Административное правоотношение имеет свою структуру, т.е. состоит из определенных элементов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административное правоотношение имеет свою структуру, т.е. состоит из определенных элементов.



Административное правоотношение имеет свою структуру, т.е. состоит из определенных элементов.

Элементами административно-правовых(а-п) отношений являются:

Субъекты - участники а-п отношений, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей; ими могут быть все те, кому нормы АП предоставляют соответствующие полномочия и на кого они возлагают определенные обязанности в сфере гос управления (органы управления, должностные лица, организации, граждане и т.д.)

Объекты – то, по поводу чего возникло, изменилось, было прекращено а-п отношение (поведение субъекта, его воля и волеизъявление, совершаемые им действия). Без совершения определенных действий а-п отношение не может быть реализовано;

Содержание – совокупность субъективных прав и юридических обязанностей;

Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы АП связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений (действия и события).

Виды юридических фактов:

Действия - результат активного волеизъявления субъекта правоотношения – могут быть правомерными (соответствующие требованиям а-п норм) и неправомерными (не соответствующие требованиям а-п норм, нарушающие их);

События – явления, не зависимые от воли людей (смерть, стихийные бедствия, эпидемии и т.д.)

 

Виды а-п отношений.

Несмотря на разнообразие а-п отношений возможна их классификация.

по характеру юридических связей

· Вертикальные отношения складываются между соответствующими сторонами в тех случаях, когда у одной стороны есть установленные а-п нормой полномочия одностороннего юридически властного характера, которых нет у другой стороны. Такого радо связи наиболее типичны для сферы действия норм АП. Главное здесь состоит в одностороннем принятии управленческого решения, имеющего обязательную силу для другой стороны донного общественного отношения.

· Горизонтальные административно-правовые отношения изменяют место в тех случаях, когда стороны фактически и юридически равноправны. В таких отношениях отсутствует организационная соподчиненность, юридически властные полномочия, принадлежащие одной из сторон. Отношения горизонтального типа возникают в сфере взаимодействия однопорядковых, т.е. находящихся на одном правовом уровне органов гос управления. Подобного рода отношения складываются между двумя министерствами по поводу, например, издания совместного юридического акта, проведения совместных заседаний коллегий министерств, формирования межправительственных координационных органов согласования тех или иных решений и т.д.

Горизонтальные управленческие связи чаще всего предшествуют возникновению связей вертикального характера, выступают их предпосылкой. Принимаемое затем решение уже является односторонним юридически властным актом, обязательным для исполнения. Следовательно, горизонтальные связи существуют только до того момента, пока полномочный орган не примет одностороннее юридически властное решение.

Таким образом, горизонтальные административно-правовое отношения связаны преимущественно с процедурой разработки односторонних юридически властных решений.

Существуют и иные критерии классификации а-п отношений, например:

По содержанию: материальные и процессуальные;

По характеру юридических фактов: порождаемые правомерными действиями, порождаемые неправомерными действиями, порождаемые событиями;

По способу защиты: защищаемые в административном порядке, защищаемые в судебном порядке.

 

8. Раскройте систему источников АП.

Специфические черты

· вертикальность системы исполнительно-распорядительных органов;

· реализация принадлежащих этим субъектам юридически властных полномочий в административном, т.е. несудебном порядке;

· предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением).

Особенности гос управления:

1. В его процессе реализуются задачи, функции и интересы государства;

2. Функции управления осуществляются специальными субъектами, которые формируются государством;

3. Эти субъекты действуют по поручению государства;

4. Для выполнения своих функций они наделяются необходимыми полномочиями государственно-властного характера;

5. Действуют в рамках, устанавливаемых для них государством в соответствующих нормах права;

6. Все ведущие варианты управленческих систем опосредуются правом.

Признаки

1.возникают в процессе деятельности органа исполнительной власти в интересах реализации задач и функций этой власти, выражают волю государства, влекут юр последствия

2. издаются только полномочными субъектами исполнительной власти. Являются односторонними властными волеизъявлениями

3. подзаконный характер

4. императивны

5.определяют правила должного поведения в сфере управления

И т.д.

