Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отличие от исполнительной властиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исполнительная власть не отождествляется с государственным управлением, которое характеризуется как вид государственно-властной деятельности. Вопрос об их соотношении возникает в связи с тем, что государственное управление рассматривается как исполнительно-распорядительная деятельность, которая осуществляется системой органов исполнительной власти. Следует также отметить, что сейчас из практики гос строительства, нормотворческой деятельности (содержания нормативно-правовых актов) практически исчезли термины «исполнительно-распорядительная деятельность» и даже «государственное управление». При рассмотрении соотношения исполнительной власти и гос управления следует исходить из того, что категория «исполнительная власть» является политико-правовой, а категория «государственное управление» — организационно-правовой. Главное, что их объединяет, — это исполнительная направленность. Государственное управление по своему назначению представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется государственная власть. Это полностью отвечает системе деления власти, поскольку каждая ветвь единой государственной власти реализует полномочия через деятельность соответствующих субъектов. Исполнительная власть получает свой реальный характер в деятельности соответствующих звеньев гос органов и их аппарата, которые называются органами исполнительной власти, но продолжают осуществлять, как и раньше, управленческую деятельность и, по сути, являются органами гос управления. Сейчас государственное управление осуществляется в рамках единой системы государственной власти на принципе разделения власти, поэтому государственное управление, элементами которого являются исполнительная и распорядительная деятельность, не может противопоставляться исполнительной власти, поскольку через него реализуются властные полномочия субъектов исполнительной власти. Следовательно, все субъекты исполнительной власти являются звеньями системы гос управления. Таким образом, сущность проблемы соотношения исполнительной власти и гос управления характеризуется рядом факторов, которые свидетельствуют о том, что в некоторых случаях они имеют как общие черты, так и различаются по некоторым важным характеристикам. Так, исполнительную власть и государственное управление осуществляют исполнительные органы. Однако к органам управления следует также отнести администрацию гос предприятия или учреждения, которая не является исполнительным органом, так как иначе ее следовало бы включить в число субъектов исполнительной власти, и др. Вместе с тем понятия «субъект исполнительной власти» и «орган исполнительной власти» являются тождественными.
11. Раскройте принципы и функции гос управления, установите между ними взаимосвязи. Принципы гос управления: Общие: · -объективность (использование выводов и рекомендаций науки в повседневной жизни, изучение и обобщение собственного опыта, реалистическая оценка последствий приминаемых решений и т.д.) · -конкретность (осуществление управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам с учётом разнообразных форм проявления объективных законов) · -эффективность (суть – достижение цели при наименьших затратах сил, средств и времени) · -принцип приоритета и гарантированности прав личности (права личности – высшая ценность) · -принцип централизации и децентрализации(централицация, т.е. подчинение нижестоящих органов вышестоящим; децетрализация, т.е. закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным оранном,Ю которые он должен осуществлять самостоятельно, без вмешательства вышестоящих органов) · -законность и дисциплина Организационные: · - отраслевой принцип (в соответствии с ним для реализации того или иного вида управленческой деятельности образуются необходимые органы и аппараты(службы, подразделения)) · -территориальный принцип (суть его состоит в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе) · -линейный принцип (каждый подчинённый имеет лишь одного непосредственного начальника, в компетенции которого находятся все вопросы деятельности подчинённого) · -функциональный принцип (применение этого принципа обеспечивает развитие межотраслевых связей, решение вопросов, имеющих общее значение для всех или многих отраслей управления) · - принцип двойного подчинения (этот принцип обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учётом местных условий) Функции гос управления представляют собой основные направления деятельности гос органов по обеспечению выполнения задач гос управления. Функции гос управления правомерно разделить на два вида: общие и специальные. Общими являются те, которые имеют универсальный характер, присущи