Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Охарактеризуйте организационно-правовые основы управления в области внутренних дел.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Уяснение основ управления внутренними делами РБ требует предварительного изучения соответствующей сферы, в которой складываются общественные отношения, являющиеся объектом гос воздействия. На первый взгляд, термин «внутренние дела» характеризует явления, замкнутые границами суверенного государства, и имеет сугубо «внутреннее» происхождение. Такое понимание внутренних дел на уровне государства позволяет отнести к ним всю экономическую, политическую, социально-культурную, внутригосударственную практику. Именно так надлежит понимать внутренние дела, когда речь идет о невмешательстве в них как важнейшем принципе взаимоотношений между различными государствами (статья 18 Конституции РБ). С другой стороны, даже на такие внутригосударственные явления, как, например, снабжение населения продуктами (управление сельским хозяйством, торговлей и т.д.), коммунальное хозяйство распространяются общецивилизованные требования и, в известной мере, международный контроль. Эти явления настолько интегрированы в мировую экономику, что отнести их к числу сугубо внутренних дел государства можно лишь, пожалуй, по целям управления или ряду их функций В силу указанных обстоятельств внутренние дела государства не могут в полной мере восприниматься как логическая противоположность делам внешним. Иное значение утвердилось за данным понятием в юридической науке, законодательстве и практике, когда употребление термина «внутренние дела» сопряжено с обозначением объекта гос воздействия. В данном случае они не выражают в себе всю внутригосударственную действительность, а подразумевают некую обособленную ее часть. Речь идет о сфере деятельности отраслевой системы управления внутренними делами - системы Министерства внутренних дел РБ, которая в законодательстве определена как сфера борьбы с преступностью, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности. Борьба с преступностью - это сложная системно-структурная деятельность, представляющая собой единство трех подсистем: 1) общей организации борьбы; 2) предупреждения преступности; 3) правоохранительной деятельности. Под обеспечением общественной безопасности в юридической литературе понимается проведение в сфере общественной безопасности государственной политики, направленной на создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов безопасности, осуществление мер и средств нормативно-правового, организационного, правоохранительного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства Рассматривая вопрос о сфере охраны правопорядка, прежде всего необходимо отметить, что правопорядок охватывает ту часть общественных отношений, которые урегулированы нормами права. Область его действия определяется нормотворческой деятельностью государства, сферой правового регулирования. Правопорядок охватывает те отношения, упорядочения которых объективно требуют и в охране которых заинтересованы личность, общество, государство. Речь идет о деятельности по предупреждению нарушений общественного порядка и общественной безопасности, а также по их защите, если возникают такие нарушения Содержание управления в области внутренних дел обусловливается характером и особенностями общественных отношений, составляющих объект управляющего воздействия, т.е. специфика объекта определяет и особенности управления в этой сфере. Его отличает: 1) динамизм функционирования; 2) значительно больший по сравнению с другими сферами управления объем государственно-властных принудительных полномочий; 3) профилактическая направленность; 4) сочетание централизма и децентрализма; 5) особенности службы в органах внутренних дел (вооруженность, строгая дисциплина, единоначалие, форма одежды, социальная защищенность личного состава) По содержанию сфера внутренних дел государства является многоструктурной. Она включает в себя ряд сложных групп общественных отношений, которые связаны с: 1) защитой прав, свобод и интересов личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; 2) предупреждением и пресечением преступлений и иных правонарушений; 3) осуществлением оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия; 4) обеспечением безопасности дорожного движения; 5) осуществлением лицензионно-разрешительной системы; 6) проведением в жизнь правил паспортной системы и др. Возникающие в процессе названных видов деятельности общественные отношения по своей сути относительно близки, похожи, родственны и поэтому объединены в одну область внутренних дел. Каждая из перечисленных групп общественных отношений является составной частью рассматриваемой сферы. Лишь в совокупности эти группы дают представление о сфере внутренних дел государства в целом. В системе вышеуказанных общественных отношений выделяются отношения, связанные с такими социально-политическими категориями, как общественный порядок и общественная безопасность. В теории государства и права, а также в науке АП понятие общественного порядка принято рассматривать в широком и узком смыслах Общественный порядок в широком смысле представляет собой сложившийся и закрепленный в Конституции РБ и иных законодательных актах государства общественный и государственный строй, отвечающий интересам граждан и обеспечивающий благоприятные условия социального развития. Иными словами, это все связи и отношения в обществе, весь его строй. Однако подобный подход к определению общественного порядка в широком смысле не снимает проблемы об определении предмета деятельности правоохранительных органов. В связи с этим применительно к потребностям общественного развития и правоохранительной практики возникла необходимость в определении общественного порядка в узком, специальном смысле. Общественный порядок в узком, специальном смысле представляет собой систему волевых общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности, на создание благоприятных условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности. Цели общественного порядка - сохранность и поддержание в неприкосновенности системы общественных отношений. Эта