Виды норм и их роль в сельском хозяйстве 5 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды норм и их роль в сельском хозяйстве 5



Виды норм и их роль в сельском хозяйстве 5

Норма - это предельно допустимая (максимальная или минималь­ная) величина расходования какого-либо ресурса на единицу продук­ции.Измеряется норма натуральными (кг, м, л, кВт, часы и др.), стоимостными (рубли) и трудовыми (человеко-часы) параметрами на единицу продукции, а также на выполнение заданного объема работ или на установленный период времени.

Существуют три основных вида норм и нормативов: нормы расходов, нормативы режимов и нормативы эффективности.

Нормы расходов представляют собой максимально допусти­мый расход материальных, трудовых, финансовых и других ре­сурсов на производство единицы продукции в соответствии с пла­нируемым уровнем развития техники и технологии, организации производства и управления (для определения потребности предприятия и его структурных подраз­делений в ресурсах и затратах на производство продукции).

Нормативы режимов регламентируют организационный поря­док и условия работы на предприятии и в его структурных под­разделениях и применяются в технико-экономическом и опера­тивно-производственном планировании. К числу таких нормати­вов относятся сменность работы, нормативы режимов резания, нагрева, сушки, нормативы производственных запасов, календарно-плановые нормативы, охватывающие размер партий деталей, периодичность запуска-выпуска изделий, длительность производст­венного цикла, величину заделов и изменений незавершенного про­изводства, обеспечивающие комплектный выпуск продукции.

Нормативами эффективности пользуются при определении эко­номической отдачи предприятий, цехов и участков. К ним отно­сятся коэффициенты использования оборудования, материалов, коэффициенты оборачиваемости средств, механизации и автома­тизации производственных процессов.

По времени действия нормы подразделяются на временные, те­кущие и перспективные. Временные нормы расхода устанавлива­ются на период освоения технологического процесса, подготовки производства новых изделий и выхода объектов на проектную мощность. Текущие нормы (годовые, квартальные и месячные), разрабатываются с учетом мероприятий по экономии материаль­ных ресурсов, внедрение которых намечено в текущем периоде.

Различают также нормы индивидуальные и укрупненные (груп­повые). Индивидуальны е (цеховые, заводские) нормы расхода раз­рабатываются на производство конкретной продукции или по конкретным видам операций, работ, услуг при отлаженном тех­нологическом процессе с учетом уровня квалификации работни­ков и сложности выполняемых работ.

Групповые нормы устанавливаются на однотипные виды про­дукции, производимых работ и оказываемых услуг. Они разраба­тываются по группе предприятий, производственных объединений, находящихся в идентичных условиях организации производства и управления и выпускающих однотипную продукцию.

В системе технико-экономических норм и нормативов важное место занимают нормы и нормативы использования оборудования. Их применение в технико-экономических расчетах при разработ­ке пятилетних, годовых и квартальных планов позволяет обосно­вать расчеты производственных мощностей, планов производства и реализации продукции; правильно определять потребность в оборудовании и составлять на этой основе планы производства продукции; обеспечивать соответствие между средствами, пла­нируемыми на приобретение оборудования, и фондами, выделяе­мыми на оборудование; объективно оценивать эффективность ис­пользования оборудования и выявлять на этой основе резервы повышения его производительности.

 

 

Современные способы изучения затрат рабочего времени 6

 

 

Затраты рабочего времени и время использования обо­рудования можно установить, проводя непосредственные наблю­дения методами фотографии, хронометража и фотохронометража.

Фотография рабочего дня - наблюдение, проводимое в целях изучения, учета, измерения и записи всех затрат рабочего времени в течение, как правило, всей рабочей смены, которое предпола­гает последовательную фиксацию затрат времени по укрупненным элементам (приемам и их комплексам). Например, на таком про­цессе, как механизированная посадка картофеля, фиксируется время на техническое обслуживание трактора и сельскохозяйствен­ной машины, заправку трактора, переезд к месту работы, загрузку картофеля, рабочий ход, повороты и т. д.

В зависимости от числа объектов наблюдения проводится ин­дивидуальная или групповая фотография рабочего дня. В первом случае объектом наблюдения является один исполнитель.(агрегат), занятый выполнением определенной работы на одном рабочем ме­сте. Групповая фотография предполагает наличие нескольких ис­полнителей (объектов наблюдения), выполняющих однородные или различные элементы трудового процесса на основе коопера­ции труда.

В зависимости от поставленной цели, помимо фотографии ра­бочего дня исполнителя, проводится фотография времени исполь­зования машин (оборудования).

