Борьба с уклонением от налогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Борьба с уклонением от налогов



Рассмотрим влияние государственных налоговых ор­ганов на процесс уклонения хозяйствующих субъектов от налогообложения с точки зрения макроэкономики. На уровне микроэкономики исследование данного во­проса базировалось на балансе выгод и убытков от со­вершения налоговых преступлений. Макроэкономиче­ское воздействие государства на налоговую преступ­ность не ограничивается денежной системой. Во многих случаях денежные средства, выведенные из-под налого­обложения, гораздо выгоднее не положить в банк, а вложить в дело. Большое значение имеют ликвидность производимого товара, скорость обращения финансо­вых средств. От этого зависит реакция фирмы в случае вскрытия совершаемых ею налоговых правонарушений и, как следствие, величина рисков.

Величина риска вскрытия правонарушений зависит также от способа использования эгнх средств. Вывод средств из дела — потребление их на личные нужды, хранение в банке — может быть связан с их обнаруже­нием окружающими, увеличением подконтрольности со стороны государственных органов.


Часть VI, Борьба с теневой экономикой 225

Эффективность влияния работы государственных органов на сферу налогообложения на уровне макро­экономики можно продемонстрировать, используя кри­вую Лаффера. Согласно кривой Лаффера, при ставке налога, превышающей оптимальный уровень налого­обложения начинается процесс сокрытия доходов от налогообложения, падают налоговые сборы. Для ком­пенсации потерь ставка может быть повышена. В крат­косрочном периоде это привлечет дополнительные сред­ства от законопослушных налогоплательщиков, но осла­бит налоговые поступления от незаконопослушных. В долгосрочной перспективе законопослушные налого­плательщики могут не выдержать конкуренции. Причем в силу того, что «на плаву» останутся приспособившиеся незаконопослушные налогоплательщики, это может сти­мулировать отток капиталов в теневую экономику. Как следствие, — сокращение налоговой базы, падение по­ступлений в государственный бюджет, которое может быть еще ниже, чем до повышения ставки налога.

При уменьшении ставки налоговое бремя распреде­ляется более равномерно, но только в долгосрочной перспективе. При этом возникает проблема покрытия затрат государства в период адаптации к новым услови­ям. В течение некоторого периода после снижения ста­вок налогоплательщики «по инерции» будут скрывать свой доход. В итоге государство будет недополучать су­щественные суммы. Компенсировать этот недостаток в данный период времени будет возможно путем активи­зации работы государственных органов.

Г. Песчанских считает, что если государственные ор­ганы смогут обеспечить возвращение в легальный сек­тор экономики 30% сокрытых налогов, то, согласно кривой Лаффера, будет обеспечена постоянная напол­няемости бюджета при снижении ставки налога с 0,55 до 0,35 (рис. 19-1)1.

1 См. подробнее: Песчанских Г. Указ. соч. С. 95. -5432



Теневая экономика


   

Ставка налога

Доходы государственного бюджета


Рис. 19-1. Оптимизация доходов госбюджета по модели кривой Лаффера

Классическую модель рационального выбора налого­плательщика разработали М. Аллингам и А. Сандмо. Со­гласно их допущениям, решение об уклонении или упла­те налога налогоплательщик принимает под влиянием таких факторов, как ставка налога, вероятность обнару­жения факта уклонения и размер штрафных санкций.

Украинские ученые В. Вишневский и А. Веткин, ис­пользуя модель М. Аллингама и А. Сандмо, предложили модель рационального выбора налогоплательщика в ус­ловиях трансформационной экономики постсоветского периода1. В. Вишневский и А. Веткин учитывают в сво­ей модели трансакционные издержки уклонения от уп­латы налогов. Это комиссионные вознаграждения по­средникам за оказание услуг по уклонению от уплаты налогов, издержки на содержание «крыши», взятки про­веряющим, «добровольные» пожертвования властям

1 См.: Вишневский В., Веткин А. Уклонение от уплаты на­логов и рациональный выбор налогоплательщика // Вопросы экономики. 2004. № 2. С. 96—108.


Часть VI. Борьба с теневой экономикой 227

различных уровней, издержки ведения двойной бухгал­терии, регистрации и содержания фирм, призванных выполнять функции по уклонению (оффшорные компа­нии)'.

