Роль науки в развитии культуры
Содержание книги
- Соотношение между субъектом и объектом творчества
- Особенности познания социальной реальности.
- Эволюция представления об обществе в истории философской мысли.
- Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Феномен власти в жизни общества. Политическая Власть и социальный интерес. Политика и право.
- Социальные отношения. Природа социальных противоречий.
- Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Деятельность людей. Свобода и необходимость
- Природа как объект философского анализа
- Формирование экологического сознания
- Элементы, структура и параметры
- Общественное бытие и общественное сознание
- Проблема выделения типов общества
- Структура общественно-экономической формации
- Проблема развития общества. Критерии прогресса
- Характеристика и типология социальных групп
- Определение социальной организации
- Его основные признаки и функции. Власть и свобода
- Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, её роль в жизни общества.
- Диалектика общественного и индивидуального сознания
- Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания
- Элементы и структура общественного сознания
- Элементы и структура общественной психологи.
- Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.
- Характеристика культуры. Элементы и структура культуры
- Роль науки в развитии культуры
- Образность, эмоциональность и синкретичность
- Диалектический, 2. – метафизический
- Торгово-ремесленные отношения
- Создал основу современной системы философских категорий
- Диалектический стиль мышления
- Эволюционная теория Дарвина о происхождении видов
- Быть объективной реальностью
- Устойчивая совокупность иерархических структур
- Принцип коэволюции человека и природы
- Экзистенциально-феноменологический
- Невозможность зафиксировать объективные закономерности в развитии общества в силу их отсутствия
- Гипотеза предшествует появлению теории
- Признание многообразия исторического процесса
- Моделирование исключает аналогию
- Новоевропейская философия XVII-XVIII вв. Формирование и развитие естественно-правовой парадигмы социального знания
- А. А. Галкин // Практикум по философии: социальная философия / А. В. Кузнецов, В. В. Кузнецов. – Мн. , 2007. С. 434-437.
- Т. Имамичи // Гайдадымов Е. Б. Практикум по философии. Ч. 1. – Мн. , 2004. С. 486-490.
- В. И. Ленин // Гайдадымов Е. Б. Практикум по философии. Ч. 1. – Мн. , 2004. С. 631-633.
- Модуль 6. Проблема человека в философии и науке
- Свобода и ответственность // Практикум: Ч. 2. Философия человека. – Мн. , 2005. С. 270-274.
- М.К. Мамардашвили // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 618.
- Г. Фоллмер // Гайдадымов Е. Б. Практикум по философии. Ч. 1. – Мн. , 2004. С. 673-677.
- П. В. Копнин // Практикум: Ч. 2. Философия человека. – Мн. , 2005. С. 190-192.
- Э.В. Ильенков // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 348-349.
Похожие статьи вашей тематики
16. Отношения между какими категориями адекватно отражают взаимосвязь между наукой и культурой, если считать, что наука есть необходимый элемент и продукт всей человеческой культуры в целом, как духовной, так и материальной:
а). это соотношение между особенным и всеобщим,
б). между частью и целым,
в). между следствием и причиной,
г). между сущностью и явлением?
17. В.И. Ленин, развивая в теории отражения идеи К. Маркса, подчеркивает, что сознание, а следовательно, и научное сознание "не только отражает объективный мир, но и творит его".
- Прокомментируйте ленинскую мысль на примере взаимоотношения науки и культуры.
18. Как бы ни были велики культурно-бытовые различия между социальными группами внутри одного народа, они никогда не охватывают всего его культурного достояния.
- Согласны ли вы с приведенным положением?
19. В повседневной жизни, а частично и в науке, широко распространен взгляд на культуру, как на такое общественное явление, которое во все времена и у всех народов имело только прогрессивное, положительное значение.
- Согласны ли вы с этим суждением? Дайте аргументированный ответ.
20. Основу развития всех видов культуры составляют в наши дни грандиозные достижения науки и техники.
- Приведите примеры культурных инноваций, связанных с современной НТР.
21. "Мы живем посередине двух культур, которые едва ли соприкасаются - традиционная ненаучная, культура и поднимающаяся научная культура. Они поразительно различны не только в интеллектуальном подходе; но еще больше в атмосфере мысли и моральных позиций".
- Правомерно ли утверждение Сноу о растущем разрыве между двумя культурами (искусство и наука), а также о взаимном непонимании представителей интеллектуальной культуры (ученых) и эмоциональной культуры (деятелей искусства)?
22. "Написаны монблановы горы книг и статей, посвященных разграничению науки и искусства. Его не трудно усмотреть. Наука расчленяет предмет, умерщвляет его, искусство же дает целостное восприятие. Наука - утилитарна, искусство - бескорыстно. Первая имеет прикладное значение, направлена на преобразование внутреннего мира самого человека. Наука - это понятия, логика, схема, формула; искусство - воображение, эмоции, интуиция, образ".
- Назовите основные направления взаимовлияния науки и искусства. В чем отличия, и в чем сходство между наукой и искусством?
23. "Цивилизация и культура- слова латинского происхождения... Цивилизованный — гражданский, государственный. Культурный - воспитанный, образованный, развитой, почитаемый и т.п. Уже в происхождении слов "культура" и "цивилизация" видно определенное различие, которое и получило свое оформление в категориях культуры и цивилизации, введенных в обиход философской мысли...".
- В чем конкретно различия в содержании категорий "куль- тура" и "цивилизация"?
- Что общее между культурой и цивилизацией?
ЛИТЕРАТУРА
1. Антология мировой философии: В 4 ч. М., 1969-1972.
2. Мартынаў М.І. Філасофія. - Мн., 2011.
Тестовые задания для самопроверки студентов
по дисциплине
МОДУЛЬ 1: Список вопросов: Философия как социокультцрный феномен
Кол-во вопросов в тесте: 36
Вопрос 1
Выберите суждение, характеризующие такой феномен духовного мира человека и общества, как мировоззрение:
Мировоззрение – это форма организации самосознания индивида и общества
Мировоззрение – представление о мире и месте человека в ней
Мировоззрение – это совокупность индивидуального опыта человека
Мировоззрение – это строгая непротиворечивая система суждений о природе
Вопрос 2
Укажите исторический тип мировоззрения, основанной на доказательстве.
Философское мировоззрение
Религиозное мировоззрение
Атеизм
Мировоззрение человека
Вопрос 3
Укажите черты характерные для мифологического мировоззрения:
|