Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие формы государства. Многообразие внешнего и внутреннего устройства государства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Форма государства – организация гос.власти, выраженная в форме правления, гос.устройст-ва и гос.режима. Следовательно, понятие формы государства охватывает: 1. организацию верховной гос.власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений органов власти между собой и населением; 2. территориальную организацию гос.власти, соотношение государства как целого с его составными частями; 3. методы и способы осуществления гос.власти. Форма правления раскрывает способ организации верховной гос.власти, порядок образова-ния ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Республик а – президентская, смешанная, парламентская. Монархия – абсолютная, парламентская и дуалистическая. Форма гос.устройства – территориальная организация гос.власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Унитарное – единое гос.образование; делится лишь на административно-территориальные части. Характерно существование общих высших органов гос.власти и управления, единой судебной системы и конституции. Федерация состоит из ряда других государств или государственных образований – членов федерации. Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление. Наряду с общими существуют свои собствен-ные высшие и местные органы гос.власти и управления. Аналогично – с конституцией и други-ми федеральными законами, с судебными, прокурорскими и иными органами. Конфедерация представляет собой объединение или союз государств, при котором государства полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий – объединенные органы. Под гос.режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями методов и способов осуществления гос. власти. Гос. режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующей на все наибо-лее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в соотношении классовых сил. Гос.режим в значительной степени индиви-дуализирует форму государства. Он выступает в качестве важнейшей составной части полити-ческого режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы поли-тической системы общества.
В зависимости от того, какой метод осуществления гос.власти (насилия или либерализма) выступает на первый план различают два основных вида гос.режимов: а вторитарный (анти-демократический) и д емократический (либеральный). Авторитарный характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли выборных гос.органов и усилением роли исполнительно-распорядительных органов, сосредо-точием огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведе-нием роли парламента и других органов гос.власти до положения сугубо формальных институтов. Логическим завершением и наиболее опасной формой авторитаризма является фашизм. Характерными признаками буржуазно-демократического режима являются следующие: конституционное провозглашение и частичное осуществление социально-экономических и по-литических прав граждан и организаций, существование ряда политических (в том числе оппо-зиционных) партий, выборность и сменяемость центральных и местных органов гос. власти, официальное признание принципа буржуазно-демократической законности и конституцион-ности, принципа разделения властей и др. Существует общая классификация форм государства, соединяющая воедино три указанные элемента. Выделяют три разновидности формы: - монистическая (монократическая) характеризуется отсутствием разделения ролей в организа-ции гос.управления обществом. Гос.власть находится в руках одного центра, независимо от того, каким является этот центр. Для этой формы характерна централизация гос.устройства, хотя она может официально называться федерацией. Гос. режим в условиях данной формы отличается авторитарными методами управления. - сегментарная - промежуточное явление между монистической и плюралистической. Она предполагает известное разделение ролей между разными институтами государства по управле-нию обществом, но у нее нет равновесия элементов управления, системы взаимных сдержек и противовесов. Решающая роль принадлежит либо монарху (дуалистическая) либо президенту. Федерация, если она существует, характеризуется ограниченностью полномочий ее субъектов. В гос.режиме доминируют авторитарные методы управления, хотя провозглашаются и отчасти осуществляются демократические права и свободы.
- плюралистическая гос.форма характеризуется разделением властей, существованием нескольких центров власти в масштабе государства и на местном уровне. В гос. режиме, кроме случаев чрезвычайного положения, преобладают демократические методы управления, связанные с регулярными выборами, с гарантиями демократических прав граждан. Может существовать и при унитарной монархии (Япония) и в условиях федеративной президентской республики (США).
35. Монархия: ее исторические формы, социальное содержание, юридические свойства. Монархия – форма правления, при которой верховная гос.власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формы правления являются: - существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, шах); - наследственный порядок преемственности верховной власти; - юридическая безответственность монарха. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой гос.правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в общественной жиз-ни играли отношения общинного строя, патриархального быта. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только гос.рабы всецело принадлежали монарху. Орга-низацию гос.власти в странах Древнего Востока (Египте, Вавилоне, Китае, Индии) называют восточной деспотией – т.е., такой формой правления, при которой деспот пользуется неограни-ченной наследственной властью по отношению к своим подданным, опираясь на силу военно-бюрократического аппарата. Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III вв.н.э.). Подразделяется на два периода – принципат и доминат. При принципате формально сохраняются элементы респуб-ликанской формы правления и основные учреждения республики. Действуют народные собра-ния и сенат; избираются консулы, преторы и народные трибуны, однако существенной роли в решении гос.дел они не играют Все основные функции сосредотачиваются а руках императора. Он является основным источником законодательной власти, сенат же играет лишь совещатель-ную роль. В III в.н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия (доминат). Полностью исчезают республиканские учреждения; управление государством сосредотачивается исключительно в руках императора, который назначает исполнителей – сановников. Феодальная (средневековая) монархия проходит три периода своего развития. Раннефеодальноая монархия вырастает непосредственно из родообщинных отношений у зна-чительной части народов Европы,не знавших рабства (Франкское, Германское, Киевская Русь). Характеризуется раздробленностью территории и слабой центральной властью. Феодальная и чиновничья знать в этот период была вынуждена уживаться с остатками родового самоуправле-ния. По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов.
