Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ее связь с философскими и политическими науками.↑ Стр 1 из 45Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Юридические категории и понятия как средства правового познания. Важнейшая задача любой науки состоит в том, чтобы всесторонне изучить, а затем выразить в понятиях и научных определениях свой предмет. Понятие – мысль, которая выделяет из некоторой предметной области (универсума) и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Основные логические характеристики понятия – объем (т.е. множество обобщаемых в нем объектов) и содер-жание (т.е. признак, на основе которого осуществляется обобщение). Именно в понятиях, т.е. в способах отражения государственно-правовых реалий, в обобщениях практики, ТГП концентрирует накопленные знания. Эти понятия должны быть содержательными научными абстракциями. Подлинно научными они становятся, когда верно отражают общие и необходимые признаки таких сложнейших, многосторонних и динамичных явлений, как государ-ство и право. Научные государственно-правовые определения –это краткое и точное раскрытие политико – правовых понятий. Они имеют большое значение и для теории, и для правоприменительной прак-тики. Краткость определений – их достоинство и недостаток одновременно. Поэтому чем сложнее то или иное государственно-правовое явление, тем с меньшим успехом можно выразить в кратком его определении все существенное. В подобных случаях применяется несколько взаимосвязанных дефиниций, образующих понятийный ряд. По сфере действия правовые понятия делятся на: -общеправовые, имеющие значение для всей системы юридических наук, всех отраслей права («государство», «право», «правоотношение»); -межотраслевые, имеющие значение для нескольких отраслей права(«проступок»); -отраслевые, пределы действия которых определяются границами отрасли. Правовые понятия выполняют в правовом регулировании общественных отношений и юриди-ческой науке определенные функции: гносеологическую (познавательную), методологическую (определяет методы изучения) и формализации. Наиболее общие, предельно широкие правовые понятия называются правовыми категориями. Они представляют собой результат обобщения существующей государственно-правовой действи-тельности, результат обобщения существующих юридических понятий. (юридическая ответст-венность). Правовые категории – научные понятия, которые выступают как инструмент научного мышления и служат для отображения объективной сути правовых явлений. Понятие «категории права» же является компонентом правовой нормативной структуры, инструментом правового регулирования. Правовые категории способствуют объединению правовых знаний, расчлененных в специальных юридических науках, позволяют рассматривать правовую форму общественной жизни с единой, общей позиции, теоретически воссоздать ее общую картину и тем самым содействовать целостности познавательной деятельности во всех отраслях юридической науки.
Государство и партии. Государство и полит.партии, являются основными полит.организациями, входящими в полит.структуру как компонента полит.системы общества. В силу этого они обладают некоторыми специфическими признаками: - общая цель для всех участников организации; - иерархичность структуры отношений внутри организации; - различие норм для руководителей и руководимых. Как организации – государство и полит.партии- рационализируют политику, вносят в нее элемент управляемости, целенаправленности. Поскольку суть полит.отношений образует взаимодействие частных и общих интересов, которое служит причиной как их возникновения, так и разрушения, то нужен специальный механизм который бы эту динамику упорядочивал, используя различия для укрепления, а не для развала общества. Такой силой является государство с присущими ему существен-ными признаками. Назначение полит.партии несколько иное: - осуществление функций представительства интересов разнообразных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности; - активной работе по интеграции социальной группы, входящей в сферу полит. отноше-ний; - снятии ее внутренних противоречий. Партии имеют свою программу, систему целей, которые активно пропагандируют и защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов определенные обязанности и нормы поведения. Они служат мощным факто-ром повышения организованности полит.жизни, ее рационализации, приобщения к влия-нию на государственную власть все более широких слоев населения. Появление таких общественных организаций как партии является объективным процес-сом, который позволяет выявлять общие интересы различных групп, формулировать их, преобразовывать в правовые требования, добиваться их осуществления. Государство – это как раз тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться меха-низмами их реализации. Поэтому государство выступает важнейшим объектом полит. борьбы, определяет участие партий в завоевании государственной власти. Различают парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участие в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильст-венные преобразования общественного строя, насильственный захват власти. Различают также правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. В некоторых обществах длительное время независимо от партийного влияния форми-руется и функционирует аппарат министерств, других органов управления, руководители которых назначаются по партийной принадлежности, в зависимости от того, какая парламентская партия пришла к власти. В других обществах происходит повальная смена состава аппарата государства, если к власти приходит иная партия. В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводит к такой полит.