ТОП 10:

Методика оценки уровня экономической безопасности предприятия и эффективности менеджмента.



Экономическая безопасность предприятия - это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности.

Экономическая безопасность рассматривается не только на уровне страны, но и на уровне региона, предприятия , личности.
Несмотря на относительную изученность вопроса экономической безопасности страны единого понимания сущности данного явления нет. Экономическая безопасность как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию».
В целом экономическую безопасность можно определить как состояние защищенности экономических интересов субъекта ( государства, региона, предприятия, личности) от внешних и внутренних негативных воздействий (угроз).
Исходя из того , что экономике принадлежит базисная роль в развитии общества и государства, проблемы экономической безопасности рассматриваются не только в собственно экономической сфере, но и в областях ее пересечения с другими, внеэкономическими сферами деятельности: социально-экономический, военно-экономической, обеспечения общественной безопасности, сферы защиты интеллектуальной собственности и научно-технического потенциала, взаимодействия экономики и охраны окружающей среды и т.д.
Экономическая безопасность может обеспечиваться как экономическими методами, так и средствами неэкономического характера: политическими, военными. В значительной степени безопасность во внеэкономических сферах зависит от использования различных экономических средств ( например, привлечение денежных ресурсов). К тому же, используя экономические инструменты при оценке последствий угроз безопасности в любой сфере деятельности, можно количественно определить ущерб и соответственно выделить приоритетные направления распределения ресурсов ( на основе данного подхода построена методика определения уровня экономической безопасности предприятия, изложенная в учебном пособии Л.П. Гончаренко).
Выделяются следующие основные блоки проблем экономической безопасности:
--Проблемы, связанные с сохранением и поддержанием народно-хозяйственного комплекса страны;
--Проблемы, связанные с поддержанием функционирования экономики в условиях чрезвычайных ситуаций;
--Военно-экономические проблемы;
--Проблемы, связанные с преобразованиемотношений собственности;
-- Экономические проблемы взаимодействия с внешним миром.
Для определения уровня экономической безопасности ( страны или региона ) используются различные методы. Укрупнённо их можно представить в виде 4 групп:
1. Наблюдение основных макроэкономических показателей и сравнение их с пороговыми значениями (в частности, данный метод использовался С.Глазьевым).
2. Метод экспертной оценки для ранжирования территорий по уровню угроз (применялся уральскими учеными для определения уровня экономической безопасности Уральского региона ).
3. Оценка темпов экономического роста страны по основным макроэкономическим показателям и динамика их изменений.
4. Методы прикладной математики и, в частности, многомерного статистического анализа.
Обеспечение экономической безопасности – «это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. …Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов».

Понятие и социально-экономическая сущность

Эффективности менеджмента

В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия.

Менеджмент - это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, установления его эффективности. Но данный вопрос является довольно сложным, поскольку оценка менеджмента не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы. Поэтому для измерения эффективности управленческого труда часто применяются косвенные методы.

Существуют различные подходы к проблеме эффективности менеджмента, которые разрабатывались школами управленческой мысли.

Например, авторы школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Г. Эмерсон, Ф. и Л. Гилберт и др.), занимались изучением повышения эффективности менеджмента на уровне производства. Особое внимание исследованию этой проблемы уделял Г. Эмерсон, который придавал важное значение связи между эффективностью управления и оранизационной структурой предприятия. Представители административной (классической) школы менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни и др.) рассматривали эффективность менеджмента в более широком смысле - применительно к работе всей организации. Их целью было создание универсальных принципов управления, которые обязательно должны привести организацию к успеху (14 принципов управления Анри Файоля). Авторы школы человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р.Лайкерт, А. Маслоу) считали основным элементом эффективности менеджмента человеческий фактор и разрабатывали различные теории, связанные с повышением эффективности использования человеческих ресурсов

Проблема эффективности менеджмента является составной частью экономики управления, которая включает рассмотрение:

· управленческого потенциала, то есть совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления;

· затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;

· характера управления труда;

· эффективности управления, то есть эффективности действий людей в процессе деятельности организации, реализации интересов, в достижении определенных целей.

Эффективность менеджмента- это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, то есть интегрированный результат взаимодействия компонентов управления.

