Прохождение службы государственными служащими 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прохождение службы государственными служащими



Лицо, принятое на государственную службу, приобретает особый правовой статус. В частности, государственный служа­щий не имеет права:

· заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родс­твенникам в осуществлении предпринимательской деятельнос­ти, используя служебное положение, а также быть представи­телем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью гос органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

· принимать участие лично или через доверенных лиц в уп­равлении коммерческой организацией, за исключением случа­ев, предусмотренных законодательством;

· занимать другие государственные должности, за исключе­нием случаев, предусмотренных Конституцией, иными законо­дательными актами;

· принимать участие в забастовках;

· заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культур­ной, творческой деятельности, медицинской практики, осу­ществляемой в порядке и на условиях, установленных законо­дательством;

· выполнять работу на условиях совместительства, кроме ра­боты в гос организациях, в порядке и на услови­ях, установленных законодательством о труде;

· использовать служебное положение в интересах политичес­ких партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государс­твенной службы;

· принимать от физических и юридических лиц любые не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей сувениры, стоимость которых пре­вышает установленный Правительством размер, передаются в доход государства или используются в установленном законо­дательством порядке;

· пользоваться в личных целях бесплатными услугами физичес­ких и юридических лиц, оказанными ими в связи с исполнением государственным служащим своих служебных обязанностей;

· использовать во внеслужебных целях средства материально- технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество гос органа и служебную тайну;

· иметь счета в иностранных банках, за исключением случа­ев выполнения гос функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;

· принимать без согласия Президента государственные награ­ды иностранных государств.

Государственный служащий обязан передать в установлен­ном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государствен­ной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Установленные ограничения не преследуют ущемления гражданских прав гос служащих и направлены на обеспечение независимости их служебной деятельности, про­тив коррупции, на создание нормальных условий для работы гос аппарата.

Прохождение государственной службы отдельными кате­гориями служащих связано с их периодической аттестацией, повышением квалификации в специально созданных учебных заведениях, на курсах и т.д.

Аттестация проводится в отношении определенных катего­рий гос служащих, замещающих должности по назначению, перед возобновлением контракта, а также в целях присвоения разряда для оплаты труда.

В ходе аттестации проверяются и оцениваются профессио­нальные, деловые и личные качества гос служа­щего, определяется его соответствие требованиям занимаемой должности. Рассматриваются вопросы возможного продвиже­ния по службе, материального стимулирования.

Оценка деятельности гос служащего и реко­мендации по результатам аттестации выносятся создаваемыми аттестационными комиссиями. По результатам аттестации ру­ководитель органа принимает решение, учитывая мнение аттес­тационной_комиссии.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПРО ПРОХОЖДЕНИЕ ГОС СЛУЖБЫ:
Прохождение государственной службы

Прохождение государственной служ б ы начинается с момента поступления на нее и характеризуется любыми изменениями, происходящими в государственно-служебной деятельности лица, вплоть до ее прекращения. Как правовое явление прохождение государственной службы — это совокупность правовых отноше­ний, возникающих в связи с изменениями в государственно-слу­жебной деятельности лица.

прохождение государственной службы — самостоятель­ная часть института государственной службы, которая включает в себя различные этапы. Общими для всех государственных слу­жащих являются следующие этапы ее прохождения: стажировка, аттестация, повышение квалификации, поощрение и ответствен­ность, перемещение по службе, прекращение.

Прохождение государственной служ б ы начи­нается с момента замещения должности в результате поступле­ния на нее и заканчивается в связи с ее прекращением. При этом поступление на государственную службу не включается нами в качестве этапа в прохождение государственной службы, а выде­ляется как ее самостоятельный институт.

СТАЖИРОВКА:

Прохождение стажировки служащими государственного аппа­рата регламентируется специальным нормативным актом — По­ложением «О стажировке служащих государственного аппарата Республики Беларусь», утвержденного Постановлением Государ­ственного комитета по труду и социальной защите населения от 31 марта 1994 г. №42*.

