Условия и принципы осуществления предпринимательской деятельности 25 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия и принципы осуществления предпринимательской деятельности 25



 

 

Под пред­принимательством понимается деятельность, осуществляе­мая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже то­варов в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятия.

К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:

• самостоятельность и независимость хозяйствующих субъ­ектов. Любой предприниматель свободен в принятии ре­шения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

• экономическую заинтересованность. Главная цель пред­принимательства - получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные ин­тересы получения высокого дохода, предприниматель спо­собствует и достижению общественного интереса;

• хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются.

Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

Для формирования предпринимательства необходимы опреде­ленные условия: экономические, социальные, правовые и др.

Экономические условия - это в первую очередь предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работни­ков, т.е. на их возможность приобретения товаров.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестиро­ванный капитал, а также заемных средств, к которым готовы обра­титься предприниматели для финансирования своих деловых опе­раций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Это банки - оказание финансовых услуг; поставщики - снабжение сырьем, материалами, полуфаб­рикатами, комплектующими изделиями, энергией, машинами и оборудованием, инструментами и др.; оптовые и розничные про­давцы - предоставление услуг по доведению товаров до потреби­теля; специализированные фирмы и учреждения - предоставле­ние профессиональных юридических, бухгалтерских, посредниче­ских услуг; агентства по трудоустройству - оказание помощи в подборе рабочей силы; учебные заведения - обучение рабочих и специалистов-служащих; прочие агентства - рекламные, транс­портные, страховые и др.; средства связи и передачи информации.

Вплотную к экономическим примыкают социальные усло­вия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде.

На разных этапах эти потребности могут меняться. Сущест­венную роль играют нравственные и религиозные нормы, зави­сящие от социально-культурной среды. Эти нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и посредством этого - на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь сказывается на его отношении к величине заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Это в пер­вую очередь наличие законов, регулирующих предприниматель­скую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государст­венного бюрократизма; совершенствование налогового законода­тельства в направлении мотивации производственной предприни­мательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России и зарубежных стран.

Эффективность предпринимательской деятельности обеспечивается соблюдением определенных принципов:

v Экономическая самостоятельность и независимость. Предприниматель, принимая какое-либо решение, не руководствуется чьей-либо командой, а действует самостоятельно, исходя из своих целей и интересов. При этом его свобода и независимость ограничивается требованиями рынка, свободой других предпринимателей и действующим законодательством.

v Плановость. В рыночной экономике планирование состоит в выборе самим предпринимателем наиболее эффективной программы деятельности, и поэтому значение планирование в современных условиях возрастает, т. К. Позволяет избежать рискованных и неблагоприятных событий, выбрать оптимальную стратегию развития, но при этом ошибки при разработке бизнес-плана – основной фактор банкротства предприятий.

v Новаторство и творческий поиск. Предпринимателям, чтобы удержаться на рынке в условиях конкуренции, необходимо направлять значительные финансовые ресурсы на разработку новых товаров и услуг, на освоение новых рынков сбыта, на совершенствование организации производства и технологий.

v Мобильность. Учет быстроменяющейся ситуации на рынке и запросов потребителей.

v Экономическая заинтересованность и ответственность. Стремление к предпринимательству служит всему обществу, но при этом предприниматель вынужден брать на себя полную ответственность за результаты своей деятельности.

 

 

Бизнес-план: назначение, исходная информация для составления, методика разработки 26

 

 

Бизнес-план в большинстве случаев составляется на конкрет­ный период времени (обычно на год), он отвечает на главный воп­рос: в каком направлении, в какую отрасль целесообразно вложить деньги, силы и средства, чтобы сохраниться в своей нише на рын­ке или занять новую. Эти планы могут составляться на 3 и 5 лет.

Необходимость в составлении бизнес-планов, как правило, возникает в следующих случаях: при организации или реорганиза­ции предприятия; изменении организационно-правовой формы хозяйства; изменении его производственного направления, на- правления производственной и коммерческой деятельности; вы-ходе на внешний рынок и привлечении иностранных инвестиций.

Бизнес-план необходим для руководителей, принимающих ре­шения по реализации внутрихозяйственных планов; акционеров, членов кооператива; финансово-кредитных учреждений. Пред­ставителей этих групп интересуют разные стороны бизнес-плана.

Руководитель любой организационно-правовой формы сельс­кохозяйственного предприятия обычно рассматривает большое число вариантов производства, переработки, хранения и реализа­ции сельскохозяйственной продукции, стратегию использования внутренних возможностей предприятия, его финансирования и т. д. Чем крупнее предприятие, тем больше его финансовые воз­можности, тем выше риск на рынке. В то же время чем меньше предприятие (фермерское хозяйство), тем важнее для него бизнес-план. Он выполняет следующие функции: разработка концепции бизнеса, оценка фактической деятельности, привлечение инвес­тиций.

Для сельскохозяйственных предприятий желательно состав­лять бизнес-план на 3-5 лет, при этом для 1-го и 2-го года эконо­мические показатели лучше представлять по кварталам.

