ТОП 10:

Взаимодействие финансового рынка и сельскохозяйственных предприятий



Эффективное развитие агроэкономики требует развитого фи­нансового рынка, где организуются и регулируются экономиче­ские отношения, возникающие между продавцами и покупате­лями финансовых активов - денег и их производных - ценных бумаг.

Финансовый рынок представляет собой совокупность рыночных институтов, направляющих поток денежных средств от владельцев (собственников) к заемщикам. Финансовый рынок многообразен, он включает в себя денежный, кредитный и фондовый рынки. На фондовом рынке осуществляются финансовые (портфельные) ин­вестиции, а предметом купли-продажи выступают ценные бумаги. Он и является собственно финансовым рынком.

Объективной предпосылкой формирования финансового рын­ка является несовпадение потребности в денежных средствах у предприятий и организаций с наличием источника ее удовлетво­рения. Временно свободные денежные средства имеются в нали­чии у одних предприятий и граждан, а инвестиционные потреб­ности возникают у других предприятий и государства. Первые выступают в роли сберегателей (собственников), а вторые - в качестве инвесторов (пользователей). Пользователи (инвесторы) вкладывают денежные средства в объекты предпринимательской деятельности (расширение и модернизацию производства това­ров и услуг, покрытие временно возникающего дефицита бюд­жета).

Мобилизация временно свободных денежных средств для их дальнейшего инвестирования осуществляется посредством орга­низации обращения на финансовом рынке ценных бумаг.

Под ценной бумагой понимается документ, удостоверяющий в Установленной форме имущественные права, осуществление и Передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам относятся: акции и облигации предприя­тий акционерной формы собственности, векселя предприятий; государственные облигации; чеки, депозитные и сберегательные сертификаты банков и некоторые другие документы. Все ценные бу­маги делятся на две большие группы - денежные и капитальные.

Денежные бумаги выражают факт временного заимствования денег. К ним относятся коммерческие векселя, депозитные и сберегательные сертификаты и другие оформленные надлежа­щим образом денежные обязательства со сроком исполнения до 1 года.

Капитальные ценные бумаги выпускаются с целью формирова­ния и увеличения уставного капитала или активов (имущества) предприятий, что необходимо для расширения масштабов их про­изводственной деятельности. Капитальные ценные бумаги, в свою очередь, могут быть долевыми - фиксирующими отношения со­владения предприятием (акции, инвестиционные сертификаты и их производные) - и долговыми - фиксирующими отношение долга (облигации, депозитные сертификаты и их производные). Облигации в РФ выпускаются не только предприятиями и орга­низациями, но и государством в лице Министерства финансов РФ. Государственные долговые ценные бумаги представлены крат­косрочными облигациями (ГКО со сроком обращения со дня вы­пуска до погашения менее 1 года) и долгосрочными - облигаци­ями федерального займа (ОФЗ).

Процесс выпуска и размещения капитальных ценных бумаг называется эмиссией, а лицо, осуществляющее эмиссию, - эми­тентом. Эмитент обязан, перед тем как произвести эмиссию и размещение ценных бумаг, зарегистрировать план (проспект) эмиссии в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) и заплатить соответствующую государственную пошлину.

Доход по ценным бумагам может быть разовый (при их пога­шении) и регулярный (в виде дивидендов по акциям и купонным выплатам по облигациям). Первый характерен для так называемых дисконтных бумаг, т. е. размещаемых дешевле их номинальной сто­имости, а второй - для большинства капитальных бумаг.

Для бумаг, выпущенных предприятиями и организациями раз­ных форм собственности, установлен следующий порядок выпла­ты доходов по ним. В первую очередь из чистой прибыли выплачи­ваются проценты по облигациям, во вторую - проценты по ак­циям, не имеющим право голоса при управлении обществом (при­вилегированные акции) и лишь затем - проценты по обыкно­венным (голосующим) акциям.

Финансовый рынок делится на первичный и вторичный. На первичном рынке продаются ценные бумаги новых выпусков, а на вторичном осуществляется их дальнейшая перепродажа. Возмож­ность перепродажи связана со свободным характером обращения бумаг (первоначальный инвестор вправе владеть и распоряжаться), а также с изменением курсовой стоимости ценных бумаг, меняющейся оценки фактора риска инвестиций в бумаги эмитента и финансовых результатов его деятельности (размера прибыли и ее распределения).