Стажировка для государственных служащих проводится в двух видах. Она может осуществляться с целью учебы, привития профессиональных навыков при назначении на должность (если такая стажировка является обязательной)- является условием поступления на государственную службу. Стажировка также может представлять собой этап прохождения государствен­ной службы, являясь одной из форм повышения квалификации после назначения на должность.

Стажировка как этап прохождения государственной службы осуществляется с целью углубления теоретической и специаль­ной подготовки государственных служащих, совершенствования их профессиональных и деловых качеств, проверки практических навыков и организаторских способностей для более эффективной работы служащего на занимаемой должности или на предполагае­мой должности более высокого уровня.

Виды стажировки: внутри республики и за рубежом; краткосроч­ная (до 1 месяца) и долгосрочная (от 1 месяца до 1 года).

Задачами могут быть:

· обучение с целью восприятия лучшего опыта работы, новых методов организации и управления;

· изучение опыта работы профильного структурного подразде­ления государственного органа;

· получение новых практических навыков в результате непосредственного участия в работе госу­дарственного органа на конкретных должностях.

Цели, конкрет­ные задачи, сроки, условия стажировки определяются руководи­телем органа, направившего на стажировку. Организация и общее руководство ею осуществляется кадровыми службами направля­ющей организации.

В принимающей стажёра организации приказом руководите­ля назначается руководитель-консультант из числа высококвали­фицированных специалистов, который руководит, организует и контролирует работу стажера. По окончанию стажировки стажёру выдаются все необходимые документы (характеристика-отзыв, сви­детельство о прохождении стажировки и др. в соответствии с за­конодательством), а также стажером представляется отчет об ито­гах стажировки с приложением методических, практических и других материалов. Руководитель органа на основании представ­ленных материалов выносит свое решение об успешности про­хождения стажировки.

АТТЕСТАЦИЯ:

Общая цель - совершенствование системы подбора и расстановки кадров для успешного решения задач государствен­ной службы.

Конкретная цель проведения аттестации - «служащие госу­дарственного аппарата проходят аттестацию с целью оценки их практической деятельности, уровня профессиональной подготов­ки, правовой культуры, способности работать с людьми». Аттес­тация должностных лиц таможенных органов проводится также в связи с необходимостью оценки их служебной деятельности, морально-деловых качеств, повышения их персональной ответствен­ности за результаты работы.

Конечной целью проведения аттестации является определение соответствия государственных служащих предъявляемым им тре­бованиям по замещаемым должностям и перспективам их служеб­ного роста.

конкретные задачи: установление соответствия занимае­мой должности, выявление перспектив применения способностей государственных служащих, выявление кандидатур в резерв на выдвижение, определение необходимости повышения квалифика­ции, подготовки и переподготовки государственных служащих.

Аттестация осу­ществляется не единолично должностным лицом органа государ­ственного управления, а специально созданной аттестационной комиссией, в установленном порядке с соблюдением всех необхо­димых процедурных форм.

Аттестация в органах государ­ственного управления проводится один раз в 5 лет. Сокращенные сроки установлены для руководящих работников — один раз в 2,5 года в виду особого характера замещаемых ими должностей и для дипломатических работников — один раз в 3 года.

Аттестация должностных лиц та­моженных органов проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в три года.

Судьи проходят очередную аттеста­цию как периодически — один раз в 5 лет, так и в исключительном порядке. Он применяется в отношении судей, впервые назначенных на должность судьи и не имеющих квалификационного класса,— в течение первых шести месяцев работы, а также при присвоении очередного квалификационного класса судьи — не позднее одного месяца со дня истечения срока его пребывания в присвоенном ква­лификационном класс.

Законодательством предусмотрены основания для проведе­ния внеочередной аттестации служащих - в связи с возо б новлением контракта, переводом на вышестоящую работу или другую деятельность, в целях присвоения более высокого разряда оплаты труда.

