Недостатки традиционного чтения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Недостатки традиционного чтения



Содержание процесса чтения

Чтение– рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, то есть букв. Суть процесса чтения состоит в декодировании (расшифровке) графических символов и переводе их в мыслительные образы.

Процесс чтения складывается из двух основных этапов:

1. Этап зрительного восприятия – важную роль играют сле­дующие понятия.

Фиксация взгляда – остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного.

Движение глаз – передвижение взгляда с одного участка текста на другой.

Поле зрения – участок текста, четко воспринимаемый гла­зами при одной фиксации взгляда. Обычно поле зрения челове­ка составляет 1,5—2 слова (10–15 букв) за одну фиксацию.

2. Этап осмысления (интерпретации) прочитанного – понимание смысла отдельных слов, предложений, всего текста. Иногда это происходит последовательно, а в отдельных случаях – одновременно.

Способы чтения

Прежде чем начать чтение, необходимо выбрать определен­ный режим, в котором вы будете читать. Этот режим зависит от материала, который предстоит прочитать, и от цели чтения. В этой связи выделяют следующие способы, или виды, чтения.

1. Углубленное чтение.При таком чтении обращается внима­ние на детали текста, производится их анализ и оценка.

2. Ознакомительное чтение.Цель такого способа чтения – общее знакомство содержанием текста, выявление его основ­ной идеи и проблем, затрагиваемых в нем.

3. Чтение-просмотр.Такой способ заключается в том, что читается оглавление книги, предисловие, по оглавлению выбираются наиболее важные положения автора, читается заклю­чение, для того чтобы определить, следует ли купить эту книгу, нужно ли читать ее, если нужно, то каким способом и т.п.

2. Сканирование.Сканирование – это быстрый просмотр печатного текста с целью поиска фамилии, слова, факта.

3. Быстрое чтение.Этот способ чтения требует специальной тренировки и характеризуется не только высокой скоростью чтения, но и высоким качеством усвоения прочитанного. Оно основывается на определенных правилах (алгоритмах) и по глубине понимания и запоминания не уступает углубленному чтению.

Недостатки традиционного чтения

Выделяются следующие основные особенности чтения, ко­торые препятствуют эффективному и быстрому восприятию прочитанного.

1. Регрессии – неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному.

2. Артикуляция, то есть внутреннее проговаривание читае­мого текста. Внутреннее проговаривание сильно тормозит скорость чтения, поскольку скорость говорения в 4 раза меньше скорости работы мысли.

3. Малое поле зрения. При традиционном чтении, когда за одну фиксацию взгляда воспринимается одно-два слова, глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок, поэтому процесс чтения более эф­фективен.

3. Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования.
Умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки называют также явлением антиципации.

4. Низкий уровень организации внимания. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания, если бы могли контролировать свое внимание. Умение управлять своим вниманием – важнейшее свойство, которое необходимо трени­ровать для совершенствования навыков чтения.

5. Отсутствие гибкой стратегии чтения. Обычно люди, начиная читать, не ставят перед собой никакой цели, не исполь­зуют правил обработки текста. Поэтому многие, прочитав кни­гу, статью, не помнят их названия, автора, не могут выделить основные идеи автора, сжато изложить содержание прочитан­ного.

Техника рационального чтения

Основными приемами техники рационального чтения являются так называемые алгоритмы чтения, которые содержат правила обработ­ки текста в соответствии с поставленной целью.

Алгоритм чтения –последовательность умственных дейст­вий при восприятии основных фрагментов текста. Использова­ние алгоритмов при чтении организует этот процесс, повышает его эффективность.

Интегральный алгоритм чтения

Интегральный алгоритм чтения – последовательность пра­вил, позволяющих упорядочить и организовать процесс чтения, делая его более эффективным, его действие распространяется на весь текст в це­лом. Цель интегрального алгоритма – защита мозга от избы­точной информации.

Полезной информацией, содержащейся в тексте, является: название текс­та (статьи, книги и т.п.), имя и фамилия автора, выходные дан­ные текста, его тема и рассмотренные в нем проблемы, факто­графические данные, собственная оценка прочитанного с точ­ки зрения новизны содержания и возможности использования на практике. Перечисленные показатели и лежат в основе ин­тегрального алгоритма чтения.

Блоки алгоритма

1. Наименование читаемого источника (Н).

2. Автор (А).

3. Выходные данные: год издания, издательство, номер периодического издания, дата опубликования и т.п. (В).

4. Основное содержание: тема, главная идея автора, рассматриваемые проблемы (О).

5. Фактографические данные: конкретные факты, имена собствен­ные, даты и т.п. (Ф).

6. Новизна материала, его критическая оценка (К).

7. Возможность использования на практике (П).

