Основные концепции сущности права (марксистская, психологическая, нормативистская, естественно-правовая, социалогическая). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные концепции сущности права (марксистская, психологическая, нормативистская, естественно-правовая, социалогическая).



Материалистическая теория права представлена в работах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей. В основе лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Как и государство, оно является продуктом классового общества. Его содержание носит классово-волевой характер. Данное учение видит сущность права в его классовости и материальной обусловленности.

В психологической теории (Петражицкий, Росс) право трактуется, главным образом, как со-вокупность элементов субъективной человеческой психики. Объективно в области права сущес-твуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользу-ющегося каким-либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. Петражицкий считал, что эмпирическая наука изучает два вида бытия – физи-ческое и психическое. Право, как одно их явлений этого бытия, принадлежит миру психики и представляет собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей.

Сторонники нормативистского направления (Кельзен и др.) утверждают, что государство есть лишь результат действия норм права, а само право рассматривают как совокупность норм, содержащих правила «должного поведения». Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право «в чистом виде», вне связи с политическими, нравственными и другими оценками, так как в ином случае наука теряет объективный характер и превращается в идео-логию. Исходным для данной концепции является представление об «основной (суверенной) норме» как норме, которая обосновывает эффективность и юридическую силу всех остальных норм.

Основной тезис «теории естественного права» (Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо) зак-лючается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право вклю-чает в себя также «естественное право». Последнее понимается как совокупность прав, кото-рыми люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения (право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность и др.). Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.

Согласно теории «возрожденного естественного права» (современная модификация естест-венно-правововй теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему «естественному праву» вытекающему из человеческой природы. Пози-тивное право, то есть право, установленные государством, признается только в том случае, если оно не противоречит естественному праву». Выделяют два основных направления – неотомизм (современная интерпритация учения Фомы Аквинского) и «светская».

Социалогическое направление (Эрлих, Паунд, Ллевелин) основывается, главным образом, на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их дина-мики. Сторонники этого направления обращаются прежде всего к процессу реализации права, выдвигают лозунг «право в действии». Правовые нормы государства – это лишь часть права. Наряду с ними существует «живое право», которое есть не что иное, как сложившиеся в об-ществе фактические отношения. Главное, утверждают они, - изучение реального порядка, то есть не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса дейст-вия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. Право понимается как хотя и относительно самостоятельный, но все же лишь один из многих факторов социаль-ной действительности.

 

Право и политика.

Термин «политика» связан с двумя словами древнегреческого происхождения: «политейя» и «политикэ». Первое означает общественное устройство. Оно использовалось Аристотелем в «Политике», где политика, государство отождествлялись по существу с обществом. Второе слово означает искусство управления государством, деятельность государства. Это сло-во больше всего используется ныне для обозначения политики в ее собственном смысле. В со-ответствии с ним дается и общее определение политики как того, что выражается в содержа-нии деятельности государства, его направленности, определении его форм, задач, в участии в его делах. Содержание политики как общественного явления из пяти взаимосвязанных элемен-тов: полит.сознания (на теоретическо-идеологическом и обыденном уровне), полит.деятельнос-ти, полит.отношений, полит.норм и политики как социального института. Полит.отношения при этом выступают как социально-классовые отношения по поводу гос.власти, а социальный институт – как государственные, партийные, национальные и другие учреждения, направляю-щие политическую деятельность.

Право и политика, эти два вида социального регулирования деятельности, поведения людей очень тесно связаны между собой, поскольку они опосредуют отношения собственности и гос.власти, являющиеся эпицентром государственно-правовой структуры общества.

Можно выделить три основных вида деятельности в сфере политики:

-выработка стратегического курса;

- выбор стратегического курса;

- реализация избранного курса.

В развитых государствах выработкой стратегического курса (стратегия – наука о ведении войны, искусство ведения войны; - искусство руководства общественной, политической борь-бой, а также искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко иду-щих прогнозах) занимаются партии. Затем избиратели голосуя за ту или иную партию, осу-ществляют выбор политического курса. Наконец, партия, победившая на выборах, формирует правительство и проводит в жизнь свою программу через механизм гос.власти.

Право воздействует на политику по нескольким направлениям:

- прежде всего, посредством публичного права (конституция и конституционные законы) за-крепляются политический строй общества, механизм функционирования полит.системы (избирательное право, партии и их статус, разделение властей и др.), полит.свободы граждан. В ре-зультате воздействия права на политику, все виды полит.деятельности осуществляются как пра-ва соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств;

- далее, право придает легитимность полит.решениям, а также органам гос. власти. Легитим-ность обеспечивает власти поддержку населения даже в случае принятия ею непопулярных решений. Противодействие власти считается недопустимым, противоправным.

- право обеспечивает, гарантирует полит.свободы человека, их реализацию.

Взаимодействие права и политики определяется тем, что правовые нормы исходят от государ-ства, которое является политической организацией общества. Поэтому любые интересы и пот-ребности людей, прежде чем стать правом, должны быть опосредованы гос.политикой (деятель-ностью законодательных и других правотворческих органов государства). Политические требо-вания становятся правом лишь в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством. В праве получает выражение и народная политика. В тех слу-чаях, когда сам народ путем референдумов принимает законодательные акты, его волеизъявле-ния приобретают правовой характер, становятся общеобязательной формой нормативного регу-лирования общественных отношений.

Принцип приоритета права над государством, ограничения всевластия государства правами человека – величайшая общечеловеческая ценность. В новой ситуации правовые нормы приоб-ретают первенство над политическими, сдерживая и обуздывая органически присущие полит.власти стремления утверждаться внеправовыми мерами. Примат права над политикой – это нормальная ситуация, которая должна быть характерной для всех цивилизованных государств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.008 с.)