Внеочередная аттестация судей п роводится при назначении на должность судьи бессрочно, если судья был назначен (избран) на определенный срок полномочий;

· при назначении судьи на долж­ность председателя, заместителя председателя соответствующего суда;

· при назначении судьи на должность судьи в вышестоящий суд;

· при досрочном присвоении квалификационного класса или понижении в квалификационном классе.

Порядок проведения аттестации определяется законодатель­ством Республики Беларусь. Для различных видов государствен­ных служащих разработаны с учетом особенностей государствен­ной службы и замещаемых ими должностей свои нормативные акты о порядке проведения аттестации.

Во всех органах государственного управления на основании общих нормативных актов принимаются свои акты о порядке и условиях проведения в них аттестации.

Аттестация в органах государственного управления прово­дится на основании приказа руководителя. Приказ об аттестации утверждает сроки и график проведения аттестации, список аттес­туемых, председателя, секретаря и членов аттестационной комис­сии, перечень необходимых материалов на аттестуемых и поря­док их представления и доводится до сведения работников не менее чем за месяц до начала аттестации.

Аттестационная комиссия состоит из числа руководящих работников органа и его структурных подразделений, высококва­лифицированных специалистов. В состав комиссии входят также представители работников и (или) общественных организаций — участников коллективных договоров (соглашений).

При необхо­димости создаются несколько аттестационных комиссий, специа­лизация которых зависит от особенностей профессионально-ква­лификационного состава работников, подлежащих аттестации.

От аттестации освобождаются:

· лица, прора­ботавшие в должности менее одного года;

· выпускники учебных заведений, направленные в государственные органы по договорам (заявкам) в течение одного года работы после окончания учебно­го заведения;

· беременные женщины.

· Женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, подлежат аттестации не ранее чем через год после выхода их на работу.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ:

Основная цель — обеспечение постоянного соответствия уровня их профессиональной подготовки задачам социально-эко­номического и политического развития республики, совершен­ствование управленческих знаний, умений и навыков, позволяю­щих успешно выполнять свои служебные обязанности.

Повышение квалификации строится на принципах систем­ности и периодичности, обязательности, дифференцированного подхода, перспективности.

Формы повышения квалификации:

· должностное — с отры­вом от работы сроком до одного месяца;

· целевое — с отрывом от работы по мере необходимости по индивидуальной программе;

обучение в виде стажировки, в форме ежемесячных семинаров, которые проводятся по индивидуальной групповой программе, самообразование. Повышение квалификации может осуществлять­ся в структуре органа государственного управления и за его пре­делами, внутри республики и за рубежом.

Одной из форм повышения квалификации является самооб­разование. Самообразование по индивидуальным планам осущес­твляется между периодами систематической учебы путем участия служащих в проблемных семинарах и конференциях, а также че­рез решение актуальных управленческих задач.

Процесс любого вида обучения, кроме самообразования, за­вершается одной из форм итогового контроля знаний: сдачей экза­менов, зачетов, защитой реферата (выпускной работы). При орга­низованной форме повышения квалификации в учебных группах по итогам положительного завершения процесса обучения выдает­ся соответствующий сертификат установленного образца.

Организация повышения квалификации государственных слу­жащих осуществляется руководством государственного органа.

Общие основы повышения квалификации, целевые учебные программы разрабатываются Академией управления при Прези­денте Республики. Повыше­ние квалификации на его базе обеспечивается ведущими учены­ми республики, профессорско-преподавательским составом Акаде­мии управления при Президенте Республики Беларусь, другими учебными и научно-исследовательскими организациями. В целях повышения эффективности учебного процесса, его практической направленности проводятся встречи со слушателями и организу­ются выступления перед ними руководителей органов исполни­тельной власти, опытных специалистов предприятий, организа­ций, учреждений.

Руководящие кадры органов государственного управления обязательно не реже одного раза в год повышают квалификацию. Для обеспечения непрерывного роста профессионального уровня руководящих кадров устанавливается порядок, который предус­матривает при назначении работника на новую должность обяза­тельное повышение его квалификации по одной из существую­щих форм обучения.

