Европейское право: общие истоки и особенности развития. Западная правовая традиция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейское право: общие истоки и особенности развития. Западная правовая традиция.



Все западные правовые системы имеют общие исторические корни, из которых они выводят не только общую терминологию и общие методы, но также и общие понятия, общие принципы и общие ценности.

История создания и развития континентальной правовой семьи довольно значительна. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских уни-верситетах, создавших в XII-XVI вв. на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку. Главная роль принадлежала Болонскому университету в Италии.

Преподавание римского права в университетах прошло ряд этапов. Первоначально так назы-ваемая школа глоссаторов стремилась установить первоначальный смысл римских законов. В XIV в. постглоссаторами римское право было «очищено» и подвергнуто переработке. Со вре-менем забота об уважении законов Древнего Рима уступила в университетах место стремле-нию выработать принципы права, отражающие рационалистические начала не прошлой, а нас-тоящей жизни. Новая школа, именуемая доктриной естественного права, побеждает в универ-ситетской науке в XVII-XVIIIвв. Выдвижение на первый план разума как силы, творящей пра-во, подчеркивало важную роль закона и открывало путь кодификации. Школа естественного права требовала, чтобы наряду с частным правом, основанным на римском праве, Европа выработала недостающие ей нормы публичного права, выражающие естественные права и гарантирующие свободу личности.

Рецепция римского права привела к тому, что еще в эпоху феодализма правовые системы европейских стран – их правовая доктрина, юридическая техника – приобрели определенное сходство. Унифицирующее влияние оказало и каноническое право.

Кодификация завершает формирование континентальной правовой семьи как целостного явления. Во Франции в 1804 г., в Германии в 1896 г., в Швейцарии в 1881-1907 гг. были приняты гражданские кодексы. В течении XIX в. были приняты и другие кодексы в большин-стве стран европейского континента. Самой значительной была роль французской кодифи-кации, особенно кодекса Наполеона, оказавшей заметное влияние на процесс утверждения принципов права во многих государствах Европы и за ее пределами.

В тоже время в каждой национальной правовой системе просматриваются индивидуальные черты, национальные особенности.

Западная традиция является продуктом взаимодействия революции и эволюции. Первая пра-вовая система Нового времени – каноническое право церкви и светские правовые системы, возникшие вслед за ним – феодального права, торгового, городского и разных систем королев-ского или княжеского права формируются под влиянием Григорианской реформы в XI-XII вв., суть которой заключалась в борьбе за передачу единовластия над церковью епископу Ри-ма, выделением духовенства из-под контроля императора, королей и феодалов и резкое огра-ничение церкви как политического и правового организма от светской политики. Появились профессиональные юристы и юридические трактаты. Первое систематическое законодатель-ство появилось в церкви, затем законы стали издавать и короли.

Основные характеристики западной традиции права:

1. относительное различие проводится между правовыми институтами и учреждениями и другими типами учреждений. Хотя право находится под сильным влиянием религии, политики, морали и обычая, оно все же от них отличается;

2. управление правовыми учреждениями доверено специальному корпусу людей которые занимаются правовыми действиями на профессиональной основе в качестве более или менее основной работы;

3. профессионалы специально обучаются в отдельном разделе высшего образования, опреде-ляемом как юридическое образование;

4. юридические знания находятся в диалектическом отношении к правовым учреждениям, так как, с одной стороны, юридическая литература описывает эти учреждения, а с другой – сами эти учреждения создаются и систематизируются в соответствии с тем, что о них говорится в этой литературе;

В западной традиции закон воспринимается как связанное целое, единая система, которая развивается во времени. Организм права продолжает жить только потому, что в нем есть меха-низм органичных изменений. Рост права имеет внутреннюю логику. Процесс изменения от-ражает некую внутреннюю необходимость истории. Историчность права связана с его превос-ходством над политическим властями. Необходимым и возможным превосходство закона делает сосуществование и соревнование внутри одного общества различных юрисдикций и различных правовых систем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.172 (0.004 с.)