Класс иммуноглобулинов соответствующий тип Н-цепей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Класс иммуноглобулинов соответствующий тип Н-цепей



l)IgM а) у

2)lg D б) а

3)lg G в) и

4)lg E г) 5

5)lg А д) е

2.2. Выберите и расставьте в соответствующем порядке компоненты, участвующие в активации комплемента по классическому пути:

1)С3, 2)С4, 3)С2, 4)С1, 5)С6, 6)С8, 7)С7, 8)С5, 9)С9

Задание 3. Выберите несколько правильных ответов.

3.1. К неспецифическим гуморальным факторам защиты относят....

1- лактоферрин

2-лизоцим

3-цитокины

4-систему комплемента.

3.2. К специфическим гуморальным факторам защиты относятся....

1- антитела,

2-интерфероны

3- некоторые интерлейкины

4-фактор некроза опухолей (TNFα)

Задание 4. Определите правильность утверждений в предложении и установите наличие причинной связи между ними.

4.1. Секреторный иммуноглобулин А не разрушается клетками слизистых, потому что содержит секреторный компонент, защищающий его от действия протеиназ.

4.2. Иммуноглобулин Е относится к минорным иммуноглобулинам плазмы крови, потому что его концентрация составляет 0,6-2,8 мг/ л.

Примеры ситуационных задач

Задача 1.

Одним из клинических проявлений иммунодефицита является появление инфекционных заболеваний, вызываемых условно патогенными микроорганизмами. Некоторые бактерии и их продукты – токсины подавляют клеточный и гуморальный иммунитет. Какие механизмы подавления иммунитета могут здесь быть?

Задача 2.

Огромное разнообразие антител неадекватно числу генов, локализованных в лимфоцитах. Так, в клетках человека содержится не более 105 генов, а число вырабатываемых антител на 1-2 порядка больше. Какова причина данного феномена?

 

Эталоны ответов на тесты контроля исходого уровня знаний

1.1. – 2

1.2. – 4

2.1. – 1-в; 2-г; 3-а; 4-д; 5-б.

2.2. – 4→2→3→1→8→5→7→6→9

3.1. – все

3.2. –1, 3

4.1. – А (+ + +)

4.2. – С (+ - -)

 

Эталоны тветов на ситуационные задачи

Задача1.

Механизмы подавления иммунитета могут быть следующими: конкуренция антигенов, усиление активации Т-супрессоров, модуляция звеньев иммунного ответа разными токсинами и антигенами бактерий.

Задача2.

Разгадку феномена этого несоответствия следует искать в особенностях функционирования генома лимфоцитов. Известно. Что синтез антител кодируется тремя различными семействами несцепленных генов, расположенных в различных хромосомах. Около 300 генов кодируют вариабельные участки L-цепи (VL), один ген кодирует синтез константного участка (CL), и от одного до четырех генов – синтез аминокислотных последовательностей, соединяющих константные и вариабельные участки легкой цепи (JL). Взаимодействие 300 V-генов с четырьмя J-генами дает 1200 различных комбинаций образования активных генов. Это число значительно увеличивается за счет сдвигов рамки вырезания генов, а также в результате точечных мутаций в области вариабельных генов. Подобные механизмы характерны и для вариабельных участков тяжелых цепей.

Занятие 49. Биохимия специализированных тканей и органов.

Цель занятия. Ознакомиться с некоторыми особенностями химического состава и метаболизма мышечной ткани, биохимическими основами мышечного сокращения и расслабления; закрепить знания студентов по биохимическим основам функционирования нервной ткани. Ознакомиться с особенностями обмена веществ в соединительной ткани.

Содержание занятия.

- контроль выполнения заданий по самоподготовке;

- выполнение тестовых заданий;

- заслушивание и обсуждение реферативных сообщений, подготовленных отдельными студентами;

- проведение работ по определению коллагена в тканях, свободного оксипролина в моче, выделению гликогена из мышечной ткани, по определению активности холинэстеразы в головном мозге;

– контроль усвоения темы путем устного собеседования с преподавателем.

