Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 21. Экономический анализ борьбы с наркотикамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Внутри «экономики преступности» одной из наиболее популярных тем является «экономика наркотиков» (economics of drugs). Причины этой популярности многочисленны, однако главное, конечно, — это принципиальная близость условий наркорынка и рынков обыч- Олсон М. Указ. соч. С. 55—56. 236 Теневая экономика ных товаров. Экономисты, исследующие наркотики, оказываются в знакомом им мире денежных сделок, где участники купли-продажи вступают в контакт по собственной воле. Что касается других «преступлений без жертв» (как, например, коррупция), а тем более «преступлений с жертвами», то здесь условия сильно отличаются от нормальных товарно-денежных отношений, что предопределяет значительные трудности с их экономическим анализом. Хотя потребление наркотиков известно людям уже не одно тысячелетие, в острую проблему оно превратилось совсем недавно. Перелом произошел в 1960-е гг., когда «молодежная революция» в атмосфере «общества всеобщего благосостояния» втянула в потребление наркотиков сначала молодежь, а затем и средние слои. В результате сформировался обширный наркорынок, а наркобизнес стал самым высокоприбыльным видом мафиозного предпринимательства, каковым он остается и по сей день1. Экономисты, изучающие проблемы «экономики преступлений и наказаний», естественно, не могли ни откликнуться на «наркотический бум». Основоположником «экономики наркотиков» стал американский экономист С. Роттенберг, опубликовавший в 1968 г. статью «Тайное распространение героина, его обнаружение и подавление»2. Показателем большого внимания научной общественности к «экономике наркотиков» служит хотя бы то обстоятельство, что Г. Беккер, основоположник экономического анализа преступности, стал в последующем заниматься именно этими проблемами. 1 В героиновом наркобизнесе розничные цены отличаются 2 См.: Rottenberg S. The Clandestine Distribution of Heroin, its Часть VI. Борьба с теневой экономикой 237 «Экономика наркотиков» базируется на некоторых общих принципах, присущих экономическому образу мышления как таковому. Экономисты предполагают, что поведение всех людей (в том числе и наркоманов) является рациональным — они сознательно и обдуманно стремятся максимизировать свое благосостояние при имеющихся в их распоряжении ограниченных ресурсах. Аналогично, задачей правоохранительных органов является оптимизация соотношения «выгоды—потери» для общества как коллектива всех граждан. Когда экономисты изучают выгоды и потери от преступлений, то они, естественно, стремятся унифицировать их при помощи денежных соизмерителей. Поскольку отечественный читатель может ознакомиться с систематизированным изложением проблем экономической теории наркотиков по работам Л. М. Тимофеева1, то мы рассмотрим это направление не онтологически, а гносеологически, проследив основные этапы его эволюции. Кейнсианская парадигма экономической теории Наркотиков: как оптимизировать Правительственную политику? В «экономике наркотиков», как и в современной экономической теории в целом, можно проследить интеллектуальное противоборство различных парадигм, прежде всего кейнсианства и неоклассики. Для кейнсианского подхода к экономическому анализу характерно прежде всего убеждение, что рыночная система может наилучшим способом работать лишь при активной и постоянной государственной поддержке. Когда началось формирование «экономики наркотиков» как самостоятельного научного направления, «век кейнсианства» уже подходил к концу. Однако идеи кейнсианства с характерным для него убеждением, что нужно 1 См.: Тимофеев Л. М. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли. См. также: Тимофеев Л. Наркобизнес как экономическая отрасль (теоретический анализ) // Вопросы экономики. 1999. № 1. С. 88-104. 