В более упрощенном варианте данное определение можно представить следующим образом: эффективность менеджмента - это сопоставление потребленных ресурсов с полученным результатом.

В оценке эффективности управления наиболее сложным является определение его результата. За результаты управления нередко принимаются некоторые производственные и экономические результаты: темп роста производительности труда, качество, ритмичность работы и др., что нельзя считать бесспорным. В каждом из этих результатов, безусловно, содержится и овеществленный труд персонала управления. Однако управленческий труд проявляется в этих показателях не прямо, а опосредованно, в виде соответствующих воздействий на тех, кто занят непосредственно производительным трудом. При этом такие воздействия менеджеров в виде приказов, указаний, распоряжений во многих случаях проходят через ряд ступеней управления по направлению сверху вниз. В результате к труду руководителей, затраченному на высшей ступени управления, добавляется труд менеджеров нижестоящих ступеней, т.е. конечный результат управления и его эффективность достигается совокупным управленческим трудом.

Результаты и эффективность управленческого труда в конечном итоге управления в целом зависят от многих условий и предпосылок. К их числу относятся потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Они в значительной мере зависят и от личности самого руководителя: его авторитета, стиля работы и т.п. Поэтому все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве

Существует множество видов эффективности менеджмента

- по средствам воздействия - целевая, стратегическая и тактическая, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;

- по содержанию эффекта - экономическая, социальная, инновационная, организационная, экологическая;

- по уровню проявления эффекта - народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;

- по формам эффективности - деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управленческих нововведений;

- по видам систем менеджмента- маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая [2] .

Рассмотрим основные факторы, которые оказывают влияние на эффективность управления.

По продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (технический уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.).

По характеру влияния различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов - увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д.

По содержанию различают научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда); организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, трудовая дисциплина и т.д.); экономические (система материального поощрения и материальной ответственности); социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения) и др.

По форме влияния различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и кос-венные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.

Таким образом, в обобщенном виде можно выделить следующие критерии эффективности менеджмента:

1. Действенность- степень достижения целей организации.

2. Экономичность- соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов.

3. Качество- соответствие характеристик продукции (услуг) стандартам и требованиям потребителей.

4. Прибыльность- соотношение между доходами и суммарными издержками.

5. Продуктивность- соотношение объема продукции (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.).

6. Качество трудовой жизни- условия труда работников

7. Инновационная активность- внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации.

Рассмотрим наиболее общие пути повышения эффективности управления:

1. Совершенствование структуры управления, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководства с учетом квалификаций и личных качеств.

2. Выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон, разработка философии и политики организации, охватывающей все ее функциональные области.

3. Разработка информационной системыорганизации, обеспечивающей эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями.

4. Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.

5. Система постоянного повышения квалификации работников на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества.

6. Разработка системы подбора, обучения, оценки и перемещения руководящих кадров, планирование карьеры руководителей, применение стиля руководства, адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию.

7. Применение наиболее эффективных методов подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного, совместимого состава работников, создание максимально благоприятного социально-психологического климата.

8. Работа по созданию культуры организации, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками.

 

83.Научные принципы подбора, расстановки и воспитания кадров.

Подбор кадров - это прежде всего изучение кандидатов и выбор среди них работника для назначения на ту или иную должность.

Необходимо выделить три наиболее характерных вида назначения: набор, выдвижение, ротация.

Набор - это назначение, связанное с вовлечением в сферу управления работников, ранее в ней не работавших. Именно здесь наиболее полно реализуются демократические основы управления: при наборе нет ограничений по полу, национальности, расовым признакам. С другой стороны, набор предполагает, что работник до перехода в сферу управления обязательно где-то уже работал. Сейчас при наборе большое внимание уделяют наличию у работника специальной подготовки. При наборе происходит оценка общей пригодности кандидата к деятельности в системе управления.

Выдвижение - назначение работника, уже работающего в системе управления, на новый пост. Исключительно важное значение имеют назначение на руководящие посты, переход из категории специалистов в категорию руководителей. Ротация - это назначение, при котором либо название должности остается прежним, но меняется место работы, либо изменяется и должность, но уровень поста остается тем же.

