ОТЛИЧИЕ ОТ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОТЛИЧИЕ ОТ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ



Исполнительная власть не отождествляется с государственным управлением, которое характеризуется как вид государственно-властной деятельности. Вопрос об их соотношении возникает в связи с тем, что государственное управление рассматривается как исполнительно-распорядительная деятельность, которая осуществляется системой органов исполнительной власти. Следует также отметить, что сейчас из практики гос строительства, нормотворческой деятельности (содержания нормативно-правовых актов) практически исчезли термины «исполнительно-распорядительная деятельность» и даже «государственное управление».

При рассмотрении соотношения исполнительной власти и гос управления следует исходить из того, что категория «исполнительная власть» является политико-правовой, а категория «государственное управление» — организационно-правовой. Главное, что их объединяет, — это исполнительная направленность.

Государственное управление по своему назначению представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется государственная власть. Это полностью отвечает системе деления власти, поскольку каждая ветвь единой государственной власти реализует полномочия через деятельность соответствующих субъектов.

Исполнительная власть получает свой реальный характер в деятельности соответствующих звеньев гос органов и их аппарата, которые называются органами исполнительной власти, но продолжают осуществлять, как и раньше, управленческую деятельность и, по сути, являются органами гос управления. Сейчас государственное управление осуществляется в рамках единой системы государственной власти на принципе разделения власти, поэтому государственное управление, элементами которого являются исполнительная и распорядительная деятельность, не может противопоставляться исполнительной власти, поскольку через него реализуются властные полномочия субъектов исполнительной власти. Следовательно, все субъекты исполнительной власти являются звеньями системы гос управления.

Таким образом, сущность проблемы соотношения исполнительной власти и гос управления характеризуется рядом факторов, которые свидетельствуют о том, что в некоторых случаях они имеют как общие черты, так и различаются по некоторым важным характеристикам. Так, исполнительную власть и государственное управление осуществляют исполнительные органы. Однакок органам управления следует также отнести администрацию гос предприятия или учреждения, которая не является исполнительным органом, так как иначе ее следовало бы включить в число субъектов исполнительной власти, и др. Вместе с тем понятия «субъект исполнительной власти» и «орган исполнительной власти» являются тождественными.

 

11. Раскройте принципы и функции гос управления, установите между ними взаимосвязи.

Принципы гос управления:

Общие:

· -объективность (использование выводов и рекомендаций науки в повседневной жизни, изучение и обобщение собственного опыта, реалистическая оценка последствий приминаемых решений и т.д.)

· -конкретность (осуществление управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам с учётом разнообразных форм проявления объективных законов)

· -эффективность (суть – достижение цели при наименьших затратах сил, средств и времени)

· -принцип приоритета и гарантированности прав личности (права личности – высшая ценность)

· -принцип централизации и децентрализации(централицация, т.е. подчинение нижестоящих органов вышестоящим; децетрализация, т.е. закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным оранном,Ю которые он должен осуществлять самостоятельно, без вмешательства вышестоящих органов)

· -законность и дисциплина

Организационные:

· - отраслевой принцип ( в соответствии с ним для реализации того или иного вида управленческой деятельности образуются необходимые органы и аппараты(службы, подразделения))

· -территориальный принцип (суть его состоит в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе)

· -линейный принцип (каждый подчинённый имеет лишь одного непосредственного начальника, в компетенции которого находятся все вопросы деятельности подчинённого)

· -функциональный принцип (применение этого принципа обеспечивает развитие межотраслевых связей, решение вопросов, имеющих общее значение для всех или многих отраслей управления)

· - принцип двойного подчинения (этот принцип обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учётом местных условий)

Функции гос управления представляют собой основные направления деятельности гос органов по обеспечению выполнения задач гос управления.

Функции гос управления правомерно разделить на два вида: общие и специальные.

Общимиявляются те, которые имеют универсальный харак­тер, присущи в той или иной мере всем видам управления. К ним относят:

1) прогнозирование;

2) планирование;

3) организацию;

4) регулирование;

5) руководство;

6) координацию;

7) контроль;

8) учет.