Хронометраж - это наблюдение, дающее возможность изучать многократно повторяющиеся элементы операции, которые могут быть расчленены до приемов, действий и движений.

Различие между фотографией рабочего дня и хронометражем заключается в объекте изучения. Если в первом случае изучается процесс труда в целом, то есть все затраты времени на протя­жении всего заданного рабочего периода в хронологической по­следовательности, то во втором исследуется только часть трудо­вого процесса.

Так, на механизированных полевых работах с помощью хро­нометража определяют нормативы времени на один поворот аг­регата, на ежесменный технический уход и другое; в животновод­стве- нормативы времени на доение одной коровы, на раздачу 1 ц корма и др.

В зависимости от цели хронометража и характера выполняе­мой работы наблюдение может быть сплошное (непрерывное) и выборочное (по отдельным элементам процесса труда).

Фотохронометраж - комбинированный вид наблюдения, вклю­чающий фотографию рабочего времени и хронометраж. При изу­чении затрат рабочего времени этим методом в отдельные пе­риоды проводят хронометражные наблюдения, то есть дифферен­цированные замеры отдельных элементов основного, вспомога­тельного, подготовительно-заключительного времени, времени по обслуживанию рабочего места и перерывов, обусловленных тех­нологией и организацией работ. При фото­хронометраже наблюдения ведут только непрерывным способом с указанием (где это возможно) объема выполненной ра­боты.

Исполнитель, выбираемый для наблюдения, должен иметь квалификацию, опыт и навыки работы в данной отрасли, на дан­ной работе, систематически выполнять и перевыполнять установ­ленные в хозяйстве нормы, принимать постоянное участие в про­изводстве, не отличаться от других работников особой физической силой, а также другими чисто личными качествами, быть типич­ным представителем состава исполнителей данного трудового процесса. Перед наблюдением каждого испол­нителя детально знакомят с целью наблюдения, инструктируют о порядке выполнения работы.

Разработана единая документация (наблюдательные листы и сводные ведомости) по группам трудовых процессов, которая обеспечивает возможность проведения наблюдений и обработку их результатов. Ее можно получить в нормативно-исследователь­ских организациях.

 

 

Выбор стратегии

Выбор стратегии в предпринимательстве при наличии рисков зависит от выбора способа управления рисками. Деятельность предприятия в этой области направлена на защиту своего предприятия от воздействия рисков, угрожающих его прибыльности. Эта деятельность способствует решению основной задачи предпринимателя: в зависимости от ситуации выбрать из альтернативных проектов оптимальный, учитывая, что чем более прибылен проект, тем выше степень риска.

В процессе управления рисками самое главное для предпринимателя решить вопрос: входить или не входить в рискованную ситуацию.

Существуют следующие методы минимизации рисков.

Удержание. Основной задачей является изыскание источников необходимых ресурсов для покрытия возможных потерь: деньги в кассе, остаточная стоимость имущества, дивиденды и процентный доход от ценных бумаг, нераспределенная прибыль, резервный фонд – собственные ресурсы; кредитные ресурсы.

Передача риска партнерам по отдельным сделкам посредством заключения контрактов. При этом партнерам передается та часть риска, по которой они имеют большие возможности нейтрализации последствий. К передаче риска относятся:

v передача рисков путем заключения договора факторинга. Предметом передачи является кредитный риск предприятия, который передается коммерческому банку. Это позволяет фирме нейтрализовать негативные последствия кредитного риска.

v передача риска поставщикам сырья и материалов. Предмет передачи – это риски, связанные с порчей или потерей имущества в процессе их транспортировки.

страхование. Передача рисков страховой компании.

Диверсификация. Самый эффективный метод. Основные формы:

v диверсификация производства. Использование альтернативных путей получения дохода от различных видов деятельности, которые не связаны друг с другом.

v диверсификация поставщиков.

Уклонение от риска. Предприятие может отказываться от совершения рисковых финансовых операций. Данное мероприятие позволяет полностью избежать потерь, но и не приносит прибыли. Оно оправдано при осуществлении деятельности, которая может привести к крупным и серьезным потерям.

 

 

Функции и принципы рынка

Рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняют ряд существенных фун­кций.

Информационная функция заключается в том, что через постоян­но меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об обще­ственно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех то­варов и услуг, которые поступают на рынок.

Посредническая функция. Экономически обособленные произво­дители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В условиях рынка потребитель имеет возможность выбора оптимального по­ставщика, а продавец - наиболее подходящего покупателя.

