Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика и типология социальных групп

Поиск

154. Пусть X1, Х2, Х3 будут запретами, накладываемыми на социальную группу. При этом X1 - жесткость запрета, Х2 - область действия запрета, Х3 - сила запрета. X1 принимает значения а1, а2, а3, Х2 - значения 1,2,3, Х3 - значения с1, с2, С3; а1 - жесткий запрет, а2 запрет средней жесткости, а3- гибкий; в1 - локальный запрет; в2- запрет ограниченного действия и в3 - тотальный запрет; c1 - сильный, с2 - запрет средней силы, c3 - слабый запрет.

На основании этой информации получим:

Таблица З.

  Х1 Х2 Х3   Х1 Х2 Х3   Х1 Х2 Х3
  а1   с1   а2 в1 с1   а3   с1
  а1   с2   а2 в1 с2   а3   с2
  а1   с3   а2 в1 с3   а3   с3
  а1   с1   а2 в2 с1   а3   с1
  а1   с2   а2 в2 с2   а3   с2
  а1   с3   а2 в2 с3   а3   с3
  а1   с1   а2 в3 с1   а3   с1
  а1   с2   а2 в3 с2   а3   с2
  а1   с3   а2 в3 с3   а3   с3

 

- Опишите социальные группы, удовлетворяющие каждой строке таблицу 3.

155. Значениями каких параметров (см. упражнение 5 §2} характеризуется каста? Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь следующим ее описанием.

"Касты (индийские. - Авт.) - социальные группы, которые характеризуются 1 рядом следующих черт, отличающих их от других общностей людей. Во-первых, между отдельными кастами непреодолимые социальные перегородки. Человек, родившийся в данной касте, должен в ней и умереть. Никакая сила не может вырвать его из касты. Только после смерти он мог покинуть свою касту и затем родиться в новой касте: в высшей, если он жил ранее согласно запретам, накладываемым на его касту, и в низшей, если он нарушал эти запреты. Во-вторых, считав лось, что деление на касты идет от бога и нарушение кастовых норм расценивалось как отступничество от религиозных заповедей. Каждая каста имела не только свои нормы поведения, но и внешние различия. За каждой кастой закреплялись определенные виды деятельности, в том числе и профессиональной. Каждая каста имела свои праздники, свои gy накладываемые на пищу и т.п.".

156. Что общего с кастовым имеет средневековое деление на сословия?

157. Каким строкам табл. 3 удовлетворяет каждая из названных ниже социальных групп?

1). Секта баптистов;

2). воинское подразделение;

3). члены спортивного клуба;

4). члены общества по охране памятников истории и культуры.

158. Состав группы со временем изменяется. Покидают ее по разным причинам: в связи с переездом в другое место, из-за возраста, смены профессии, смерти, в связи с переменой взглядов и т.п.; на их место приходят новые члены. Но, несмотря на эти перемены, группа сохраняет свою идентичность и функционирует как одна и та же целостность в течение долгих лет.

- Чем объясняется эта устойчивость социальной группы?

159. Аристотель полагал, что наилучшим из всех классов общества является класс земледельцев, так как он не способен вследствие своего образа жизни и территориальной распыленности активно вмешиваться в вопросы управления государством, которое должно составлять привилегию среднезажиточных классов.

- На какой важный принцип социальной оценки наталкивает эта идея Аристотеля? Проиллюстрируйте его действие.

160. Если оценка любой социальной группы связана с ценностными ее ориентациями, то не является ли она полнейшим субъективным произволом?

- Дайте аргументированный ответ на этот вопрос.

Общая характеристика типов и

Форм общности людей

161. Термин "исторические формы общности людей" (племя, народность, нация), употребляемый в философии, неточен в двух отношениях.

Во-первых, государственная, религиозная, классовая и другие общности сложились исторически. Однако, как известно, в нашей философской, исторической и историко-этнографической литературе к "исторически сложившимся" относили только общности людей, "не связанных кровным родством" (народность и нация), и исключали племя как тип, возникший на базе кровнородственных отношений. Объективно получалось, что племенная общность сложилась вне истории возникновения и функционирования общественных отношений племени, словно; чисто биологическое явление.

Во-вторых, этот термин неточен еще и потому, что во всех посвященных им философских работах фактически речь идет о типах, т.е. о племени, народности и нации "вообще", а не о конкретных формах их проявлениях.

- Насколько справедлива эта критика? Дайте развернутый ответ.

162. Какие вы знаете основные типы национальных общностей? Поясните:

1). Племя, союз племени, народность (ранний феодализм), национальность (поздний феодализм), нация (капитализм).

2). Племя, демос (рабовладение), народность (ранний феодализм) нация (поздний феодализм), нация (поздний феодализм и капитализм).

163. Расположите национальные (этнические) общности людей по степени их развитости:

1) "нация",2) "племя", 3) "род", "семья", 4) "народность".

