребности:

АИ5.1. Потребность в самореализации (самоутверж­дении, самоактуализации), совпадающая с потребностью в индивидуализации.

АИ5.2. Потребность в социализации, совпадающая с потребностью в принадлежности и устранении одиноче­ства, зарубежными учеными именуемая потребностью в аффилиации.

АИ5.3. Познавательная потребность.

АИ5.4. Этическая потребность.

АИ5.5. Эстетическая потребность.

АИ5.6. Коммуникационная потребность.

В психологическом пространстве личности различные потребности взаимодействуют, сдерживая или, напротив, стимулируя друг друга. Известно, что дети; вырванные из человеческой среды и лишенные контактов с людьми (по­давление контактной потребности АИ2.7), необратимо утрачивают социогенные материальные и духовные потребности, если они до возраста 7 лет не возвращаются в человеческое общество. Другой пример. Потребность в свободе АИ2.3 согласуется с потребностью в самореали­зации АИ5.1, но она может войти в конфликт с потребно­стью в социализации АИ5.2, который редко разрешается в пользу свободы. Дело в том, что вольное проявление жиз­ненных сил индивида всегда связано с риском, борьбой, неопределенностью, которых хорошо социализированные и, стало быть, конформированные личности стремятся избежать.

В состав духовных социогенных потребностей входит коммуникационная потребностей (АИ5.6), которая раз­вивается на базе биогенных контактной и мнемической потребностей (АИ2.6 и АИ2.7). Эта потребность побуж­дает человека к использованию не только естественных (вербальный и невербальный), но и искусственных (документных) коммуникационных каналов. Так как комму­никации ради коммуникации не бывает, АИ5.6 удовлет­воряется не сама по себе, а во взаимосвязи с другими соци­огенными потребностями, как материальными, так и духовными. Однако взаимосвязи получаются разные. При взаимодействии с потребностями в творческом физичес­ком труде и организации социальной жизни (АИ4.1 и АИ4.2) коммуникационная потребность реализуется в виде духовного сопровождения материальной интеракции в процессе общения (см. раздел 2.4), т. е. в виде В-потребности, а при взаимодействии с духовными социогенными потребностями АИ5.6 образует с ними единство. Пока­жем это.

Психологи и философы утверждают, что всем людям, но в разной степени присущ бессознательный импульс к самореализации (самоутверждению) («человеческая воля к жизни» А. Шопенгауэра, «воля к власти» Ф. Ниц­ше, «стремление к превосходству» А. Адлера, «притяза­ние» К. Левина) и врожденные духовные способности для реализации этого импульса (потребность АИ5.1). Когда советуют человеку «найти себя», «стать самим собой», идет речь о нахождении такой области, где данный инди­вид мог бы воплотить свой импульс самореализации наи­более полным образом. Различаются внешняя и внутрен­няя самореализация. Внешняя реализация личностных способностей состоит в приобретении материальных (имущество, хороший дом, финансовый капитал и т. д.) или социальных (почетные звания, ордена, известность, слава) ценностей. Внутренняя реализация — самосовер­шенствование, развитие личных способностей и задатков, дающие чувство удовлетворения. И внешняя, и внутрен­няя самореализации невозможны без коммуникационной деятельности в форме управления и диалога. Отсюда — единство АИ5.1 и АИ5.6.

Социализация представляет собой не что иное как ос­воение индивидом социально признанных смыслов, т. е. коммуникационную деятельность в чистом виде; значит АИ5.2 и АИ5.6 совпадают. Разница в том, что в процессе самореализации индивид выступает в роли коммуниканта, а в процессе социализации — в роли реципиента.

Познавательная потребность (АИ5.3) основана на био­генной интеллектуальной потребности (АИ2. 1) и удовлет­воряться она может двояко: либо путем познавательного понимания (познание сути явлений), либо путем комму­никационного понимания (познание содержания сообщений) — см. раздел 1.3. В первом случае при благополучном исходе — получении нового знания — познание завершает­ся созданием коммуникационного текста, сообщающего о полученных результатах; здесь познающий субъект превращается в коммуниканта, и значит, АИ5.3 становится АИ5.6. Во втором случае познание тождественно с воспри­ятием сообщения, и единство АИ5.3 и АИ5.6 очевидно.

Этическая потребность (АИ5.4) заключается в целе­сообразном управлении свободной самодеятельностью ин­дивида в интересах социума, а значит, и в его собственных интересах. Этическая потребность связана с биогенной по­требностью в свободе (АИ2.3), являясь ее социальным противовесом. В той мере, в какой этическое воспитание лю­дей осуществляется путем коммуникационного управле­ния, а не физического воздействия, потребности АИ5.4 и АИ5.6 сливаются друг с другом.