Для обеспечения надлежащей реализации важного этапа про­хождения государственной службы в отраслевых системах управления создаются самостоятельные отраслевые институты повышения ква­лификации.

Работники правоохранительных органов (суда и прокурату­ры) и учреждений юстиции повышают квалификацию в Институ­те переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры и учреждений юстиции при БГУ.

 

Прохождение государственной службы связано с процессом перемещения по должностям и продвижением по государствен­ной службе.

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ — это любые изменения, затрагивающие изме­нения должностей государственного служащего, т.е. любое дви­жение по служебной лестнице.

Перемещение в процессе прохождения государственной- служ­бы может осуществляться на вышестоящую должность, равноз­начную должность, нижестоящую должность. Все названные виды перемещения возможны не только в пределах данного органа, но и при переходе (переводе) на службу в другой орган.

Перемещения могут осуществляться по личной инициативе служащего, с его согласия и принудительно.

По личной инициати­ве служащего возможны перемещения на нижестоящую и равноз­начную должность, в том числе по состоянию здоровья и по се­мейным обстоятельствам.

С согласия государственного служащего осуществляются перемещения в случае его перехода на вышестоя­щую или равнозначную должность по инициативе нанимателя при отсутствии причин для принудительного перемещения.

Принуди­тельное перемещение без согласия служащего может быть: на равнозначную должность — при необходимости замещения других должностей, для более целесообразного использования служащего с учетом его профессиональных, деловых и личных качеств или на нижестоящую должность — при сокращении штатов или занимае­мой должности и невозможности перемещения на равнозначную должность, по состоянию здоровья, по итогам аттестации, в поряд­ке дисциплинарной ответственности.

В процессе прохождения государственной службы осущес­твляется продвижение государственных служащих по служебной лестнице.

ПРОДВИЖЕНИЕ — это этап служебного роста государ­ственного служащего. Оно может быть связано с перемещением на вышестоящую должность. В этом случае происходит прямой карьерный рост государственного служащего. Он осуществляется в форме вертикального продвижения.

Другие формы положительных изменений в карьере государ­ственного служащего не связаны с ростом по должности. Они осуществляются в виде горизонтального продвижения по службе и проявляются в присвоении более высокого квалификационного или тарифного разряда, категории, повышении в классе, звании, чине, ранге, увеличении денежного содержания.

Прохождение государственной службы завершается ее пре­кращением. Она может прекращаться по основаниям, предусмот­ренным Трудовым кодексом (ст. 35), а также по основаниям, пре­дусмотренным в специальном законодательстве.

Основанием для прекращения службы в государственном аппара­те в соответствии со статьей 21 Закона «Об основах службы в го­сударственном аппарате» может быть отставка служащего госу­дарственного аппарата. Право на отставку возникает при наличии совокупности указанных в Законе условий:

· достижение опреде­ленного возраста,

· наличие установленного общего и специально­го (в качестве служащего государственного аппарата) стажа рабо­ты.

Таким образом, выход в отставку с назначением пенсии в определенном размере возможен до достижения служащим пенси­онного возраста.

Прекращение государственной службы возможно в связи с расторжением контракта по основаниям, предусмотренным в нем.

К ним, в частности, могут относиться:

· истечение срока контракта,

· не предоставление декларации о доходах и имуществе или указа­ние в ней неполных (недостоверных) сведений и др. основания для его досрочного прекращения по инициативе нанимателя или по требованию служащего.

Все возможные основания для прекра­щения контракта со служащими государственного аппарат пре­дусмотрены в Положении «О порядке и условиях заключения контрактов со служащими государственного аппарата».

28. Назовите поощрения и виды ответственности гос служащих. В чем заключается специфика дисциплинарной ответственности, и каковы ее виды.

Поощрения и ответственность гос служащих

Стимулы деятельности гос служащих мож­но подразделить на 3 группы: а) льготы; б) меры поощрения; в) меры ответственности.