164. Каковы отношения по объему между понятиями:

1)"племя", 2)"народность", 3)"нация", 4) "национальность" 5) "раса"?

 

Рис.1. Рис. 2. Рис. 3

Рис.4. Рис.5.

165. Каковы отношения по объему между понятиями:

1) "народность", 2) "нация", 3) "национальность"?

 

Рис.1. Рис. 2. Рис.3.

Рис. 4. Рис.5.

 

166. Расположите национальные общности таким порядком, чтобы каждая последующая национальная группа образовалась на базе ряда предыдущих:

1)народность, 2) племя, 3) "род", 4) нация, 5) "семья".

167. Дайте сравнительную оценку данных ниже характеристик племени.

1). Если нет налицо кровного родства, то ни территория, ни языковая, никакая связь не делают данную группу людей собственно племенем…

2). Самое главное отличие племени от других исторических тип их общностей - это отсутствие классов, господство естественного деления труда, коллективная работа и особая форма совместного проживания на одной территории всех членов коллектива, включая распределение продуктов, форма брака и другие стороны быта, характерные только для племени.

3). Племя - самая древняя исторически засвидетельствование форма общности и общественной организации, характерная для первобытнообщинного строя. Из племенных союзов возникает более высокая общественная форма - народность. Элементы племенной организации все еще встречаются среди этнических групп Азии, Африки, Америки, Океании.

168. Дайте сравнительную характеристику приведенных ниже определений народности.

1). Народность - это общность людей, которая в силу особенностей своего исторического развития еще не успела сложиться в нацию всех признаков, необходимых для нации, у народности нет. Народностью этническая, т.е. племенная или межплеменная общность, базирующаяся, как правило, на отсталой, патриархальной культуре, характеризующаяся нередко кочевым или полукочевым образом жизни и другими пережитками родового строя.

2). Народность от нации, на наш взгляд, отличается отсутствием промышленного центра, местного (своего, национального) рабочего класса и соответственно этому слабой и неустойчивой общностью языка и культуры.

3). Народность - исторически сложившаяся (языковая, территориальная, экономическая) общность людей, которая предшествовала образованию нации и восходит к тому периоду, когда создавались племенные союзы и началась их постепенная консолидация. Большая часть европейских народностей складывалась при феодализме.

169. "При всяком действительно серьезном и глубоком политическом вопросе группировка идет по классам, а не по нациям". - Проанализируйте это положение на примере капиталистического общества.

170. Чаще всего нация возникает путем слияния нескольких даже многих народностей (например, немцы, французы, англичане, итальянцы и т.д.), в ряде случаев народность перерастает в нацию (например, армяне, греки).

Дополните перечень примеров, характеризующих тот или другой путь образования нации.

171. "Несмотря на сравнительно высокий уровень классовых антагонизмов в Германии в 1870 г., возникновение опасности нападения нее Франции, констатировал Ф. Энгельс, вызвало такой национальный подъем, перед которым "исчезли все классовые различия"'.

- Объясните описанную Ф. Энгельсом ситуацию с точки зрения соотношения национального и классового.

172. К. Маркс еще на опыте Парижской Коммуны сделал вывод, что отстранение от власти эксплуататорских классов, уже утративших способность управлять нацией и страной, "есть необходимое условие национального спасения".

- Покажите правильность этого положения на примерах мирового революционного процесса на современном этапе.

173. В Египте к арабской нации относят всех говорящих на арабском языке, указывая на их языковую и культурную близость.

- Какова ваша позиция по этому вопросу?

174. Нацию обычно связывают с общностью экономической жизни, с территориальной, языковой и культурной общностями, а также с многочисленностью населения.

- Какой из этих признаков является самым устойчивым?

175. Научно-техническая революция накладывает свою печать на физиономии всех стран, в том числе и слабо развитых. В некоторых странах, например Африке, возникают экономические центры, подчиняющие себе экономическую жизнь ряда племен, устанавливаются более тесные культурные контакты. В то же время иногда при этом отсутствует резкое преобладание языка одной народности перед другой. И вообще темпы языкового развития катастрофически отстают от темпов развития экономики и всей культуры. С помощью родного языка оказывается невозможным овладевать современной мировой культурой. В этих условиях нация начинает складываться на базе чужого развитого языка - часто языка бывших колонизаторов.

- Как вы думаете, скажется ли это существенным образом на облике наций? Если да, то каким образом?

176. "Подобно тому, как человечество может прийти к уничтожению классов лишь через переходный период диктатуры угнетенного класса, подобно этому и к неизбежному слиянию наций человечества может прийти лишь через переходный период полного освобождений всех угнетенных наций, т.е. их свободы отделения".

- Проанализируйте данное высказывание В.И. Ленина.

