Типология государства в свете формационного и цивилизационного подходов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология государства в свете формационного и цивилизационного подходов.



Типология – учение, система знаний которые используются для выделения сущностных черт объекта и отнесения его к тому или иному типу. Типология, с одной стороны, представляет как целостную систему все государства в их развитии с момента возникновения и до исчезновения, с другой – вычленяет крупные структурные единицы этой системы в виде определенных типов и относит к ним те или иные конкретные государства по их коренным свойствам.

Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.

Марксистско-ленинская типология государства и права базируется на категории обществен-но-экономической формации. Формация – это исторический тип общества, основанный на оп-ределенном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет мате-риально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на од-нотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис об-щества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и дру-гие надстроечные явления. Тип государства определяется на основании того, какой экономи-ческий базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

Формационный критерий выделяет три основных типа эксплуататорского государства:

- рабовладельческий тип – исторически первая государственно-классовая организация общест-ва. По своей сущности -–это организация полит.власти господствующего класса в рабовладель-ческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов;

- феодальный тип – по своей сути есть орудие классового господства крепостников-помещи-ков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда;

- буржуазный тип – функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической незави-симости рабочих от эксплуататоров. На всех этапах своего развития представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися. Последний тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия ка-питалистического общества обусловливают неизбежность пролетарской революции, перехода гос.власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникно-вение социалистического типа государства, а затем полное отмирание государственности как таковой.

Социалистический тип государства создает такую систему экономических отношений, кото-рая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполага-ющей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Являясь орудием полит.власти трудя-щихся классов, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социа-листического общества.

Первопричиной смены исторических типов государства считается социально-экономическое развитие общества. Рост производительных сил общества на определенном этапе достигает такого уровня, когда они вступают в неразрешимое противоречие с характером частнособствен-нических производственных отношений. Вследствие этого наступает эпоха социальных рево-люций, которая меняет экономическую основу общества.

А. Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации, под которым он понимал отно-сительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Выделяет 26 цивилизаций, из них в современный период 7 – живые общества, остальные – мертвые. Жизнедеятельность цивилизации определяется возможностью последовательного ос-воения жизненной среды и развитием духовного начала во всех видах человеческой деятель-ности. Вся история человечества подразделяется на историю отдельных цивилизаций – египет-ской, китайской, православной, арабской, мексиканской, иранской, сирийской, дальневосточ-ной и других, не связанных между собой, а существующих подобно ветвям дерева, рядом друг с другом. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадию генезиса, роста, надлома и разложения.

Интересным представляется предложение выделять 4 крупные региональные цивилизации, оказавшие огромное влияние на мировую историю, 4 мира, отличающиеся удивительной несхожестью форм жизни, социальных институтов и духовных проявлений: Китай, Индия, исламский мир, Европа.

Высказывалось предложение подразделять исторические типы государственно-правовых систем на первичные (государства восточной деспотии, античности и феодализма) и развитые, пришедшие им на смену на почве Нового времени. Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали как политико-религиозные комплексы, обожествляющие фараонов и занимающиеся религиозной деятельностью. Различие между светской и религиозной властью не проводилось. Государства вторичных цивилизаций, в том числе европейские государства, выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление Божьей воли. Для вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью церкви.

Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через Человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценности и целях ее собственной деятельности. Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности Человека: трудовую, политическую, социальную – во всем многообразии общественных связей. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово обезличенный индивид.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.186.170 (0.033 с.)