Ценообразующая функция. На рынок поступают продукты и услу­ги, содержащие неодинаковое количество материальных и трудо­вых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Так формируется общественная стоимость.

Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сфе­ры экономики, и прежде всего на производство. Рынок дает ответы на вопросы: что производить, для кого производить, как произво­дить. Важную роль в рыночном регулировании играет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимате­лей приводят к установлению более или менее оптимальных эконо­мических пропорций. В странах с развитой рыночной экономикой важная роль в сбалансированности народного хозяйства принадле­жит государственному регулированию.

Санирующая функция. Рыночной системе присущи социальное рас­слоение, беспощадность по отношению к слабым ее участникам. С по­мощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных еди­ниц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эф­фективным. В результате возникает устойчивость хозяйства в целом.

Аренда

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Кстати: плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. Таким образом, аренда – это наем на определенный, установленный договором срок движимого или недвижимого имущества, средств производства за определенную плату с правом использования и извлечения доходов.

Кто есть арендодатель? Это - физическое лицо. Для того, чтобы стать арендодателем, - это, во-первых, достижение восемнадцатилетнего возраста. Став полностью дееспособным, физическое лицо может быть участником договора аренды: арендатором или арендодателем. Арендодатель - юридическое лицо. Согласно Гражданскому кодексу РФ, арендатор вправе распоряжаться своими правами, предоставленными ему договором, следующим образом:

v сдавать арендованное имущество в субаренду;

v передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем);

v предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование;

v отдавать арендные права в залог;

v вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

По общему правилу, все эти операции арендатор может осуществлять только с согласия арендодателя. Согласие арендодателя может быть выражено либо непосредственно в договоре аренды, либо в дополнительном соглашении к нему.

Дарение

Суть сделки в том, что даритель безвозмездно передает или обязуется передать одаряемому:

v объект недвижимости в собственность;

v имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить одаряемого от имущественных обязанностей.

Дарение объекта недвижимости обязательно оформляется письменным договором, который подлежит государственной регистрации и считается заключенным только с момента этой регистрации. Субъектами сделки могут быть либо граждане, либо юридические лица. Однако в отношении этой формы сделки между коммерческими организациями имеются специальные оговорки. Договор дарения недвижимого имущества заключают в письменной форме. Нотариального удостоверения он не требует, но, по желанию сторон, его заверение возможно.

Для составления данного договора необходимо указать: стороны, то есть дарителя и одаряемого: полные фамилию, имя, отчество, адрес проживания, паспортные данные, когда, кем и где выдан паспорт. Если договор дарения заключен по доверенности, то ссылаются на нее: когда, кем выдана, ее реестровый номер.

Доходы, полученные в порядке дарения, освобождают от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи или близкими родственниками, в соответствии с Семейным кодексом РФ.

Ипотека

И когда появилась подобная система долгосрочных кредитов, выдаваемых банками для приобретения жилья, то это явилось просто спасением, особенно для молодых семей. Еще бы: стало возможным купить квартиру (или другие виды жилья), внеся лишь первоначальный взнос, который не превышает 30% ее стоимости! Остальную сумму банк выдает в качестве кредита на определенный срок. Таким образом, мы приобретаем жилье, становимся его собственником и выплачиваем кредит, живя уже в новой квартире.

Естественно, что интерес к ипотеке (греч. hypoteka - залог, заклад) и число ее потенциальных "потребителей" растет день ото дня, и сейчас ипотека постепенно становится одним из основных способов решить квартирный вопрос.

Итак, преимущества ипотеки:

v возможность в кратчайшие сроки вселиться в собственное новое жилье;

v возможность оплачивать собственную квартиру, а не арендовать чужую недвижимость

v долгосрочный кредит с фиксированной суммой выплат;

v возможность прописки в приобретенной, по ипотечному кредиту, квартире;

v выгодное капиталовложение средств (при нынешних тенденциях рынка цены на недвижимость растут в среднем на 14,5-30% в год);

v возможность досрочного погашения кредита.

По ипотечному кредиту можно приобрести: 1) квартиру на вторичном рынке; 2) квартиру в строящихся домах: 3) индивидуальные жилые дома, коттеджи готовые или в стадии строительства; 4) коммерческую недвижимость; 5) землю. Заемщиком ипотечного кредита может стать любой дееспособный гражданин, имеющий как российское гражданство, так и иностранное, в возрасте от 18 лет. Данное лицо должно иметь стабильный заработок или доход от предпринимательской деятельности.