системе, которая может быть определена как «партийное государство»: - функционирует одна господствующая партия; - ее идеология становится государственной идеологией; - происходит сращивание партии и гос.аппарата. - руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие реше-ния принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными инсти-тутами. В «партийном государстве» все другие общественные организации также подпа-дают под партийный контроль и полит.система становится тоталитарной системой Антиподом полит.системы типа «партийного государства» являются многопартийные, плюралистические политсистемы, где важнейшие государственные решения принимаются демократически: сопоставлением мнений, их обоснованием, лоббированием в законных рамках, т.е. с помощью парламентской процедуры. В этих системах государство свои отношения с парламентскими партиями строит, как правило, по такой схеме: сформи-рованные как правовые требования притязания тех или иных классов, социальных групп становятся предметом рассмотрения в ходе законодательного процесса при соблюдении политических, правовых норм и процедур. Право и политика. Термин «политика» связан с двумя словами древнегреческого происхождения: «политейя» и «политикэ». Первое означает общественное устройство. Оно использовалось Аристотелем в «Политике», где политика, государство отождествлялись по существу с обществом. Второе слово означает искусство управления государством, деятельность государства. Это сло-во больше всего используется ныне для обозначения политики в ее собственном смысле. В со-ответствии с ним дается и общее определение политики как того, что выражается в содержа-нии деятельности государства, его направленности, определении его форм, задач, в участии в его делах. Содержание политики как общественного явления из пяти взаимосвязанных элемен-тов: полит.сознания (на теоретическо-идеологическом и обыденном уровне), полит.деятельнос-ти, полит.отношений, полит.норм и политики как социального института. Полит.отношения при этом выступают как социально-классовые отношения по поводу гос.власти, а социальный институт – как государственные, партийные, национальные и другие учреждения, направляю-щие политическую деятельность. Право и политика, эти два вида социального регулирования деятельности, поведения людей очень тесно связаны между собой, поскольку они опосредуют отношения собственности и гос.власти, являющиеся эпицентром государственно-правовой структуры общества. Можно выделить три основных вида деятельности в сфере политики: -выработка стратегического курса; - выбор стратегического курса; - реализация избранного курса. В развитых государствах выработкой стратегического курса (стратегия – наука о ведении войны, искусство ведения войны; - искусство руководства общественной, политической борь-бой, а также искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко иду-щих прогнозах) занимаются партии. Затем избиратели голосуя за ту или иную партию, осу-ществляют выбор политического курса. Наконец, партия, победившая на выборах, формирует правительство и проводит в жизнь свою программу через механизм гос.власти. Право воздействует на политику по нескольким направлениям: - прежде всего, посредством публичного права (конституция и конституционные законы) за-крепляются политический строй общества, механизм функционирования полит.системы (избирательное право, партии и их статус, разделение властей и др.), полит.свободы граждан. В ре-зультате воздействия права на политику, все виды полит.деятельности осуществляются как пра-ва соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств; - далее, право придает легитимность полит.решениям, а также органам гос. власти. Легитим-ность обеспечивает власти поддержку населения даже в случае принятия ею непопулярных решений. Противодействие власти считается недопустимым, противоправным. - право обеспечивает, гарантирует полит.свободы человека, их реализацию. Взаимодействие права и политики определяется тем, что правовые нормы исходят от государ-ства, которое является политической организацией общества. Поэтому любые интересы и пот-ребности людей, прежде чем стать правом, должны быть опосредованы гос.политикой (деятель-ностью законодательных и других правотворческих органов государства). Политические требо-вания становятся правом лишь в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством. В праве получает выражение и народная политика. В тех слу-чаях, когда сам народ путем референдумов принимает законодательные акты, его волеизъявле-ния приобретают правовой характер, становятся общеобязательной формой нормативного регу-лирования общественных отношений. Принцип приоритета права над государством, ограничения всевластия государства правами человека – величайшая общечеловеческая ценность. В новой ситуации правовые нормы приоб-ретают первенство над политическими, сдерживая и обуздывая органически присущие полит.власти стремления утверждаться внеправовыми мерами. Примат права над политикой – это нормальная ситуация, которая должна быть характерной для всех цивилизованных государств.
