Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Эффективность процесса слушания зависит от следующих факторов. I. Объективные факторы: 1) шумы и помехи; 2) акустические характеристики помещения; 3) микроклимат в помещении (температура, влажность и т.п.). II. Субъективные факторы: 1) пол слушателя (считается, что мужчины являются более внимательными слушателями); 2) тип нервной системы человека, его темперамент; 3)интеллектуальные способности. Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей: 1) слуховая способность; 2) внимательность; 3) способность к пониманию; 4) способность к запоминанию. Поэтому развитие навыков слушания должно основываться на развитии перечисленных способностей.
Принципы эффективного слушания Принципы эффективного слушания основываются на знании и использовании факторов, определяющих его эффективность. Помимо тех факторов, о которых говорилось выше, в большей степени она зависит от готовности и желания аудитории слушать. Это в свою очередь определяется комбинацией следующих факторов: 1) отношение слушателей; 2) интерес слушателей; 3) мотивации слушателей; 4) эмоциональное состояние слушателей. Отношение слушателей. Эффективное слушание требует объективного, непредубежденного, кооперативного отношения слушателей. Интересы. Интересы у людей могут быть первичными, вторичными и сиюминутными. Первичный интерес существует тогда, когда человек имеет прямую заинтересованность в том, о чем говорит оратор, когда его идеи касаются повседневной жизни. Вторичные интересы – это общечеловеческие интересы, касающиеся общих вопросов жизни общества (законы, программы и т.п.). Мотивация. Человек слушает охотно, когда оратор задевает его основные желания и нужды (деньги, повышение престижа, авторитета, сохранение дорогих для человека вещей и т.п.). Предлагается следующая понятийная классификация мотивов: 1. Самосохранение. 2. Собственность. 3. Власть. 4. Репутация. 5. Привязанность. 6. Сентиментальность. 7. Вкус. Эмоциональное состояние. Оратор должен понимать, что аудитория слушает лучше, когда она свободна от эмоционального дискомфорта. Вспомогательные средства, улучшающие навыки слушания К вспомогательным средствам, улучшающим навыки слушания относятся:
1) умение концентрироваться; 2) умение анализировать содержание; 3) умение слушать критически. Рассмотрим подробно перечисленные умения. Умение концентрироваться. Концентрируясь, человек подготавливает себя к слушанию. Процесс концентрации складывается из следующих стадий: 1. Займите объективную и кооперативную позицию по отношению к говорящему. 2. Вспомните, что вы уже знаете о предмете. 3. Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий может ее развить. 4. Постарайтесь предугадать события. 5. Подумайте, чем основное содержание речи может помочь вам. 6. Создайте интерес к предмету речи. 7. Выключите свои эмоциональные блоки. Умение анализировать содержание. Знание процесса создания и композиции речи может помочь при развитии навыков слушания. Приемы, которыми необходимо пользоваться, чтобы научиться слушать рационально: 1. Определить цель речи. 2. Определить композицию речи. 3. Определить главную тему речи. 4. Определить главные идеи оратора. 5. Определить формы аргументации. 6. Определить формы резюмирования и заключительных выводов. Умение слушать критически. Умение слушать критически можно развить, если постараться соблюдать следующие принципы критического слушания: 1. Связывайте то, что говорит выступающий, со своим собственным опытом. 2. Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. Опережайте оратора и старайтесь предугадать, как он будет развивать главную тему. 2. Анализируйте и оценивайте то, что услышали. Соблюдая принципы критического слушания, можно использовать следующие критерии: Адекватность данных. Здесь следует найти ответы на вопросы: исходят ли данные из надежных источников? Точно ли они отражают то, о чем говорит оратор? Достаточно ли их для подтверждения выводов? Весомость аргументации. Здесь следует найти ответы на вопросы: вытекают ли выводы оратора логически из его посылок? Соблюдает ли оратор правила логической аргументации? Истинная цель оратора. Постарайтесь различать субъективный и объективный материал, пропаганду и факты, догматические утверждения и хорошо обоснованные доводы. Постарайтесь понять, чувствуете ли вы какую-либо пропагандистскую технику, манипуляцию речью.
