Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология государства в свете формационного и цивилизационного подходов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Типология – учение, система знаний которые используются для выделения сущностных черт объекта и отнесения его к тому или иному типу. Типология, с одной стороны, представляет как целостную систему все государства в их развитии с момента возникновения и до исчезновения, с другой – вычленяет крупные структурные единицы этой системы в виде определенных типов и относит к ним те или иные конкретные государства по их коренным свойствам. Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками. Марксистско-ленинская типология государства и права базируется на категории обществен-но-экономической формации. Формация – это исторический тип общества, основанный на оп-ределенном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет мате-риально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на од-нотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис об-щества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и дру-гие надстроечные явления. Тип государства определяется на основании того, какой экономи-ческий базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса. Формационный критерий выделяет три основных типа эксплуататорского государства: - рабовладельческий тип – исторически первая государственно-классовая организация общест-ва. По своей сущности -–это организация полит.власти господствующего класса в рабовладель-ческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов; - феодальный тип – по своей сути есть орудие классового господства крепостников-помещи-ков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда; - буржуазный тип – функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической незави-симости рабочих от эксплуататоров. На всех этапах своего развития представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися. Последний тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия ка-питалистического общества обусловливают неизбежность пролетарской революции, перехода гос.власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникно-вение социалистического типа государства, а затем полное отмирание государственности как таковой. Социалистический тип государства создает такую систему экономических отношений, кото-рая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполага-ющей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Являясь орудием полит.власти трудя-щихся классов, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социа-листического общества. Первопричиной смены исторических типов государства считается социально-экономическое развитие общества. Рост производительных сил общества на определенном этапе достигает такого уровня, когда они вступают в неразрешимое противоречие с характером частнособствен-нических производственных отношений. Вследствие этого наступает эпоха социальных рево-люций, которая меняет экономическую основу общества. А. Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации, под которым он понимал отно-сительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Выделяет 26 цивилизаций, из них в современный период 7 – живые общества, остальные – мертвые. Жизнедеятельность цивилизации определяется возможностью последовательного ос-воения жизненной среды и развитием духовного начала во всех видах человеческой деятель-ности. Вся история человечества подразделяется на историю отдельных цивилизаций – египет-ской, китайской, православной, арабской, мексиканской, иранской, сирийской, дальневосточ-ной и других, не связанных между собой, а существующих подобно ветвям дерева, рядом друг с другом. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадию генезиса, роста, надлома и разложения. Интересным представляется предложение выделять 4 крупные региональные цивилизации, оказавшие огромное влияние на мировую историю, 4 мира, отличающиеся удивительной несхожестью форм жизни, социальных институтов и духовных проявлений: Китай, Индия, исламский мир, Европа. Высказывалось предложение подразделять исторические типы государственно-правовых систем на первичные (государства восточной деспотии, античности и феодализма) и развитые, пришедшие им на смену на почве Нового времени. Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали как политико-религиозные комплексы, обожествляющие фараонов и занимающиеся религиозной деятельностью. Различие между светской и религиозной властью не проводилось. Государства вторичных цивилизаций, в том числе европейские государства, выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление Божьей воли. Для вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью церкви. Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через Человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценности и целях ее собственной деятельности. Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности Человека: трудовую, политическую, социальную – во всем многообразии общественных связей. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово обезличенный индивид.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.144 (0.011 с.) |