Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть I. Общая характеристика теневой экономической↑ Стр 1 из 63Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теневая экономика Учебное пособие для вузов Под редакцией доктора педагогических наук, доктора юридических наук, профессора В. Я. Кикотя и доктора экономических наук, профессора Г. М. Казиахмедова • 3Јv&_ Издательство НОРМА Москва, 2006 УДК 330.16(075.8) ББК 60.561.2я7-6 Л27 Одобрено Советом по научно-исследовательской и редакционно-издательской деятельности Московского университета МВД России Рецензенты: Кафедра экономической теории Московского университета МВД России; В. В. Дроздов, доктор экономических наук, профессор (МГУ им. М. В. Ломоносова); А. В. Победкин, кандидат юридических наук, доцент (Тульский филиал Московского университета МВД России). Латов Ю. В., Ковалев С. Н. Л27 Теневая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. д. п. н., д. ю. н., проф. В. Я. Кикотя; д. э. н., проф. Г. М. Казиахмедова. — М.: Норма, 2006. - 336 с. ISBN 5-89123-959-0 В издании изложены основные вопросы учебного курса «Теневая экономика». Авторы пособия рассматривают экономические теории, объясняющие причины, сущность и последствия развития теневой экономики. Для студентов, курсантов, слушателей, аспирантов и преподавателей экономических и юридических вузов, а также всех интересующихся данной проблематикой. © Ю. В. Латов, С. Н. Ковалев, 2005 Сведения об авторах: Латов Юрий Валерьевич — кандидат экономических наук, доцент. Автор более ста научных и учебно-методических публикаций. Сфера научных интересов Ю. В. Ла-това — сравнительный анализ экономических систем, экономика преступлений и наказаний, экономика права, экономическая история. Редактор журнала «Экономическая теория преступлений и наказаний». Работает в Академии управления МВД России. Ковалев Сергей Николаевич — кандидат экономических наук, доцент. Автор более сорока научных и учебно-методических публикаций. Сфера научных интересов С. Н. Ковалева — экономическая история, историография аграрной экономики России, экономика права, теневая экономика. Преподает в Тульском филиале Московского университета МВД России. • ' ' Содержание Предисловие........................................................................................... 11 Часть VII. Особенности теневых экономических Отношений в советской и постсоветской России 251 Глава 22. Изучение теневых отношений в советской командной экономике.................................................. 251 Изучение советской теневой экономики в СССР.............................................................................. 251 Изучение советской теневой экономики в постсоветской России............................................... 255 Глава 23. Изучение теневых отношений в российской транзитивной экономике............................................. 259 Неоинституциональный подход: «десотианство» и Россия............................................. 260 Традиционно-институциональный подход: теневая экономика в контексте российской культуры.......................................................................... 263 Итоги и перспективы изучения российской теневой экономики................................. 265 Теневая экономика Глава 24. Причины развития теневых отношений в постсоветской России................................ 270 Негативный имидж постсоветского предпринимательства............ 271 Этическая оценка предпринимательства в российской экономической культуре.......... 276 Культурные стереотипы как фактор экономических реформ................ 281 Глава 25. Российская организованная преступность как экономический институт........................ 285 Организованная преступность в СССР: «воры в законе» как криминальное правительство............................................... 285 Реформы в обществе — реформы в мафии: эволюция криминальных промыслов............. 291 Реформы в обществе — реформы в мафии: Глава 26. «Экономика рэкета» в СССР и в постсоветской России............................. 298 Эпоха «бандитских крыш»............................ 299 Эпоха «милицейских крыш»......................... 301 Эволюция «крышестроительства».................. 304 Заключение............................................................................................. 309 Приложение 1. Десять книг, которые перевернули представления россиян о теневой экономике.... 311 Приложение 2. Тематика контрольных работ курса «Теневая экономика»............................... 