Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эффективные и продуктивные коммуникацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Когда люди вступают друг с другом в коммуникации, возникают как минимум две важные проблемы. Одна из них связана с точностью коммуникаций— это проблема эффективности; другая — с затратами: это проблема продуктивности. Эффективные коммуникации имеют место в тех случаях, когда смысл, вкладываемый источником в сообщение, и значение, воспринимаемое получателем, практически совпадают6. Хотя это должно быть целью любых коммуникаций, эффективности далеко не всегда удается достигнуть. Даже сейчас мы беспокоимся, будут ли поняты читаемые вами предложения точно так, как нам хотелось бы. Наша уверенность была бы гораздо сильнее, если бы мы сидели в учебной аудитории лицом к лицу и вы могли бы задавать вопросы. Возможность предложить обратную связь и задать вопросы — это важный способ повышения эффективности коммуникаций. Эффективные коммуникации подразумевают, что смысл, вкладываемый источником в сообщение, и значение, воспринимаемое получателем, практически совпадают. Продуктивные коммуникации имеют место в тех случаях, когда затрачено минимальное количество ресурсов. Например, время — это очень важный ресурс. Представьте себе преподавателя, который индивидуально общается с каждым студентом в группе по поводу изучаемого предмета. Это практически невозможно. Но даже если бы и было возможно, то обошлось бы слишком дорого с точки зрения временных затрат. На работе люди нередко предпочитают не посещать друг друга лично, если им требуется передать сообщение. Они полагаются на эффективность письменных меморандумов, почтовых бюллетеней, групповых собраний или электронной почты. Продуктивные коммуникации подразумевают низкие затраты с точки зрения использования ресурсов. Хотя эти формы коммуникаций могут быть продуктивными, они не всегда эффективны. Если отправитель посылает по электронной почте сообщение об изменениях в политике, это может сэкономить его время, но не всегда ведет к желаемой интерпретации и ответной реакции. Аналогично эффективные коммуникации не всегда оказываются продуктивными. Если менеджер по производству лично подойдет к каждому работнику и объяснит ему все изменения в процедуре, это может гарантировать, что каждый поймет нововведение, однако окажется недопустимо дорогостоящим мероприятием с точки зрения временных затрат. Невербальные коммуникации Всем известно, что люди общаются друг с другом не только с помощью устной или письменной речи. Необходимо понимать невербальные коммуникации и владеть этим процессом, который осуществляется с помощью выражения лица, движений тела, зрительного контакта и других жестов. По сути дела, это речь без использования слов. В невербальной составляющей коммуникаций может содержаться ключ к тому, что человек на самом деле думает или имеет в виду. Так, инспекторы, проводящие интервью, склонны лучше относиться к тем кандидатам на рабочее место, которые демонстрируют положительные невербальные сигналы (например, поддерживают зрительный контакт и сидят расправив плечи), и гораздо хуже к тем, кто демонстрирует негативные сигналы (опускают глаза вниз и сутулятся). Искусство управлять впечатлением, производимым во время собеседования или в других ситуациях, требует пристального внимания и к вербальным, и к невербальным аспектам коммуникаций, в том числе к одежде человека и уместности его поведения. Невербальные коммуникации осуществляются с помощью выражения лица, движений тела, зрительного контакта и других жестов. Невербальные коммуникации осуществляются и посредством физической организации пространства, что можно обнаружить в различной планировке офисов. На рис. 2 показаны три различных способа планировки офиса и те сообщения, которые они могут передавать посетителям. Сравните схемы с расположением мебели в вашем офисе, офисе вашего преподавателя или знакомого. Что вы хотите сказать посетителям с помощью вашего способа расстановки мебели? Рис..2. Расположение мебели и невербальные коммуникации в офисе Активное слушание Умение слушать является ценным качеством любого человека, чья работа подразумевает, что большая часть времени уходит на общение с другими людьми. В конце концов, в коммуникациях есть две стороны: 1) посылка сообщения, или «говорение»; 2) принятие сообщения, или слушание. Многие люди, к сожалению, делают упор на «говорении» и совершенно