Значение актов управления в осуществлении функций государства:

1. Правовые акты органов гос управления являются одним из важнейших средств проведения в жизнь политики государства. С их помощью государственные органы регулируют общественные отношения, складывающиеся в ходе проведения в жизнь законов.

2. В соответствии с законами в актах управления определяются задачи, компетенция, формы и методы деятельности гос органов, права и обязанности граждан и общественных организаций в сфере управления.

3. С помощью актов управления решаются важные проблемы хозяйственного и культурно-политического строительства

4. Акты управления являются одним из важнейших средств правового воспитания граждан, одним из сильнейших средств правовой пропаганды.

Таким образом, акты органов гос управления являются важным средством, обеспечивающим поведение людей в обществе, средством закрепления и развития общественных отношений.

Юридическое значение актов гос управления:

В юридической литературе правовые акты управления определяют как:

· официальные решения;

· средство;

· основная форма реализации исполнительной власти;

· волевые действия;

· документы.

БОЛЕЕ ПОДРОБНО:

· акты, издание которых влечет возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, и акт управления выступает в данном случае как юридический факт

· Акты гос управления могут служить основаниями для издания других актов управления.

· Акты управления могут играть роль судебного доказательства по конкретному делу (например, решение исполкома на выдачу ордера на жилую площадь).

· Они могут служить юридическими основаниями, для возникновения отношений, регулируемых нормами гражданского, трудового, финансового, земельного права.

· Иногда акты управления выступают как условие действительности других актов (гражданско-правовых, земельных, трудовых и т. д.).

· акт управления может быть основанием для рассмотрения дела в суде.

КЛАССИФИКАЦИЯ актов гос управления дает возможность определить юридическую силу и значение каждого акта управления, его отраслевое и пространственное действие, место среди других актов.

По юридическим свойствам акты бывают:

· нормативные (общие) – те, которые содержат в себе нормы права; они принимаются с целью регулирования однотипных общественных отношений, рассчитаны на длительный срок действия и не имеют конкретного адресата

· индивидуальные (административные) – те, которые не устанавливают, не содержат в себе норм права; они разрешают конкретный вопрос управления на основе законов или других государственно-правовых актов, т.е. являются актами применения норм права к конкретным обстоятельствам жизни:

Ø оперативно-исполнительные (акт о назначении на должность)

Ø правоохранительные (в них дается правовая оценка деятельности физических и юридических лиц и соответственно реализуется санкция правовой нормы)

· акты смешанного характера – содержат в себе как нормы права, так и решения по индивидуальным управленческим делам; принимаются по комплексу взаимосвязанных вопросов управления общего, индивидуального, частного значения.

По сроку действия акты бывают:

§ акты с неопределенным сроком действия (бессрочные)

§ срочные

§ временные.

По территории действия акты бывают:

ü акты, действующие в масштабе РБ

ü акты, действующие в масштабе административно-территориальной единицы (района, города, области).

По характеру компетенции органов гос управления, издающих акты, последние бывают:

v акты общего управления – издаются органами общей компетенции (Правительством, исполнительными комитетами, местными администрациями), обладают большой юридической силой

v акты межотраслевого управления – регулируют отношения, связанные с решением специальных вопросов, имеющих межотраслевой характер; обязательны для исполнения всеми министерствами, ведомствами, органами, организациями, должностными лицами независимо от ведомственной подчиненности, а также гражданами (Министерство экономики, Министерство статистики и анализа и др.)

v акты отраслевого управления – регулируют общественные отношения и разрешают управленческие дела в определенной отрасли хозяйства или социально-культурного строительства (Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство архитектуры и строительства и др.).

По органам, издающим правовые акты управления, последние бывают:

указы и распоряжения президента РБ

постановления Совета Министров

приказы и инструкции министров и руководителей гос комитетов, комиссий и специальных ведомств

решения и распоряжения исполкомов

приказы и инструкции руководителей управлений и отделов исполкомов, руководителей учреждений и предприятий.

По форме выражения акты бывают:

o словесные

Ø письменные

Ø устные

o конклюдентные.

 

14. Охарактеризуйте акты гос управления, предусматривающие административную санкцию, включая особенности их принятия и вступления в силу. (больше ничего не нашла… Если кто что обнаружит, просьба сообщить!)