312 Приложение 3. Тематический план курса «Теневая экономика»............................... 327 Приложение 4. Планы семинарских занятий по курсу «Теневая экономика».......................... 328 Приложение 5. Вопросы для повторения по курсу «Теневая экономика».......................... 333 Предисловие Особенностью современного развития экономической науки является все более растущее внимание экономистов к правовым институтам. С некоторой долей условности можно говорить о трех основных направлениях экономико-правовых исследований: 1) экономическая теория права (economics of law) — 2) изучение теневой экономики — той хозяйствен 3) экономическая теория преступлений и наказаний Эти три области частично перекрывают друг друга, но некоторые различия по предмету и методам все же заметны. Экономическая теория права изучает «белую» экономику; специалисты по теневой экономике обращают основное внимание на «серый» (неформальный) сектор; экономическая теория преступности рассматривает «черный», откровенно криминальный бизнес. Economics of law и economics of crime являются ответвлениями неоинституционализма; изучением теневой экономики занимаются преимущественно экономисты- 12 Теневая экономика социологи, близкие к традиционному институциона-лизму. В современной России уже примерно 15 лет развивается изучение теневой экономики (С. Б. Барсукова, А. Н. Олейник, В. В. Радаев, Л. М. Тимофеев), в последние пять лет начинают появляться исследования по экономике права и экономике преступности (Ю. В. Ан-дриенко, В. В. Волков, В. Л. Тамбовцев). Настало время создавать первые отечественные учебные пособия по этим направлениям. Их внедрение в учебный процесс особенно актуально для системы юридического образования. Возможны следующие три варианта внедрения экономико-правовых концепций в преподавание экономики в юридических вузах: 1) введение в программу преподавания курса «Эко 2) введение в каждую из тем курса «Экономика» спе 3) введение в программу преподавания экономиче Эти три варианта не исключают, а скорее взаимодо-полняют друг друга. Вероятно, их реализацию целесообразно осуществлять параллельно. Для внедрения данной программы было бы разумно использовать издающийся в Центре изучения нелегальной экономической деятельности при Российском госу- Предисловие 13 дарственном гуманитарном университете журнал «Экономическая теория преступлений и наказаний», который по замыслу его организаторов призван стать центром российской экономико-правовой мысли, где можно публиковать учебно-методические материалы по мере их накопления. К сожалению, пока этой работой сотрудники ЦИНЭД занимаются исключительно по собственной инициативе, почти без контактов с преподавателями экономики в юридических вузах. Настоящее пособие создано в рамках третьего варианта внедрения в юридических вузах преподавания экономико-правовых концепций. В Московском университете МВД России уже с 2003 г. началось преподавание дисциплины «Теневая экономика». В данной книге авторы сочли необходимым отразить не только (и даже не столько) «сырые» факты, сколько их теоретическое осмысление в трудах зарубежных и российских экономистов и социологов. К тексту пособия приложены учебно-методические материалы, отражающие опыт работы Московского университета МВД России. - -• Часть I При командной экономике Представление о командной экономике советского типа как о системе тотального учета и контроля, как уже признано, далеко не полностью соответствует реальности. Хотя государство требовало всеохватывающей регламентации, реальный хозяйственный механизм включал многочисленные неформальные компоненты. В него входили: 1) экономика неформальных традиций — общепринятые социально-экономические взаимоотношения, не зафиксированные в нормативных документах, но хорошо известные практически всем гражданам (примерами могут быть негласный обмен фондируемыми материалами между предприятиями по личным договоренностям их руководителей, негласная дополнительная оплата «шабашников» и работников сферы услуг); 54 Теневая экономика 2) экономика приписок (фиктивная экономика) — ис 3) экономика личных злоупотреблений (экономика взя Глубокое и всестороннее развитие «второй» экономики в «социалистических» странах 1970—1980-х гг. породило ряд концепций, отвергающих ходячее мнение о советском тоталитаризме. Открыв всеобщность теневой экономической деятельности при «социализме» (практически каждое советское предприятие занималось в той