в той или иной мере всем видам управления. К ним относят: 1) прогнозирование; 2) планирование; 3) организацию; 4) регулирование; 5) руководство; 6) координацию; 7) контроль; 8) учет. Прогнозирование — это предвидение возможного развития, достижения определенных результатов, предсказание событий или процессов. Оно возможно на базе глубоких научных исследований. Функция прогнозирования закреплена в Законе РБ «О Совете Министров РБ и подчиненных ему гос органах» и некоторых положениях о республиканских органах гос управления (см., например, п. 25 Положения о Министерстве архитектуры и строительства РБ). Прогнозирование тесно связано с планированием. Прогнозы получают официальное выражение в планах. Планирование — «это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных)»3. Оно выражается, как правило, в форме нормативных актов. Планирование можно разделить на несколько видов: в области хозяйственного, социального и иного развития, а также в области организации управленческой деятельности. Последнее зависит от иных видов планирования и способствует воплощению их в жизнь. Такие планы имеются во всех органах гос управления. Иные виды планов принимаются различными государственными органами и на различные сроки. Например, 28 ноября 2001 г. Совет Министров РБ утвердил мероприятия по реализации Программы социально-экономического развития РБ на 2001—2002 гг., а также основные целевые показатели прогноза социально-экономического развития РБ на 2002 г. Организация как функция гос управления означает образование, упразднение и реорганизацию органов, учреждений, предприятий, определение их компетенции, внутренней структуры, подбор и расстановку кадров. Иначе говоря, эта функция предназначена для основания, учреждения, упорядочения определенных управленческих структур, формирования и развития коллектива подразделений, управляемой (управляющей) системы. Ею обладают многие органы управления, все те, которые имеют нижестоящие организации, подчиненные объекты. Эта функция закрепляется в актах, которыми регулируются вопросы правового статуса, компетенции гос органа (должностного лица), например, в Конституции РБ (ст.ст. 84, 107), Законе РБ «О Совете Министров РБ и подчиненных ему гос органах» (ст.ст. 4, 13, 14), Законе РБ «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (ст.ст. 9, 11). Регулирование — это действие, вид управленческой деятельности, заключающийся в установлении, изменении или прекращении тех или иных управленческих отношений. Оно направлено на упорядочение отношений между участниками, создание определенного режима управленческой деятельности в заданном порядке. Регулирование связано с изданием правовых актов, содержащих правила поведения субъектов в сфере гос управления, т.е. с правотворчеством. Такой функцией обладают те органы и должностные лица, которые вправе заниматься нормотворчеством в сфере управления. К ним относятся, в первую очередь, Президент РБ (ст. 85 Конституции РБ), Совет Министров РБ (ст.ст. 4, 14, 15 Закона «О Совете Министров РБ и подчиненных ему гос органах»), республиканские органы гос управления (ст.ст. 12, 13 Закона РБ «О Совете Министров РБ»), органы местного управления и самоуправления и др. Руководство как функция управления состоит в воздействии управляющего на содержание деятельности управляемых путем нацеливания, указания основных ее направлений, определения текущих задач. Названную функцию осуществляют все органы гос управления и должностные лица. Некоторые органы гос управления могут осуществлять особый вид руководства — методическое руководство. Оно отличается от обычного руководства тем, что в нем не может присутствовать властность субъектов управления, а лишь советы, рекомендации и иные виды помощи. Например, Министерство образования РБ призвано осуществлять учебно-методическое руководство и координацию деятельности всех учебных заведений и иных организаций по вопросам своей компетенции. Координация — это деятельность субъектов управления по согласованию действий органов, предприятий, организаций, направленных на выполнение какой-то единой задачи. Координация осуществляется как в отношении подчиненных организаций, так и не находящихся в подчинении. Например, Местные исполнительные и распорядительные органы могут кооперировать с согласия собственников средства предприятий, организаций, учреждений и объединений (см. ч. 8 ст. 9 Закона РБ «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»). Координация возможна и по вертикали — так называемая «субординационная координация». Например, Министерство образования РБ координирует деятельность подчиненных ему управлений образования областных и Минского городского исполнительных комитетов (см. п. 3.4 Положения о Министерстве образования РБ). Функция координации присуща