Выдвижение и ротация - перемещения работников внутри системы управления. Предшествует им пребывание работника в резерве.

Резерв - один из участков подбора кадров. Иногда приходится привлекать работников со стороны, но все же именно резерв должен стать основным источником для выдвижения и ротации.

Работник может не только приходить в систему управления, но и уходить из нее. Уход - обязательный компонент работы с кадрами, даже если он связан с выходом из системы управления. В любом случае он создает вакансию, то есть завершает данный цикл подбора кадров и вызывает начало нового.

Подбор, как и другие звенья работы с кадрами, требует планового подхода. Планирование — заключительный блок кадрового подбора. В системе планирования должны реализовываться принципы, которым подчинен процесс в целом и все его компоненты. Принципы набора кадров следующие:

Принцип ситуации: необходимо учитывать не только соответствие кандидата должности, но и конкретную ситуацию. Принцип сочетания работников из своей организации и со стороны. «Свои» работники знают организацию, привыкли к ней, в том числе и к ее недостаткам. «Чужие» трудно вписываются в коллектив, особенно в системе неформальных связей. Но они приносят свежий взгляд, новый опыт, новые идеи. Поэтому только сочетание тех и других определяет успех. Если надо круто изменить ситуацию или если возникли новые, ранее неизвестные проблемы, или просто затянулся межличностный конфликт, без внешних кадров не обойтись. И все же основа подбора — свои, воспитанные в резерве работники.

Принцип сочетания «старых» и «молодых» кадров. Первые — носители опыта, традиций, они обеспечивают преемственность и устойчивость руководства. Молодые, как правило, более активны, охотнее идут на эксперименты, в ряде случаев лучше вооружены современными знаниями. Сочетание обеих групп работников обеспечивает необходимую эффективность управленческого коллектива.

Принцип компенсации. Рекомендуется так подбирать кадры, чтобы отрицательные качества одного работника компенсировались соответствующими положительными качествами другого. В результате возникнет работоспособный коллектив.

Принцип динамизма, сочетание стабильности и мобильности. Стабильность позволяет проводить долгосрочные мероприятия, эффект от которых наступает не сразу, но по своим масштабам он очень значителен. Она ориентирует работника на устойчивые, перспективные результаты, уменьшает потери, неизбежные при смене должности. Но стабильность чревата опасностью привыкания к сложившейся ситуации, в ряде случаев рождает самоуспокоен­ность. Стремясь не трогать заслуженных работников, руководитель при появлении проблем начинает добывать новые штатные единицы, чтобы привлечь специалистов. Мобильность — это планомерно организованное движение кадров, включающее и выдвижение, и ротацию.

 

84.Сущность социально-психологических методов управления.

При управлении организацией коллективов выделяют три основные стадии, каждая из которых должна быть осмыслена и доведена до логических выводов, предложений, рекомендаций и результатов.

Первая стадия — ориентация и адаптация — работники присматриваются друг к другу, к руководителю. Эта стадия должна быть максимально информативной, причем основным источником информации должен быть руководитель. Он информирует новых сотрудников о целях, планах и условиях деятельности коллектива, задачах, подлежащих решению; расставляет людей, формирует требования к подчиненным, воспитывая у них ответственность за успешное выполнение поставленных задач и культуру исполнения. Уже на этой стадии выделяется группа активных и инициативных исполнителей.

На второй стадии значительно усиливается процесс самоорганизации, саморегулирования и саморазвития. Эта стадия предполагает, что уровень административного вмешательства руководителя должен уменьшиться и на смену ему все в большей степени должны приходить взаимопонимание, взаимоуважение, лояльность друг к другу. Акцент делается на позитивные сдвиги, тенденции, про­явления личностных свойств, поддержка и развитие которых — обязанность руководителя.

Третья стадия — интеграция коллектива, когда формируется действительная общность работников как единого социального организма. Формируются коллективное мнение о нормах поведения, коллективная этика, отношения взаимопомощи и сотрудничества. Общая цель коллектива выступает как фактор интеграции частных целей каждой личности.