или иной степени незаконной деятельностью), западные советологи пришли к выводу, что экономика СССР позднего периода уже была своеобразной модификацией смешанной экономики — под ширмой тотального планирования скрывались теневые рыночные отношения. Эти теневые экономические отношения были не только антитезой централизованному контролю, но и своеобразным клапаном от давления реформ, суррогатом рынка. Российский экономист В. Найшуль, обобщая эти наблюдения, делает вывод о формировании в брежневский период «бюрократического рынка», где товарами становились не только дефицитные товары, но и скорректированный план для предприятия, должности, награды, звания, командировки за рубеж и т, д. Наряду с прорыночными интерпретациями советской «второй» экономики высказывается мнение, что в действительности «брежневизм» был не «бюрократическим рынком», а «клановым социализмом» — системой неформальных отношений личной зависимости, в которой основную роль играли не деловые качества того или иного лица, а степень его преданности и приближенности к какой-либо группировке властвующей элиты. Часть II. «Вторая» («беловоротничковая») теневая экономика 55 Иначе говоря, советская теневая экономика, как и легальная, также развивалась по принципам административно-командной системы. Сторонники этого подхода указывают, что в постсоветской России «клановый социализм» трансформировался в «клановый капитализм» — успех и безопасность в мире бизнеса по-прежнему в большей мере зависит от благосклонности власть имущих, чем от профессиональной квалификации. Одним из результатов такой организации бизнеса стала всеобщность коммерческих экономических правонарушений (например, недобор налогов достигает, по некоторым оценкам, 40%). Хотя «беловоротничковая» теневая экономика наиболее буйно разрастается в условиях разлагающейся командной экономики, государственный сектор рыночного хозяйства тоже не свободен от нее. Например, коррупция является бичом практически всех стран мира. Кроме того, в коммерческом секторе рыночного хозяйства существуют такие виды теневой экономической деятельности, которых не могло быть в государственном секторе. «Беловоротничковые» формы теневой экономической Рыночного хозяйства Еще в 1949 г. американский криминолог Эдвин Сатерленд сформулировал концепцию «преступности среди людей в белых воротничках», согласно которой скрытая, противоправная деятельность фактически является неотъемлемым компонентом повседневной деловой практики «большого бизнеса». Проанализировав статистику судебных процессов по обвинению 70 крупнейших нефинансовых корпораций США в нарушениях хозяйственного законодательства, Сатерленд обнаружил, что им было вынесено 980 обвинительных приговоров (в том числе 307 — за нарушение свободы торговли, 222 — за нарушение обязательств, 158 — за нарушение норм трудового законодательства) — в среднем по 14 на каждую корпорацию. В таком случае крупные 56..Теневая экономика фирмы предстают своего рода «идеальными преступниками»: они преднамеренно, организованно и систематически (подобно рецидивистам) нарушают в широких масштабах правовые нормы, что не мешает им сохранять престиж в деловом мире. Последующее изучение теневых сторон бизнеса в развитых странах подтвердило относительную зыбкость границ между преступным и законопослушным поведением. Выделяют шесть основных видов экономической преступности: 1) нарушение правил конкуренции — коммерческие 2) нарушение прав потребителей — ложная реклама, 3) нарушение прав наемных работников — наруше 4) нарушения прав кредиторов — злоупотребления 5) нарушение прав государства — укрывательство до Многие из этих нарушений настолько обыденны, что, по сути, перестают восприниматься как отклонение от нормы. Например, такой тип коммерческих взяток, как деловые взятки — плата за выполнение взяткополучателем своих прямых должностных обязанностей (например, плата таможенникам за более быстрое растамо-живание партии товаров), — считается обычным элементом деловой жизни. Уплачиваемые при зарубежных сделках неизбежные комиссионные вознаграждения («чаевые») в США даже разрешено вычитать из налогооблагаемых сумм. Преступным считается применение лишь тормозящих взяток (их дают, чтобы должностное лицо «притормозило» выполнение своих прямых обязанностей, -- например, чтобы таможенник пропустил контрабанду). Еще более тонка грань между законным и Часть II. «Вторая» («беловоротничковая») теневая экономика 51 незаконным при уплате налогов: различают «уклонение от