Роль и место государства в политической системе общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и место государства в политической системе общества.



Государство нельзя отождествлять с политической системой общества, его следует рас-сматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее не как сово-купность разрозненных органов, а как целостный институт.

Государство выступает как особое звено в структуре полит.системы общества. Его роль и место не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой – иных звеньев этой системы.

Государство не просто самое массовое полит. объединение граждан, а объединение всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и иной принадлеж-ности. Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрений.

Место и роль государства в полит.системе общества определяются следующими основ-ными моментами: - государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направ-ления его развития в интересах всех и каждого;

- государство выступает организацией всех граждан, представляет общество в целом; только им и от его имени принимаются властные решения, касающиеся всех членов об-щества и обязательные для выполнения каждым. Это, собственно говоря, основная форма полит.интеграции общества на строго ограниченной территории, подчиненной определен-ному виду полит.господства. Государство является носителем власти, юрисдикция кото-рого распространяется на всю территорию страны. Государство, говоря словами Гегеля, есть действительность субстанциональной воли, которой оно обладает в возведенном в свою всеобщность особенном самосознании, есть»в себе и для себя разумное». Это суб-станциональное единство – абсолютная, неподвижная самоцель. В которой свобода обла-дает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членом государства. С этой точки зрения правовое государство призвано обеспечить условия для жизнеспособности и функционирования гражданского общества, основных его институтов, принципов и ценностей, Оно, по сути, не что иное, как полит.ор-ганизация гражданского общества;

- государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения;

- государство располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения. В правовых актах законода-тельно закрепляются основные полит.принципы, нормы и процедупры, определяются допустимые границы и возможности полит.деятельности как правящих, так и оппозицион-ных структур;

- государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источ-ником реализации полит.власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в полит.системе, то государство выражает все-общий интерес;

- государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

Т.о., не противопоставляя государство как «особое звено» в полит.системе общества всем другим объединениям, не преуменьшая его роли в системе иных демократических органи-заций, следует еще раз подчеркнуть, что понятия главного и особого звена (элемента) в структуре полит.системы не являются идентичными. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.

 

Государство и партии.

Государство и полит.партии, являются основными полит.организациями, входящими в полит.структуру как компонента полит.системы общества. В силу этого они обладают некоторыми специфическими признаками:

- общая цель для всех участников организации;

- иерархичность структуры отношений внутри организации;

- различие норм для руководителей и руководимых.

Как организации – государство и полит.партии- рационализируют политику, вносят в нее элемент управляемости, целенаправленности.

Поскольку суть полит.отношений образует взаимодействие частных и общих интересов, которое служит причиной как их возникновения, так и разрушения, то нужен специальный механизм который бы эту динамику упорядочивал, используя различия для укрепления, а не для развала общества. Такой силой является государство с присущими ему существен-ными признаками.

Назначение полит.партии несколько иное: - осуществление функций представительства интересов разнообразных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности;

- активной работе по интеграции социальной группы, входящей в сферу полит. отноше-ний;

- снятии ее внутренних противоречий.

Партии имеют свою программу, систему целей, которые активно пропагандируют и защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов определенные обязанности и нормы поведения. Они служат мощным факто-ром повышения организованности полит.жизни, ее рационализации, приобщения к влия-нию на государственную власть все более широких слоев населения.

Появление таких общественных организаций как партии является объективным процес-сом, который позволяет выявлять общие интересы различных групп, формулировать их, преобразовывать в правовые требования, добиваться их осуществления. Государство – это как раз тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться меха-низмами их реализации. Поэтому государство выступает важнейшим объектом полит. борьбы, определяет участие партий в завоевании государственной власти.

Различают парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участие в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильст-венные преобразования общественного строя, насильственный захват власти. Различают также правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть.

В некоторых обществах длительное время независимо от партийного влияния форми-руется и функционирует аппарат министерств, других органов управления, руководители которых назначаются по партийной принадлежности, в зависимости от того, какая парламентская партия пришла к власти. В других обществах происходит повальная смена состава аппарата государства, если к власти приходит иная партия. В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводит к такой полит.системе, которая может быть определена как «партийное государство»:

- функционирует одна господствующая партия;

- ее идеология становится государственной идеологией;

- происходит сращивание партии и гос.аппарата.

- руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие реше-ния принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными инсти-тутами. В «партийном государстве» все другие общественные организации также подпа-дают под партийный контроль и полит.система становится тоталитарной системой

Антиподом полит.системы типа «партийного государства» являются многопартийные, плюралистические политсистемы, где важнейшие государственные решения принимаются демократически: сопоставлением мнений, их обоснованием, лоббированием в законных рамках, т.е. с помощью парламентской процедуры. В этих системах государство свои отношения с парламентскими партиями строит, как правило, по такой схеме: сформи-рованные как правовые требования притязания тех или иных классов, социальных групп становятся предметом рассмотрения в ходе законодательного процесса при соблюдении политических, правовых норм и процедур.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.005 с.)