Льготы весьма различны и, как правило, устанавливают­ся применительно к тем или иным категориям гос служащих. Например, оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно, медицинское обслуживание, льготы по на­логообложению, предоставление гос служебного жилья и т.п. Предусмотрены надбавки к должностным окладам за особые условия службы, выслугу лет, классный чин, а также денежные выплаты по итогам службы за квартал, год и др.

Под поощрением понимается применение государственны­ми, общественными органами и должностными лицами специ­альных форм положительной оценки и одобрения достигнутых успехов в работе и поведении отдельных граждан и коллекти­вов. Поощрения гос служащих предназначены для стимулирования их служебной деятельности, укрепления порядка и государственной дисциплины.

Меры поощрения делятся на общие и специальные. Общие меры поощрения установлены законодательством о труде, спе­циальные - правовыми актами, предусматривающими особен­ности правового статуса конкретных категорий гос служащих.

Общими мерами поощрения являются: денежная премия, объявление благодарности, награждение ценным подарком и др.

К служащим могут быть применены также меры поощрения в виде награждения орденами и медалями, присвоения почет­ных званий, присуждения гос премий.

Специальные меры поощрения также разнообразны: до­срочное присвоение специального звания, классного чина, по­вышение в классе и т.п.

Ответственность гос служащих - примене­ние к ним государственными органами и должностными ли­цами установленных государством мер воздействия за плохую работу, нарушение государственной дисциплины и законности.

В зависимости от характера правонарушений, совершенных государственными служащими, они могут привлекаться к дис­циплинарной, административной, материальной, гражданско- правовой и уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность - применение мер дис­циплинарного или общественного воздействия к государствен­ным служащим в порядке служебного подчинения за виновные нарушения обязанностей службы, в частности трудовой дис­циплины, не преследуемые в уголовном порядке.

Отдельные категории гос служащих подлежат дисциплинарной ответственности и за проступки хотя и не яв­ляющиеся нарушениями обязанностей службы, но не совмес­тимые с их должностью ввиду особого характера выполняемых обязанностей.

Установлены три вида дисциплинарной ответственности: 1) в порядке подчиненности; 2) в порядке, установленном уста­вами и положениями о дисциплине, действующими в ряде гос органов; 3) в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка. Виды дисциплинарной от­ветственности отличаются друг от друга кругом лиц, привлека­емых к ответственности, и лиц, наделенных дисциплинарной властью, а также перечнем взысканий, порядком их наложения и обжалования.

Дисциплинарную ответственность в порядке подчиненнос­ти несут лишь руководящие работники (лица, пользующиеся правом найма и увольнения, распорядители кредитов, ответст­венные работники иных категорий, а также служащие, зани­мающие выборные должности). Дисциплинарное взыскание в порядке подчиненности налагается лицом или органом, от ко­торых согласно существующим правилам зависит назначение служащего на должность, либо лицами или органами, вышестоящими.

 

29. Определите понятия «предприятие», «учреждение», «организация», назовите их виды и охарактеризуйте административно-правовой статус. (+ см вопрос 24)

Предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия

Виды предприятий. 1)Основанные на государственной собственности: 2.Основанные на коллективной собственности, 3.Основанные на частной собственности, 4.Основанные на совместной собственности, 5.Основанные на смешанных формах собственности.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично

Учреждения выполняют социально-культурные или административно-политические функции. Они создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования, культуры, здравоохранения и т.д.). К ним, например, относятся проектные, научно-исследовательские, проектно-технологические институты конструкторские бюро, объединения

В зависимости от отраслевой производственно-технологической специализации предприятия, учреждения, организации можно подразделить на: 1. Промышленные. 2. Сельскохозяйственные. 3. Строительные. 4. Транспортные. 5. Связи. 6. Торговли. 7. Жилищно-коммунальные и др.

ОРГАНИЗАЦИЯ —1) совокупность людей, групп во главе с руководителем, объединенных для достижения к.-л. цели, решения к.-л. задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры; общественное объединение, государственное учреждение; 2) составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.76.155 (0.053 с.)