Тема 3. Письмо как вид продуктивной речевой деятельности
Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью письменного текста. Письменный текст выступает в данном случае представителем автора как участника речевой коммуникации. Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, имеющая целью сохранить ее в пространстве и времени. Основное свойство письменной речи – способность к длительному хранению информации. Качества письменной речи: 1. Отсутствие непосредственного реципиента и промежуточной связи с ним; 2. Невозможность для пишущего интонировать свою речь и, следовательно, необходимость более тщательно строить фразы, подбирая более адекватные языковые средства; 3. Отсутствие ограничений во времени и в связи с этим более качественная шлифовка формы речи; 4. Отсутствие возможности использования средств невербального общения и т.д. Письменная форма – основная форма существования речи в научном, официально-деловом, публицистическом и художественном стилях. Текст как продукт письменно-речевой коммуникации Текст как продукт письменно-речевой коммуникацииимеет следующие особенности: 1. Самостоятельность. Самостоятельность текста связана с ограниченностью во времени и/или пространстве, с принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору. 2. Целенаправленность. Втексте реализуется определенная и единая в своей комплексности цель, и каждая его часть целенаправлена в составе целого. Текст может определяться более узкой и более широкой коммуникативной целью, причем эти цели могут почти совпадать, а могут и весьма расходиться. 3. Целостность текста, предполагает единство содержания и речевой формы. Процесс речевого продуцирования Процесс речевого продуцирования предполагает знание и использование ряда взаимосвязанных факторов, категорий, понятий: 1. Автор. 2. Речевая ситуация. 3. Материал. 4. Адресат. 5. Цель создания текста. 6. Предмет текста. 7. Тема текста. 8. Проблема. 9. Жанр текста. Формы записи чужой речи Запись чужой речи осуществляется в определенной форме– конспект, реферат, резюме, тезисы, цитата и т.д. Конспект – это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения или прослушивания лекции. Конспекты бывают пяти типов: 1) плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); 2)текстуальные (состоящие из цитат); 3)свободные (сочетающие цитаты и самостоятельный текст); 4)тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам); 5)конспект-схема (схематическое фиксирование информации – синтагматическое или парадигматическое). Составление конспектов способствует не только запоминанию материала. Такая работа развивает способность выделять самое существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
Тезисы – это краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения. Тезисы должны строго выдерживать содержательно-композиционную структуру: 1) преамбула; 2)основное тезисное положение; 3)заключительный тезис. Аннотация – это краткое, обобщенное описание текста книги, статьи, рукописи. Перед текстом аннотации приводятся выходные данные (автор, название, время и место издания) в номинативной форме. Аннотация обычно состоит из двух частей: в первой формулируется основная тема книги, статьи; во второй – перечисляются основные положения. Субъект действия в аннотации не называется; он известен из контекста. Активно используются глагольные и причастные конструкции. Рецензия – это критический отзыв о конкретном произведении, статье, предполагающий: 1)комментирование основных положений работы (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, выраженной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы); 2) обобщенную аргументированную оценку; 3) выводы о значимости работы. Отзыв дает самую общую характеристику без подробного анализа (в отличие от рецензии), но содержит практические рекомендации. Реферат – это композиционно организованное обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и т.п.). Это самостоятельная учебно-исследовательская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Структурно реферат должен включать три части: 1) общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); 2)описание основного содержания; 3) выводы референта.
Примерный план написания рецензий и отзывов 1. Предмет анализа (В работе автора... В рецензируемой работе... Названная работа позволяет заполнить известный пробел в...). 2. Актуальность темы (Работа посвящена актуальной теме… Актуальность темы вполне очевидна...). 3. Формулировка основного тезиса (Центральным вопросом работы является... В статье рассматривается вопрос о... Обращение к проблеме... Вполне обоснованно...). 4. Краткое содержание работы. 5. Общая оценка (Оценивая работу в целом... Автор систематизировал и обобщил материал... Автор углубляет наше представление об исследуемом явлении... Несомненным достоинством работы является...). 6. Недостатки, недочеты (Вместе с тем, вызывает сомнение положение автора о том... Работа построена нерационально, следовало бы сократить... Представляется нецелесообразным... Недостатком работы является... Отмеченные недочеты не снижают высокого уровня работы, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора...). 7. Выводы (Работа может быть оценена положительно... В целом статья имеет важное значение... Работа отвечает требованиям, предъявляемым к научным сочинениям подобного жанра...).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.026 с.) |