уплаты», когда налогоплательщик законно использует недостатки законодательных норм, чтобы уменьшить налоговые платежи, и уголовно наказуемый «обход законов», когда налогоплательщик просто скрывает истинную величину своих доходов. Ухищрения налоговой полиции, стремящейся пресечь «обход законов», наталкиваются на мастерство специалистов по финансам, искушенных в поиске законных «лазеек». Перейдем теперь от общих характеристик «второй» теневой экономики как целого к углубленному анализу наиболее важных ее разновидностей — коррупции и уклонения от налогов. Глава 6. Коррупция В самых общих чертах, коррупция — это использование служебного положения в личных целях. Она считается одним из основных видов не только «второй» теневой экономики, но и теневой экономики в целом. Поэтому экономический анализ коррупции получил широкое развитие не только за рубежом, но и в постсоветской России1. Виды и эволюция коррупции Чаще всего под коррупцией подразумевают получение взяток, незаконных денежных доходов, государственными бюрократами, которые получают их от граж- ' Работниками ИНИОНа подготовлен проблемно-тематический сборник с обзором проблем коррупции, в котором есть очерк, специально посвященный экономике коррупции как направлению экономической теории преступлений и наказаний (Жилина И. Ю., Иванова Н. Н. Экономика коррупции // Социально-экономические аспекты коррупции. М., 1998. С. 30—62). По экономике коррупции см. также: Полтерович В. Факторы коррупции // ЭиММ. 1998. №3. С. 30-39; Левин М., Цирик М. Коррупция как объект математического моделирования // ЭиММ. 1998. № 3. С. 40-58; Левин М., Цирик М. Математическое моделирование коррупции // ЭиММ. 1998. № 4. С. 40-62. 58 Теневая экономика дан ради личного обогащения. Однако в более общем смысле слова участниками коррупционных отношений могут быть не только государственные чиновники, но и, например, менеджеры фирм; взятки могут давать не деньгами, а в иной форме; инициаторами коррупционных отношений часто выступают не госчиновники, а предприниматели. Поскольку формы злоупотреблений служебным положением многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции (табл. 6-1). Коррупция является оборотной стороной деятельности любого централизованного государства, которое претендует на широкий учет и контроль. В первобытных и раннеклассовых обществах плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма. Ситуация стала меняться по мере усложнения и профессионализации государственного аппарата. Правители высшего ранга требовали, чтобы нижестоящие «служащие» довольствовались только фиксированным «жалованием». Напротив, чиновники низших рангов предпочитали тайно получать от просителей (или требовать у них) дополнительную плату за исполнение своих служебных обязанностей. На ранних этапах античной истории, когда еще не было профессиональных государственных чиновников, коррупция почти отсутствовала. Это явление начало расцветать лишь в эпоху упадка античности (например, в императорском Риме), когда появились такие государственные чиновники, о которых говорили: «Он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из бедной провинции». В это время в римском праве появился специальный термин «cormmpire», который был синонимом слов «портить», «подкупать» и служил для обозначения любых должностных злоупотреблений. Там, где власть центрального правительства была слабой (например, в Европе в эпоху раннего средневековья), использование служебного положения для личных Часть II. «Вторая» («беловоротничковая») теневая экономика 59 поборов с населения часто становилось общепринятой нормой. Так, в средневековой России «кормления» воевод и присвоение ими платы за разрешение конфликтов считались обычным доходом служивых людей, наряду с жалованием из казны или получением поместий. Таблица 6-1 Типология коррупционных отношений
Критерии типологии коррупции Виды коррупции
Кто злоупотребляет служебным положением Государственная (коррупция госчиновников) Коммерческая (коррупция менеджеров фирм) Политическая (коррупция политических деятелей)
Кто выступает инициатором коррупционных отношений Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе руководящего лица Подкуп по инициативе просителя
Кто является взяткодателем Индивидуальная взятка (со стороны гражданина) Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы) Криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей — например, наркомафии)
Форма выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции Денежные взятки Обмен услугами (патронаж, непотизм)