Государство и правопорядок. Правопорядок - это объективно обусловленное состояние, свойства социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью и урегулированностью системы право-вых отношений и связей, основанных на реализации демократических, гуманистических прин-ципов и нормативных основ права и законности; прав, свобод и обязанностей всех субъектов. Правопорядок отражает коренной вопрос политики – вопрос гос.власти, как свидетельство ее реальности и осуществления, достижения поставленных целей. Это подтверждает конституци-онное, административное и иное законодательство как центральное звено правопорядка. В нем закрепляются формы организации, структура и полномочия гос.органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Правопорядок – форма организации общественной жизни. В нем сливаются два исходных начала. С одной стороны, объективные законы и тенденции развития, жизненные реалии, со-циальная нормативность и потребность в упорядоченности как обязательное условие функци-онирования общества. С другой – деятельность государства, людей по правовому оформлению потребностей реальных процессов, правовая нормативность в упорядочении отношений. Правопорядок формируется при решающем участии государства и народа. Его содержание и функционирование напрямую зависит от этих начал. Совпадение их интересов и усилий обус-ловливает решение задачи. Расхождение интересов государства и народа дестабилизирует и разрушает порядок. Правопорядок – государственно-правовое явление. Он возникает и существует там и тогда, где и когда возникает гос.власть, которая в нем заинтересована. Она устанавливает и поддержи-вает его, охраняет от правонарушений, а в необходимых случаях защищает имеющейся в ее рас-поряжении принудительной силой. Без этого невозможна реализация гос.задач, осуществление сущности, формы и функций власти, решение гос.дел. Юридические качества и свойства правопорядок получает от законов, от тех правовых идей, принципов деятельности и институтов, которые использует гос.власть. Он тесно взаимосвязан с правовой идеологией и психологией, с сущностью и формами права, с правотворческим и пра-вореализационным процессами, с правосудием, законностью. Получая от них многое, он сам выступает одним из свойств, ибо право, правотворчество и правореализация, правовые принци-пы и их воплощение в жизнь имеют одно из существенных свойств – упорядоченность. Сердцевиной правопорядка является человек, его интересы и стремления, жизненные потреб-ности, которые во многом получают свое правовое оформление в правах и свободах, обязанностях и ответственности гражданина, которые реализуются в отношениях между ними, а также во взаимосвязях с государством и обществом. Правопорядок – завершающий этап всех юридических форм и процессов. Правопорядок есть тот юридический результат, к которому стремиться гос.власть и все субъекты права, используя разнообразные пути и приемы. В этом социальном результате органически сливают-ся объективные потребности упорядоченности жизни с деятельностью людей по их урегулированию их поведения и поступков.
96. Законность, дисциплина и правопорядок: их соотношение. Законность – это принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гражданами – всеми без исключения). Дисциплина – определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиями какой-либо организации. Дисциплина является необходимым условием нормального существования общества; благодаря ей поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает коллективную деятельность и функционирование организаций. Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Это конечный результат реализации правовых требований и предписаний; результат соблюдения, исполнения правовых норм, т.е. законности. Категории «законность» и «правопорядок» формируются на одних принципах, взаимосвязаны с гос.властью. У них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они связаны с правами, свободами и обязанностями, ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную определенность и т.д. В тоже время у них много принципиальных отличий: 1. это различные по содержанию и характеру категории: - законность – качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима; - правопорядок – состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств. 2. выступают различными этапами реализации воли и интересов власти и народа: -законность – реализующееся право, правовое качество нормативных и правореализационных актов, процесса по их реализации; -правопорядок – претворенное в жизнь право, реализованные воля и интересы гос.власти и народа. Различен уровень развития правовой материи – движение и конечный результат. 3. они несут различную правовую функциональную нагрузку: - законность – средство установления правопорядка; - правопорядок – результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь. 4. если законность выступает как причина, то правопорядок – следствие; 5. если при анализе законности имеем дело прежде всего с количественными и качественными характеристиками, то при рассмотрении правопорядка – с состояниями и их качеством. Важно также разграничение законности и дисциплины. Это два перекрещивающихся явления. С одной стороны, законность является частью дисциплины (такой ее разновидности, как слу-жебная). Все требования законности, обращенные к гос. служащим, составляют одновременно и содержание дисциплины. С другой стороны, последняя включает в себя некоторые сугубо моральные требования, не закрепленные непосредственно в нормах права.