Примерные темы реферативных сообщений по УИРС:

1. Биохимические механизмы кратковременной и долговременной нейрологической памяти.

2. Молекулярные механизмы синаптической передачи (на примере холинергического синапса).

3. Особенности метаболизма сердечной мышцы.

4. Диагностическая ценность биохимических исследований при инфаркте миокарда.

5. Биосинтез коллагена и его нарушение.

6. Гликозаминогликаны: состав, строение, функции.

 

Методические указания для самоподготовки

 

Пользуясь лекциями, учебниками, дополнительной литературой, а также знаниями, приобретенными в процессе прохождения курса биологической химии, выполнить задания.

Вопросы и упражнения для аудиторной и внеаудиторной работы:

1. Выпишите основные группы веществ, входящих в состав мышечной ткани: а), б), в), г).

2. Дайте классификацию и общую характеристику мышечных белков: а), б), в).

3. Охарактерезуйте белки миофибрилл: а) миозин, б) актин, в) актомиозин, г) тропомиозин, д) тропонин.

4. Охарактеризуйте саркоплазматические белки, мышечные глобулины. Напишите структуру простетической части миоглобина. Какое значение имеет более высокое сродство миоглобина и кислороду, чем у гемоглобина?

5. Выпишите основные небелковые (экстрактивные) вещества мышечной ткани.

6. Изучите биохимический механизм мышечного сокращения и расслабления. Охарактеризуйте роль кальция в процессе сокращения и расслабления мышц. Каковы механизмы его аккумуляции в саркоплазматическом ретикулуме и роль в этом процессе Са2+- насоса.

7. Охарактеризуйте роль градиента одновалентных катионов в регуляции мышечного сокращения. Схематически представьте этапы мышечного сокращения.

8. Расслабление мышц. Фактор расслабления.

9. Дайте понятие химических механизмов, лежащих в основе мышечного утомления.

10. Охарактеризуйте роль аэробного дихотомического окисления углеводов и окисления кетоновых тел в обеспечении метаболизма в покоящейся мышце.

11. Охарактеризуйте роль гликолиза в энергообеспечении интенсивно работающей мышцы.

12. Охарактеризуйте механизмы быстрой регенерации АТФ для работающей мышцы: а), б).

13. Напишите схему синтеза креатина, креатинфосфата, образования креатинина и выведения его из организма.

14. Охарактеризуйте нейроны с аксонами и синапсами.

15. Подумайте об особенностями строения и функции клеток нейронами.

16. Перечислите, какие клетки являются мезенхимными.

17.Охарактеризуйте морфологическую структуру гематоэнцефалического барьера.

18. Кратко охарактеризуйте особенности содержания и функции в нервной ткани: нуклеопротеинов-, липопротеинов и протеолипинов-фосфопротеинов-, гликопротеинов-, специфических белков нервной ткани (нейрофезины, белок S-100 и др.)-

19. Подумайте об особенностях состава и структуры миелиновых мембран. Ответьте на вопросы:

а) каково соотношение в них липидов и белков;

б) каково соотношение различных классов сложных липидов в миелине мозга и периферических нервов;

в) чем представлены белки миелиновых оболочек: 1)…2)…3)…

г) как построены миелиновые оболочки.

20. Сравните содержание гликогена (в мг)на 1 г ткани мозга с другими тканями (мышечной, печени, почек и др.).

21. Охарактеризуйте особенности липидного состава белого и серого вещества мозга.

22. Выпишите процентное соотношение отдельных липидов к общему их содержанию и занесите их в таблицу:

Липиды Серое вещество Белое вещество
Холестерин    
Фосфолипиды    
Плазмологены    
Сфингомиелины    
Цереброзиды    
Ганглиозиды    

23. Поясните, почему при гипогликемии быстро развивается кома.

24. Чем объясняется чрезвычайная зависимость биоэнергетики головного мозга от притока глюкозы: а)…б)…

25. Напишите схему основных путей использования глюкозы в нейроне.

26. Подумайте, какое физиологическое значение для функционирования нервной ткани имеет тот факт, что в состоянии покоя используется лишь 1-10% активности ключевых ферментов углеводного и энергетического обмена.

