Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурные стереотипы как фактор экономических реформСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Говорят, будто с падением коммунистического режима исчезли и «советские» предрассудки о «греховности» личного обогащения. На самом деле российская традиция этического осуждения погони за богатством не исчезла, а лишь приобрела иную форму. «Прорабы реформ» были революционерами, стремясь сделать индивидуалистический бизнес вместо тре^-тируемой аномалии одобряемой нормой. Но, как это часто бывает у революционеров, они, сами того не замечая, находились в плену у тех культурных норм, с которыми боролись. Изначально, в полном соответствии с российской традицией, либеральные радикал-реформаторы не видели принципиальной разницы между «честным» и «бесчестным» бизнесом, равно приветствуя любое частное предпринимательство. При отсутствии этики бизнеса и господстве представлений о заведомой аморальности бизнеса это было воспринято (не могло не быть воспринято) как разрешение «делать деньги» любыми средствами. Предпринимательство стало с 1992 г. вполне легальным и официально одобряемым, однако культурный стереотип, рассматривающий занятие бизнесом как этическую аномалию, продолжал действовать. Человек, решившийся стать предпринимателем, сразу попадал в ситуацию морального вакуума: для подавляющего большинства россиян бизнес (любой бизнес!) однозначно ассоциируется не столько с «трудолюбием» и «инициативностью», сколько с «нечестностью» и «обманом». Начинающий предприниматель априори подвергнут со стороны общества моральному осуждению, и сам на себя он не может не смотреть как на лицо, стоящее во многом за чертой общепринятых норм. Поскольку бизнесмен обречен (независимо от своего личного поведения) олицетворять для сограждан вора и жулика, то у него отсутствуют этические «тормоза». Заранее «осужденный», он с легкостью совершает противоправные 282 Теневая экономика действия: его уже подвергли моральному остракизму, и потому действительно совершаемые правонарушения мало вредят его репутации. Бизнесмен не стесняется действовать против общества, но общество (в лице правительства или отдельных индивидов) также не стесняется действовать против любого предпринимателя, не разбирая правых и виноватых. В результате «новорожденный» российский предприниматель оказался отторгнут от легальных систем защиты прав собственности, и едва ли не главным его защитником стали «частные силовые структуры» — рэкетиры, близкие к ним частные охранные агентства или, в лучшем случае, «милицейские крыши». Что касается чиновников, то их «потребительское» отношение к бизнесменам лишь отражало в несколько утрированной форме общенародные представления о том, какого отношения заслуживают «легальные жулики». Таким образом, главную причину криминальности российского бизнеса и^ соответственно, слабости легальной защиты прав бизнесменов мы видим не столько в ошибках политической элиты, сколько в принципиальной рассогласованности ценностей классического либерализма и российских культурных традиций. Попытка механически привить к российской «почве» западную модель индивидуалистического бизнеса ведет к тотальной криминализации экономики. Российская экономическая этика неизбежно провоцирует развитие в процессе рыночных реформ криминального капитализма, который, в свою очередь, закрепляет стереотип аморальности предпринимательства. Образуются порочные круги отчуждения (см. рис. 24-1), обрекающие отечественного предпринимателя на незавидную роль «чужого среди своих», к которому испытывают сложную смесь чувств зависти и брезгливости и к которому ни официальные лица, ни рядовые граждане не торопятся прийти на помощь. Провал попыток убедить россиян, что бизнесмен может быть «хорошим», заставляет задуматься о более Часть VII. Особенности теневых отношений в России
• общих проблемах трансплантации (заимствования) ино-культурных институтов1. По мере нарастания процессов слияния национальных экономик в единое глобальное хозяйство усиливается унификация национальных институтов — правил тех «игр, в которые играют люди». Стало уже тривиальным наблюдение, что по всей планете пьют кока-колу, курят Мальборо, смотрят на южнокорейских видеокассетах голливудские фильмы, ездят в японских малолитражках и носят китайские рубашки. Менее заметно, что происходит и некоторое сближение правил «игры» в бизнесе — принципов государственного регулирования, правил взаимоотношений менеджеров и акционеров или работников и предпринимателей, норм бухгалтерской отчетности и т. д. Однако если на мировом товарном рынке роль стран Востока довольно велика и имеет ярко выраженную тенденцию к росту, то на мировом «рынке» институтов они Рас. 24-1. Порочные круги отчуждения российского бизнеса от общества 1 В отечественной научной литературе осмысление этой проблемы началось только в последние годы. См., например: Фомичев О. В. Процесс экономических реформ в России и импорт (трансплантация) институтов // Модернизация экономики России: Итоги и перспективы. Кн. 1. М., 2003. С. 246—262. 284 Теневая экономика почти не заметны. Всем, например, известно стремление Америки «поделиться» своим антитрестовским законодательством или опытом «рабочего капитализма». Но кто слышал о японской пропаганде опыта пожизненной занятости, либо о южнокорейской пропаганде «чёболизации»? Вслед за Иммануилом Валлерстайном можно констатировать, что в современной мир-системе наблюдается не многополярность, а сохранение гегемонии стран Запада — по крайней мере, на идеологическом уровне. Иначе говоря, в экспорте институтов (в отличие от экспорта товаров) наблюдается не глобализм, а «западнизм» (вестеринизация). Этот экономико-культурный европоцентризм уже осознан и уже стал получать отпор со стороны тех некогда периферийных стран, которые учатся изменяться, не изменяя своей национальной культуре (наиболее яркий пример — опыт Японии). Однако если Запад экст-равертен и целенаправленно стремится переделать всех вокруг под «свой аршин», то Восток интравертен, для него подобный прозелитизм не типичен. Поскольку в институциональной трансплантации восточные страны-«экспортеры» не проявляют инициативы, ее должны проявлять страны-«импортеры». Для того чтобы избавить российских бизнесменов от вредного имиджа «легального преступника» и тем самым завершить легитимизацию бизнеса, россиянам надо ориентироваться, очевидно, именно на опыт стран Востока, чьи ценности нам не менее близки, чем западные. Необходимо, прежде всего, продолжить целенаправленную пропаганду предпринимательства, начатую было в СМИ во второй половине 1980-х гг., но быстро захлебнувшуюся. Конструирование привлекательного для россиян образа бизнесмена должно стать объектом специальных исследований. Чтобы оно дало эффективные результаты, нужно, видимо, переключить внимание с американских «звезд бизнеса» на предпринимателей восточного типа — японских, южнокорейских, китайских... В самом первом приближении можно предположить, что следует пропагандировать лидерство во главе Часть VII. Особенности теневых отношений в России 285 команды единомышленников вместо индивидуального успеха, стремление к личному обогащению надо заменить повышением благосостояния работников фирмы, а на место конфронтации с государством поставить союз бизнеса и власти во имя национального успеха. При коренной смене форм организации бизнеса и его имиджа российский предприниматель перестанет быть обреченным на конфликт со своим социальным окружением и начнет, наконец, восприниматься согражданами как истинный представитель национальной элиты. Только в этом случае можно ожидать коренного перелома в борьбе с «теневизацией» экономики.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.100.101 (0.008 с.) |