Ее связь с философскими и политическими науками. Наука – система знаний о закономерностях природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний (Ожегов). ТГП как наука –система знаний о наиболее общих специальных закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, а также особенностях политического и право-вого сознания. Система - упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Единство и целостность материального и духовного мира обусловливают единство всех наук. Особо тесная взаимосвязь существует между гуманитарными (общественными) науками. Гума-нитарные науки изучают общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое и общественное сознание. В центре гума-нитарных наук находятся человек, его достоинство, права и свободы. Коренной вопрос общественной жизни – вопрос о государстве и праве, их роли и месте в жиз-ни общества. Этот вопрос не может быть монополией какой-то одной науки. Все гуманитарные науки в той или иной мере затрагивают его, отсюда тесное взаимодействие ТГП с философией, экономической теорией, социологией и др. Она опирается на их передовые достижения, занима-ет в системе гуманитарного знания место, определяемое значением государства и права в жизнедеятельности общества. Философия – наука о всеобщих закономерностях природы, общества и мышления, система знаний об общих принципах бытия и сознания, об отношении человека к окружающему миру. Творческое использование вершинных достижений философского знания во многом обуслов-ливает общенаучный уровень учения о государстве и праве, которое в свою очередь вооружает философию богатым материалом, позволяющим формулировать общие принципы развития свободы и социального процесса. Зависимость между философскими основами мировоззрения и государственно-правовыми теориями просматривается на протяжении всей их истории. Социология – наука, занимающаяся проблемами управления социальной жизнью и функциони-рования социальных систем, а также закономерности социального поведения людей. Опираясь на достижения социологии, на конкретные социологические исследования, наука ТГП может успешно решать проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования гос.аппарата. Главное назначение политологии – изучение политики, полит.институтов, систем и процессов. Госудасртво и право неотделимы от политики и полит.жизни общества. С гос.властью, с ее содержанием и формами, методами деятельности напрямую связана полит.жизнь в целом. Поли-тика, по мысли древних греков, - это искусство управления государством. Полит.(гос.) власть представляет собой венец политики, служит основой порядка в обществе. Экономические науки – изучают способы производства материальных благ, формы собствен-ности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения и т.п., раскрывает влияние экономического базиса на социальные и полит.институты. ТГП исходит из следующего тезиса: объективная экономическая обусловленность государствен-но-правовых явлений выражается прежде всего в том, что каждый способ производства функци-онирует тем успешнее, чем больше простора ему дают государственно-правовые механизмы. Словом, экономические отношения любого уровня развития требуют для себя наиболее адекват-ных государственных и правовых институтов. Государство и право, возникая в ответ на эконо-мические потребности, сами выступают важнейшим фактором эффективного функционирования и даже формирования соответствующих общественных отношений.
7. Структура ТГП: (Пиголкин) – весьма - широкий круг проблем, исследуемых ТГП, можно разделить на 6 относительно самостоятельных частей: 1. Поблемы сущности, содержания и формы права как регулятора общественных отношений. ТГП призвана раскрывать суть права, его качественное своеобразие по отношению к другим социальным явлениям, место права и государства в структуре общества, формы выражения и существования данных явлений. 2. Проблемы структуры, строения и действия права и государства. Основное внима-ние уделяется анализу систем права и государства как целостных образований и сово-купностей составляющих их элементов (ех, отраслей и институтов права), правотвор-ческой деятельности государства, путям и формам реализации права в конкретных отношениях, а также способам, призванным обеспечить неукоснительное исполнение и соблюдение юридических норм гражданами и иными субъектами права. 3. Общие проблемы становления и развития права и государства. Ответ на эти воп-росы весьма важен для уяснения и истолкования многих принципиально значимых проблем современности, в т.ч. и вопросов сущности и социального назначения права и государства. 4. Проблемы путей и способов познания права и государства. ТГП представляет со-бой методологическую науку, призванную разрабатывать пути и способы познания права и государства. (ех, разрабатывает конкретно-социологические, статистические, логические и иные общие, специальные методы применительно к специфике научного познания права). 5. Проблемы функционирования и развития юридической науки. Науковедение сос-тавляет неотъемлемую часть ТГП и включает в себя характеристику правовой науки как относительно самостоятельного комплекса научных знаний, специфические зако-номерности развития юридических знаний, пути и способы их воплощения в практи-ческой деятельности государственных органов и т.д. 6. Проблемы использования юридической техники, законодательной стилистики, методов толкования права в деятельности првотворческих, правоприменитель-ных и иных органов и учреждений государства. - философии права (методологические проблемы); - социологии права (вопросы эффективного действия законодательства, условий и причин правонарушений, социальной структуры и уровня правового сознания населения); - специально-юридической теории (проблемы источников права, классифи-кации юридических норм, юридических фактов, коллизионных норм, приемов толкования и применения юридических норм). Марченко из двух частей: -социология права и государства; -философия государства и права. 