Субъектами фондового рынка являются эмитенты, сберегате­ли и инвесторы, а также инвестиционные посредники (дилер­ские, брокерские конторы, фондовая биржа, депозитарии и рее­стродержатели и др.).

Назначение первичного рынка - привлечение дополнитель­ных финансовых ресурсов, а вторичного - перераспределение средств между хозяйствующими субъектами. Выполнение этих за­дач требует информационной открытости и достоверности инфор­мации о фактическом финансовом положении и планах развития эмитентов, что вызывает необходимость независимой их провер­ки - аудита.

Фондовый рынок выполняет следующие функции:

---организует приоритетное финансирование производственных и социальных программ;

---обеспечивает цивилизованный способ перевода капитала из менее эффективных отраслей и предприятий в более эффектив­ные, а также участие сберегателей в доходах инвесторов;

---позволяет мобилизовать временно свободные денежные сред­ства предприятий и граждан для безынфляционного покрытия возникающего дефицита государственного бюджета.

Инвестирование денежных средств в ценные бумаги других эмитентов и государства получило название портфельного ин­вестирования. Это инвестирование имеет цель получения дохода на вложенный капитал и связано с рисками, т.е. возможностя­ми его потери или недополучения расчетного дохода. Управле­ние портфелем ценных бумаг на предприятии должно строить­ся на принципах: ликвидности, т.е. возможности быстрой про­дажи без существенной потери стоимости бумаг, и наибольшей Доходности (при заданном уровне риска). Последнее достигает­ся на основе диверсификации (разнообразия) входящих в порт­фель фондовых ценностей (бумаг). Практикой установлено, что Диверсифицированный портфель должен состоять из 7 - 8 видов ценных бумаг разных эмитентов. При этом, поскольку об­лигации и привилегированные акции являются менее рисковы­ми бумагами, их доля в портфеле должна составлять не менее 40-50%.

В настоящее время финансовый рынок предприятий АПК на­ходится на стадии становления и развития.

Денежные средства, направляемые на развитие производства представляют собой капитал предприятия. Структурно капитал состоит из денежных средств, вложенных в различные активы предприятия. Активы - это затраты на формирование имуществен­ных прав предприятия, т. е. прав владения, пользования и распо­ряжения имуществом.

Активы состоят из двух больших групп, различающихся по их роли в формировании издержек производства и получивших на­звание внеоборотных и оборотных.

Внеоборотные активы - это активы, которые участвуют в фор­мировании стоимости продукции и услуг в течение нескольких производственно-торговых (операционных) циклов. Согласно По­ложению по бухгалтерскому учету (ПБУ 06/01) к ним относятся все активы со сроком полезного использования свыше одного года

Нематериальные активы - это денежные средства, вложенные в объекты, материально-вещественная форма которых не имеет определяющего значения для их хозяйственного использования, приобретаемые не для перепродажи, и приносящие доход в тече­ние длительного периода. К ним относятся право на пользование земельными участками и объектами природопользования, патен­ты, лицензии, авторские права, цена деловой репутации пред приятия.

Прочие внеоборотные активы включают в себя незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения и др. К долго­срочным финансовым вложениям относят инвестиции в другие организации, займы, предоставленные другим предприятиям на срок свыше 12 мес, и другие долгосрочные финансовые вложения.

Если внеоборотные активы представляют иммобильную часть активов, то оборотные (текущие) активы, напротив, представля­ют мобильную часть активов предприятия, они принимают одно­кратное участие в производственно-торговом процессе.

Оборотные активы в денежном выражении представлены обо­ротными средствами (оборотный капитал предприятия), включа­ют в себя оборотные фонды и фонды обращения. Они тесно взаи­мосвязаны между собой.