система обеспечивает: а) общественное, личное спокойствие и неприкосновенность граждан; б) сбережение и неприкосновенность материальных объектов; в) стабильность и нерушимость необходимых внешних факторов для повседневного нормального функционирования различного рода структур коллективной деятельности граждан. Содержанием общественного порядка является система общественных отношений, складывающихся в результате исполнения и соблюдения норм права и правил общежития. Общественный порядок составляют не сами социальные нормы, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения. Общественный порядок тесно связан с другой сферой общественной жизни - общественной безопасностью, которую призваны обеспечивать органы государства. Общественная безопасность, являясь видом внутренней безопасности (в силу характера угроз для нее), представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных социальными конфликтами, эпидемиями, эпизоотиями, крупными катастрофами, авариями и пожарами. Как правовые категории, общественный порядок и общественная безопасность тесно взаимосвязаны. В реальной действительности охрана общественного порядка есть в то же время обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности Вместе с тем, несмотря на взаимосвязь данных категорий, они обладают специфическими особенностями, позволяющими считать их самостоятельными, отличными друг от друга явлениями. Общественная безопасность отличается от общественного порядка по своим целям, охраняемым объектам, источникам предотвращенной угрозы, средствам регулирования, содержанию отношений и способами ее обеспечения. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности являются средством защиты личной безопасности граждан. Под личной безопасностью граждан понимается такое состояние и условия их жизни, при которых реализуются их права и свободы, закрепленные в законе, прежде всего в Конституции РБ. Обеспечение личной безопасности граждан является одной из основных задач правоохранительных органов. В частности, статья 2 Закона РБ «О милиции» обеспечение личной безопасности относит к задачам милиции [9]. Управление в сфере внутренних дел призвано обеспечивать помимо прочего и национальную безопасность РБ. В соответствии с Концепцией национальной безопасности РБ под национальной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз]. При этом под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности развития личности, общества и государства. Под угрозой национальной безопасности понимаются действия, явления и процессы (или их совокупность), препятствующие реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства. Обеспечение национальной безопасности включает: определение жизненно важных интересов личности, общества и государства; выявление факторов, создающих угрозу национальной безопасности; формирование системы противодействия негативным факторам и возникающим угрозам. Общественные отношения, составляющие сферу внутренних дел государства, не складываются стихийно, ими необходимо управлять, то есть устанавливать общеобязательные правила поведения в рассматриваемой сфере, организовывать их соблюдение с помощью определенного аппарата - органов государства, представителей власти и общественности, осуществлять надзор за соблюдением этих правил, охранять их от нарушения, реагировать на нарушения. Субъектами управления в сфере внутренних дел являются органы государства и их должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями, общественные организации и их представители, обладающие специальными правами по осуществлению функций управления в сфере внутренних дел, граждане, участвующие в обеспечении общественного порядка. Содержание управления в сфере внутренних дел раскрывают его функции: а) общие - информационно-аналитическая, прогнозирование, планирование, регулирование, контроль, оценка эффективности; б) специальные, или основные - административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная (дознание, предварительное следствие), профилактическая; в) обеспечивающие - кадровая, материально-техническая, финансовая, делопроизводство и др. Таким образом, управление в сфере внутренних дел направлено на обеспечение следующих основных задач государства: борьбу с преступностью, охрану правопорядка и обеспечение национальной безопасности РБ. СИСТЕМА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Для оказания воздействия на внутренние дела РБ, которое предопределяло бы их требуемое состояние, в структуре гос аппарата создана специальная отраслевая система, которая в юридической литературе и законодательстве РБ отождествляется с системой Министерства внутренних дел (далее - система МВД). Основы построения системы МВД юридически закреплены в Конституции РБ, законах «О местном управлении и самоуправлении», «О милиции», «О внутренних войсках», положениях о Министерстве внутренних дел РБ, территориальных органах управления, входящих в данную систему, а также органах внутренних дел на транспорте. В систему МВД РБ входят следующие звенья: 1) республиканский отраслевой орган управления внутренними делами - Министерство внутренних дел РБ; 2) департаменты Министерства: департамент охраны с правами юридического лица; департамент исполнения наказаний с правами юридического лица; департамент по гражданству и миграции с правами юридического лица; департамент финансов и тыла с правами юридического лица; 3) органы внутренних дел на транспорте: Управление внутренних дел на транспорте, отделы внутренних дел на транспорте; 4) специальные учебные заведения; 5) иные органы, учреждения, подразделения и предприятия, созданные в установленном порядке для осуществления задач, стоящих перед органами внутренних дел; 6) внутренние войска. Данную систему можно представить и в более обобщенном виде как состоящую из двух системных образований: органов внутренних дел и внутренних войск, возглавляемых единым организационным центром - Министерством внутренних дел РБ. Органы внутренних дел, входящие в систему МВД, включают территориальные органы и отраслевые - органы внутренних дел на транспорте.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.125 (0.009 с.) |