Основные разделы бизнес-плана следующие:

1 - возможности сельскохозяйственного предприятия, его краткая характеристика;

2 - виды производимой товарной продукции и услуг, их качество и краткая характеристика;

3 -краткая характеристика рынков сбыта (характеристика конкурентов);

4 -план маркетинга и его стратегия;

5 - производственный план;

6 -организация и управление предприятием;

7 - оценка рисков и страхование;

8 - планирование трудовых ресурсов и социальных отношений;

9 - план инвестиций;

10 - финансовый план и стратегия финансирования;

11 - национальные, региональные, хозяйственные и социальные выгоды от осуществления проекта бизнес-плана.

В 1-м разделе необходимо показать, что могут получить акционеры при успешной реализации плана, каков риск осуществления проекта. В нем рассматриваются стратегия и основные мероприятия по осуществлению проекта, ответственные за их исполнение, а также даются краткая экономическая характеристика работы хо­зяйства за последний год, оценка его платежеспособности. В этом разделе необходимо указать название предприятия, его адрес, те­лефон, факс, телекс; юридический статус (форма собственности, государственное подчинение), местоположение производства, в которое вкладываются инвестиции. Производится экономическое обоснование сроков возврата заемных средств и дается заключение по инвестиционному проекту.

2-й раздел содержит описание всех товаров и услуг, которые мо­жет предложить хозяйство покупателям на рынке, то есть даются название товарной продукции, характеристика степени устойчи­вости ее реализации, основные каналы реализации, изменения ка­чества реализуемой продукции, ее экологические свойства, харак­теристики с позиции ресурсообеспечения, наукоемкости, в том числе использования патентов и лицензий.

3-й раздел включает краткую характеристику рынков сбыта то­варов и услуг по регионам и конкурентов (включая экспорт). Здесь необходимо показать возможности предприятия или отдельного предпринимателя занять свою нишу на рынке, охарактеризовать сегменты рынка (части рынка по определенному признаку) по ре­гионам. Следует оценить региональные рынки по емкости, перс­пективности и стабильности. Целесообразно дать характеристику наиболее вероятных конкурентов (по доходности, деловой репута­ции, доле на рынке, рекламным средствам и т. д.), их цен, качества продукции.

4-й раздел содержит план маркетинга и его стратегию. Это важ­нейший раздел бизнес-плана. Его содержание зависит от вида предпринимательской деятельности, однако обязательно должны быть отражены стратегия маркетинга, ценообразования, возмож­ные затраты на маркетинг (реклама, сервис и т. д.), рекламная по­литика, формирование общественного мнения о предприятии.

Производственный план (5-й раздел) составляется аналогично соответствующим разделам перспективных и годовых планов. Особое внимание уделя­ется планированию самого процесса производства, использова­нию совершенной техники, прогрессивной технологии и органи­зации труда и производства. В разделе должна быть предложена рациональная структура производства предприятия.

6-й раздел - организация и управление предприятием - может быть построен по материалам производственно-финансо­вого плана. Целесообразно выделить следующие группы вопросов: организационная структура предприятия, рабочая сила, не свя­занная с управлением, управленческий персонал, кадровая поли­тика, правовое обеспечение деятельности предприятия.

Организационная структура включает взаимосвязь и соотно­шение подразделений, то есть состав основных подразделений хо­зяйства и их основные функции, организацию координирования и взаимодействия служб и подразделений хозяйства и др.

Необходимо дать основные сведения о работниках и руководи­телях: образование, возраст, функциональные обязанности, права и полномочия, опыт работы, владение акциями предприятия, ос­новные достоинства и слабые места, предполагаемые формы сти­мулирования труда и т. д. Следует разработать вопросы кадровой политики: порядок отбора сотрудников и продвижение их по службе, методы оценки качества работы, принципы найма и т. д.

7-й раздел - оценка рисков и страхование - необходим как для самих товаропроизводителей, так и для инвесторов. В разделе не­обходимо показать наиболее вероятные риски в процессе произ­водства продукции и ее реализации, а также разработать возмож­ные методы защиты от влияния спонтанных ситуаций. Разработка раздела заканчивается программой страхования от рисков.

Финансовый план {раздел 10-й) Правильно со­ставленный финансовый план привлекает инвесторов. В бизнес-плане желательно рассмотреть несколько сценариев финансового плана с учетом вероятных ситуаций на производстве и на рынке. Это наиболее гибкая часть бизнес-плана. Неотъемлемой частью 10 раздела является разработка стратегии финансирования (пробле­мы получения заемных средств, когда можно их возвратить, какой доход получит инвестор и т. д.), эти разработки могут проводиться в виде сценариев.

Заключительный раздел бизнес-плана (11-й) оценивает выгоды, которые получит предприятие в случае проведения в жизнь бизнес-плана.

В зависимости от организационно-правовой формы сельскохо­зяйственного предприятия, его размера разделы бизнес-плана разрабатывают с различной степенью детализации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.147.4 (0.012 с.)