238. Теневая экономика искать и находить наилучший вид правительственной политики, оказали значительное влияние на самые ранние — 1970-х гг. — подходы экономистов к проблеме борьбы с наркотиками. Характерна в этом отношении опубликованная в 1971 г. статья американских экономистов Дж. Коха и С. Группа, в которой приводятся результаты анализа наркорынка на основе теории спроса и предложения1. Предлагаемые ими модели достаточно просты, но сохраняют значение и в настоящее время. Рисунок 21-1 иллюстрирует традиционный подход к политике борьбы с наркотиками. Первоначальные равновесные цена и количество продаж на наркорынке обозначаются как Pt и Q(. Действия правоохранительных органов (усиление таможенного контроля, ужесточение наказаний осужденным), направленные на увеличение издержек производства и реализации наркотиков путем усиления риска, приведут к сдвигу функции предложения от б! к S2. Новая равновесная цена героина (Р2) будет более высокой, равновесное же количество продаж снизится (с Q, до Q2). Однако эта стандартная модель, справедливо указывают Дж. Кох и С. Групп, базируется на той гипотезе, что предложение и спрос на наркотики эластичны по цене, подобно подавляющему большинству товаров. Предложение наркотиков, как полагают авторы, действительно достаточно эластично. Что же касается эластичности спроса, то она в действительности весьма низка. «По последним оценкам, — писали Дж. Кох и С. Групп, — эластичность спроса на героин варьировалась от —0,0067 до —0,09. Это означает, что величина спроса на героин совершенно независима от колебаний цены»2. В таком случае функция спроса на наркотики 1 См.: Koch J. V., Grupp S. E. The Economics of Drug Control 2 Koch J. V., Grupp S. E. Op. cit. P. 340. Часть VI. Борьба с теневой экономикой
Q; Q, Рис. 21-1. Сдвиг цен на героин как результат политики увеличения издержек производства и реализации наркотиков Источник: Koch J. V., Grupp S. E. The Economics of Drug Control Policies // The Economics of Crime. Cambridge (Mass.), 1980. P. 348.
Рис. 21-2. Сдвиг цен на героин при абсолютной неэластичности функции спроса Источник: Koch J. V., Grupp S. E. The Economics of Drug Control Policies // The Economics of Crime. Cambridge (Mass.), 1980. P. 348. Рис. 21-3. Сдвиг цен на героин при сокращении спроса Источник: Koch J. V., Grupp S. E. The Economics of Drug Control Policies // The Economics of Crime. Cambridge (Mass.), 1980. P. 349. 240 Теневая экономика примет форму перпендикуляра к оси абсцисс, и в результате полицейских операций, направленных против наркоторговцев, общие затраты потребителей на героин возрастут, поскольку при практически неизменном объеме продаж существенно возрастет цена. Эта ситуация изображена на рис. 21-2, где Р, х Q, < р2 х Q2. Повышение цены на героин из-за ограничения предложения вызовет сильные побочные эффекты: «Предельные социальные издержки (marginal social costs) борьбы с наркотиками могут превысить вызванные ею предельные социальные выгоды (marginal social benefits). В результате борьба с наркотиками может стать причиной сокращения благосостояния»1. Социальные издержки законного ограничения наркотиков увеличатся, в частности, из-за роста преступности, вызванной этими ограничительными действиями: наркоманы будут вынуждены прибегать к незаконным действиям, чтобы заплатить возросшую рыночную цену. Кроме того, повышение цены на героин может стимулировать коррумпирование правоохранительных органов. Другим способом борьбы с наркотиками является ограничение спроса (усиление профилактики наркомании, направление наркоманов на принудительное лечение и т. д.). Эффект от подобных действий показан на рис. 21-3: уменьшатся и потребляемое количество наркотиков (Q2 < QJ, и общие расходы потребителей на героин (Р2 х Q2 < pi x Qi), его цена будет падать (Р2 < pi). Альтернативой традиционной политике борьбы с предложением наркотиков может стать и их медицинская легализация, как это было в Великобритании. «В основе британского подхода лежит идея, что потребление наркотиков есть медицинская проблема... Отсюда, если в целях оказания наилучшего влияния на здоровье больного ему прописывают с санкции врача... героин, то традиционным в Великобритании является Koch J. V., Grupp S. E. Op. cit. Ч-асть VI. Борьба с теневой экономикой