2. ТГП как фундамент юридического образования и ее значение для профессиональной подготовки юристов. Государство и право изучаются не только ТГП, но и всем комплексом отраслевых юридических наук. Иначе говоря, одни и те же объекты оказываются в поле зрения множества отраслей юридического знания, что, однако не означает совпадения предметов каждой из юридических наук. Необходимость выделения из системы юридических наук ТГП как самостоятельной научной отрасли знания обусловлена тем, что в реальной жизни действуют такие объективные закономерности развития государственно-правовых явлений, такие существенные их связи и отношения, которые являются общими, присущими всем явлениям данного рода и без познания которых невозможно более или менее глубоко изучить предмет отраслевых (специальных) юри-дических наук. Так, например, без общего определения государства невозможно выяснить осо-бенности, отличающие друг от друга различные типы государств; без общего научного понятия сущности, содержания и формы права, отрасли и института права, системы и систематики права, нормы права и правоотношения и т.д., ни одна отрасль юридической науки не сможет плодотворно разрабатывать вопросы своей специальной сферы знаний. Каждая отраслевая юридическая наука, взятая в отдельности, отражает лишь отдельную, хотя и существенную, сторону всеобщей связи государственно-правовых явлений, как между собой, так и с окружающим общественным бытием, фиксирует лишь некоторые моменты, части и чер-ты этих связей. Но если бы мы пользовались лишь понятиями, выработанными теми или иными отраслевыми юридическими науками, то лишили бы себя возможности выяснить связь между различными областями государственно-правовой действительности, обнаружить закономернос-ти развития государства и права в целом, определить их место и роль в общественной жизни. Так, даже доскональное и глубокое знание гражданского или земельного законодательства не может дать полного представления о значении права в жизни общества, его роли в межличност-ных отношениях. Задача ТГП в том и состоит, чтобы вскрыть внутреннюю связь и тенденции закономерного развития государственно-правовых явлений в целом, объяснить и показать, в частности, их роль в регулировании отношений между людьми, в управлении жизнедеятельностью общества. Выводы, положения и определения ТГП являются наиболее существенными для характе-ристики основных тенденций развития государственно-правовых явлений. Именно поэтому ТГП по отношению к отраслевым юридическим наукам является наукой обобщающей, имеющей ру-ководящее, направляющее, методологическое значение при разработке специальных проблем, составляющих предмет отраслевых юридических наук. Формулируя общие научные закономер-ности развития государственно-правовых явлений всех общественно-экономических формаций, вскрывая связи и взаимоотношения между различными областями, сферами, сторонами единой и целостной государственно-правовой действительности отдельных общественно-экономических формаций, ТГП благодаря этому вносит «методологическое единство» в исследование государ-ственных и правовых проблем. В системе юридических дисциплин ТГП занимает ведущее место, так как вооружает обучаемых знанием наиболее общих закономерностей государственно-правовой жизни общест-ва. Тем самым она закладывает фундамент общей юридической культуры, юридического мыш-ления, формирует научную базу юридического мировоззрения. ТГП дает обучаемым первичные представления об основных понятиях государства и права, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и других юридических дисциплин. Главная же заслуга ТГП состоит в том, что она позволяет обучаемым со строго научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их действительную сущность, понимать их социальное назначение, роль и место в политической системе общества.
3. Основные направления развития юридической науки и практики в РФ. Настоящее время является периодом коренных социально-экономических и политических из-менений в российском обществе. Сама жизнь выдвинула целый ряд вопросов, на которые долж-на ответить юридическая наука. Так, весьма важной и актуальной оказалась проблема переоценки некоторых устаревших за последние десятилетия в нашей стране государственно-правовых взглядов, политико-право-вых и духовных ценностей. Речь идет, в частности, о необходимости «корректировки» укоренившегося в сознании юристов, политологов, философов, социологов и специалистов в области других общественных наук представления о государстве, праве, политике и демократии лишь как о «чисто» классовых явлениях, институтах и учреждениях, тогда как они сочетают в себе наряду с классовыми также национальные, групповые, клановые, этнические, личные и многие другие цели и интересы. Речь идет также об изменении отношения, под влиянием появившихся новых фактов и обсто-ятельств, к таким политико-юридическим по своей природе явлениям, институтам и учреж-дениям, как правовое государство, принцип разделения властей, институт частной собственности, многопартийность и множественность («плюрализм»-американский вариант) идеологий, деление права на публичное и частное, и др. Раньше они воспринимались, как правило, лишь в сугубо критическом, точнее – негативном плане, тогда как опыт России и других государств показывает, что их следует рассматривать и в позитивном плане. В каждом из них наряду с отрицательными сторонами есть и несомненные положительные стороны.
