Характеристика и типология личности
Содержание книги
- Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
- Опытно-индуктивная методология Ф.Бэкона.
- Принцип суверенности разума. Концепции «естественных прав» человека и «общественного договора».
- Критическая философия И.Канта.
- Истоки и основные черты философии К.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
- Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- Философия экзистенциализма, её основные темы.
- Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
- Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
- Онтология как философское учение о бытии.
- Основные структурные уровни организации материального бытия.
- Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.
- Материя и проблема субстанции в философии
- Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики.
- Категории диалектики. Диалектика и синергетика.
- Диалектика, как философская теория развития.
- Оснолвные стратегии осмысления природы человека в классической философии.
- Личность-это индивид, наделенный системой общественно значимых качеств, которые позволяют ему включаться в общественную жизнь.
- Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические причины и формы
- Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте современного человечества.
- Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека
- Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
- Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание
- Характеристика и типология личности
- Политическая система общества и личность
- Проблема сознания в философии.
- Самосознание. Структура самосознания
- Творчество - высшая форма познавательного
- Роль подсознания в творчестве
- Соотношение между субъектом и объектом творчества
- Особенности познания социальной реальности.
- Эволюция представления об обществе в истории философской мысли.
- Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Феномен власти в жизни общества. Политическая Власть и социальный интерес. Политика и право.
- Социальные отношения. Природа социальных противоречий.
- Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Деятельность людей. Свобода и необходимость
- Природа как объект философского анализа
- Формирование экологического сознания
- Элементы, структура и параметры
- Общественное бытие и общественное сознание
- Проблема выделения типов общества
- Структура общественно-экономической формации
- Проблема развития общества. Критерии прогресса
- Характеристика и типология социальных групп
- Определение социальной организации
- Его основные признаки и функции. Власть и свобода
- Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, её роль в жизни общества.
Похожие статьи вашей тематики
9. При рассмотрении проблемы типологии личности на семинарском занятии были высказаны следующие мнения:
1). Типология личности сводит все сложное и неповторимое, присущее личности, к каким-то группам и рассматривает каждую личность как представителя той или иной группы, которая обладает общими характерными свойствами, чертами, направленностью и т.д.
2). Типологический подход к личности огрубляет характер личности, он является лишь первым приближением к ее действительному богатству.
3). Типология личности практически и теоретически позволяет глубже понять некоторые общие черты, свойственные тем или иным людям.
4). Разработка типологии личности необходима для воспитания и самовоспитания, пожалуй, для счастья каждого человека. Осознание типологии личности влияет на выбор деятельности, на воспитание и развитие каждого человека.
- Проанализируйте представленные здесь точки зрения.
10. Примеров типологии личности довольно много в зависимости от критериев, по которым она осуществляется. Личности делятся на группы;
а). по профессиональному признаку, например, по принципу наибольшего соответствия той или иной профессии;
б). темпераменту (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) или по типам нервной системы, которые в основном совпадают с типами темперамента.
- Продолжите характеристики типологии.
11. Дж. Холланд выделяет шесть типов личностей: а) реалистичный, б) интеллектуальный, в) социальный, г) стандартный, д) предприимчивый, е) художественный. Причем каждый из них характеризуется определенными качествами ума, характера, темперамента.
- В чем достоинства и недостатки такой типологии?
12. Немецкий психолог Э. Кречмер в основу типологии личности брал физическую конституцию, которая, как он подчеркивал, соответствует особенностям темперамента и характера. Он выделял пикнический, астенический, диспластический типы и давал характеристику особенностей психики каждого.
- Как вы оцениваете эту типологию?
13. "Личные исключения из групповых и классовых типов, конечно, есть и всегда будут. Но социальные типы остаются".
- Почему остаются? Прокомментируйте данное положение.
14. К. Маркс указывал, что "человек... смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку".
- Как вы понимаете эту мысль К. Маркса?
15. Возведя в ранг первичных и универсальных отношений связь между трудом и досугом, Ж. Дюмазедье делает вывод о появлении новых типов личности, новых общностей, основанных на совместном (групповом) использовании того или иного вида деятельности в сфере досуга. Речь идет о добровольных ассоциациях рыболовов, спортсменов, самодеятельных музыкантов и т.д. В конечном счете, согласно утопии французского социолога, эти ассоциации должны послужить ядром для возникновения в рамках капитализма одного внеклассового типа личности с едиными характеристиками, важнейшими из которых Дюмазедье считает отрицательное отношение к прошлому, стремление убежать от реального настоящего и безразличие к будущему.
- Согласны ли вы с позицией автора?
16. "Книги должны отлежать свой срок в земле, которая... безжалостно сдирает с них кудри и румяна моды, шпаклевку накладного оптимизма, как это произошло с Марлинским, Кукольником, Озеровым - им при жизни были выданы талоны на бессмертие... А то еще был в пушкинскую эпоху некий поэт Тимофеев, провозглашенный за величайшего гения. Ему принадлежит неизгладимое сочинение под названием "Борода ль моя, бородушка".
Словом, только чистому золоту дано выдержать испытание забвением".
- Что, на ваш взгляд, является критерием гения?
- Изменяются ли эти критерии? Если да, то по какой причине?
17. Французский социолог Н. Навиль считает, что ныне все классы носят маски, подвержены галлюцинациям, склонны к бюрократизации и что теперь все социальные конфликты переносятся из сферы межклассовых отношений между социопрофессиональными группами.
- Каковы социальные цели этой точки зрения?
|