Q2 Q Рис. 21-4. Сдвиг цен на героин при создании законного рынка наркотиков Источник: Koch / V., Grupp 5. Е. The Economics of Drug Control Policies // The Economics of Crime. Cambridge (Mass.), 1980. P. 349. Рис. 21-5. Увеличение спроса на героин в результате роста терпимости при создании законного рынка наркотиков Источник: Koch /. V., Grupp S. E. The Economics of Drug Control Policies // The Economics of Crime. Cambridge (Mass.), 1980. P. 350. мнение, что законная структура общества должна быть такбва, чтобы героин можно было приобрести не преступным путем»1. Медицинская легализация наркотиков создает два рынка героина, которые четко различаются прежде всего характеристиками функции предложения. На легальном медицинском рынке функция предложения героина отличается бесконечной эластичностью по цене в течение срока действия медицинского рецепта. Эта функция предложения изображается линией, параллельной оси абсцисс. Равновесная цена на этом рынке будет довольно низкой и может не отражать ничего, кроме минимальных административных издержек. На нелегальном рынке будет более обычная функция пред- Koch /. V., Grupp S. £ Op. cit. P. 344. 242 Теневая экономика ложения героина, характеризующаяся определенной ценовой эластичностью. Равновесная цена на нелегальном рынке гораздо более высока, чем цена на законном рынке. Эта более высокая цена отражает риск действий нелегальных продавцов. Результаты такого воздействия на предложение показаны на рис. 21-4: S, — функция предложения героина на нелегальном рынке; S2 — функция предложения героина на легальном медицинском рынке. В результате сдвига функции предложения цена на героин резко понижается (Р2 < pi). Ясно видно, что медицинский подход к проблеме наркотиков имеет несколько явных экономических преимуществ. Однако создание подобной системы сопровождают некоторые вызывающие озабоченность явления. Прежде всего, следует учесть феномен терпимости: «Если героин будет общедоступен, возможно, что может повыситься уровень терпимости [к потреблению героина]... Повысившаяся терпимость будет иметь результатом растущий спрос на героин»'. Этот феномен показан на рис. 21-5. Модель предсказывает, что на медицинском наркорынке будет потребляться большее количество героина, чем до легализации. На подпольном наркорынке эффект будет таким же, но повышение цены — сильнее (Р2* > pi*), поскольку функция предложения здесь более эластична. В результате Дж. Кох и С. Групп приходят к выводу, что насильственное ограничение предложения нежелательно, поскольку это повысит цены на наркотики и увеличит преступную деятельность. Поскольку ценовая эластичность функции спроса на тяжелые наркотики типа героина приближается к нулю, ограничение предложения не сильно уменьшит потребляемое количество наркотиков. Действия, направленные на ограничение спроса, гораздо более предпочтительны, поскольку они Koch J. V., Grupp S. E. Op. cit. P. 346. Часть VI. Борьба с теневой экономикой 243 уменьшают как величину потребления, так и цены на наркотик, результатом чего будет уменьшение масштабов преступности. «Система, при которой наркотики могут быть приобретены законным путем из медицинских источников, дает желаемые результаты, так как понижается цена наркотиков и снижается преступная активность. Однако феномен терпимости и спорная пригодность такой системы для американского образа жизни, — поспешили сделать оговорку экономисты, — могут подорвать полезность такого подхода»1. Более благожелательно отнеслись к медицинской легализации те исследователи экономики наркотиков, которые изучали ценовую дискриминацию на наркорынке. Они обратили внимание, что единого наркорынка, по существу, нет: начинающие наркопотребители фактически приобретают наркотики по более высокой цене, чем наркопотребители со стажем. Такая ценовая дискриминация новичков объективно полезна для общества, поскольку отталкивает от наркорынка тех, у кого еще не сформировалась наркозависимость, и отчасти избавляет наркоманов, которые уже не могут отказаться от приема «дозы», от необходимости искать дополнительные криминальные источники доходов. Американский экономист-криминолог Майкл Мур полагает, что для общества было бы наилучшим разрешить выписывать наркоманам героин только для потребления под контролем врачей в сочетании с ожесточенной борьбой против его несанкционированных покупок и потребления2. В результате применения такого подхода наркозависимые потребители смогли бы получать наркотики почти бесплатно, а начинающие наркопотребители испытывали большие трудности с поиском криминального «товара». 1 Koch J. V., Grupp S. E. Op. cit. P. 348. 2 См.: Moore M. Policies to Achieve Discrimination of the 244 Теневая экономики Монетаристская парадигма экономической теории наркотиков:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1006; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.219 (0.01 с.) |