Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия



Эффективность процесса слушания зависит от следующих факторов.

I. Объективные факторы:

1) шумы и помехи;

2) акустические характеристики помещения;

3) микроклимат в помещении (температура, влажность и т.п.).

II. Субъективные факторы:

1)пол слушателя (считается, что мужчины являются более внимательными слушателями);

2) тип нервной системы человека, его темперамент;

3)интеллектуальные способности.

Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей:

1) слуховая способность;

2) внимательность;

3) способность к пониманию;

4) способность к запоминанию.

Поэтому развитие навыков слушания должно основываться на развитии перечисленных способностей.

 

Принципы эффективного слушания

Принципы эффективного слушания основываются на зна­нии и использовании факторов, определяющих его эффектив­ность. Помимо тех факторов, о которых говорилось выше, в большей степени она зависит от готовности и желания ауди­тории слушать. Это в свою очередь определяется комбинацией следующих факторов:

1) отношение слушателей;

2) интерес слушателей;

3) мотивации слушателей;

4) эмоциональное состояние слушателей.

Отношение слушателей.Эффективное слушание требует объ­ективного, непредубежденного, кооперативного отношения слу­шателей.

Интересы.Интересы у людей могут быть первичными, вто­ричными и сиюминутными. Первичный интерес существует тог­да, когда человек имеет прямую заинтересованность в том, о чем говорит оратор, когда его идеи касаются повседневной жизни. Вторичные интересы – это общечеловеческие интересы, ка­сающиеся общих вопросов жизни общества (законы, програм­мы и т.п.).

Мотивация.Человек слушает охотно, когда оратор задевает его основные желания и нужды (деньги, повышение престижа, авторитета, сохранение дорогих для человека вещей и т.п.). Предлагается следующая понятийная классификация мотивов:

1. Самосохранение.

2. Собственность.

3. Власть.

4. Репутация.

5. Привязанность.

6. Сентиментальность.

7. Вкус.

Эмоциональное состояние.Оратор должен понимать, что аудитория слушает лучше, когда она свободна от эмоционального дискомфорта.

Вспомогательные средства, улучшающие навыки слушания

К вспомогательным средствам, улучшающим навыки слушания относятся:

1) умение концентрироваться;

2) умение анализировать содержание;

3) умение слушать критически.

Рассмотрим подробно перечисленные умения.

Умение концентрироваться.Концентрируясь, человек подго­тавливает себя к слушанию. Процесс концентрации складыва­ется из следующих стадий:

1. Займите объективную и кооперативную позицию по отношению к говорящему.

2. Вспомните, что вы уже знаете о предмете.

3. Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий может ее развить.

4. Постарайтесь предугадать события.

5. Подумайте, чем основное содержание речи может помочь вам.

6. Создайте интерес к предмету речи.

7. Выключите свои эмоциональные блоки.

Умение анализировать содержание.Знание процесса создания и компози­ции речи может помочь при развитии навыков слушания.

Приемы, которыми необходимо пользоваться, чтобы научиться слушать рационально:

1. Определить цель речи.

2. Определить композицию речи.

3. Определить главную тему речи.

4. Определить главные идеи оратора.

5. Определить формы аргументации.

6. Определить формы резюмирования и заключительных выводов.

Умение слушать критически.Умение слушать критически можно развить, если постараться соблюдать следующие принципы кри­тического слушания:

1. Связывайте то, что говорит выступающий, со своим соб­ственным опытом.

2. Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. Опережайте оратора и старайтесь предугадать, как он будет разви­вать главную тему.

2. Анализируйте и оценивайте то, что услышали.

Соблюдая принципы критического слушания, можно исполь­зовать следующие критерии:

Адекватность данных.

Здесь следует найти ответы на вопросы: исходят ли данные из надежных источников? Точно ли они отражают то, о чем говорит оратор? Достаточно ли их для подтверждения выводов?

Весомость аргументации.

Здесь следует найти ответы на вопросы: вытекают ли выводы оратора логически из его посылок? Соблюдает ли оратор пра­вила логической аргументации?

Истинная цель оратора.

Постарайтесь различать субъективный и объективный мате­риал, пропаганду и факты, догматические утверждения и хоро­шо обоснованные доводы. Постарайтесь понять, чувствуете ли вы какую-либо пропагандистскую технику, манипуляцию речью.

Тема 3. Письмо как вид продуктивной речевой деятельности

  1. Понятие о письме как виде продуктивной речевой деятельности.
  2. Текст как продукт письменно-речевой коммуникации.
  3. Процесс речевого продуцирования.
  4. Формы записи чужой речи.

Письменная речьэто самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью письменного текста. Письменный текст выступает в данном случае представителем автора как участника речевой коммуникации.

Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, имеющая целью сохранить ее в пространстве и времени.

Основное свойство письменной речи – способность к длительному хранению информации.

Качества письменной речи:

1. Отсутствие непосредственного реципиента и промежуточной связи с ним;

2. Невозможность для пишущего интонировать свою речь и, следовательно, необходимость более тщательно строить фразы, подбирая более адекватные языковые средства;

3. Отсутствие ограничений во времени и в связи с этим более качественная шлифовка формы речи;

4. Отсутствие возможности использования средств невербального общения и т.д.

Письменная форма – основная форма существования речи в научном, официально-деловом, публицистическом и художественном стилях.

Текст как продукт письменно-речевой коммуникации

Текст как продукт письменно-речевой коммуникацииимеет следующие особенности:

1. Самостоятельность. Самостоятель­ность текста связана с ограниченностью во времени и/или про­странстве, с принадлежностью одному (в том числе и коллек­тивному) автору.

2. Целенаправленность. Втексте ре­ализуется определенная и единая в своей комплексности цель, и каждая его часть целенаправлена в составе целого. Текст может определяться более узкой и более широкой коммуникативной целью, причем эти цели могут поч­ти совпадать, а могут и весьма расходиться.

3. Целостностьтекста, предполагает единство содержания и речевой фор­мы.

Процесс речевого продуцирования

Процесс речевого продуцирования предполагает знание и использование ряда взаимосвязанных факторов, категорий, понятий:

1. Автор.

2. Речевая ситуация.

3. Материал.

4. Адресат.

5. Цель создания текста.

6. Предмет текста.

7. Тема текста.

8. Проблема.

9. Жанр текста.

Формы записи чужой речи

Запись чужой речи осуществляется в определенной форме– конспект, реферат, резюме, тезисы, цитата и т.д.

Конспектэто последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения или прослушива­ния лекции. Конспекты бывают пяти типов:

1) плановые (каж­дому вопросу плана соответствует определенная часть конспек­та);

2)текстуальные (состоящие из цитат);

3)свободные (соче­тающие цитаты и самостоятельный текст);

4)тематические (со­держащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источ­никам);

5)конспект-схема (схематическое фиксирование ин­формации – синтагматическое или парадигматическое). Состав­ление конспектов способствует не только запоминанию материа­ла. Такая работа развивает способность выделять самое сущест­венное в учебном материале, классифицировать информацию.

Тезисы это краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения. Тезисы должны строго выдерживать содержатель­но-композиционную структуру:

1) преамбула;

2)основное тезис­ное положение;

3)заключительный тезис.

Аннотация это краткое, обобщенное описание текста книги, статьи, рукописи. Перед текстом аннотации приводятся выход­ные данные (автор, название, время и место издания) в номина­тивной форме. Аннотация обычно состоит из двух частей: в пер­вой формулируется основная тема книги, статьи; во второй – перечисляются основные положения. Субъект действия в анно­тации не называется; он известен из контекста. Активно исполь­зуются глагольные и причастные конструкции.

Рецензия это критический отзыв о конкретном произведе­нии, статье, предполагающий:

1)комментирование основных положений работы (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, выраженной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы);

2) обобщенную аргумен­тированную оценку;

3) выводы о значимости работы.

Отзывдает самую общую характеристику без подробного ана­лиза (в отличие от рецензии), но содержит практические реко­мендации.

Реферат это композиционно организованное обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда ста­тей, монографии и т.п.). Это самостоятельная учебно-исследова­тельская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Структурно реферат должен включать три части:

1) общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы);

2)описание основного содержания;

3) выводы референта.

 

 

Примерный план написания рецензий и отзывов

1. Предмет анализа (В работе автора... В рецензируемой ра­боте... Названная работа позволяет заполнить известный пробел в...).

2. Актуальность темы (Работа посвящена актуальной теме… Актуальность темы вполне очевидна...).

3. Формулировка основного тезиса (Центральным вопросом работы является... В статье рассматривается вопрос о... Обращение к проблеме... Вполне обоснованно...).

4. Краткое содержание работы.

5. Общая оценка (Оценивая работу в целом... Автор систематизировал и обобщил материал... Автор углубляет наше представление об исследуемом явлении... Несомненным достоинством работы является...).

6. Недостатки, недочеты (Вместе с тем, вызывает сомнение положение автора о том... Работа построена нерациональ­но, следовало бы сократить... Представляется нецелесооб­разным... Недостатком работы является... Отмеченные недочеты не снижают высокого уровня работы, их скорее мож­но считать пожеланиями к дальнейшей работе автора...).

7. Выводы (Работа может быть оценена положительно... В целом статья имеет важное значение... Работа отвечает требованиям, предъявляемым к научным сочинениям подобного жанра...).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.036 с.)