Размер кредита зависит от Вашего дохода, срока кредитования и наличия иждивенцев в составе Вашей семьи. Кредит рассчитывается таким образом, чтобы ежемесячный платеж банку не превышал 40-60% от дохода. Срок кредитования напрямую зависит от возраста заемщика, и окончание действия договора должен наступить ранее, чем гражданин достигнет пенсионного возраста.

Купля - продажа

При данной сделке заключается письменный договор купли-продажи объекта недвижимости, в котором продавец обязуется передать объект недвижимости в собственность покупателю, а покупатель, соответственно, - принять этот объект и уплатить за него определенную цену. Договор купли-продажи объекта недвижимости подлежит обязательной государственной регистрации соответствующими органами юстиции в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

При этом продавец обязан:

v передать объект недвижимости свободным от любых обременений, если только покупатель не дал на это изначальное согласие;

v в случае изъятия объекта недвижимости у покупателя третьими лицами, возместить покупателю убытки, если не удастся доказать, что покупатель знал о наличии оснований, послуживших причиной изъятия;

v вступить в дело на стороне покупателя в случае предъявления иска об изъятии объекта недвижимости третьим лицом;

v передать объект недвижимости покупателю в виде, предусмотренном договором купли-продажи.

Теперь о покупателе, который имеет право требовать:

обязанности у покупателя таковы:

v принять по акту переданный ему объект недвижимости;

v оплатить объект непосредственно до или после передачи его

v оплатить объект недвижимости по цене, предусмотренной договором продажи.

Договор должен содержать следующие сведения: 1) стороны сделки, 2) предмет сделки, 3) указание на правоустанавливающие документы, 4) цена сделки, 5) отсутствие иных договоров на отчуждение, 6) другие необходимые условия (срок передачи земельного участка и т.д.). К договору прилагается план границ земельного участка, который составляется в 3-х экземплярах: нотариусу, продавцу, покупателю.

 

 

Эффективности менеджмента

В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия.

Менеджмент - это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, установления его эффективности. Но данный вопрос является довольно сложным, поскольку оценка менеджмента не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы. Поэтому для измерения эффективности управленческого труда часто применяются косвенные методы.

Существуют различные подходы к проблеме эффективности менеджмента, которые разрабатывались школами управленческой мысли.

Например, авторы школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Г. Эмерсон, Ф. и Л. Гилберт и др.), занимались изучением повышения эффективности менеджмента на уровне производства. Особое внимание исследованию этой проблемы уделял Г. Эмерсон, который придавал важное значение связи между эффективностью управления и оранизационной структурой предприятия. Представители административной (классической) школы менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни и др.) рассматривали эффективность менеджмента в более широком смысле - применительно к работе всей организации. Их целью было создание универсальных принципов управления, которые обязательно должны привести организацию к успеху (14 принципов управления Анри Файоля). Авторы школы человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р.Лайкерт, А. Маслоу) считали основным элементом эффективности менеджмента человеческий фактор и разрабатывали различные теории, связанные с повышением эффективности использования человеческих ресурсов

Проблема эффективности менеджмента является составной частью экономики управления, которая включает рассмотрение:

· управленческого потенциала, то есть совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления;

· затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;

· характера управления труда;

· эффективности управления, то есть эффективности действий людей в процессе деятельности организации, реализации интересов, в достижении определенных целей.

Эффективность менеджмента - это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, то есть интегрированный результат взаимодействия компонентов управления.

В более упрощенном варианте данное определение можно представить следующим образом: эффективность менеджмента - это сопоставление потребленных ресурсов с полученным результатом.

В оценке эффективности управления наиболее сложным является определение его результата. За результаты управления нередко принимаются некоторые производственные и экономические результаты: темп роста производительности труда, качество, ритмичность работы и др., что нельзя считать бесспорным. В каждом из этих результатов, безусловно, содержится и овеществленный труд персонала управления. Однако управленческий труд проявляется в этих показателях не прямо, а опосредованно, в виде соответствующих воздействий на тех, кто занят непосредственно производительным трудом. При этом такие воздействия менеджеров в виде приказов, указаний, распоряжений во многих случаях проходят через ряд ступеней управления по направлению сверху вниз. В результате к труду руководителей, затраченному на высшей ступени управления, добавляется труд менеджеров нижестоящих ступеней, т.е. конечный результат управления и его эффективность достигается совокупным управленческим трудом.

