Характеристика теорий происхождения государства и права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика теорий происхождения государства и права.



Теории происхождения государства.

Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Творец всего сущего на Земле, в том числе и государства – Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно.

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представ-ляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные, люди стремятся к объединению, к образо-ванию патриархальной семьи. А увеличение числа семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древней Гре-ции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Ее сторонники исходили из того, что государству пред-шествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии, обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса – это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. В силу договора люди пере-дают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека (право собственности, свободу, безопасность). Соглашение людей, по мысли Руссо, - основа законной власти. В результате каждый договариваю-щийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Учение о государстве Гегеля. (1770-1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, –государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»). В «Философии права» Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения. Он признает зас-лугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле, но ошибка Руссо заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто объек-тивное, само по себе разумное начало, независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц. По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не слу-жит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Т,е. государство не служит, а господ-ствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней – быть достойным членом государства.

Теория насилия (завоевания). (конец ХIХ – начало ХХ в.) Гумплович, Каутский, Дюринг опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). «Мать государства – война и насилие». Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы. Каутский, развивая утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания.

Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгель-са «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для нее характерен последова-тельный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собствен-ностью, расколом общества на классы и классовым антогонизмом. Суть в формуле –«Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Теории возникновения права.

Теологическая исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Хотя теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, но она опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права – параллельно существуют позитивное право (т.е. созданное законо-дательным путем) и право естественное. Если позитивное право возникает по воле людей, государ-ства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствую-щим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. Г. Гроций, утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса совести. Вольтер – естест-венное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естест-венное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе – спонтанно, люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости. Здесь доминирует анропологическое объяснение права и причин его происхождения. Если право порожде-но природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек.

Историческая школа. (ХVIII – ХIХ вв. Гуго, Савиньи, Пухта - Германия). Право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «националь-ного», «народного» сознания. Смыкается с религиозными воззрениями. Так, Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

Нормативиская теория Кельзена. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория. Петражицкий усматривает причины правообразования в психике лю-дей, в «императивно-атрибутивных переживаниях». Право – это «особого рода сложные эмоци-онально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в психике индивида».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.007 с.)