Приведенный алгоритм отражает последовательность, в со­ответствии с которой следует запоминать полезную информа­цию текста. Перед началом чтения нужно зрительно предста­вить себе блоки алгоритма. Прежде всего запоминаются: назва­ние, автор, выходные данные источника. Затем по мере чтения складывается представление о том, какой теме посвящена статья, о ее главной идее и способах ее доказательства. Эти сведения войдут в четвертый блок. Уже в первых абзацах текста могут быть различные факты, фамилии, цифровые данные. Эти све­дения фиксируются в пятом блоке алгоритма. Таким образом, в процессе чтения человек как бы фильтрует его содержание, отбирая и укладывая в блоки алгоритма только то, что соответ­ствует их названиям.

Закончив заполнение блоков алгоритма, нужно вновь зри­тельно представить себе его образ и проверить, все ли блоки заполнены. В зависимости от цели чтения и жанра текста до­пустимо исключать некоторые блоки или, наоборот, детализи­ровать их. Заключительный процесс анализа и синтеза прочи­танного помогает лучше усвоить и запомнить текст.

Дифференциальный алгоритм чтения

Дифференциальный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих облегчить понимание и усвоение содер­жания текста. Суть алгоритма заключается в выделении основ­ного смысла текста или его отрезка.

Умение отделять основную информацию от второстепенной является одним из условий эффективности чтения. Главная информация содержится в ключевых словах текста, которые на­зываются так именно потому, что несут основную смысловую нагрузку. При чтении текста мозг человека дает свою трактовку содержания, опираясь на ключевые слова. Происходит переко­дирование сообщения на язык собственных мыслей читателя. В итоге мозг выделяет основной смысл, «ядерное» значение текста, называемое также доминантой. Подобным образом устроен диф­ференциальный алгоритм чтения.

Блоки алгоритма

1. Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста (КС). Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие.

2. Составление смысловых рядов (СР). Смысловые ряды – это словосочетания или предложения, которые состоят из клю­чевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспо­могательных слов. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзаца. Они представляют собой сжатое содержа­ние абзаца и являются основой для выявления доминанты тек­ста. На этом этапе текст подвергается количественному преобра­зованию – как бы сжимается, прессуется.

3. Выявление доминанты (Д). Доминанта –это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирова­ния прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. Это этап качественного преобразования текста. Выяв­ление доминанты – главная задача чтения.

Знание алгоритма еще не означает умения им пользоваться. Задача заключается в том, чтобы сформировать навык чтения по данному алгоритму, то есть доведенное до автоматизма умение грамотно и глубоко ана­лизировать текст.

 

 

Адекватность данных.

Здесь следует найти ответы на вопросы: исходят ли данные из надежных источников? Точно ли они отражают то, о чем говорит оратор? Достаточно ли их для подтверждения выводов?

Весомость аргументации.

Здесь следует найти ответы на вопросы: вытекают ли выводы оратора логически из его посылок? Соблюдает ли оратор пра­вила логической аргументации?

Истинная цель оратора.

Постарайтесь различать субъективный и объективный мате­риал, пропаганду и факты, догматические утверждения и хоро­шо обоснованные доводы. Постарайтесь понять, чувствуете ли вы какую-либо пропагандистскую технику, манипуляцию речью.

Формы записи чужой речи

Запись чужой речи осуществляется в определенной форме– конспект, реферат, резюме, тезисы, цитата и т.д.

Конспектэто последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения или прослушива­ния лекции. Конспекты бывают пяти типов:

1) плановые (каж­дому вопросу плана соответствует определенная часть конспек­та);

2)текстуальные (состоящие из цитат);

3)свободные (соче­тающие цитаты и самостоятельный текст);

4)тематические (со­держащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источ­никам);

5)конспект-схема (схематическое фиксирование ин­формации – синтагматическое или парадигматическое). Состав­ление конспектов способствует не только запоминанию материа­ла. Такая работа развивает способность выделять самое сущест­венное в учебном материале, классифицировать информацию.

Тезисы это краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения. Тезисы должны строго выдерживать содержатель­но-композиционную структуру:

1) преамбула;

2)основное тезис­ное положение;

3)заключительный тезис.

Аннотация это краткое, обобщенное описание текста книги, статьи, рукописи. Перед текстом аннотации приводятся выход­ные данные (автор, название, время и место издания) в номина­тивной форме. Аннотация обычно состоит из двух частей: в пер­вой формулируется основная тема книги, статьи; во второй – перечисляются основные положения. Субъект действия в анно­тации не называется; он известен из контекста. Активно исполь­зуются глагольные и причастные конструкции.

Рецензия это критический отзыв о конкретном произведе­нии, статье, предполагающий:

1)комментирование основных положений работы (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, выраженной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы);

2) обобщенную аргумен­тированную оценку;

3) выводы о значимости работы.