Результаты и эффективность управленческого труда в конечном итоге управления в целом зависят от многих условий и предпосылок. К их числу относятся потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Они в значительной мере зависят и от личности самого руководителя: его авторитета, стиля работы и т.п. Поэтому все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве

Существует множество видов эффективности менеджмента

- по средствам воздействия - целевая, стратегическая и тактическая, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;

- по содержанию эффекта - экономическая, социальная, инновационная, организационная, экологическая;

- по уровню проявления эффекта - народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;

- по формам эффективности - деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управленческих нововведений;

- по видам систем менеджмента - маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая [2].

Рассмотрим основные факторы, которые оказывают влияние на эффективность управления.

По продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (технический уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.).

По характеру влияния различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов - увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д.

По содержанию различают научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда); организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, трудовая дисциплина и т.д.); экономические (система материального поощрения и материальной ответственности); социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения) и др.

По форме влияния различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и кос-венные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.

Таким образом, в обобщенном виде можно выделить следующие критерии эффективности менеджмента:

1. Действенность - степень достижения целей организации.

2. Экономичность - соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов.

3. Качество - соответствие характеристик продукции (услуг) стандартам и требованиям потребителей.

4. Прибыльность - соотношение между доходами и суммарными издержками.

5. Продуктивность - соотношение объема продукции (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.).

6. Качество трудовой жизни - условия труда работников

7. Инновационная активность - внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации.

Рассмотрим наиболее общие пути повышения эффективности управления:

1. Совершенствование структуры управления, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководства с учетом квалификаций и личных качеств.

2. Выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон, разработка философии и политики организации, охватывающей все ее функциональные области.

3. Разработка информационной системы организации, обеспечивающей эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями.

4. Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.

5. Система постоянного повышения квалификации работников на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества.

6. Разработка системы подбора, обучения, оценки и перемещения руководящих кадров, планирование карьеры руководителей, применение стиля руководства, адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию.

7. Применение наиболее эффективных методов подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного, совместимого состава работников, создание максимально благоприятного социально-психологического климата.

8. Работа по созданию культуры организации, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками.

 

83.Научные принципы подбора, расстановки и воспитания кадров.

Подбор кадров - это прежде всего изучение кандидатов и выбор среди них работника для назначения на ту или иную должность.

Необходимо выделить три наиболее характерных вида назначения: набор, выдвижение, ротация.

Набор - это назначение, связанное с вовлечением в сферу управления работников, ранее в ней не работавших. Именно здесь наиболее полно реализуются демократические основы управления: при наборе нет ограничений по полу, национальности, расовым признакам. С другой стороны, набор предполагает, что работник до перехода в сферу управления обязательно где-то уже работал. Сейчас при наборе большое внимание уделяют наличию у работника специальной подготовки. При наборе происходит оценка общей пригодности кандидата к деятельности в системе управления.

Выдвижение - назначение работника, уже работающего в системе управления, на новый пост. Исключительно важное значение имеют назначение на руководящие посты, переход из категории специалистов в категорию руководителей. Ротация - это назначение, при котором либо название должности остается прежним, но меняется место работы, либо изменяется и должность, но уровень поста остается тем же.

Выдвижение и ротация - перемещения работников внутри системы управления. Предшествует им пребывание работника в резерве.

Резерв - один из участков подбора кадров. Иногда приходится привлекать работников со стороны, но все же именно резерв должен стать основным источником для выдвижения и ротации.

Работник может не только приходить в систему управления, но и уходить из нее. Уход - обязательный компонент работы с кадрами, даже если он связан с выходом из системы управления. В любом случае он создает вакансию, то есть завершает данный цикл подбора кадров и вызывает начало нового.

Подбор, как и другие звенья работы с кадрами, требует планового подхода. Планирование — заключительный блок кадрового подбора. В системе планирования должны реализовываться принципы, которым подчинен процесс в целом и все его компоненты. Принципы набора кадров следующие:

Принцип ситуации: необходимо учитывать не только соответствие кандидата должности, но и конкретную ситуацию. Принцип сочетания работников из своей организации и со стороны. «Свои» работники знают организацию, привыкли к ней, в том числе и к ее недостаткам. «Чужие» трудно вписываются в коллектив, особенно в системе неформальных связей. Но они приносят свежий взгляд, новый опыт, новые идеи. Поэтому только сочетание тех и других определяет успех. Если надо круто изменить ситуацию или если возникли новые, ранее неизвестные проблемы, или просто затянулся межличностный конфликт, без внешних кадров не обойтись. И все же основа подбора — свои, воспитанные в резерве работники.