Цели коррупции с точки зрения взяткодателя Ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы) Тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности) Взятка «за доброе отношение» (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю) Теневая экономика Окончание табл. 6-1 Критерии типологии коррупции Виды коррупции
Степень централизации коррупционных отношений Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе) Централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими) Централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным)
Уровень распространения коррупционных отношений Низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти) Верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков) Международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений)
Степень регулярности коррупционных связей Эпизодическая коррупция Систематическая (институциональная) коррупция Клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений) Чем более централизованным становилось государство, тем более строго оно ограничивало самостоятельность граждан, провоцируя чиновников низшего и высшего звена к тайному нарушению закона в пользу подданных, желающих избавиться от строгого надзора. Показательные наказания коррумпированных чиновников обычно не давали почти никакого результата, потому что на место устраненных появлялись новые вымогатели взяток. Поскольку у центрального правительства обычно не было сил для тотального контроля за деятельностью чиновников, оно обычно довольствовалось поддержанием некоей «терпимой нормы» коррупции, пресекая лишь слишком опасные ее проявления. Часть II. «Вторая» («беловоротничковая») теневая экономика 61 Наиболее ярко эта умеренная терпимость к коррупции заметна в обществах азиатского способа производства. В странах доколониального Востока, с одной стороны, правители претендовали на всеобщий «учет и контроль», но, с другой стороны, постоянно сетовали на жадность чиновников, которые путают собственный карман с государственной казной. Именно в восточных обществах появляются первые исследования коррупции. Так, автор «Артхашастры» выделял 40 средств хищений государственного имущества жадными чиновниками и с грустью констатировал, что «подобно тому, как нельзя не воспринять мед, если он находится на языке, так и имущество царя не может быть, хотя и в малости, не присвоено ведающими этим имуществом». Коренной перелом в отношении общества к личным доходам государственных чиновников произошел только в Западной Европе эпохи нового времени. Идеология общественного договора провозглашала, что подданные платят налоги государству в обмен на то, что оно разумно вырабатывает законы и строго следит за их неукоснительным выполнением. Личные отношения стали уступать место чисто служебным, а потому получение чиновником личного дохода, помимо положенно го ему жалования, начали трактовать как вопиющее нарушение общественной морали и норм закона. Кроме того, обоснованная представителями неоклассической экономической теории идеология экономической свободы требовала, чтобы государство «предоставило людям самим делать свои дела и предоставило делам идти •своим ходом». Если у чиновников уменьшались возможности для регулирующего вмешательства, то падали и их возможности вымогать взятки. В конечном счете в централизованных государствах нового времени коррупция чиновников хотя и не исчезла, но резко сократилась. Новым этапом в эволюции коррупции в развитых странах стал рубеж XIX и XX вв. С одной стороны, начался новый подъем мер государственного регулирова- 62 Теневая экономика ния и, соответственно, власти чиновников. С другой -рождался крупный бизнес, который в конкурентной борьбе стал прибегать к «скупке государства» — уже не к эпизодическому подкупу отдельных мелких государственных служащих, а к прямому подчинению деятельности политиков и высших чиновников делу защиты интересов капитала. По мере роста значения политических партий в развитых странах (особенно, в странах Западной Европы после Второй мировой войны) получила развитие партийная коррупция, когда за лоббирование своих интересов крупные фирмы платили не лично политикам, а в партийную кассу. Крупные политики стали все чаще рассматривать свое положение как источник личных доходов. Так, в Японии и в наши дни политические деятели, помогающие частным корпорациям получать выгодные контракты, рассчитывают на получение процента от сделки. В это же время начала