Система права и система законодательства в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система права и система законодательства в РФ.



Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные самостоятельные катего-рии, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой, как форма и содержание. Система права, по его содержанию – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общест-ва. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами являются: нормы права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны макси-мально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов. Актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

Законодательство – форма существования, прежде всего, правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства – не простая совокупность таких актов, а дифференциро-ванная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее струк-турных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главными из которых являются предмет регулирования и интерес законодателя в рациональ-ном, комплексном построении источников права.

Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление воз-можно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособит в законодательстве можно то, что обособляется в действительности. Строение зако-нодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права. Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная пот-ребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юриди-ческих норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.

Однако система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельнос-ти. 1. Это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а пер-вичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Юриди-ческие нормы отраслей права – это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может использоваться в разном наборе и в разном сочетании определенного нормативного акта. Поэтому отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права, и такое несовпадение двояко.

В одних случаях можно констатировать факт, когда отрасль прав есть, а отрасли законода-тельства нет (финансовое право). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал рассредоточен по различным правовым актам, нуждаю-щимся в унификации.

Не исключена обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (Воздушный кодекс РФ).

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодатель-ства (гражданское). Он наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Имеются так называемые комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права (хозяйственное).

2. Законодательство по объему содержащегося в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесе-ны к праву (указания на цели и мотивы издания актов).

3. В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования, поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы гос.жизни, выде-ляются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законода-тельства не является столь однородной, как отрасль права.

4. Внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юри-дической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. Вертикальная же структура права – это его деление на нормы, отрасли, институты.

5. Если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1052; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.196.206 (0.014 с.)