Особое место среди актов управления занимают акты управления с административной санкцией, которые издаются с целью регулирования однотипных общественных отношений и являются обязательными для всех субъектов таких отношений.

Эти акты могут издаваться не по всем вопросам гос управления, а только по тем, которые специально определены в законодательстве. Они носят общенормативный характер, то есть распространяются на граждан, должностных лиц, организации, общественные объединения независимо от ведомственной подчиненности.

В связи с тем, что эти акты снабжены санкциями, применение которых существенно затрагивает интересы граждан, должностных лиц или организаций, закон ограничивает круг органов, наделенных правом их издания. Такие акты издаются как органами власти, так и органами гос управления (Национальным собранием РБ, Президентом, Советом Министров РБ, местными Советами, исполнительными комитетами, исключая сельские, поселковые Советы).

Данные акты управления всегда содержат санкции за их неисполнение. Речь идет о нормативных актах, регламентирующих поведение всех граждан, организаций и должностных лиц в ряде важных областей общественной жизни. Принятие подобных актов имеет своей целью охрану гос и общественных интересов, всех форм собственности, прав, свобод и законных интересов граждан, их безопасности, общественного порядка и др.

Районные и городские Советы депутатов в пределах, определенных законодательными актами, могут принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность (по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, за нарушение правил по карантину животных и других ветеринарно-санитарных правил, за нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов).

Исполкомы до районного звена принимают решения только по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями.

По субъектам применения

· Индивидуальная

· коллективная

Различия видов ответственности:

· форма вины (умышленно или по неосторожности причинен ущерб)

· служебно-должностное положение виновного лица

· характер утраченных материальных ценностей

· конкретные обстоятельства причинения ущерба (смягчающие или отягчающие)

ПОЛНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Наступает, когда ущерб причинен:

· недостачей имущества, выданного служащим в пользование для исполнения трудовых обязанностей

· противоправным поведением служащего, содержащим признаки преступления

· умышленным уничтожением или умышленным повреждением (порчей)

· в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения

· имущество было передано под отчет по разовой доверенности для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей

Необходимая оборона

1. Каждое физическое лицо имеет право на защиту от противоправного посягательства. Это право принадлежит ему независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим физическим лицам или уполномоченным государственным органам.

2. Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда.

Крайняя необходимость

1. Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный.

2. Состояние крайней необходимости признается также в случае, если действия, совершенные с целью предотвращения опасности, не достигли своей цели и вред наступил, несмотря на усилия физического лица, добросовестно рассчитывавшего его предотвратить.

Обоснованный риск

1. Не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом законным интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели.

2. Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий.

+
Освобождение:

ü При малозначительности совершенного админ.правонарушения суд, орган, ведущий админ.процесс, могут освободить;

ü с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность;

ü по требованию потерпевшего или его зак.представителя, если примирились

ü Военнослужащие и иные лица, на кот.распространяется действие дисципл. уставов или спец.положений о дисциплине (статья 4.7 наст.Кодекса), с передачей материалов о правонарушениях соотв.органам для решения вопроса о привлечении их к дисципл.ответственности, за исключением случаев, когда в санкции статьи Особенной части наст.Кодекса предусмотрены такие виды админ.взысканий, как лишение спец.права, лишение права заниматься опред.деят-тью, конфискация, взыскание стоимости предмета админ.правонарушения, а также если повторное совершение админ.правонарушения влечет уг.ответственность.

ü или замена админ.взыскания более мягким вследствие болезни. При этом учитываются х-р совершенного админ.правонарушения, личность физ.лица, совершившего его, х-р заболевания и др.обстоятельства.

ü Физ.лицо, совершившее админ.правонарушение, если это жертва торговли людьми либо деяний, направленных на его использование в целях сексуальной или иной эксплуатации.

 

 

Возбуждение производства.

Основанием возникновения данного производства следует считать внесение гражданином обращения с целью совершенствования различных сторон деятельности гос органа.