Методы управления индивидуально-личностным поведением представляют собой скорее искусство, чем науку. Субъектом управления выступает и общество в целом, и коллектив, и главным образом руководитель. В рамках методов управления индивидуально -личностным поведением основным является личный пример, когда руководитель либо сам демонстрирует образцы нужного поведения, либо указывает на примерных работников. Важнейшее значение приобретает ориентация руководителя на личное достоинство людей, уважение их идейно-нравственных принципов и убеждений. Весьма важен метод ориентирующих воздействий — создание обстановки, условий, направляющих поведение личности к проявлению ее лучших созидательных качеств.

В решении задач морально-психологического воздействия на личность и коллектив особая роль принадлежит моральному стимулированию, которое позволяет работникам глубже осознать социальную значимость и необходимость своего труда как нравственного долга перед собой, коллективом и обществом. Методы морального стимулирования призваны обеспечить четкую дифференцированную связь между результатами труда и мерой морального поощрения. При этом моральное поощрение должно быть тесно связано с материальным. Здесь требуются тактичность, высокий Профессионализм руководителя, талант воспитателя.

 

 

85.Эффективность использования оборотных средств предприятия.

Предприятие как производственный комплекс не может функционировать при наличии одних основных средств. Необходимо иметь и активно использовать оборотные средства. Наряду с запасами оборотных средств, называемых оборотными фондами, предприятие должно иметь фонды обращения. Фонды обращения на сельскохозяйственном предприятии — это готовая к реализации продукция, денежные средства в кассе и на счетах в банке, средства в расчетах (дебиторская задолженность). Потребность предприятия в денежных средствах возрастает в связи с углублением разделения труда, развитием товарно-денежных отношений и рынка средств производства. Поэтому предприятие стремится иметь (и должно иметь) в своем распоряжении достаточно денежных средств для своевременного покрытия текущих расходов на семена и посадочный материал, корма и кормовые добавки, минеральные удобрения, средства защиты растений и животных, запасные части, нефтепродукты и т.д. От перечисленных затрат зависит урожайность и продуктивность, а также эффективность всего воспроизводственного цикла.

Большая часть оборотных средств сельскохозяйственного предприятия непосредственно влияет на увеличение производства продукции. Бесперебойное обеспечение этими средствами и их качество в значительной степени определяют эффективность производства. Вместе с тем предприятиям необходимо полно и рационально использовать все оборотные средства. Эффективное использование оборотных средств характеризуют три показателя: коэффициент оборачиваемости, коэффициент оборачиваемости в днях и коэффициент загрузки. Коэффициент оборачиваемости вычисляется как отношение объема реализованной продукции к среднему остатку оборотных средств.

Коэффициент оборачиваемости показывает число оборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный период.

Коэффициент загрузки оборотных средств определяется как отношение среднегодового остатка оборотных средств к объему реализованной продукции.

Материалоотдача оборотных средств определяется как отношение валовой сельскохозяйственной продукции к сумме оборотных средств.

Обратным показателем материалоотдачи является материалоемкость. Чем ниже материалоемкость и выше материалоотдача, тем эффективнее используются оборотные средства.

Улучшение использования оборотных средств — это условие повышения экономической эффективности производства на предприятии. Основные направления, позволяющие более полно и рационально использовать оборотные средства:

повышение качества и снижение себестоимости производства собственных материальных оборотных средств; ускорение оборачиваемости оборотных средств; увеличение товарного оборота;

рост урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных; материальное стимулирование эффективного использования оборотных средств; совершенствование нормирования и соблюдение норм и нормативов; предотвращение различного рода потерь;

использование прогрессивных материале- и энергосберегающих технологий; оптимальная концентрация производства; совершенствование организации и управления.

 

86.Понятие маркетинга. Концепция маркетинга.

Термин «маркетинг» возник в экономической литературе США на рубеже 19-20 столетий. Содержание и терминология маркетинга постоянно обновляются, но первоначально они были связаны с появлением товарно- денежных отношений, развитием процессов обмена, форм сбыта и взаимодействием производителей с потребителями продукции, товаров и услуг.

В начале 20 века под маркетингом понимали метод сбыта, цель которого состояла в том, чтобы найти покупателя для продукции. С середины 20 века маркетинг рассматривался как ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегии предприятия, направленные на изучение потребительского спроса и его удовлетворения.