4. Предмет ТГП, его структура и особенности. Каждая конкретная наука исследует строго определенную совокупность объективных закономерностей или, иначе говоря, имеет свой предмет. Под такими закономерностями понима-ется внутренняя, устойчивая и необходимая связь между явлениями либо их сущностями. Сущ-ность же понимается как совокупность устойчивых повторяющихся признаков, свойств явлений, процессов. Предмет – то, на что направлена мысль, какое-нибудь действие, объект (Ожегов). Предметом ТГП –(как видно уже из наименования данной отрасли науки) являются государ-ственные и правовые явления, закономерности их возникновения и развития, а также объектив-ные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие, их социальное назначение и отношение к другим явлениям общественной жизни.(Марченко) Корельский В. М. – проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действитель-ности и тенденций ее развития, политико- правовых процессов и их отражения в сознании людей. Закономерности, составляющие предмет ТГП, как и любые объективные законы, не существу-ют сами по себе, в чистом виде, а проявляются в конкретных явлениях и процессах. Поэтому для раскрытия предмета данной науки нет иного пути, как начинать научное познание с изучения правовых и иных социальных явлений. Реально существующий мир, во всем многообразии его конкретных проявлений – предметов, процессов, событий человеческого общества, природной среды и продуктов мыслительной деятельности – понимается как объект науки. Объект – (в философии) то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира. Объект ТГП – представляет собой единство норм права, юридической практики, а также соци-альной практики в той части, в которой она обусловливает формирование и развитие государ-ства и права. (Пиголкин). Структура – строение, внутреннее устройство; (Ожегов) -- совокупность устойчивых отношений и связей между элементами сис- темы. (краткий философский словарь). Особенности предмета ТГП выражаются в следующем: 1. ТГП изучает государственную и правовую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития. 2. Содержание предмета ТГП составляют не любые, а основные общие закономернос-ти государства и права, в которых проявляется их сущность и социальное значе-ние для всей общественной жизни. 3. Предмет ТГП составляют государство и право в их единстве. Потому, что они являются органически взаимосвязанными между собой частями надстройки общества и существовать изолированно не могут.
5. Методология ТГП. Методология – учение о научном методе познания; - совокупность методов, применяемых в какой-либо области чело- веческой деятельности. Если предмет ТГП показывает, что изучает данная наука, то ее метод отвечает на вопрос, как изучается государство и право. Метод науки – это способы изучения реальной действительнос-ти, общие исходные принципы, на которых базируется данная наука. Методология ТГП представляет собой систему особых приемов, принципов и способов изу-чения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений. Для ТГП свойственно наличие не одного какого-либо отдельно взятого приема, прин-ципа или способа исследования государства и права, а их системы, совокупности. Важнейшими принципами (подходами) общетеоретического исследования государства и права являются следующие: 1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явле-ний в развитии, в их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, ТГП должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права. 2. Объективизм. Данный принцип означает отражение государственно-правовой действи-тельности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определения общих понятий о государстве и праве, вскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действитель-ность, реальные явления общественной жизни. 3. Конкретность. Этот принцип требует от ТГП точного учета всех условий, в которых нахо-дится объект познания, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его раз-вития. Именно практика в конечном итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. 4. Комплексность. Речь идет о многоаспектности в исследовании государства и права. Если наука концентрирует внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими, как несущественными, побочными, она неизбежно приходит в тупик. 5. Всесторонность исследования. В зависимости от сферы распространения и охвата исследуемой материи, а также от их специфики и характера все методы классифицируются на несколько групп. Это: а) всеобщий диалектико - материалистический метод. Распространяется на все без исключения конкрет-ные науки и на все этапы или стадии процесса познания. С его помощью определяется и тео-ретически отражается реалистический путь, который проходило и проходит развитие государ-ства и права. Внимание исследователя акцентируется не только на выявлении особенностей и определения понятия государства и права, но и на их связях между собой и окружающими их явлениями, институтами и учреждениями. Б) Общие методы. Используются не только в ТГП, но и в других науках. Среди них – методы сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, системного и структурного подходов, методы подведения менее
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.105 (0.018 с.) |