Отзывдает самую общую характеристику без подробного ана­лиза (в отличие от рецензии), но содержит практические реко­мендации.

Реферат это композиционно организованное обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда ста­тей, монографии и т.п.). Это самостоятельная учебно-исследова­тельская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Структурно реферат должен включать три части:

1) общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы);

2)описание основного содержания;

3) выводы референта.

 

 

Примерный план написания рецензий и отзывов

1. Предмет анализа (В работе автора... В рецензируемой ра­боте... Названная работа позволяет заполнить известный пробел в...).

2. Актуальность темы (Работа посвящена актуальной теме… Актуальность темы вполне очевидна...).

3. Формулировка основного тезиса (Центральным вопросом работы является... В статье рассматривается вопрос о... Обращение к проблеме... Вполне обоснованно...).

4. Краткое содержание работы.

5. Общая оценка (Оценивая работу в целом... Автор систематизировал и обобщил материал... Автор углубляет наше представление об исследуемом явлении... Несомненным достоинством работы является...).

6. Недостатки, недочеты (Вместе с тем, вызывает сомнение положение автора о том... Работа построена нерациональ­но, следовало бы сократить... Представляется нецелесооб­разным... Недостатком работы является... Отмеченные недочеты не снижают высокого уровня работы, их скорее мож­но считать пожеланиями к дальнейшей работе автора...).

7. Выводы (Работа может быть оценена положительно... В целом статья имеет важное значение... Работа отвечает требованиям, предъявляемым к научным сочинениям подобного жанра...).

 

Содержание процесса чтения

Чтение– рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, то есть букв. Суть процесса чтения состоит в декодировании (расшифровке) графических символов и переводе их в мыслительные образы.

Процесс чтения складывается из двух основных этапов:

1. Этап зрительного восприятия – важную роль играют сле­дующие понятия.

Фиксация взгляда – остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного.

Движение глаз – передвижение взгляда с одного участка текста на другой.

Поле зрения – участок текста, четко воспринимаемый гла­зами при одной фиксации взгляда. Обычно поле зрения челове­ка составляет 1,5—2 слова (10–15 букв) за одну фиксацию.

2. Этап осмысления (интерпретации) прочитанного – понимание смысла отдельных слов, предложений, всего текста. Иногда это происходит последовательно, а в отдельных случаях – одновременно.

Способы чтения

Прежде чем начать чтение, необходимо выбрать определен­ный режим, в котором вы будете читать. Этот режим зависит от материала, который предстоит прочитать, и от цели чтения. В этой связи выделяют следующие способы, или виды, чтения.

1. Углубленное чтение.При таком чтении обращается внима­ние на детали текста, производится их анализ и оценка.

2. Ознакомительное чтение.Цель такого способа чтения – общее знакомство содержанием текста, выявление его основ­ной идеи и проблем, затрагиваемых в нем.

3. Чтение-просмотр.Такой способ заключается в том, что читается оглавление книги, предисловие, по оглавлению выбираются наиболее важные положения автора, читается заклю­чение, для того чтобы определить, следует ли купить эту книгу, нужно ли читать ее, если нужно, то каким способом и т.п.

2. Сканирование.Сканирование – это быстрый просмотр печатного текста с целью поиска фамилии, слова, факта.

3. Быстрое чтение.Этот способ чтения требует специальной тренировки и характеризуется не только высокой скоростью чтения, но и высоким качеством усвоения прочитанного. Оно основывается на определенных правилах (алгоритмах) и по глубине понимания и запоминания не уступает углубленному чтению.

Недостатки традиционного чтения

Выделяются следующие основные особенности чтения, ко­торые препятствуют эффективному и быстрому восприятию прочитанного.

1. Регрессии – неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному.

2. Артикуляция, то есть внутреннее проговаривание читае­мого текста. Внутреннее проговаривание сильно тормозит скорость чтения, поскольку скорость говорения в 4 раза меньше скорости работы мысли.

3. Малое поле зрения. При традиционном чтении, когда за одну фиксацию взгляда воспринимается одно-два слова, глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок, поэтому процесс чтения более эф­фективен.

3. Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования.
Умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки называют также явлением антиципации.

4. Низкий уровень организации внимания. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания, если бы могли контролировать свое внимание. Умение управлять своим вниманием – важнейшее свойство, которое необходимо трени­ровать для совершенствования навыков чтения.

5. Отсутствие гибкой стратегии чтения. Обычно люди, начиная читать, не ставят перед собой никакой цели, не исполь­зуют правил обработки текста. Поэтому многие, прочитав кни­гу, статью, не помнят их названия, автора, не могут выделить основные идеи автора, сжато изложить содержание прочитан­ного.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.203.87 (0.015 с.)