Сословно-представительная монархия – это такая централизованная форма гос.правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом (собранием). Воз-никают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной монархии (Генеральные Штаты, Кортесы, Земской Собор, Парламент). Наряду с сословно-представительными (как правило, совещатель-ными) органами функционировал строго централизованный, разветвленный аппарат централь-ной и местной исполнительной власти, всецело подчиненной монарху. Абсолютная монархия – при которой верховная гос.власть по закону всецело принадлежит одному лицу – царю, королю, императору. Основным признаком является отсутствие каких-либо гос.органов, ограничивающих компетенцию монарха Конституционная монархия, – при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию. Парламентарная монархия характеризуется основными признаками: - правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), полу-чивших большинство голосов на выборах в парламент; - лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится премьер-министром; - в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсут-ствует, она является чисто символической; - законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; - правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. При дуалистической монархии гос.власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом Правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним (кайзеровская Германия 1871-1918гг.).
36. Республика: ее исторические формы, социальное содержание, юридические свойства. Республика – это форма правления, в которой высшая гос.власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Единственным источником власти по закону является народное большинство. Признаки: - существование единоличного или коллегиального главы государства;
- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов гос.власти, которые имеют связь с избирателями и ответственны перед ним; - осуществление гос.власти не по собственному праву, а по поручению народа; - юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; - обязательность решений верховной гос.власти для всех других гос.органов; - преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства. Афинская демократическая республика (V – IV вв. до н.э.). Система гос.органов состоя-ла из народного собрания, совета 500, выборных должностных лиц, суда присяжных, ареопага (высшего судебного и полит.органа). Высшим законодательным органом – народное собрание (полноправные граждане, свыше 20 лет), высшим исполнительным – совет 500. Осуществлялось на ряде демократических принципов: выборность, срочность полномочий, коллегиальность, отсутствие иерархической подчиненности, возмездность за выполнение гос. функций, подотчетность. Римская аристократическая республика (V – II вв. до н.э.). Верховной гос.властью был се-нат. Сенаторы назначались цензорами, назначаемыми народным собранием. Формально сенат подчинялся решениям народного собрания, однако, если решения последнего не соответство-вали «интересам Рима», он объявлял их недействительными или предлагал должностным ли-цам, ответственным за эти решения, отказаться от своей должности. Прерогативой сената явля-лось установление диктатуры, после чего все должностные лица переходили в подчинение дик-татора, срок полномочий которого 6 месяцев. Города-республики (феодальные республики). Складываются в результате укрепления могу-щества и самостоятельности крупных городов, за которыми признавалось право выбирать соб-ственные органы управления, издавать законы, осуществлять суд над гражданами. По отноше-нию к центральной власти (сеньору) город был обязан вносить определенные взносы, выделять граждан для военной службы. Республиканская феодальная форма гос.правления является результатом перерастания городского самоуправления в суверенитет. Управление городом осуществлялось городским советом, состоявшим из представителей аристократии и избиравшегося советом городского главы (мэра). Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочи-ями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.о. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра. Прави-тельство формируется партией (или партиями), победившими на парламентских выборах, а пре-зидент назначается парламентом или специально образуемой парламентской коллегией. Прези-дент обладает достаточно обширными полномочиями: обнародует законы, издает декреты, име-ет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т.п.
Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно, а при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним от-ветственность за свою деятельность. В руках президента соединяются полномочия главы госу-дарства и главы правительства. Гос.управление строится по принципу жесткого разделения властей: президент управляет, парламент принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособленны, но и обладают значительной самостоятельностью. Прави-тельство формирует президент, часто с согласия парламента. Оно ответственно перед прези-дентом. Президент лишен права роспуска парламента, а парламент может возбудить против президента процесс отстранения его от власти. В президентских республиках обычно нет дол-жности премьер-министра, т.к. чаще всего функция главы государства и главы правительства выполняет президент. Существуют также смешанные («полупрезидентские») республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. Для некоторых латиноамериканских стран, а также других государств, характерна суперпре-зидентская республика. Ее характерная черта – гипертрофированная и по существу неконтро-лируемая президентская власть (президент избирается населением, обладает правом роспуска парламента, проведения референдума и т.д.). Раскрывая социальное содержание республиканской формы правления в современном мире, следует констатировать, что по существу республика – это такая форма правления, при которой все высшие органы власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением. Республика сопровождается, как правило, рациональным, т.е. рассудочно-утилитарным вос-приятием населения гос.власти. При этом общественное сознание исходит в большинстве слу-чаев из принципа формального равенства людей, их солидарности, объединенности в государ-стве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.23.150 (0.014 с.) |