В. Вишневский и А. Веткин считают, что благодаря наличию посредников, практически свободных от рис­ков обнаружения, уровень рисков существенно снижа­ется и для тех налогоплательщиков, которые передают свои активы на «обналичку» или «обезналичку»2.

Для того чтобы налогоплательщику было безразлич­но, платить налоги или нет, среднюю номинальную на­логовую ставку, по мнению украинских ученых, нужно уменьшить с 45 до 20%. Учитывая известные проблемы с финансированием общественных расходов, а также тот факт, что уже установленные в России и на Украине ставки основных налогов не превышают среднеевро­пейские, подобное предложение кажется нереалистич­ным. Осуществленные и намечаемые меры по незначи­тельному снижению ставок подоходного налога с граж­дан, налога на прибыль предприятий, НДС приведут, по мнению украинских ученых, к уменьшению доходов государственного бюджета и ухудшению положения в общественном секторе хозяйства, в то время как мас­штабы уклонения от уплаты налогов и теневой эконо­мики существенно не сократятся3.

Вывод о том, что в типичных для постсоветских стран условиях неразвитых демократических институтов и высокой коррупции сам по себе уровень налогов мало влияет на масштабы уклонения от их уплаты, явно про­тиворечит бытующему мнению, что для ограничения уклонения необходимо снижать ставки налогов, но со­гласуется с позициями ряда западных ученых, акценти­рующих внимание на таких факторах, как степень про­зрачности налогового законодательства, социальные

1 См.: Вишневский В., Веткин А. Указ. соч. С. 98—99.

2 Там же. С. 106.

3 Там же.


228 Теневая экономика

нормы, оплата труда контролеров. Этот вывод также косвенно подтверждается мировой практикой налогооб­ложения. Например, в ряде скандинавских стран, где долгое время сохраняется один из самых высоких уров­ней налогообложения в мире (более 40% ВВП), но сла­бо развита коррупция и поддерживается явно выражен­ная зависимость между уплаченными налогами и обрат­ным потоком общественных услуг, размер теневой экономики, по оценкам, один из самых низких в Евро­пе (в частности, в Норвегии — менее 10% ВВП). Более того, в развитых странах с позиций устоявшихся у нас представлений ситуация в целом выглядит парадоксаль­но, а именно — чем выше уровень налоговой нагрузки, тем меньше масштабы уклонения от уплаты налогов и относительные размеры теневого сектора экономики.

Таким образом, для уменьшения масштабов уклоне­ния от уплаты налогов, по мнению В. Вишневского и А. Веткина, требуется не столько снижение ставок на­логов, сколько, прежде всего, совершенствование демо­кратических институтов, способных восстановить ра­зорванную связь между уплатой налогов и получением выгод от потребления общественных благ, что поможет поменять саму модель рационального выбора налого­плательщика, его оппортунистический тип поведения. Необходима реальная борьба с коррупцией и злоупотреб­лениями общественной властью в корыстных интересах, когда политики и чиновники в смычке с олигархами прикрывают существование различных посреднических структур, нарушают условия рыночной конкуренции, выбивая налоговые льготы и различные преференции для «своих» предприятий, территорий и отраслей. Нуж­на скрупулезная настройка налогового законодательства с целью обеспечения его прозрачности и повышения вероятности обнаружения фактов уклонения прежде всего у посредников, благодаря деятельности которых сегодня многократно сокращаются издержки уклонения от уплаты налогов для рядовых налогоплательщиков.


Часть VI. Борьба с теневой экономикой



 


 



Подходы к борьбе с уклонением от налогов


Юридический

Утилитаристский

Силовой

Конвенциональный

Культурно-нормативный


Рис. 19-2. Спектр подходов к борьбе с уклонением от налогов

Даже незначительное повышение вероятности наказа­ния посредников может дать мультипликативный эф­фект в части снижения масштабов уклонения. Ужесто­чение штрафных санкций, рост числа проверок и коли­чества проверяющих как возможные меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов могут привести к поло­жительным результатам только при опережающей эф­фективной борьбе с коррупцией1.