Законодатель четко сформулировал требования к обращениям граждан. В частности, обращения могут быть устными и письменными, а также индивидуальными (поданными отдельными лицами) и коллективными (поданными группой лиц). В обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, изложены суть поднятого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы либо требования. При этом обращение должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты.

Обращение, оформленное без соблюдения этих требований, возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями.

Поскольку граждане могут добросовестно заблуждаться относительно компетенции того или иного органа, к которому они обратились с обращением, следует признать весьма разумным положение о том, что орган, получивший обращение и не обладающий полномочиями по его разрешению, должен в срок не более пяти дней переслать его по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу и уведомить об этом гражданина, подавшего обращение. Такой подход способствует устранению проявлений формализма в общении с заявителем и означает стремление государства в максимальной степени обеспечить гражданину разрешение его проблем.

Обжалование.

Стадии обжалования решения по делу может и не быть, если гражданин удовлетворен полученным результатом.

Решение организации по обращению может быть обжаловано в вышестоящий по отношению к ней в соответствии с ее подчиненностью (подотчетностью) государственный орган, иную организацию. Информация о наименовании, месте нахождения и режиме работы вышестоящих органов должна размещаться в организациях в общедоступных местах (на информационных стендах, табло и (или) иным способом).

При обжаловании решения гос органа, иной организации, подчиненных (подотчетных) непосредственно Президенту РБ, соответствующее обращение может рассматриваться от имени Президента РБ Администрацией Президента РБ в порядке, установленном законодательством. Решение вышестоящего органа по обращению может быть обжаловано в суд.

Статья 6.7. Заключение эксперта

1. Заключение эксперта – процессуальный документ, удостоверяющий факт, ход и результаты исследования экспертом материалов, представленных судом, органом, ведущим административный процесс, и содержащий выводы по поставленным перед экспертом вопросам, основанные на специальных знаниях эксперта в области науки, техники, искусства, ремесла и иных сферах деятельности.

2. Заключение эксперта не является обязательным для суда, органа, ведущего административный процесс, однако несогласие с заключением эксперта должно быть ими мотивировано.

Требования, предъявляемые к письменным обращениям

Письменное обращение должно содержать:

1) наименование и (или) адрес гос органа, иной организации (должность, фамилию, имя, отчество должностного лица), в которые направляется обращение;

2)фамилию, имя, отчество гражданина, данные о его месте жительства и (или) работы (учебы);

3)изложение сути обращения (предложения, заявления, жалобы);

4)личную подпись гражданина.

К письменным обращениям прилагаются документы, подтверждающие полномочия лиц, которые обращаются от имени других граждан (копии доверенности, решения суда, свидетельства о рождении, акта гос органа, других документов).

К письменным обращениям могут прилагаться копии решений (ответов), принятых (данных) ранее по обращениям должностными лицами гос органов, иных организаций, а также иные документы, необходимые для рассмотрения обращений.

Письменные обращения, не соответствующие требованиям законодательства могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный срок о причинах оставления обращений без рассмотрения. После устранения нарушений граждане вправе вновь обратиться в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу) в порядке, установленном законодательством.

Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Сроки направления обращений

Направление гражданами предложений и заявлений в государственные органы, иные организации (должностным лицам) сроком не ограничено.

Жалобы могут быть направлены гражданами в государственные органы, иные организации (должностным лицам) не позднее трех лет со дня нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении.

Должностные лица гос органов, иных организаций вправе отказать в рассмотрении жалобы в случае пропуска срока, установленного частью второй настоящей статьи. Отказ в рассмотрении жалобы должен быть письменно мотивирован и направлен гражданину в пятидневный срок.

В случае, если срок, указанный в части второй настоящей статьи, пропущен по уважительным причинам (тяжелая болезнь, инвалидность, длительная командировка и другие причины), наличие которых подтверждается соответствующими документами, представленными гражданином, данный срок подлежит восстановлению по решению руководителя гос органа, иной организации или уполномоченного им должностного лица, и жалобы рассматриваются в порядке, установленном настоящим Законом.

Личный прием граждан

В гос органах, иных организациях организуется личный прием граждан. Руководители гос органов, иных организаций и уполномоченные ими должностные лица обязаны проводить личный прием граждан не реже одного раза в месяц в установленные дни и часы.