Общая характеристика семьи

Как общественного явления

177. Первые попытки применить принципы математического моделирования к социально-демографическим процессам были предприняв ты более 100 лет назад и связаны с именем известного бельгийского статистика Л.А. Кегле.

Понимая абсурдность выдвинутой Мальтусом гипотезы об экспоненциальном росте численности населения, Л.А. Кетле предположил, что рост населения сдерживается пропорционально квадрату его Численности.

- Дайте интерпретацию этого положения с точки зрения марксистской концепции закона народонаселения.

178. Американские демографы М. Шеис и Ж. Ридли исходят из того, что любые социально-экономические факторы, воздействующие на рождаемость, чтобы их действие отразилось на частоте деторождения, должны оказать влияние на одну или несколько физиологических переменных, непосредственно определяющих частоту деторождения.

- Согласны ли вы с данным утверждением?

179. "Условия размножения человека непосредственно зависят от устройства различных социальных организмов..."'.

- Является ли семья одним из таких организмов?

180. Критикуя фрейдистскую идею о коренной половой порочности человека, об эгоистическом, антиобщественном характере полового института, А.М. Коллонтай доказывала, что любовь представляет собой фактор социальный, "что на всех ступенях исторического развития человечество устанавливало нормы (правила), определявшие: при каких условиях и когда любовь "законна" (т.е. отвечает интересам данного коллектива) и когда она "греховна", преступна (т.е. противоречит задачам данного общества)".

- Приведите доводы, подтверждающие точку зрения А.М. Коллонтай.

181. О каком типе семьи говорит Ф. Энгельс и какие социально-экономические факторы привели к возникновению этого типа семейных отношений:

"Она (семья. — Авт.) основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима, потому, что дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом".

182. Швейцарский историк права И.Я. Бахофен в работе "Материнское право" (1861) рассматривал период перехода от полигамии к моногамии и от материнского права к отцовскому как следствие дальнейшего развития религиозных представлений.

- Что можете сказать вы по этому поводу? Каковы действительные причины исторических изменений во взаимном общественном положении мужчины и женщины?

183. Охарактеризуйте так называемую "редакцию функций" (эволюцию функций) семьи как социального института в связи с основными этапами исторического прогресса общества. Отметьте в этой связи, в чем состоит непосредственное и опосредованное воздействие способа производства на семейные отношения.

184. Согласны ли вы с утверждением, что только зарегистрированный брак придает любовному союзу нравственный характер?

185. "В силу экономических условий и в силу правильного воспитания, самоанализа и самодисциплины он (человек) поймет, что отцом и матерью зря быть нельзя, что это есть один из тончайших видов творчества. Человек поймет, что надо оздоровить человечество".

- Ваше отношение к данному положению.

186. "В вопросе о населении в будущем обществе решающее значение приобретает более высокое, более свободное положение, которое тогда займут все наши женщины без исключения. У интеллигентных и энергичных женщин – об исключениях не говори – нет склонности давать жизнь большому числу детей по "божьей воле" и проводит лучшие годы своей жизни в состоянии беременности или с ребенком на груди".

- Согласны ли вы с бебелевским объяснением причины снижения воспроизводства населения?

187. К. Каутский поддерживал идею о сужении семьи до парной, брачной или внебрачной ячейки, состоящей только из мужа и жены и нерасторжимой до тех пор, пока ее связывают узы любви. Он считал, что семья в ее теперешнем виде, которую нравственно скрепляют не только чувства супругов, но и родительские и отцовские чувства, должна исчезнуть с ликвидацией товарного производства.

- Согласуется ли эта точка зрения с материалистическим пониманием истории?

188. В современную эпоху на макроуровне социальной деятельности наиболее устойчивой из известных исторических общностей является нация, а на социальном микроуровне - семья.

- Согласны ли вы с данным утверждением?

189. Считаете ли вы, что наследственный характер и наличие географического ареала (области) распространения являются необходимыми и достаточными условиями для того, чтобы какой-либо конкретный физический признак человека мог считаться расовым?

190. Если генетически племя предшествует народности, а народность - нации, то конкретно-исторически во всемирном масштабе очень часто в рамках одного народа они существуют и взаимодействуют друг с другом.

- Проанализируйте это положение.

191. В обществе существует огромное количество социальных групп: малые и большие, агрессивные и мирные, устойчивые и неустойчивые, принудительные и свободные, антагонистические и неантагонистические, простые и сложные, группы, основанные только на личных и формальных связях, и т.п.

- Как определить социальный вес каждой из них? Что более важно?

192. 192.1) Если группа большая, то она имеет большое социальное значение. 2) Если группа формальная (не личностная) и имеет сложное иерархическое строение, то она играет важную роль в жизни общества. 3) Если группа существует длительное время, то ее важность неоспорима.

- Верны ли эти утверждения?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.33 (0.009 с.)