Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль и место государства в политической системе общества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Государство нельзя отождествлять с политической системой общества, его следует рас-сматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее не как сово-купность разрозненных органов, а как целостный институт. Государство выступает как особое звено в структуре полит.системы общества. Его роль и место не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой – иных звеньев этой системы. Государство не просто самое массовое полит. объединение граждан, а объединение всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и иной принадлеж-ности. Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрений. Место и роль государства в полит.системе общества определяются следующими основ-ными моментами: - государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направ-ления его развития в интересах всех и каждого; - государство выступает организацией всех граждан, представляет общество в целом; только им и от его имени принимаются властные решения, касающиеся всех членов об-щества и обязательные для выполнения каждым. Это, собственно говоря, основная форма полит.интеграции общества на строго ограниченной территории, подчиненной определен-ному виду полит.господства. Государство является носителем власти, юрисдикция кото-рого распространяется на всю территорию страны. Государство, говоря словами Гегеля, есть действительность субстанциональной воли, которой оно обладает в возведенном в свою всеобщность особенном самосознании, есть»в себе и для себя разумное». Это суб-станциональное единство – абсолютная, неподвижная самоцель. В которой свобода обла-дает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членом государства. С этой точки зрения правовое государство призвано обеспечить условия для жизнеспособности и функционирования гражданского общества, основных его институтов, принципов и ценностей, Оно, по сути, не что иное, как полит.ор-ганизация гражданского общества;
- государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения; - государство располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения. В правовых актах законода-тельно закрепляются основные полит.принципы, нормы и процедупры, определяются допустимые границы и возможности полит.деятельности как правящих, так и оппозицион-ных структур; - государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источ-ником реализации полит.власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в полит.системе, то государство выражает все-общий интерес; - государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Т.о., не противопоставляя государство как «особое звено» в полит.системе общества всем другим объединениям, не преуменьшая его роли в системе иных демократических органи-заций, следует еще раз подчеркнуть, что понятия главного и особого звена (элемента) в структуре полит.системы не являются идентичными. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.
Государство и партии. Государство и полит.партии, являются основными полит.организациями, входящими в полит.структуру как компонента полит.системы общества. В силу этого они обладают некоторыми специфическими признаками: - общая цель для всех участников организации; - иерархичность структуры отношений внутри организации; - различие норм для руководителей и руководимых. Как организации – государство и полит.партии- рационализируют политику, вносят в нее элемент управляемости, целенаправленности. Поскольку суть полит.отношений образует взаимодействие частных и общих интересов, которое служит причиной как их возникновения, так и разрушения, то нужен специальный механизм который бы эту динамику упорядочивал, используя различия для укрепления, а не для развала общества. Такой силой является государство с присущими ему существен-ными признаками.
Назначение полит.партии несколько иное: - осуществление функций представительства интересов разнообразных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности; - активной работе по интеграции социальной группы, входящей в сферу полит. отноше-ний; - снятии ее внутренних противоречий. Партии имеют свою программу, систему целей, которые активно пропагандируют и защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов определенные обязанности и нормы поведения. Они служат мощным факто-ром повышения организованности полит.жизни, ее рационализации, приобщения к влия-нию на государственную власть все более широких слоев населения. Появление таких общественных организаций как партии является объективным процес-сом, который позволяет выявлять общие интересы различных групп, формулировать их, преобразовывать в правовые требования, добиваться их осуществления. Государство – это как раз тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться меха-низмами их реализации. Поэтому государство выступает важнейшим объектом полит. борьбы, определяет участие партий в завоевании государственной власти. Различают парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участие в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильст-венные преобразования общественного строя, насильственный захват власти. Различают также правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. В некоторых обществах длительное время независимо от партийного влияния форми-руется и функционирует аппарат министерств, других органов управления, руководители которых назначаются по партийной принадлежности, в зависимости от того, какая парламентская партия пришла к власти. В других обществах происходит повальная смена состава аппарата государства, если к власти приходит иная партия. В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводит к такой полит.системе, которая может быть определена как «партийное государство»: - функционирует одна господствующая партия; - ее идеология становится государственной идеологией; - происходит сращивание партии и гос.аппарата. - руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие реше-ния принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными инсти-тутами. В «партийном государстве» все другие общественные организации также подпа-дают под партийный контроль и полит.система становится тоталитарной системой Антиподом полит.системы типа «партийного государства» являются многопартийные, плюралистические политсистемы, где важнейшие государственные решения принимаются демократически: сопоставлением мнений, их обоснованием, лоббированием в законных рамках, т.е. с помощью парламентской процедуры. В этих системах государство свои отношения с парламентскими партиями строит, как правило, по такой схеме: сформи-рованные как правовые требования притязания тех или иных классов, социальных групп становятся предметом рассмотрения в ходе законодательного процесса при соблюдении политических, правовых норм и процедур.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.200 (0.012 с.) |