Работа 1. Реакция на кетоновые тела (ацетон). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа 1. Реакция на кетоновые тела (ацетон).



 

К кетоновым телам относятся ацетоуксусная кислота, b-оксимасляная кислота и ацетон. Ацетоуксусная и b-оксимасляная кислота являются продуктами неполного окисления жирных кислот. В крови в норме они содержатся в незначительных количествах (0,01-0,02 г/л), так как в тканях быстро окисляются до СО2 и Н2О.

Кетоновые тела появляются в моче (кетонурия) при увеличении их содержания в крови. В норме с мочой выделяется минимальное количество кетоновых тел (20-50 мг за сутки), которое не обнаруживается используемыми качественными пробами. Кетонурия появляется при сахарном диабете, голодании, гликогенозах, длительной физической нагрузке и др.

При сахарном диабете печень бедна гликогеном, идет усиленный распад жиров как источника энергии. В результате b-окисления накапливается ацетил-КоА, конденсация его приводит к образованию ацетоацетил-КоА, а в дальнейшем и ацетоуксусной кислоты.

Длительно продолжающиеся желудочно-кишечные заболевания у детей могут вызвать кетонемию в результате голода и истощения. Кетонемией сопровождаются углеводное голодание у детей.

Ацетон и ацетоуксусная кислота в щелочной среде образуют с нитропруссидом натрия оранжево-красное окрашивание (проба Легаля).

СН3-СО-СН3+Nа[Fе(СN)5NO]+NaOH®Na4[Fе(СN)5NO=CH-CО-CH3]+2H2O

После подкисления пробы концентрированной уксусной кислотой образуется соединение вишневого цвета:

Na4[Fе(СN)5NO=CH-CО-CH3]+CH3COOH®

Na3[Fе(СN)5NO-CH2-CО-СH3]+CH3COONa

Ход работы

На часовое стекло наливают 1 каплю мочи, 1 каплю 10% раствора едкого натра и 1 каплю свежеприготовленного нитропруссида натрия. Появляется оранжево-красное окрашивание. Добавляют 3 капли концентрированной уксусной кислоты - появляется вишневое окрашивание. Реакцию можно проводить в пробирке. Реакция неспецифична. Креатинин мочи дает аналогичное окрашивание с нитропруссидом, но при добавлении концентрированной уксусной кислоты жидкость не окрашивается в вишнёвый цвет.

Эталоны ответов к тестовым заданиям

1.1. –Г

1.2. – В

2.1.– 1-Б,В; 2-А,Г

2.2.– 1-В; 2-Б; 3-А; 4-А; 5-Г

3.1.– 1, 3

3.2.– все

4.1.– С (+ - -)

4.2. – А (+ + +)

Эталоны ответов к ситуационным задачам

Задача 1.

Митохондриальный фермент ацил- КоА-дегидрогеназа запускает процесс β-окисления жирных кислот:

Поэтому у больных с наследственным дефектом ацил- КоА- дегидрогеназы процесс β-окисления жирных кислот нарушен. Снижение утилизации жирных кислот - основного источника энергии при голодании – ведет к повышенному использованию глюкозы. Вследствие этого у таких больных быстро развивается гипогликемия. Снижение синтеза кетоновых тел объясняется уменьшением концентрации ацетил-КоА - конечного продукта β- окисления и исходного продукта для синтеза кетоновых тел.

Задача 2.

Тристеарин представляет по химической природе простой триглицерид, при гидролизе которого образуется одна молекула глицерола и три остатка стеариновой кислоты. При полном окислении глицерола образуется 19 молекул АТФ. Стеариновая кислота является насыщенной жирной кислотой следующего строения С17Н35СООН..Рассчитать количество АТФ, образующееся при полном окислении одного моля стеариновой кислоты можно по формуле А = 17 (n: 2) – 6, где А- количество АТФ, n – число атомов углерода в жирной кислоте. Итого: 147·3=441; 441 + 19 =460 АТФ.

Занятие 30. Обмен стероидов. Метаболизм холестерина.

Обмен фосфолипидов.

Цель занятия. Усвоить переваривание, всасывание и основные пути метаболизма холестерина и фосфоглицеридов. Закрепить знания нейро-гуморальных механизмов регуляции обмена липидов.

Содержание занятия.

– контроль выполнения заданий по самоподготовке;

– выполнение заданий тестового контроля;

– решение ситуационных задач;

– выполнение лабораторных работ по количественному определению содержания лецитина в сыворотке кровии холестерина в сыворотке крови по методу Илька.

– прослушивание и обсуждение реферативных сообщений;

– контроль усвоения темы путем устного собеседования с преподавателем.

Примерные темы реферативных сообщений по УИРС:

1. Транспортные липопротеины плазмы крови. Гиперлипидемии.

2. Биохимические аспекты атеросклероза.

 

Методические указания к самоподготовке

 

При подготовке к занятию, используя лекции, учебники и дополнительную литературу, выполните задания и упражнения.

Вопросы и упражнения для аудиторной и внеаудиторной работы:

1. Напишите структуру холестерина. Выпишите нормы содержания холестерина в сыворотке крови.

2. Как происходит переваривание стеридов и всасывание холестерина в кишечнике.

3. Схематически опишите скваленовый путь синтеза холестерина.

4. Изучите особенности транспорта холестерина в плазме крови. Перечислите транспортные липопротеины плазмы крови. Каково значение ЛПОНП, ЛПНП, ЛПВП, фермента ЛХАТ в транспорте холестерина? Что такое α и β – холестерин?

5. Этерификация как способ депонирования холестерина. Напишите реакции, катализируемые ферментами АХАТ и ЛХАТ.

6. Напишите пути превращения холестерина в: коже, печени, половых железах, коре надпочечников. Представьте структуру желчных кислот, вспомните их роль в переваривании жиров и метаболизме холестерина.

7. Какова роль холестерина в возникновении желчных камней, атеросклероза?

8. Приведите классификацию дислипопротеинемий (ДЛП). Охарактеризуйте связь нарушений обмена ЛП с развитем атеросклероза.

9. Вспомните структуру основных групп сложных липидов - фосфатидной кислоты, лецитинов, фосфатидилсеринов, фосфатидилэтаноламинов, фосфатидилинозитов,сфинголипидов.

10 Схематически представьте структуру биологических мембран и вспомните значение сложных липидов в организации и функции мембран.

11. Напишите схему последовательного расщепления лецитинов под влиянием фосфолипаз.

12. Напишите химизм синтеза фосфоглицеридов из фосфатидной кислоты.

13. Напишите химизм синтеза фосфоглицеридов из диглицерида и активных остатков азотистых оснований.

14. Объясните, в чем заключается механизм липотропного действия холина, инозита, метионина, витамина В15.

15. Напишите липолитические и липогенетические гормоны. Разберите механизм действия на обмен жира адреналина, норадреналина, СТГ, тироксина, инсулина, простагландинов.

Примеры тестов контроля исходного уровня знаний

Задание 1. Выберите наиболее правильный ответ.

1.1. Донором метильных групп для синтеза фосфатидилхолина из фосфатидилэтаноламина является….

А. метилтетрагидрофолиевая кислота

Б. S-аденозилметионин

В. метилмалонил-КоА

Г. пропионил-КоА

1.2. Фосфатидная кислота образуется в результате….

А. гидролиз сложных эфиров

Б. фосфорилирование глицерола

В. трансацилирование глицеролфосфата

Г. активирование глицеролфосфата

Д. присоединение ЦТФ к диглицерину

Задание 2. Установить соответствие буквенных и цифровых положений.

2.1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.39.110 (0.053 с.)