Эстетическая потребность (АИ5.5) как потребность в прекрасном, в гармонии и упорядоченности мира, оче­видно, связана с биогенной эмоциональной потребностью АИ2.2 и удовлетворяется в единстве с коммуникацион­ной потребностью АИ5.6. Если взыскующий прекрасное субъект обращается к художественному творчеству, он становится коммуникантом в том или ином коммуника­ционном канале искусства, если он довольствуется чис­тым созерцанием, «бескорыстным наслаждением гармо­нией» (И. Кант), то он оказывается в роли реципиента (зрителя, слушателя, читателя).

К числу абсолютных, врожденных духовных потреб­ностей богословами и многими учеными относится рели­гиозная потребность, имеющая, кстати сказать, сильно выраженный коммуникационный аспект. Наличие такой потребности у верующих людей несомненно, но предме­том спора является ее происхождение: является ли она первичной, свойственной каждому человеку, или вторич­ной, а может быть, — спонтанной, проявляющейся лишь у некоторых индивидов? Этот вопрос мы отнесли к terra incognita данной главы.

О жизненной важности коммуникационной деятельно­сти для нормального существования хомо сапиенс свиде­тельствуют издавна практикуемые меры наказания путем лишения контактов с другими людьми. В средние века од­ним из самых страшных кар было отлучение — excommunicatio — от церкви[120]. Отлученный еретик ставился вне рели­гии и вне земных законов, он как бы переставал существо­вать в социальной реальности. В неокультуре аналогичной мерой наказания служит одиночное тюремное заключение.

Биогенные и социогенные потребности, образовавшие тип АИ, есть потребности общечеловеческие, вытекающие из биопсихологической природы человека. Но «человека вообще» не бывает. Человеческая жизнь детерминирует­ся общественной жизнью, профессиональным трудом, досуговыми занятиями. Они и образуют содержание вто­ричных и спонтанных потребностей личности, конкрети­зирующих абсолютные личностные потребности в данных общественно-исторических условиях. Человек рождает­ся с набором абсолютных потребностей в виде неразви­тых форм и потенциальных структур. В процессе жизне­деятельности эти форма и структуры заполняются В- и С-потребностями, и в результате образуется уникальная потребностно-мотивационная сфера индивидуальной личности.

Вторичные индивидуальные потребности (ВИ) обус­ловлены профессионально-производственной и досуговой деятельностью людей. Коммуникационные профессионалъные потребности отдельного исполнителя в системе общественного производства безличны. От смены испол­нителей потребности не меняются. Поэтому профессио­нальные коммуникационные потребности специалистов представляются в виде объективных информационных потребностей (ОИП), которые можно планировать апри­ори, исходя из производственных заданий. Получается, что индивидуальные коммуникационные потребности растворяются в коллективных потребностях целевых социальных групп (см. следующий параграф).

Непрофессиональные коммуникационные потребнос­ти — это потребности в знаниях, умениях, стимулах, эмо­циях, вытекающих из интересов, увлечений, хобби, кото­рым люди отдаются на досуге. Но эти интересы и увлече­ния не что иное, как спонтанные потребности личности. Получается, что непрофессиональные ВИ = СИ.

Спонтанные коммуникационные потребности изучают­ся социологией культуры, где они именуются «культурны­ми потребностями». «Глубинной сущностью» культурной потребности объявляется «потребность в другом человеке, потребность в универсальном, не ограниченном простран­ством и временем общении людей». Далее выясняется, что «содержательная структура культурных потребностей включает познавательные, нравственные, эстетические и др.» аспекты[121]. Таким образом тождество коммуникацион­ных и культурных потребностей очевидно. Именно эти потребности влекут людей в театры, библиотеки, клубы, на стадионы, в музеи и в туристические путешествия.

Накоплен большой эмпирический материал, характе­ризующий зависимость индивидуальных культурных по­требностей от образования, места жительства (город — село), возраста и других социально-демографических ха­рактеристик. Известны попытки группировки спонтанных потребностей, но они малоуспешны, ибо СИ -потребности субъективны и личностно-уникальны, подобно ху­дожественным вкусам и читательским интересам. Тем не менее обнаруживаются следующие спонтанные коммуни­кационные потребности, которые правомерно назвать «культурными»:

СИ1. Потребность в освоении культурного наследия, в том числе — потребность в непрерывном образовании;

СИ2. Потребность в самостоятельном духовном твор­честве, реализуемая в художественной самодеятельности, техническом конструировании, литературном сочини­тельстве и т. д.;

СИЗ. Потребность в самопознании и саморазвитии, вплоть до реинкарнации, телепатии, ясновидения, экст­расенсорной диагностики и лечения.