Основные и оборотные средства находят свое отражение в ак­тивах баланса предприятия, которые принято группировать по мере убывания ликвидности на: денежные средства и приравненные к ним финансовые активы (А1), дебиторскую задолженность (за­долженность покупателей перед предприятием - А2), запасы сырья и готовой продукции и затраты на незавершенное производство (A3), основные средства и прочие внеоборотные активы (А4). Каждый из активов должен финансироваться из соответствую­щего источника - ресурса, причем существует следующее прави­ло: время, на которое привлекается источник, и его объем (размер денежных средств) должны соответствовать продолжительности оборота и стоимости финансового актива, создаваемого за его счет. Это правило - залог обеспечения финансовой устойчивости пред­приятия.

Источники финансовых ресурсов подразделяются на собствен­ные и привлекаемые. К собственным источникам финансовых ре­сурсов относится уставной капитал, сформированный из вкладов учредителей, прибыль и амортизационные отчисления, а также накопленные организацией резервы, источником формирования которых является прибыль.

К привлекаемым источникам финансовых ресурсов относятся заемные и привлеченные средства. Заемные средства - это креди­ты и займы, которые предприятие получает на условиях возврат­ности, платности и срочности. Заемные средства делятся по сро­кам заимствования на долгосрочные (срок привлечения свыше 1 года) и краткосрочные (до 1 года). Привлеченные средства - это кредитор­ская задолженность, т. е. деньги кредиторов (поставщиков, работ­ников, бюджета), которые предприятие может определенное вре­мя бесплатно использовать.

На балансе предприятия источники финансовых средств при­нято отражать в пассиве и делить на следующие группы: креди­торская задолженность (П1) и краткосрочные кредиты и займы (Ш), которые объединяются в текущие пассивы, и долгосрочные кредиты и займы (ПЗ) и собственный капитал (П4), которые объединяются в группу устойчивых пассивов.

Деятельность по управлению финансами предприятия сводит­ся к решению трех групп задач: финансовый анализ и финансовое планирование; обеспечение предприятия финансовыми ресурса­ми (управление источниками финансовых ресурсов), поддержа­ние финансовой устойчивости; распределение финансовых ресур­сов (управление активами и капиталом), управление доходностью и риском.

Финансовые решения, принимаемые на уровне предприятия, охватывают как краткосрочную (например, получение кредита под залог урожая), так и долгосрочную (дополнительное увеличение уставного капитала и привлечение долгосрочного кредита под стро­ительство нового животноводческого комплекса) перспективы. Они, несомненно, приводят к изменению доходности и риска инвестиций в бизнес предприятия, меняют конкурентоспособ­ность не только на товарном, но и на рынке капитала. Так, увели­чение доли собственного капитала в структуре источников фи­нансирования приводит к снижению финансовой зависимости предприятия и вместе с тем к росту его устойчивости, и наоборот. Однако повышение финансовой устойчивости, как правило, приводит к снижению размера прибыли, остающейся в распоряже­нии предприятия после уплаты налогов в расчете на 1 руб. соб­ственного капитала. В этом и заключается проблема достижения баланса между риском потери финансовой независимости и устой­чивости и прибыльностью собственного капитала.

Финансовые решения, принимаемые на уровне предприятия, называют финансовыми инструментами. В самом общем виде фи­нансовый инструмент - это контракт (договор), по которому происходит изменение финансовых активов или финансовых обя­зательств. Финансовые активы - это денежные средства, акции и иные ценные бумаги других предприятий и организаций или кон­трактные обязательства на них (фьючерсы, опционы). Финансовые обязательства - это обязательства выплатить денежные средства или поставить финансовый актив другому предприятию.

Все финансовые инструменты могут быть разделены на три ос­новные категории: денежные средства (в кассе, на расчетном сче­те, в депозитах коммерческих банков); кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты, прочие категории финансо­вых договоров); способы участия в уставном капитале предприя­тий (паи, доли, акции и др.).

Финансовый управляющий использует различные методы фи­нансового регулирования, в том числе кредитование, налогооб­ложение, страхование, и др. Задача регулирования - достижение компромисса между доходностью, надежностью (риском) и лик­видностью, поддержание финансовой независимости и ликвидности. Последнее означает необходимость поддержания оптималь­ной структуры заемных средств в источниках финансирования (от 40 до 60 %) и способность предприятия отвечать по своим кре­дитным обязательствам, т.е. рассчитываться перед кредиторами без продажи основных средств.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.55 (0.006 с.)