Уклонение от налогов породило создание множества концепций борьбы с этим поистине всеобщим явлени­ем. Условно подходы к борьбе с уклонением от налогов можно разделить на пять видов (рис. 19-2)2.

Юридический подход предполагает совершенствова­ние законодательной базы. Однако существуют расхож­дения по поводу того, как это делать — например, им­портировать институты или пытаться легализовать су­ществующие неформальные нормы (продукты обычного права) по рецепту Э. де Сото.

Совершенствование формальных правил подкрепля­ется утилитаристским подходом, который пытается апеллировать к экономическим интересам рационально

1 См.: Вишневский В., Веткин А. Указ. соч. С. 108—109.

2 См.: Радаев В. Деформализация правил и уход от налогов
в российской хозяйственной деятельности. С. 78—79.


230 Теневая экономика

действующих агентов. Предполагается, что если снизить ставки налоговых платежей, то агентам станет менее выгодно находиться в теневой экономике, и они пере­станут скрывать свои доходы. Некоторые практические шаги в этом направлении российскими властями в по­следнее время предпринимаются. К их числу относятся: уменьшение ставки и выравнивание шкалы подоходно­го налога; введение единого социального налога с рег­рессивной шкалой; некоторое снижение таможенных пошлин. Но пока издержки легализации по-прежнему слишком высоки, чтобы предприятия добровольно вы­вели все свои операции из теневой экономики.

Поэтому возникает необходимость применения сило­вого подхода, связанного с ужесточением санкций про­тив нарушителей. Реализовываться такой подход может по-разному. Можно пойти по легкому пути — нарас­тающего фронтального давления на деловые круги при сохранении разных режимов фактического налогообло­жения. Подобная политика может ударить в первую очередь по более открытым и продвинутым фирмам, ра­ботающим на виду, способна затруднить их деятель­ность и в очередной раз отвратить от попыток ее лега­лизации. Более трудный путь связан с попытками уст­ранения разных налоговых режимов и нанесением фокусированных ударов по инфраструктуре, обеспечи­вающей реализацию схем уклонения от налогов. Однако рассчитывать на простое ужесточение контроля здесь не приходится, ибо, по крайней мере, часть «серой» ин­фраструктуры обслуживает интересы влиятельных по­литических сил. Именно вовлеченность политических и государственных структур в «теневые» инфраструктуры и их зависимость от этих инфраструктур выступает од­ной из основных причин столь низкого риска деятель­ности по уходу от налогов в России.

Иное решение предлагается в рамках конвенциональ­ного подхода. Поскольку нет особых надежд на достиже­ние стабильности и однозначной интерпретации фор­мальных правил заинтересованными сторонами, нужно


Часть VI. Борьба с теневой экономикой 231

заботиться о выработке формальных и неформальных соглашений на микроуровне по поводу конкретных форм соблюдения существующих правил и процедур со­гласования неизбежно возникающих конфликтов. Ко­ординация действий должна быть, во-первых, продук­том согласования интересов хозяйственных агентов, ра­ботающих в одной или близких сферах деятельности, что позволит преодолеть «проблему безбилетника» — нежелания в одиночку брать на себя издержки легализа­ции. А во-вторых, она предполагает достижение догово­ренностей между ведущими хозяйственными агентами и полномочными представителями государственной вла­сти: последние должны гарантировать определенную стабильность формальных правил, возможные послаб­ления тем, кто готов к большей открытости собствен­ной деятельности, и одновременно ужесточение санк­ций против нарушителей.

Наконец, культурно-нормативный подход нацелен на изменение социальных норм: выработку лояльности по отношению к государству, достижение уважения к фор­мальным правилам, преодоление стереотипных представ­лений о невозможности их соблюдения и нацеленности на непременный поиск обходных путей. Качественные сдвиги в этой области совершенно необходимы, ибо де-формализующие способы действия крепко укоренились, проникли на нормативный уровень. К сожалению, на этом пути нельзя ожидать быстрых дивидендов даже при условии успешной реализации всех указанных выше мер.

Перечисленные подходы являются дополняющими друг друга. Никакой панацеи — одного удачного реше­ния — в борьбе с уклонением от налогов быть не может.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.017 с.)