В настоящее время маркетинг является системой организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту товаров, предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Базовый принцип современного маркетинга:

• выявление потребностей рынка,

• разработка и реализация маркетинговых стратегий на уровне выше, чем у конкурентов. Стратегия предприятия в условиях постоянно меняющейся рыночной среды должна строиться таким образом, чтобы предприятие могло сохранить или увеличить свою долю рынка за счет новых товаров, выхода на международные рынки, повышения качества и ассортимента товаров или услуг, стимулировании сбыта.

В каждой стране маркетинг развивался по-своему, и на каждом этапе развития формировалась определенная концепция. Можно назвать семь основных концепций маркетинга:

• совершенствование производства (наращивание объема производства при снижении издержек)

• совершенствование товара

• интенсификация коммерческих усилий (сбыт, реклама, стимулирование потребителей)

• «чистого» маркетинга (полное удовлетворение потребностей потребителя)

• социально - этического маркетинга (удовлетворение потребностей покупателя, соблюдение интересов предприятия, интересы общества, заботы о здоровье потребителя и окружающей среды)

• экологического маркетинга

• маркетинга партнерских отношений (процесс взаимопонимания и управление текущей совместной деятельностью поставщиков и избранных покупателей для взаимного создания и совместного использования ценностей).

 

87,Особенности маркетинга в АПК.

Особенности агромаркетинга определяются спецификой сельского хозяйства.

Первая особенность - зависимость экономических результатов от природных условий. Производство сельскохозяйст­венных продуктов взаимосвязано и определяется основным средством и предметом производства - землей, т.е. ее качеством и интенсивностью эксплуатации. Земля может улучшаться, если с ней правильно и бережно обращаться. Так, разумное применение химических средств борьбы с вредителями и болезнями или вообще их неиспользование, замена их биологическими методами, использование экологощадящих технологий создают возможности производить экологически чистую продукцию. Вторая особенность -роль и значение товара. Специалисты или службы маркетинга имеют дело с товаром первой жиз­ненной необходимости. Следовательно, они должны своевременно и в необходимом объеме и ассортименте, а также с учетом возраста, пола, национальных традиций, состояния здоровья потребителей удовлетворять их нужды, потребности, интересы. Товар, как правило, скоропортящийся, поэтому необходима оперативность поставки, целесообразная и безопасная упаковка, сервисное и эстетическое обеспечение.

Третья собенность агромаркетинга - несовпадение рабочего периода и периода производства. Например, продукцию растениеводства получают 1-2 раза в год, а рабочий период длится целый год. В связи с этим специалисты по маркетингу должны очень хорошо знать диалектику спроса потребителей, уметь прогнозировать тенденцию его удовлетворения, рыночную конъюнктуру и т.д., ибо от этого зависит эффективность агромаркетинга. Четвертая особенность - сезонность производства и получения продуктов. С этим связяна специфика маркетингово­го обеспечения изучения рынка сбыта и продвижения продукта.

В связи с тем что потребитель может быть последним, возникает целесообразность маркетинговой деятельности по перера­ботке продукции (первичной или окончательной) непосредственно производителем (предпринимателем) в хозяйстве (объединении), по выполнению функций, которые реализуются в других видах маркетинга между первым и конечным потребителем, т.е. дистрибьюторами.

Пятая особенность - многообразие форм собственности в системе АПК на землю, средства производства, реализуе­мый товар.

Шестая особенность - Многообразие организационных форм хозяйствования.

Седьмая особенность агромаркетинга - неравномерность, неравнозначность и различный уровень осуществления маркетинговой деятельности. Это касается всей системы маркетинга агробизнеса, включая производство, переработку и реализацию товара (до конечного потребителя).

• Восьмая отличительная особенность агромаркетинга - более высокая чувствительность, восприимчивость, адаптивность, самоорганизация, самоуправление системы агро маркетинга по сравнению с системами других видов маркетинга.

Девятая особенность практического агромаркетинга -более низкий уровень науки и искусства маркетинговой дея­тельности в сравнении с другими видами маркетинга.

В сельскохозяйственных и агропромышленных предприятиях только начинают создаваться службы маркетинга. Всего лишь три-четыре года назад сельскохозяйственные учебные заведения приступили к подготовке специалистов по агромаркетингу. К тому же учебные планы и учебные программы по подготовке специалистов по агромаркетингу несовершенны. На государственной основе почти не проводится повышение квалификации специалистов по агромаркетингу, а повышение их квалификации на коммерческой основе имеет низкий уровень.