расти самостоятельность внутрифирменных служащих, которые также имеют возможности злоупотреблять своим положением. Во второй половине XX в., после появления большого числа политически самостоятельных стран «третьего мира», их государственный аппарат, как правило, изначально оказался сильно подвержен системной коррупции. Дело в том, что на «восточные» традиции личных отношений между начальником и просителями здесь нало-жились огромные бесконтрольные возможности, связанные с государственным регулированием многих сфер жизни. Например, президент Индонезии Сухарто был известен как «Мистер 10 процентов», поскольку всем действующим в этой стране иностранным корпорациям предлагалось платить четко обозначенную взятку президенту и членам его семейного клана. Типичной была коррупция «снизу вверх», когда начальник мог свалить всю вину на нижестоящих, но встречалась и коррупция «сверху вниз», когда коррумпированные чиновники высших рангов совершенно не стеснялись открыто брать взятки и даже делиться ими с подчиненными (такая сие- Часть II. «Вторая» («беловоротничковая») теневая экономика 63 тема корр)пции существовала, например, в Южной Корее). В «третьем мире» появились клептократические режимы (на Филиппинах, в Парагвае, на Гаити, в большинстве африканских стран), где коррупция тотально пронизывала все виды социально-экономических отношений, и без взятки просто ничего не делалось. Рост мирохозяйственных отношений также стимулировал развитие коррупции. При заключении контрактов с зарубежными покупателями крупные транснациональные корпорации стали даже легально включать в издержки переговоров расходы на «подарки». В 1970-е гг. на весь мир прогремел скандал с американской фирмой «Локхид», которая для продажи своих не слишком хороших самолетов давала крупные взятки высокопоставленным политикам и чиновникам ФРГ, Японии и других стран. Примерно с этого времени коррупция стала осознаваться как одна из глобальных проблем современности, мешающая развитию всех стран мира. Еще более актуальной проблема стала в 1990-е гг., когда постсоциалистические страны продемонстрировали размах коррупции, сопоставимый с ситуацией в развивающихся странах. Часто возникала парадоксальная ситуация, когда одно и то же лицо одновременно занимало важные посты и в государственном, и в коммерческом секторах экономики; в результате многие чиновники злоупотребляли своим положением, даже не принимая взяток, а непосредственно защищая свои личные коммерческие интересы. Таким образом, общие тенденции эволюции коррупционных отношений в XX в. — это постепенное умножение их форм, переход от эпизодической и низовог коррупции к систематической верхушечной и междуна родной. Причины коррупции Теоретические основы экономического анализа коррупции были заложены в 1970-е гг. в работах американских экономистов неоинституционального направления. 64 Теневая экономика Главная их идея заключалась в том, что коррупция появляется и растет, если существует рента, связанная с государственным регулированием различных сфер экономической жизни (введением экспортно-импортных ограничений, предоставлением субсидий и налоговых льгот предприятиям или отраслям, наличием контроля над ценами, политикой множественных валютных курсов и т. д.). При этом на коррупцию сильнее нацелены те чиновники, которые получают низкую зарплату. Позднее эмпирические исследования подтвердили, что масштабы коррупции снижаются, если в стране мало внешнеторговых ограничений, если промышленная политика строится на принципах равных возможностей для всех предприятий и отраслей, а также если зарплата чиновников выше, чем у работников частного сектора той же квалификации. В современной экономической науке принято отмечать множественность причин коррупции, выделяя экономические, институциональные и социально-культурные факторы. Экономические причины коррупции — это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами. Особенно это заметно в развивающихся и в переходных странах, но проявляется и в развитых странах. Например, в США отмечено много проявлений коррупции при реализации программы льготного предоставления жилья нуждающимся семьям. Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая Часть II. «Вторая» («беловоротничковая») теневая экономика 65 распространение синекур и возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих. Социально-культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих». В тех странах, где действуют все три группы факторов (это, прежде всего, развивающиеся и постсоциалистические страны), коррупция наиболее высока. Напротив, в странах западноевропейской цивилизации эти факторы выражены гораздо слабее, поэтому и коррупция там более умеренная. Для объяснения причин и сущности коррупционных отношений экономисты обычно используют модель «поручитель (принципал) — исполнитель (агент) — опекаемый (клиент)» (рис. 6-1). В этой модели центральное правительство действует как принципал (П): оно устанавливает правила и назначает агентам (А), чиновникам среднего и низшего звена, конкретные задачи. Чиновники выступают при этом как посредники между центральным правительством и клиентами (К), отдельными гражданами или фирмами. В обмен на оплату налогов агент от имени принципала предоставляет клиентам различные услуги (лицензирует деятельность фирм, выдает гражданам социальные пособия, осуществляет найм работников на государственную службу и т. д.). Например, в рамках налоговой службы принципалом выступает государство в лице руководителя налоговой службы, агенты — это сборщики налогов, а в качестве клиентов выступают все налогоплательщики. В обмен на выплату налогов налогоплательщики получают возможность легально функционировать, в противном случае их ожидают штрафы и прочие наказания. 3 — 5432 Теневая экономика
Устанавливает правила и платит зарплату Сигналы о злоупотреблениях Взятки Рис. 6-1. Модель коррупции «принципал—агент—клиент» Качество системы регулирования зависит от того, возникают ли в этой системе конфликты интересов между принципалом и агентом. Правительство в принципе не имеет ни времени, ни возможностей лично обслуживать каждого клиента, поэтому оно делегирует полномочия по их обслуживанию чиновникам, предписав им определенные правила. Чиновники-агенты, зная своих клиентов лучше, чем правительство-принципал, могут более эффективно работать с ними. Но принципалу трудно контролировать, как многочисленные посредники-агенты выполняют предписанную работу, тем более что чиновники могут сознательно скрывать информацию об истинных результатах своей деятельности. Поскольку честность чиновника-агента не может быть полностью контролируема, то агент сам решает, быть ли ему «честным». Решение чиновника зависит от ожидаемых вознаграждений за добросовестную работу и ожидаемых наказаний за злоупотребления. Например, в российской налоговой системе оплата налогового служащего почти не зависит от количества вносимых в бюджет средств за счет выявленных им укрываемых налогов. Это приводит к тому, что зачастую сборщик на- Часть II. «Вторая» («беловоротничковая») теневая экономика 67 лога оказывается сильнее заинтересован в получении взяток, чем в честной службе. Нелегальное вознаграждение чиновнику-агенту от его клиентов может даваться по разным мотивам. Гражданин или фирма могут дать взятку, чтобы чиновник дал им положенные услуги более быстро, «вне очереди» (ускоряющая взятка). Чаще, однако, чиновников подкупают, чтобы они предоставляли своим клиентам предлагаемых государством услуг больше, а забирали налогов меньше, чем положено по закону (тормозящая взятка). Бывает и так, что чиновник имеет широкие возможности для придирок по надуманным предлогам; тогда взятки дают, чтобы чиновник не воспользовался своими возможностями проявить самодурство (взятка «за доброе отношение»). Для предотвращения коррупции наиболее ответственным служащим стараются назначать очень высокое жалование и одновременно ужесточают меры наказания за нарушение ими служебного долга. Однако многие исследователи отмечают, что во многих случаях государственное жалование не может конкурировать с финансовыми возможностями потенциальных взяткодателей (если ими являются крупные легальные бизнесмены или боссы мафии). Достойная зарплата агента является необходимым, но отнюдь не достаточным условием для предотвращения коррупции. Поэтому государство-принципал дополняет (или даже заменяет) высокие поощрения на «воззвания к честному поведению». Это значит, что правительство пытается создать психологические барьеры против своекорыстия агентов, например, повышая моральный уровень граждан через механизм обучения и идеологической пропаганды. Кроме того, правительство-принципал поощряет прямые связи С клиентами (прием жалоб от населения), которые служат дополнительным и очень важным инструментом контроля над действиями чиновников-агентов. Таким образом, от зарплаты агентов и от широты их полномочий завися
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.238.204 (0.017 с.) |