Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы, структура и параметры

Поиск

81. "...Развитие науки, этого идеального и вместе с тем практического богатства, является лишь одной из сторон, одной из форм, в которых выступает развитие производительных сил человека...".

- Как вы понимаете приведенное положение? Дайте развернутый ответ.

82. Производственные отношения изменяются под воздействием производительных сил.

- Что же является стимулом развития самих производительных сил?

83. "Внимание ученых к исследованию феномена техники обусловливается тем, что она; выражаясь словами немецкого философа М. Хайдеггера, "превратилась в часть Бытия человека". Неудивительно, что в воззрениях на технику специфическим образом выявляются извечные философские вопросы".

- Какие именно вопросы составляют предмет изучения. философии техники?

84. "...Многие исследователи рассматривают научно-технический прогресс как главное средство разрешения противоречий общественного развития, другие - в научно-техническом прогрессе видят угрозу существования человечества. Такое противоречие нашло свое отражение в работах Римского клуба, в докладах которого уделяется первостепенное внимание решению вопросов настоящего и будущего человечества".

- Сформулируйте свое отношение к техническому прогрессу.

- Какие проблемы человека технический прогресс может решить, а какие не сможет?

85. Современные западные ученые утверждают, что на определенной стадии технического прогресса техника возвысится над человеком, а не человек овладеет техникой.

- Сформулируйте свое отношение к высказанной дилемме.

86. Известно, что К. Маркс под совокупным рабочим понимал весь производственный персонал. Он писал: "Продукт превращается вообще из непосредственного продукта индивидуального производителя в общественный, в общий продукт совокупного рабочего, т.е. комбинированного рабочего персонала, члены которого ближе или дальше стоят от непосредственного воздействия на предмет труда. Поэтому уже самый кооперативный характер процесса труда неизбежно расширяет понятие производительного труда и его носителя, производительного рабочего. Теперь для того, чтобы трудиться производительно, нет необходимости непосредственно прилагать свои руки; достаточно быть органом совокупного рабочего, выполнять одну из его подфункций".

- Следует ли из этого критерия, что к совокупному рабочему, помимо непосредственно производственных рабочих, относятся ИТР, работники науки и управления, а также сфер, где происходят подготовка и завершение производственного процесса? Если да, то почему?

87. Иногда выделяют четыре этапа развития техники: 1) ручного орудия, 2) механизации, 3) жестко детерминированных автоматизированных производственных систем и, наконец, 4) эпоху нежестко детерминированных самоуправляющих и самосовершенствующихся производственных систем.

- Нельзя ли по этапам техники выделять типы производительных сил?

88. Исходным пунктом автоматизированного производства является уже не отдельная машина, а весь непрерывный процесс. Здесь человек, рабочий оказывается стоящим рядом с непосредственным процессом производства, тогда как раньше он был его главным агентом.

- Покажите, как по мере вытеснения рабочей силы человека из непосредственного производственного процесса в производство в качестве непосредственной производительной силы включается гораздо более мощный фактор - наука.

89. Воздействие науки как непосредственной производительной силы становится в наше время универсальным: производственный процесс в целом превращается в своего рода "...технологическое применение науки...", т.е. "...из простого процесса труда в научный процесс...".

90. Наука - одна из отраслей духовного производства. Вместе с тем наука является одним из решающих факторов развития современного материального производства.

- Не противоречат ли эти утверждения друг другу?

91. Сравните исторически различные типы производства (ремесленное, промышленное, автоматизированное) и функции, которые выполняют в нем человек и техника на отдельных фазах производственного процесса подготовки, управления, выполнения и контроля. Покажите, что в ходе комплексной автоматизации центр тяжести труда перемещается на подготовительные фазы производства.

92. "Понятием "материальные блага" вольно или невольно вносится потребительский оттенок в трактовку сущности способа производства. Ведь функционирование материального производства имеет своим результатом не только процесс освоения человеком природной среды с целью создания предметных средств жизни, но и воспроизводство рабочей силы, людей труда, а также производственных отношений. Далеко не все материальные средства, создаваемые в процессе труда, правомерно называть материальными благами".

- Что вы понимаете под материальными благами?

Производственные отношения

93. Производственные отношения характеризуются различными параметрами:

1) формой собственности (V): а) общественной, б) частной;

2) тем, кто организует общественное производство (Т): в) все общество, г) часть общества;

3) принципом организации общественного труда (Р): (д) сотрудничеством, (е) насилием;

4) принципом распределения общественного продукта (S): ж) присвоением одной частью общества результатов труда другой, з) распределением по труду, и) по потребности;

5) формой распределения (F): к) прибылью, л) рентой, м) заработной платой и др.;

6) формой обмена (G): н) непосредственным обменом видами и продуктами труда, о) товарным обменом, п) товарно-денежным.

- Дайте один-два набора совместных значений этих параметров и назовите тот тип производственных отношений, который ими характеризуется.

- Составьте набор несовместимых значений этих параметров.

94. Найдите значения параметров, указанных в предыдущем упражнении, характеризующих определенный тип социально-экономических отношений?

95. Какой тип социально-экономических отношений характеризуют следующие признаки:

а)частная собственность, б) производство организует часть общества, в) насилие является принципом организации труда, г) меньшая часть общества присваивает львиную долю результатов труда большей части общества, д) основные формы распределения общественного продукта: прибыль, рента, зарплата, е) безраздельное господство товарно-денежных отношений.

96. Определите тип социально-экономических отношений исходя из следующих признаков:

а) общественная собственность, б) производство организует все общество, в) сотрудничество членов является принципом организации общественного труда, г) распределение по потребности, д) непосредственный обмен видами деятельности и продуктами труда.

97. Общество может характеризоваться следующими признаками:

а) безраздельным господством частной собственности, б) основной формой распределения общественного продукта (прибыль, рента, заработная уется выяснить:!) кто организует общественный труд, 2) на основе какого принципа он организуется, 3) каков принцип распределения общественного продукта, 4) каковы формы его распределения?

98. С точки зрения исторического материализма, производственные отношения, как и производительные силы общества, составляют материальную сторону общественной жизни.

- Имеется ли различие между материальностью производительных и производственных отношений? В чем оно, по вашему мнению, состоит?

99. Теоретики "индустриального общества" считают, что если труд людей отчужден, то дело тут не в той или иной организации собственности, а в технике, которая абсолютно индифферентна к формам труда человека.

- Дайте оценку этому высказыванию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.141 (0.009 с.)