Общая характеристика признаков правового государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика признаков правового государства.



Правовое государство – это форма организации и деятельности государственной власти, при которой обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения (обособления) властей.

1. Господство (верховенство) права. Устанавливая правовые нормы, государство обязано соблюдать эти нормы, поддерживать правопорядок. Нормы права обязательны для гос.органов в той же мере, как и для граждан. Гос.власть действует лишь в границах, уста-новленных законом, гос.органы обязаны без каких-либо исключений подчиняться право-вым нормам. Гос.органам позволено только то, на что их уполномочил закон.

2. Правовое государство характеризуется не только связанностью правом, но и верховенст-вом закона. Верховенсто закона означает, что законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве. Различные правовые акты, издаваемые органами власти, должны соответствовать законам, не противоречить им.

3. Суть власти в правовом государстве обусловлена не только господством права, связаннос-тью правом, но и тем, как она организована, в каких формах и какими органами осуществ-ляется. И здесь целесообразно обратиться к теории разделения властей, которая была обоснована в работах Джона Локка (1632 – 1704 гг.) и Шарля Луи Монтескье. Эта теория использовалась в идейной борьбе с абсолютизмом. Согласно ей смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение власти, не связанной правом, все ветви (отрасли) власти должны быть разграничены, разделены, обособлены. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует в правовом ре-жиме: гос.органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; уста-навливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях гос.органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

4. Важнейшее условие функционирования правового государства – независимый суд. Господство права предполагает, что суд должен играть роль, независимую от какого-либо влияния, от каких-либо государственных и общественных структур.

5. Одна из важнейших задач гос.власти в условиях правового государства – это соблюдение и охрана прав и свобод человека: право на жизнь, право на свободу, неприкосновен-ность и безопасность личности и жилища и др. При этом важно, что правовое государство, утверждая верховенство закона, устанавливает равенство граждан, должностных лиц перед законом и судом. Речь идет о юридическом равенстве (равноправии).

6. Наличие в стране гражданского общества. Гражданское общество выступает в качестве своего рода антитезы, противовеса государству. Соотносясь подобным образом с госу-дарством, гражданское общество в лице различных социальных групп, классов и прослоек, организованных в специальные институты и объединения, имеет своим главным назна-чением не только внимательно наблюдать за действиями государства с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но и одновременно принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство и его органы, в случае нарушения ими действующих правовых актов, вернуться на стезю закона.

 

32. Суверенитет государства: понятие и содержание.

Суверенитет (от фр. Souverainete – верховная власть) – верховенство и независимость власти.

Одним из важнейших признаков государства является суверенитет. Он означает: во-первых, верховенство гос.власти внутри страны; во-вторых, независимость ее на международной арене.

Верховенство проявляется в способности гос.власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, гос. и пар-тийных, общественных органов и организаций.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновлас-тие господствующих кругов. В нем же выражается способность государства, независимо от других государств, формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

В мире всегда существовали государства с формальным (или ограниченным) суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашает-ся, а фактически, в силу распространения на них влияния других государств, диктующих им свою волю, не осуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Прину-дительное ограничение может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета мо-жет допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для них всех целей. Добровольность огра-ничения наблюдается также тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают часть своих суверенных прав федерации.

Суверенитет народа означает его полновластие или верховенство в решении коренных вопро-сов организации своей жизни – общественного и гос.строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономические установления и осуществление полного и всестороннего контроля за деятельностью отдельных гос.органов и всего государства. Народ – население государства, жители страны.

Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их террито-рии, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

 

33. Территория государства: понятие и содержание.

Территория – ограниченное земельное пространство (Ожегов).

Территория государства является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать. Это естественное, а не какое-либо иное, в том числе об-щественное условие существования и функционирования государства.

Под территорией государства обычно понимается пространство, в пределах которого осуществляется гос.власть. Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты: - земля и ее недра (сухопутная территория);

- реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория);

- атмосфера или воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная);

- объекты, приравненные к территориям государства (морские и воздушные суда, комические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, и другие принадлежащие государству объекты).

Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти. Последняя касается каждой ветви власти – законодательной, исполнительной и судебной и исключает какое бы то ни было вмешательство в дела «своего» общества и государства иностранных властей. В право-вых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными являются принципы территориального верховенства, территориальной целостности и неприкосновен-ности.

Граждане государства, проживающие на его территории и вне, равно как и сама территория, находятся под защитой государства. Принципы целостности и неприкосновенности территории означают запрещение ее насильственного расчленения или захвата и отторжения части терри-тории. Подобные акты, от кого бы они ни исходили извне, квалифицируются как акты прямой агрессии. У каждого государства есть право и обязанность на защиту своей территории и своих граждан, проживающих на данной территории.

Территориальное деление населения и распространение гос.власти лишь на население опреде-ленной территории неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государства разбивается на ряд административно-территориальных единиц (округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д.). Их назначение и функ-ции едины – организация гос.власти и управления на занимаемой ими территории.

Территория как признак государства:

- нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию);

- неприкосновенна)принцип невмешательства публичной власти в дела другого государства);

- исключительна (на территории господствует власть только этого государства);

- неотчуждаема (государство, лишившееся территории перестает быть государством).

Гос.территория - это часть земного шара (суша, воды, недра, воздушное пространство), которая характеризуется следующими признаками:

- юридической принадлежностью определенному государству, осуществляющему территори-альное верховенство;

- наличие у государства прав на владение, пользование и распоряжение гос.территорией;

- наличие у народа, населяющего территорию, прав определять дальнейшую судьбу террито-рии, которую они населяют (право наций и народов на самоопределение);

-наличие гос.границы (предела осуществления гос.суверенитета).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 974; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.015 с.)