 

88. Товар: понятие, классификация, жизненный цикл.

Товар - совокупность характеристик, свойств и качеств, предлагаемых за определенную цену и удовлетворяющих требованиям покупателя и потребителя. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи. Товарная единица - обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами. Товар обладает определенным качеством - совокупностью свойств и характеристик, которые определяют его способность удовлетворять требованиям в соответствии с назначением этого товара. Товар выполняет несколько функций: потребительскую, символическую и эмоциональную. Все три функции определяют ценность товара для потребителя. Классификация товаров основана на их характеристиках, товары группируют: По назначению: товары потребительского назначения; товары производственного или промышленного назначения. По времени использования: товары длительного пользования; товары краткого использования. Кроме того, существует следующая классификация товаров и услуг: биржевые товары, промышленные товары, потребительские товары, бытовые услуги, деловые и социальные услуги. Товарный знак (торговая марка) - зарегистрированное в установленном порядке обозначение, присвоенное товару для его отличия от других и указания производителя. Существует четыре типа обозначения товарного знака: фирменное имя; торговый образ; фирменный знак; торговый знак. Жизненный цикл товара - период, в течение которого товар покупается на рынке. Эта концепция используется для создания и сбыта продукции, разработки стратегии маркетинга с момента поступления товара на рынок до его снятия с рынка. Жизненный цикл включает следующие этапы: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад.

 

89. Система маркетинговых коммуникаций (реклама, PR и пропаганда, персональные продажи и стимулирование сбыта).

Под коммуникациями в наиболее общем смысле понимают передачу сообщения от источника информации к ее получателю посредством определенного канала. Можно выделить четыре основных элемента модели коммуникации:

• источник (создатель сообщения);

• сообщение (информация, которую источник передает получателю);

• канал, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю;

• получатель.

Одно из центральных мест в системе маркетинговых коммуникаций занимает реклама. Реклама - любая платная форма наличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора. Функция рекламы - продавать. Продавать товары. Продавать идеи. Продавать образ жизни». Характерные черты рекламы: Неличный характер. Односторонняя направленность обращения - от продавца к покупателю. Неопределенность с точки зрения измерения эффекта. Общественный характер. Небеспристрастность. Броскость. Стимулирование сбыта как форма агромаркетинговых коммуникаций представляет собой систему побудительных мер и приемов, носящих, как правило, кратковременный характер и направленных на поощрение покупки или продажи товара. Выделяют три группы задач и приемов стимулирования сбыта: 1. Приемы стимулирования сбыта, направленные на потребителя: скидки с цены; купоны; потребительский кредит; бесплатные сопутствующие услуги; различные гарантии. 2. Приемы стимулирования сбыта, направленные на торговых посредников: поощряется увеличение сбыта; стимулируются заказы на крупные партии товара на реализацию, обмен передовым опытом в реализации конкретного товара; снижаются временные колебания в поступлении заказов от посредников. 3. Приемы стимулирования сбыта по отношению к собственному торговому персоналу преследуют цель увеличить объем про­даж в подразделениях предприятия; поощрить наиболее эффективно работающих; дополнительно стимулировать их труд; способствовать обмену опытом между продавцами. Устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями называется личной (персональной) продажей. Личная продажа может рассматриваться в двух аспектах: как средство налаживания взаимоотношений с по­купателем и как непосредственное осуществление сбытовой операции. Личная продажа имеет свои коммуникационные особенности: возможность непосредственного, прямого воздействия на покупателя; двусторонняя связь, диалоговый режим общения; определенная реакция со стороны покупателя; единственный тип коммуникаций, непосредственно заканчивающийся покупкой товара. Персональная продажа имеет преимущества при решении це­лого ряда задач. Она наиболее эффективна на последних этапах принятия решения о покупке. Общение торговых представителей с покупателями позволяет накопить новейшую информацию о спросе. В частности, личная продажа широко применяется в процессе пробного маркетинга.

 

90. Цена. Ценовая эластичность и виды цен. Этапы ценообразования. Диспаритет цен.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.130 (0.023 с.)