27. Напишите структуру основных макроэргов нервной ткани.

28. Почему наиболее интенсивный обмен белка происходит в синаптических образованиях нейронов?

Охарактеризуйте особенности метаболизма аминокислот в ткани головного мозга: а), б) в).

29. Схематически представьте пути образования аммиака при функционировании нервной клетки и пути его обезвреживания.

30. Поясните, как возникает на мембране нервной клетки потенциал покоя. Объясните какова в этом процессе роль Nа, К – АТ Фазы.

31. Представьте последовательность процессов, вызываемых в нерве раздражителем. Для этого объясните, как развивается:

а) поляризация мембраны (возникает потенциал покоя);

б) деполяризация мембраны и какова в этом роль Nа-каналов,

инверсия потенциала на мембране (возникает потенциал действия);

в) гиперполяризация мембраны.

32. Выпишите все известные нейромедиаторы.

33. Напишите реакции биосинтеза и распада ацетилхолина с указанием ферментов.

34. Напишите химизм синтеза норадреналина из тирозина с указанием соответствующих ферментов.

35. Каковы особенности действия ферментов, участвующих в деградации катехоламинов – моноаминооксидазы и катехолоксиметилтрансферазы.

36. Напишите, какие аминокислотные остатки из β-липотропина составляют:

α – эндорфин –

β – эндорфин –

γ – эндорфин –

37. Напишите порядок чередования аминокислот в метионинэнкефалине и лейцин-энкефалине.

38. В чем заключается биологическая роль пептидов мозга?

Приведите примеры.

Примеры тестов контроля исходного уровня знаний

Задание 1. Выберите наиболее правильный ответ.

1.1. Способностью связывать кальций обладает белок….

А. миоглобин

Б. тропонин

В. тропомиозин

Г. миозин

Д. актин

1.2. … процессы, обеспечивающие энергией интенсивно работающую мышцу.

А. аэробное дихотомическое окисление глюкозы.

Б. анаэробное дихотомическое окисление глюкозы.

В. окисление кетоновых тел.

Г. окисление жирных кислот.

Задание 2. Установить соответствие

2.1

1. миофибриллярные белки А. миозин
2. саркоплазматические белки Б. миоглобин
  В. актин
  Г. мышечные глобулины
  Д. тропомиозин

2.2

Фермент Функции
А. Пролилгидроксилаза Б. Лизилгидроксилаза В. Лизилоксидаза Г.Трансглутаминаза Д. Специфическая гликозил- трансфераза 1. Участвует во внеклеточной модификации лизина 2.Образует сшивки с участием лизина и галактозы 3.Катализирует гидроксилирование иминокислоты

Задание 3. Выберите сочетание правильных ответов.

3.1. Гидроксилирование аминокислот … … в коллагене нарушается при авитаминозе витамина «С».

1. лизина

2. цистеина

3. пролина

4. аланина

5.глицина

3.2. Среди свободных аминокислот мозга преобладает….

А. тирозин

Б. аланин

В. глутамат

Г. метионин

Задание 4. Определите правильность утверждений и наличие причинной связи между ними.

4.1. Систематический прием морфиноподобных наркотиков быстро приводит к развитию физической и психической зависимости, потому что они являются экзогенными лигандами опиатных рецепторов мозга.

4.2. Фибриллы коллагена имеют высокую прочность, потому что между составляющими ее молекулами тропоколлагена образуется связь типа шиффовых оснований.

Примеры ситуационных задач

Задача 1.

Почему снижение концентрации глюкозы в крови сопровождается прежде всего нарушением деятельности мозга?

Задача 2.

При авитаминозе витамина «С» у больных выявляется расшатывание и выпадение зубов, повышается ломкость капилляров. Чем объясняются указанные явления? Какие процессы нормализуются при лечении цинги аскорбиновой кислотой?

Самостоятельная работа студентов

Выпишите принцип метода и порядок проведения работ, выполняемых на занятии, оставляя место для записи наблюдений и выводов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.028 с.)