пренебрегают слушанием8. Любой человек на современном рабочем месте должен выработать у себя устойчивые навыки активного слушания — способности помочь источнику сообщения сказать, что он на самом деле имеет в виду. Это понятие пришло из работы консультантов и психотерапевтов, которые специально обучены помогать людям выражать свои чувства и говорить о важных для них вещах9. Рассмотрим подробно рекомендации по активному слушанию, приведенные в «Эффективном менеджере 2». Затем прочитайте приведенные ниже разговоры. В одном из них менеджер отдела использует активное слушание, в другом — нет. Как бы вы чувствовали себя в качестве руководителя группы в каждой из этих ситуаций?10 Активное слушание побуждает людей говорить то, что они на самом деле имеют в виду. ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР.2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВНОМУ СЛУШАНИЮ 1. Вслушивайтесь в содержание — попытайтесь услышать именно то, что было сказано. 2. Вслушивайтесь в чувства — попытайтесь определить, что чувствует источник по поводу 3. Отвечайте на чувства — дайте источнику убедиться в том, что его чувства получили признание. 4. Отмечайте все сигналы — чутко отнеситесь как к вербальным, так и к невербальным проявлениям. 5. Дайте отражение — повторите своими словами то, что, как вам кажется, вы услышали. Пример 1 Руководитель группы. Привет, я не понял этого приказа. Мы не можем управиться с этим сегодня. Почему им кажется, что мы можем сделать это? Менеджер отдела. Но это приказ. Поэтому сделайте это как можно быстрее. Сроки нас поджимают. Руководитель группы. Разве они не знают, что мы отстаем от графика из-за трудностей с программным обеспечением? Менеджер отдела. Послушай, я не отвечаю за то, что происходит наверху. Я просто должен удостовериться в том, что работа выполнена, вот и все. Руководитель группы. Группе это не понравится. Менеджер отдела. Это ты должен справляться с ними, а не я. Пример 2 Руководитель группы. Привет, я не понял этого приказа. Мы не можем управиться с этим сегодня. Почему им кажется, что мы можем сделать это? Менеджер отдела. Похоже, тебя это огорчает. Руководитель группы. Конечно. Просто мы отстали от графика, потому что бились над той компьютерной программой. А теперь еще и это. Менеджер отдела. Как будто у тебя и так мало работы? Руководитель группы: Да, я просто не знаю, как сказать ребятам об этом. Они сегодня по-настоящему расстроены. Как будто все, что мы делаем, уходит в песок. Менеджер отдела. Я думаю, тебе кажется, что несправедливо нагружать их дополнительной работой. Руководитель группы. Да, конечно. Но я знаю, что всех поджимают сроки. Если дела обстоят таким образом, я постараюсь объяснить им все это. Менеджер отдела. Спасибо. Если ты попытаешься сделать это, я приложу все усилия для корректировки графика в будущем. Менеджер отдела из примера 2 обладает навыками активного слушания. Он отреагировал на сообщение руководителя группы таким образом, что усилил поток информации. Менеджер больше узнал о сложившейся ситуации. В то же время руководителю группы стало легче после того, как он смог сказать то, что он на самом деле думает, и его услышали. Коммуникационные барьеры Очень важно помнить о шести источниках шума, которые чаще всего отмечаются в межличностном общении: физических искажениях, семантических проблемах, смешанны х сообщениях, культурных различиях, отсутствии обратной связи и эффектах статуса. Они уже были показаны на рис..2 в качестве потенциальной угрозы процессу коммуникаций. Физические искажения Любое количество физических искажений может снизить эффективность коммуникации. Некоторые из этих искажений отчетливо прослеживаются в разговоре работника, Джорджа, с его менеджером11. «Прекрасно, Джордж, давай послушаем, в чем заключается твоя проблема (телефон звонит, босс снимает трубку, обещает предоставить отчет "в кратчайшие сроки"). М-м-м, где мы остановились? Да, у тебя возникли проблемы с маркетингом. Они... (секретарь менеджера приносит бумаги, которые необходимо немедленно подписать; он ставит свою подпись и секретарь уходит). Ты говоришь, они не хотят сотрудничать? Должен сказать тебе, Джордж, почему бы тебе... (Телефон звонит снова, пришел приглашенный на обед партнер)... М-м-м, справься с этим как-нибудь сам - сейчас я должен уйти». Помимо того что у менеджера не было серьезного намерения поговорить с Джорджем, он допустил, чтобы физические помехи создали информационную