История показывает, что прогресс человеческой куль­туры обеспечивается самопроизвольно возникающими и развивающимися спонтанно личностными потребностя­ми; отсюда его замысловатость, противоречивость, непред­сказуемость.

Групповые коммуникационные

потребности (информационный подход)

Существует три целевых социальных группы, особен­но заинтересованных в коммуникационном обслужива­нии, т. е. полном, точном и своевременном поступлении смыслов, касающихся содержания решаемых ими задач:

руководители (менеджеры) всех уровней, осуществ­ляющие руководство отдельными коллективами или обществом в целом;

ученые, ведущие постоянный диалог с коллегами посредством специальной коммуникации;

инженеры, разрабатывающие новую технику.

В 50-е годы XX века во всех промышленно развитых странах стали создаваться службы (системы) научно-тех­нической информации, которые взяли на себя заботу о ком­муникационном обслуживании перечисленных категорий специалистов. В силу информационного подхода, распространившегося в то время, коммуникационные потребнос­ти были переименованы в информационные потребности, реципиенты — в потребителей информации, коммуника­ционные сообщения — в информацию, коммуникационная деятельность — в информационную деятельность. Оденем «информационные очки» и будем придерживаться в дан­ном параграфе информационной терминологии, чтобы со­хранить традиции научной информатики.

В 60-е годы информационным работникам стало ясно, что без изучения спроса на информацию (о потребностях пока речи не было!) нельзя рационально и эффективно орга­низовать информационную деятельность. Обычным мето­дом «изучения спроса» стало анкетирование, дополненное интервью и анализом библиотечной статистики. Были со­браны и обнародованы немаловажные факты, характеризу­ющие информационное поведение различных групп специ­алистов. Так, выяснилось, что большинство инженеров (до 90%) считают журналы более ценным источником инфор­мации, чем книги. Вместе с тем анализ книговыдачи науч­но-технических библиотек показал, что книги затребовались инженерами в 1,3 раза чаще, чем журналы. Оказалось, что руководители больше всего ценят оперативность доставки и удобство восприятия информации, доверяя информаци­онным службам отбор и переработку текущих сообщений. Ученых не очень привлекает оперативность, они готовы мириться с любыми формами представления информации, но зато им нужна гарантированная полнота информирова­ния и минимальная степень смысловой корректировки со­общений информационными работниками. Инженеры-праг­матики востребуют не «чтение на сон грядущий», а конкретный опыт, который можно внедрить в производство, — скорее, дешевле и без дополнительных умственных усилий. Обнаружилось, что спрос на информацию зависит от ста­дии рабочего процесса: он максимален в начале работы, ког­да исполнители «входят в проблему», знакомятся с состоя­нием дел, уясняют известное и неизвестное, и на заключи­тельном этапе, когда подводятся итоги, составляется отчет и важно соотнести полученные результаты с результатами коллег; в течение основного этапа (собственно исследова­ние, разработка, конструирование) нужна лишь эпизодичес­кая справочная информация небольшого объема.

Осмысление накопленного эмпирического материала потребовало введения понятия информационная потреб­ность, которое несколько изысканно определялось как «свойство отдельного лица, коллектива или какой-либо системы, отображающее необходимость получения ин­формации, соответствующей характеру выполняемых действий или работы»[122]. Нетрудно видеть, что это опреде­ление сводится к тавтологии: информационная потреб­ность — это необходимость (то есть потребность) в инфор­мации. Впрочем, в то время эта тавтология никем не заме­чалась. Зато большим теоретическим достижением можно считать представление о потребностной структуре, позво­лившее вскрыть разные предметы информационных потребностей и соответственно — разновидности потребно­стей в информации. Типичная структура информацион­ных потребностей специалиста (руководителя, ученого, инженера, агронома, военачальника и т. д.) виделась сле­дующим образом.

1. Потребность в текущей и ретроспективной инфор­мации. Специалисту, чтобы сохраниться на уровне пос­ледних достижений в своей и смежных отраслях знаний, требуется оперативное текущее информирование. Потреб­ность в текущей информации обуславливается професси­ей специалиста и выполняемыми им производственными функциями, поэтому она относительно стабильна. Отсю­да и название запросов, выражающих эту потребность, — постояннодействующие.

Потребность в ретроспективной информации возника­ет, если нужно выработать обоснованное суждение по дан­ному вопросу. В этом случае нередко требуется обращение к источникам, накопленным в предыдущие годы. Запросы, выражающие потребность в ретроспективной информации, возникают эпизодически и называют их разовыми.