При устном обращении гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

В случае, если вопрос, изложенный в устном обращении, не может быть решен во время личного приема, обращение может излагаться гражданином в письменной форме и подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 9 настоящего Закона.

Должностные лица гос органов, иных организаций не вправе отказать гражданам в личном приеме при их обращении по вопросам, относящимся к компетенции данных должностных лиц гос органов, иных организаций, в порядке, установленном настоящим Законом.

Если решение вопросов, с которыми граждане обратились на личном приеме, не относится к компетенции этих гос органов, иных организаций (должностных лиц), соответствующие должностные лица не рассматривают обращения по существу, но разъясняют гражданам, в какой государственный орган, иную организацию (к какому должностному лицу) им следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.

Повторные обращения

Повторные обращения (устные и письменные), в которых не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, рассмотрению не подлежат, если по ним имеются результаты исчерпывающих проверок и гражданам даны ответы в порядке, установленном настоящим Законом. При этом гражданам письменно сообщается, что повторные обращения необоснованны, и переписка с ними по данному вопросу прекращается.

Решение о прекращении производства по повторным обращениям принимают руководители гос органов, иных организаций или уполномоченные ими должностные лица.

 

Административное правоотношение имеет свою структуру, т.е. состоит из определенных элементов.

Элементами административно-правовых(а-п) отношений являются:

Субъекты - участники а-п отношений, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей; ими могут быть все те, кому нормы АП предоставляют соответствующие полномочия и на кого они возлагают определенные обязанности в сфере гос управления (органы управления, должностные лица, организации, граждане и т.д.)

Объекты – то, по поводу чего возникло, изменилось, было прекращено а-п отношение (поведение субъекта, его воля и волеизъявление, совершаемые им действия). Без совершения определенных действий а-п отношение не может быть реализовано;

Содержание – совокупность субъективных прав и юридических обязанностей;

Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы АП связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений (действия и события).

Виды юридических фактов:

Действия - результат активного волеизъявления субъекта правоотношения – могут быть правомерными (соответствующие требованиям а-п норм) и неправомерными (не соответствующие требованиям а-п норм, нарушающие их);

События – явления, не зависимые от воли людей (смерть, стихийные бедствия, эпидемии и т.д.)

 

Виды а-п отношений.

Несмотря на разнообразие а-п отношений возможна их классификация.

по характеру юридических связей

· Вертикальные отношения складываются между соответствующими сторонами в тех случаях, когда у одной стороны есть установленные а-п нормой полномочия одностороннего юридически властного характера, которых нет у другой стороны. Такого радо связи наиболее типичны для сферы действия норм АП. Главное здесь состоит в одностороннем принятии управленческого решения, имеющего обязательную силу для другой стороны донного общественного отношения.

· Горизонтальные административно-правовые отношения изменяют место в тех случаях, когда стороны фактически и юридически равноправны. В таких отношениях отсутствует организационная соподчиненность, юридически властные полномочия, принадлежащие одной из сторон. Отношения горизонтального типа возникают в сфере взаимодействия однопорядковых, т.е. находящихся на одном правовом уровне органов гос управления. Подобного рода отношения складываются между двумя министерствами по поводу, например, издания совместного юридического акта, проведения совместных заседаний коллегий министерств, формирования межправительственных координационных органов согласования тех или иных решений и т.д.

Горизонтальные управленческие связи чаще всего предшествуют возникновению связей вертикального характера, выступают их предпосылкой. Принимаемое затем решение уже является односторонним юридически властным актом, обязательным для исполнения. Следовательно, горизонтальные связи существуют только до того момента, пока полномочный орган не примет одностороннее юридически властное решение.

Таким образом, горизонтальные административно-правовое отношения связаны преимущественно с процедурой разработки односторонних юридически властных решений.

Существуют и иные критерии классификации а-п отношений, например:

По содержанию: материальные и процессуальные;

По характеру юридических фактов: порождаемые правомерными действиями, порождаемые неправомерными действиями, порождаемые событиями;

По способу защиты: защищаемые в административном порядке, защищаемые в судебном порядке.

 

8. Раскройте систему источников АП.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.096 с.)