Принцип сочетания «старых» и «молодых» кадров. Первые — носители опыта, традиций, они обеспечивают преемственность и устойчивость руководства. Молодые, как правило, более активны, охотнее идут на эксперименты, в ряде случаев лучше вооружены современными знаниями. Сочетание обеих групп работников обеспечивает необходимую эффективность управленческого коллектива.

Принцип компенсации. Рекомендуется так подбирать кадры, чтобы отрицательные качества одного работника компенсировались соответствующими положительными качествами другого. В результате возникнет работоспособный коллектив.

Принцип динамизма, сочетание стабильности и мобильности. Стабильность позволяет проводить долгосрочные мероприятия, эффект от которых наступает не сразу, но по своим масштабам он очень значителен. Она ориентирует работника на устойчивые, перспективные результаты, уменьшает потери, неизбежные при смене должности. Но стабильность чревата опасностью привыкания к сложившейся ситуации, в ряде случаев рождает самоуспокоен­ность. Стремясь не трогать заслуженных работников, руководитель при появлении проблем начинает добывать новые штатные единицы, чтобы привлечь специалистов. Мобильность — это планомерно организованное движение кадров, включающее и выдвижение, и ротацию.

 

84.Сущность социально-психологических методов управления.

При управлении организацией коллективов выделяют три основные стадии, каждая из которых должна быть осмыслена и доведена до логических выводов, предложений, рекомендаций и результатов.

Первая стадия — ориентация и адаптация — работники присматриваются друг к другу, к руководителю. Эта стадия должна быть максимально информативной, причем основным источником информации должен быть руководитель. Он информирует новых сотрудников о целях, планах и условиях деятельности коллектива, задачах, подлежащих решению; расставляет людей, формирует требования к подчиненным, воспитывая у них ответственность за успешное выполнение поставленных задач и культуру исполнения. Уже на этой стадии выделяется группа активных и инициативных исполнителей.

На второй стадии значительно усиливается процесс самоорганизации, саморегулирования и саморазвития. Эта стадия предполагает, что уровень административного вмешательства руководителя должен уменьшиться и на смену ему все в большей степени должны приходить взаимопонимание, взаимоуважение, лояльность друг к другу. Акцент делается на позитивные сдвиги, тенденции, про­явления личностных свойств, поддержка и развитие которых — обязанность руководителя.

Третья стадия — интеграция коллектива, когда формируется действительная общность работников как единого социального организма. Формируются коллективное мнение о нормах поведения, коллективная этика, отношения взаимопомощи и сотрудничества. Общая цель коллектива выступает как фактор интеграции частных целей каждой личности.

Методы управления индивидуально-личностным поведением представляют собой скорее искусство, чем науку. Субъектом управления выступает и общество в целом, и коллектив, и главным образом руководитель. В рамках методов управления индивидуально -личностным поведением основным является личный пример, когда руководитель либо сам демонстрирует образцы нужного поведения, либо указывает на примерных работников. Важнейшее значение приобретает ориентация руководителя на личное достоинство людей, уважение их идейно-нравственных принципов и убеждений. Весьма важен метод ориентирующих воздействий — создание обстановки, условий, направляющих поведение личности к проявлению ее лучших созидательных качеств.

В решении задач морально-психологического воздействия на личность и коллектив особая роль принадлежит моральному стимулированию, которое позволяет работникам глубже осознать социальную значимость и необходимость своего труда как нравственного долга перед собой, коллективом и обществом. Методы морального стимулирования призваны обеспечить четкую дифференцированную связь между результатами труда и мерой морального поощрения. При этом моральное поощрение должно быть тесно связано с материальным. Здесь требуются тактичность, высокий Профессионализм руководителя, талант воспитателя.

 

 

85.Эффективность использования оборотных средств предприятия.

Предприятие как производственный комплекс не может функционировать при наличии одних основных средств. Необходимо иметь и активно использовать оборотные средства. Наряду с запасами оборотных средств, называемых оборотными фондами, предприятие должно иметь фонды обращения. Фонды обращения на сельскохозяйственном предприятии — это готовая к реализации продукция, денежные средства в кассе и на счетах в банке, средства в расчетах (дебиторская задолженность). Потребность предприятия в денежных средствах возрастает в связи с углублением разделения труда, развитием товарно-денежных отношений и рынка средств производства. Поэтому предприятие стремится иметь (и должно име



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.006 с.)