Прогнозирование— это предвидение возможного развития, достижения определенных результатов, предсказание событий или процессов. Оно возможно на базе глубоких научных исследований. Функция прогнозирования закреплена в Законе РБ «О Совете Министров РБ и подчи­ненных ему гос органах» и некоторых положениях о республиканских органах гос управления (см., напри­мер, п. 25 Положения о Министерстве архитектуры и строитель­ства РБ ).

Прогнозирование тесно связано с планированием. Прогнозы получают официальное выражение в планах. Планирование — «это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (эко­номических, социальных, оборонных и иных)»3. Оно выражается, как правило, в форме нормативных актов. Планирование можно разделить на несколько видов: в области хозяйственного, социального и иного развития, а также в облас­ти организации управленческой деятельности. Последнее зависит от иных видов планирования и способствует воплощению их в жизнь. Такие планы имеются во всех органах гос управления. Иные виды планов принимаются различными го­сударственными органами и на различные сроки. Например, 28 но­ября 2001 г. Совет Министров РБ утвердил мероприятия по реализации Программы социально-экономи­ческого развития РБ на 2001—2002 гг., а так­же основные целевые показатели прогноза социально-экономи­ческого развития РБ на 2002 г.

Организация как функция гос управления озна­чает образование, упразднение и реорганизацию органов, учреж­дений, предприятий, определение их компетенции, внутренней структуры, подбор и расстановку кадров. Иначе говоря, эта фун­кция предназначена для основания, учреждения, упорядочения определенных управленческих структур, формирования и развития коллектива подразделений, управляемой (управляющей) системы. Ею обладают многие органы управления, все те, которые имеют нижестоящие организации, подчиненные объекты. Эта функция закрепляется в актах, которыми регулируются вопросы правового статуса, компетенции гос органа (должностного лица), например, в Конституции РБ (ст.ст. 84, 107), Законе РБ «О Совете Министров РБ и подчиненных ему гос органах» (ст.ст. 4, 13, 14), Законе РБ «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (ст.ст. 9, 11).

Регулирование— это действие, вид управленческой деятель­ности, заключающийся в установлении, изменении или прекра­щении тех или иных управленческих отношений. Оно направле­но на упорядочение отношений между участниками, создание определенного режима управленческой деятельности в заданном порядке. Регулирование связано с изданием правовых актов, со­держащих правила поведения субъектов в сфере гос управления, т.е. с правотворчеством.

Такой функцией обладают те органы и должностные лица, ко­торые вправе заниматься нормотворчеством в сфере управления. К ним относятся, в первую очередь, Президент РБ (ст. 85 Конституции РБ ), Совет Министров РБ (ст.ст. 4, 14, 15 Закона «О Совете Министров РБ и подчиненных ему гос органах»), республиканские органы гос управления (ст.ст. 12, 13 Закона РБ «О Совете Министров РБ »), органы местного управления и самоуправления и др.

Руководствокак функция управления состоит в воздействии управляющего на содержание деятельности управляемых путем нацеливания, указания основных ее направлений, определения те­кущих задач. Названную функцию осуществляют все органы гос управления и должностные лица.

Некоторые органы гос управления могут осу­ществлять особый вид руководства — методическое руководство. Оно отличается от обычного руководства тем, что в нем не может присутствовать властность субъектов управления, а лишь советы, рекомендации и иные виды помощи. Например, Министерство образования РБ призвано осуществлять учебно-методическое руководство и координацию деятельности всех учебных заведений и иных организаций по вопросам своей компетенции.

Координация— это деятельность субъектов управления по согласованию действий органов, предприятий, организаций, на­правленных на выполнение какой-то единой задачи. Координация осуществляется как в отношении подчиненных организаций, так и не находящихся в подчинении. Например, Местные исполнительные и распоряди­тельные органы могут кооперировать с согласия собственников средства предприятий, организаций, учреждений и объединений (см. ч. 8 ст. 9 Закона РБ «О местном управле­нии и самоуправлении в Республике Беларусь»). Ко­ординация возможна и по вертикали — так называемая «суборди­национная координация». Например, Министерство образования РБ координирует деятельность подчиненных ему управлений образования областных и Минского городского исполнительных комитетов (см. п. 3.4 Положения о Министерстве образования РБ ). Функция координации присуща многим республиканским органам гос управления, а также может проводиться и специально созданны­ми органами. Вероятно, такую координацию следует рассмат­ривать в качестве отдельного вида. Например, Кабинет Министров РБ от 4 сентября 1996 г. образовал Координационный совет по вопросам национальных меньшинств при Кабинете Минис­тров.