перегрузку. В результате пострадали коммуникации. Этой ошибки удалось бы избежать с помощью расстановки приоритетов и тщательного планирования. Если у Джорджа было что сказать, то его менеджер должен был назначить подходящее время для встречи. Помимо этого, необходимо исключить такие помехи, как телефонные звонки, случайные посетители и т. п. Как минимум менеджер Джорджа мог начать с того, чтобы закрыть дверь в кабинет и дать указание секретарю не беспокоить их во время разговора. Семантические проблемы Семантические барьеры коммуникаций включают в себя неудачный выбор слов или неуместное их использование, а также применение смешанных сообщений. Примером могут послужить два приведенных ниже предложения, которые некогда пытались передать в качестве «административных сообщений»12. А. «Мы просим внести любые рекомендации, которые вы пожелаете, и вы можете быть уверены, что всем этим рекомендациям мы уделим самое пристальное внимание». Б. «Клиенты продолжают подчеркивать фундаментальную необходимость стабилизации ценовой структуры на самом нижнем уровне, какой только существует в настоящее время». Почему бы не передать эти же сообщения в более простом виде, например: (А) «Пришлите нам свои рекомендации. Мы их внимательно изучим»; (Б) «Клиенты хотят снижения цен». Когда возникают сомнения относительно ясности вашего письменного или устного сообщения, следует вспомнить популярный KISS-принцип коммуникаций (Keep it short and simple — Придерживайтесь простоты и краткости). KISS-принцип: — придерживайтесь простоты и краткости. Смешанные сообщения Мы говорим о смешанных сообщениях в тех случаях, когда слова передают одно сообщение, а «язык тела» — другое. Очень важно следить за языком тела, поскольку невербальные символы способны дать ключ к пониманию того, что на самом деле было сказано в ходе личной беседы13. Например, кто-либо может произнести осторожное «да» во время деловой встречи, тогда как выражение лица показывает напряжение, а сам человек отклоняется назад, к спинке стула. В этом случае язык тела говорит о сокрытии важных мыслей, хотя слова указывают на согласие. Смешанные сообщения имеют место в тех случаях, когда слова «говорят» одно, а невербальные сигналы —другое. Особую осторожность необходимо соблюдать при вступлении в межкультурные коммуникации — неважно, идет ли речь о людях из различных географических мест, этнических групп в пределах одной страны, или представителях различных национальных культур. Общей проблемой является этноцентризм; это понятие обозначает склонность людей считать, что высшими являются именно их культура и ее ценности. Этноцентризм часто сопровождается нежеланием понять альтернативные точки зрения и серьезно отнестись к ценностям других людей. Сложности межкультурных коммуникаций отчетливее всего проявляются в отношении языковых различий. Рекламное сообщение может дать великолепные результаты в одной стране, но натолкнуться на препятствия, когда его переведут на другой язык. Вспомним проблемы, связанные с проникновением в Японию европейской модели Форда «Ка». На японском языке «Ка» означает «комар». Более того, представители различных культур могут употреблять одинаковые жесты для разных целей. Например, скрещенные ноги в Великобритании считаются приемлемым жестом, однако это абсолютно недопустимо в Саудовской Аравии, особенно если подошва ботинка направлена на кого-либо. В Канаде вполне допустимо указать на человека, чтобы привлечь его внимание, но этого нельзя делать в Азии14. Эксперты по международному бизнесу советуют для лучшего понимания культурных различий хотя бы в минимальном объеме изучить язык страны, с которой вам приходится иметь дело. Возможно, перспектива изучения иностранного языка может звучать пугающе, однако полученные результаты вполне оправдывают затраченные усилия («Эффективный менеджер 3»)15. ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР.3 ПОЧЕМУ СТОИТ ИЗУЧАТЬ ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ • Повышает вашу уверенность в себе, когда вы путешествуете. • Демонстрирует уважение к местным жителям. • Помогает строить отношения с местными жителями. • Помогает приобрести доверие и уважение местных жителей. • Позволяет понять местную культуру. • Готовит к неожиданным ситуациям. • Позволяет получать удовольствие от повседневного общения. • Уменьшает фрустрацию. Отсутствие обратной связи В случае письменного меморандума или записанного звукового сообщения односторонний коммуникационный поток исходит от отправителя к получателю. При этом отсутствует прямая и немедленная обратная связь от получателя. Напротив, двусторонние коммуникации происходят от отправителя к получателю и обратно. В качестве примера можно привести обычные беседы из нашей повседневной жизни. Результаты исследований говорят о том, что двусторонние коммуникации по точности и эффективности превосходят односторонний, хотя они дороже и требуют больше времени. Однако благодаря продуктивности односторонних форм коммуникаций (меморандумов, писем, электронной почты, голосовых сообщений и т.п.) часто используют на работе. Отправителю легче посылать односторонние сообщения, но они нередко фрустрируют получателя, который может испытывать сомнения по поводу того, что же отправитель имел в виду или собирается делать. Эффекты статуса Статусные различия, существующие в организациях, создают потенциальные коммуникационные преграды между людьми разных рангов. С одной стороны, используя власть собственного статуса, менеджеры могут быть склонны много «говорить», но мало «слушать». С другой стороны, мы знаем, что коммуникации зачастую искажаются при восходящем потоке в иерархической структуре организации16. Подчиненные могут фильтровать информацию и говорить своему руководителю только то, что, по их мнению, ему хотелось бы услышать. Не важно, что является причиной — страх перед возмездием за принесенные плохие новости, нежелание признать свои ошибки или общий настрой сделать приятное, — поскольку это всегда приводит к одинаковому результату: человек, принимающий решения на высоком уровне, может совершить ошибочные действия вследствие искаженной и неточной информации, поступившей снизу. Эту тенденцию иногда называют MUM-эффектом — в связи со склонностью людей молчать из стремления оставаться вежливыми или нежелания сообщать плохие новости17. MUM-эффект заключается в том, что люди не желают сообщать плохие новости. Чтобы избежать подобных проблем, менеджеры и руководители групп должны строить доверительные рабочие отношения с подчиненными и членами группы, извлекая все преимущества из коммуникаций «лицом к лицу». В настоящее время популярным способом завоевать доверие считается менеджмент методом прогулок18. Этот метод означает, что менеджер должен всего лишь регулярно выходить из своего офиса и разговаривать с людьми на рабочих местах. Менеджеры, которые проводят таким образом много времени, существенно уменьшают воспринимаемую дистанцию между собой и своими подчиненными. Это помогает создать атмосферу открытых и свободных коммуникаций между людьми независимо от их служебного положения. В результате при принятии решений в распоряжении менеджеров оказывается больше информации, и при этом решения наиболее удовлетворяют потребностям работников. Менеджмент методом прогулок подразумевает выход руководителя из кабинета для прямого общения с окружающими людьми. Организационные коммуникации Организационные коммуникации — это процесс обмена информацией в организации. Коммуникации между членами организации, а также между ними и клиентами, поставщиками, дистрибьюторами, деловыми партнерами и многочисленными аутсайдерами обеспечивают поступление жизненно важной для предприятия информации. Организационные коммуникации представляют собой особый процесс, в ходе которого происходит движение и обмен информацией в рамках организации19. Информация течет как через формальные, так и неформальные структуры, распространяясь вниз, вверх и в латеральных направлениях. Сегодня сильнее, чем когда-либо, главную роль в распределении и использовании информации в организациях играют компьютерные технологии. Исследования в области богатства канала и его способности эффективно передавать информацию позволяют понять, каким образом в зависимости от передаваемого сообщения можно использовать различные каналы. В общем, самым богатым каналом является личный контакт. Затем идут телефонные переговоры, электронная почта, письменные меморандумы и письма. К самым скудным каналам относятся рассылаемые по почте заметки и бюллетени. Для эффективной коммуникации сложных и допускающих различные трактовки сообщений необходимо использовать более богатые каналы; более скудные неплохо справляются с рутинными и однозначными сообщениями, например о месте проведения собрания, о котором уже было сообщено ранее.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.119.163 (0.01 с.) |