2. Потребность в узкотематической и широкотемати­ческой информации. Специализация научно-технической деятельности и дифференциация знаний приводят к по­стоянному сужению тематических рамок профессиональ­ной информационной потребности. Однако слишком уз­кая специализация влечет за собой ограниченность науч­ного кругозора, потерю ориентации в научно-техническом прогрессе и в конечном счете — снижение творческого потенциала специалиста. По этой причине специалистам необходима как узкотематическая информация, непосредственно относящаяся к той конкретной производственной задаче, решением которой они заняты, так и широкотема­тическая, создающая представление об аспекте исследо­вания или разработки в целом. Потребность в узкотема­тической информации выражается в запросах производ­ственного характера, потребность в широкотематической информации — запросах ознакомительного характера.

В сообщениях, предназначенных для удовлетворения ознакомительных запросов, должен содержаться ответ на вопросы типа «что делается», «что достигнуто в данной области»; в сообщениях, предназначенных для удовлет­ворения производственных запросов, — «как делать». Ра­зумеется, понятия «узкая» и «широкая» тематика отно­сительны: одна и та же информация может удовлетво­рять и ту, и другую потребность. Так, например, для инженера, занятого конструированием определенного узла машины, информация об областях применения этой машины, спросе на нее и т. п. является широкотемати­ческой, а для руководителя данной разработки — узко­тематической. Тем не менее в документных потоках есть виды документов, предназначенных преимущественно для удовлетворения либо ознакомительных, либо про­изводственных запросов. К примеру, научно-популярная литература, обзоры, энциклопедии ориентированы на зап­росы ознакомительного плана; патентные описания, стан­дарты, техническая документация, научно-технические отчеты предназначены чаще всего для удовлетворения производственных запросов.

3. Потребность в отраслевой (специализированной) и межотраслевой (неспециализированной, смежной) ин­формации. Усиливающаяся интеграция знаний приводит к тому, что большинство наиболее актуальных проблем решается путем использования не только профильной информации, не выходящей за рамки данной отрасли зна­ния, но и значительного объема смежной, межотраслевой информации из других отраслей знания, иногда, казалось бы, очень отдаленных. Потребность в отраслевой инфор­мации выражается в запросах профильного характера, в межотраслевой (смежной) — непрофилъного характера.

4. Потребность в фактографической и концептографической информации. В первом случае — это потребность в фактических сведениях об изделиях, их функциях или уст­ройстве, о материалах и их свойствах, о процессах, событи­ях, открытиях и т. д. Такие сведения извлекаются потреби­телем из справочников, баз данных, консультаций со специалистами. Концептографическая информация — это оценка фактических сведений с точки зрения их истинности и дос­товерности, технико-экономической целесообразности и перспективности. Особенно нуждаются в подобных кон­цепциях руководители при принятии управленческих ре­шений. Потребность в фактографической информации вы­ражается в фактографических запросах, а в концептографической — в концептографических запросах.

В табл. 8.3 представлена формальная (поскольку мы абстрагировались от содержания) структура профессио­нальных информационных потребностей, свойственная специалистам науки и техники. Она включает 16 состав­ляющих. Как интерпретируются эти составляющие? — это потребность постоянно быть в курсе фактических до­стижений своей отрасли знания на уровне «что делается»; IIIа — потребность поддерживать свою профессиональную квалификацию в части практических знаний и умений «как делать»; IVб — потребность быть готовым к принятию решений на основе концептографической информации, поступившей из других отраслей знания, и т. д. Для удов­летворения потребности нужные сведения об изделиях, аналогичных тем, разработкой которых занят специалист; потребность IIIа требует изучения передового производ­ственного опыта коллег; потребность IVб обуславливает спрос на информацию о принципах действия и областях применения устройств, разработанных в других отраслях промышленности, но сходных по функциям с контроли­руемым изделием.

Практическая ценность раскрытия структуры профес­сиональной потребности специалистов, как можно понять из приведенных примеров, состоит в возможности прогно­зировать, какая именно информация потребуется специ­алисту, решающему данную задачу. Были разработаны модели объективных информационных потребностей раз­личных категорий потребителей информации (инжене­ров-конструкторов, инженеров-разработчиков, руководя­щих работников, молодых специалистов и др.). Грубо го­воря, суть этих моделей сводится к нахождению разности (дефицита) между объемом знаний, требующихся специ­алисту для соответствия своему месту в общественном производстве, и его профессиональной подготовкой. Име­ется в виду формула:

ОИП = СТЗ — СНЗ,

где: ОИП — объективная информационная потребность, СТЗ — сумма требующихся знаний, СНЗ — сумма налич­ных знаний.

Если ОИП больше нуля, то возникает потребность в информационном обслуживании; если ОИП равно или меньше нуля, то информационные услуги не нужны. СНЗ определялась путем оценки компетентности коллектива, работников (образование, опыт работы, квалификация) и опроса отдельных специалистов.

Таблица 8.3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.237.231 (0.015 с.)