Контрользаключается в получении сведений (достоверных данных) о фактическом положении дел в управляемых объектах, о качестве и состоянии деятельности, выявлении отклонений и просчетов в работе по сравнению с предусмотренными (заданными) параметрами, намеченными целями. Контроль представляет собой право различных органов, уполномоченных лиц осущес­твлять проверки, знакомиться с положением дел в подконтроль­ных объектах, направлять их деятельность в необходимое русло, устранять упущения и, возможно, вносить соответствующие по­правки, исправления в ранее принятые решения. По результатам контроля обычно принимаются определен­ные решения органами, проводившими его, или иными на то упол­номоченными органами. В этой связи могут осуществляться функ­ции регулирования, руководства, организации.

Контроль осуществляется в различных формах и в ряде слу­чаев специально уполномоченными органами (лицами). Таким органом является, например, Комитет гос контро­ля. Он, по существу, универсальный орган в области контроля. Сфера контроля иных органов (исключая Совет Министров РБ ) ограничена отраслью, сферой или специаль­ными вопросами. Так, Высшая аттестационная комиссия, осу­ществляет контроль за деятельностью аспирантур, адъюнктур, докторантур и органов по присуждению ученых степеней и при­своению ученых званий, созданных при (в) организациях неза­висимо от подчиненности и форм собственности.

Учет— это фиксация путем подсчета наличия в количествен­ной форме промежуточных и итоговых данных о существовании, качестве, расходе и движении ресурсов (людских, материальных и денежных), о ходе и результатах выполнения планов и других управленческих решений, о наличии и движении документов. Учет помогает принимать правильные решения и в целом осуществлять государственное управление. В Республике Бела­русь существует Министерство статистики и анализа, которое при­звано осуществлять сбор, обработку и анализ статистической информации о процессах, происходящих в экономической, соци­альной жизни РБ (см. Положение о Минис­терстве статистики и анализа). Каждый орган обеспечивается соответствующими данными учета и обязан вести в пределах своей деятельности такой учет.

Общие функции гос управления выполняют все органы исполнительной власти, проявляя своеобразие при их кон­кретном воплощении. Особенности тех или иных органов гос управления, их системы, отрасли, сферы требуют наличия и специальныхфункций. Последние формируются на основе общих функций и способствуют их развитию. Например, Министерство культуры РБ реализует государ­ственную политику в области культуры, искусства, кинематогра­фии, охраны историко-культурных ценностей, обеспечении со­хранения национального культурного наследия, содействует раз­витию культур национальных меньшинств Беларуси и др. (см. Положение о Министерстве культуры РБ ), Ми­нистерство информации РБ осуществляет го­сударственное регулирование в области распространения инфор­мации, реализует государственную политику в сфере массовой информации, книгоиздания, полиграфии и книгораспространения (см. ст. 3 Положения о Министерстве информации РБ 2), а Государственный таможенный комитет РБ занимается непосредственно вопросами таможенного дела в Республике Беларусь (см. ст. 7 Таможенного кодекса РБ 3).

Общие функции не закрепляются в одном каком-то норма­тивно-правовом акте. Они, как и специальные функции, отображают отличительные признаки каждого органа или системы, отрас­ли. В первую очередь по специфике функций обособляются орга­ны, отрасли и т.д.

В ходе выполнения функций д\б соблюдены принципы!

 

12. Дайте определение понятия «форма гос управления». Классифицируйте существующие формы управленческой деятельности на виды и охарактеризуйте их.

Форма гос управления – это внешнее организационно-правовое, практическое выражение управленческой деятельности (т.е. функций) в конкретных действиях, совершаемых органом гос управления (должностным лицом).

Выбор административно-правовой формы зависит от:

· -особенностей объекта управляющего воздействия (влияние форм собственности)

· -характера компетенции данного органа (должностного лица)

· -конкретной цели совершаемых управленческих действий

· -характера решаемых в процессе управленческой деятельности вопросов

Правотворческая деятельность – заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении, отмене



Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.117.56 (0.017 с.)