многим республиканским органам гос управления, а также может проводиться и специально созданными органами. Вероятно, такую координацию следует рассматривать в качестве отдельного вида. Например, Кабинет Министров РБ от 4 сентября 1996 г. образовал Координационный совет по вопросам национальных меньшинств при Кабинете Министров. Контроль заключается в получении сведений (достоверных данных) о фактическом положении дел в управляемых объектах, о качестве и состоянии деятельности, выявлении отклонений и просчетов в работе по сравнению с предусмотренными (заданными) параметрами, намеченными целями. Контроль представляет собой право различных органов, уполномоченных лиц осуществлять проверки, знакомиться с положением дел в подконтрольных объектах, направлять их деятельность в необходимое русло, устранять упущения и, возможно, вносить соответствующие поправки, исправления в ранее принятые решения. По результатам контроля обычно принимаются определенные решения органами, проводившими его, или иными на то уполномоченными органами. В этой связи могут осуществляться функции регулирования, руководства, организации. Контроль осуществляется в различных формах и в ряде случаев специально уполномоченными органами (лицами). Таким органом является, например, Комитет гос контроля. Он, по существу, универсальный орган в области контроля. Сфера контроля иных органов (исключая Совет Министров РБ) ограничена отраслью, сферой или специальными вопросами. Так, Высшая аттестационная комиссия, осуществляет контроль за деятельностью аспирантур, адъюнктур, докторантур и органов по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий, созданных при (в) организациях независимо от подчиненности и форм собственности. Учет — это фиксация путем подсчета наличия в количественной форме промежуточных и итоговых данных о существовании, качестве, расходе и движении ресурсов (людских, материальных и денежных), о ходе и результатах выполнения планов и других управленческих решений, о наличии и движении документов. Учет помогает принимать правильные решения и в целом осуществлять государственное управление. В Республике Беларусь существует Министерство статистики и анализа, которое призвано осуществлять сбор, обработку и анализ статистической информации о процессах, происходящих в экономической, социальной жизни РБ (см. Положение о Министерстве статистики и анализа). Каждый орган обеспечивается соответствующими данными учета и обязан вести в пределах своей деятельности такой учет. Общие функции гос управления выполняют все органы исполнительной власти, проявляя своеобразие при их конкретном воплощении. Особенности тех или иных органов гос управления, их системы, отрасли, сферы требуют наличия и специальных функций. Последние формируются на основе общих функций и способствуют их развитию. Например, Министерство культуры РБ реализует государственную политику в области культуры, искусства, кинематографии, охраны историко-культурных ценностей, обеспечении сохранения национального культурного наследия, содействует развитию культур национальных меньшинств Беларуси и др. (см. Положение о Министерстве культуры РБ), Министерство информации РБ осуществляет государственное регулирование в области распространения информации, реализует государственную политику в сфере массовой информации, книгоиздания, полиграфии и книгораспространения (см. ст. 3 Положения о Министерстве информации РБ 2), а Государственный таможенный комитет РБ занимается непосредственно вопросами таможенного дела в Республике Беларусь (см. ст. 7 Таможенного кодекса РБ 3). Общие функции не закрепляются в одном каком-то нормативно-правовом акте. Они, как и специальные функции, отображают отличительные признаки каждого органа или системы, отрасли. В первую очередь по специфике функций обособляются органы, отрасли и т.д. В ходе выполнения функций д\б соблюдены принципы!
12. Дайте определение понятия «форма гос управления». Классифицируйте существующие формы управленческой деятельности на виды и охарактеризуйте их. Форма гос управления – это внешнее организационно-правовое, практическое выражение управленческой деятельности (т.е. функций) в конкретных действиях, совершаемых органом гос управления (должностным лицом). Выбор административно-правовой формы зависит от: · -особенностей объекта управляющего воздействия (влияние форм собственности) · -характера компетенции данного органа (должностного лица) · -конкретной цели совершаемых управленческих действий · -характера решаемых в процессе управленческой деятельности вопросов Правотворческая деятельность – заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении, отмене
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 2733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.132.26 (0.012 с.) |